Как выбрать репетитора

Общее предисловие
Здравствуйте!
Я, автор этой брошюры – профессиональный репетитор-коуч (coach); это моя любимая и единственная профессия. Моё имя – Айрат.
Зачем
В чём цель и польза этой брошюры?
Самый сложный объект для работы – это человек, люди (согласны?). Поэтому именно работу специалистов в сфере работы с людьми (психологи, преподаватели) предельно трудно оценивать. Это с одной стороны.
Второе – с репетиторами большинство из нас имеют дело очень редко, малое число раз, причём с расчётом на быструю и большую отдачу.
Получаем сочетание
максимально трудной оценки репетитора,
минимального опыта в деле его выбора
 и
больших последствий.
Так что читайте, думайте и действуйте.
Контакты
Буду очень-очень признателен (а может быть, даже благодарен!) за отзывы, критику, предложения по телефону в Казани (843)295-71-80; мобильному телефону 8-96-00-32-55-55 (Bee Line); skype: WiseFlash. Намерен ответить на письма по адресу trainer@land.ru.
Предложение: репетиторы, мы можем создать Союз Репетиторов.
Просьба: не обращайтесь ко мне с заказами (это не касается моих учеников и учениц!)
Начинающие репетиторы, можете спросить совета.
Благодарности
Благодарности – дело тонкое и почти интимное, потому пропускаю этот пункт и перехожу к следующему.
Признателен – очень признателен! – ученикам и ученицам. Мне вообще очень везло на них, особенно на учениц. Каким-то образом наибольшую пользу я получил от учеников, а не от специальной литературы или от учителей.
Эта брошюра
Эта брошюра претендует на неполноту, и, т.о., на право улучшаться; я готов учиться и внимать критике.
Эта брошюра исполнена в варианте c краткими объяснениями, и подробными инструкциями.
Эта брошюра ориентирована преимущественно на родителей, не намеревающихся "влезать" в тонкости обучения.
Эта брошюра имеет рекомендательный необязательный характер; – решение принимаете вы.
Порядок пользования
Рекомендую вначале просмотреть Алгоритм0, потом раздел "Потом…", по результатам которого определите какой Алгоритм вам подходит. Можете просмотреть и другие Алгоритмы, но используйте только свой. Если покажется, что какой-то момент из другого Алгоритма можно внести в ваш, лучше вначале посоветуйтесь со мной. То же – если захотите что-то выкинуть.
Но, конечно, вы не обязаны поступать именно так. Можно просто просмотреть книжку и "выудить" понравившиеся идеи. Они здесь есть.
Рекомендации
Общие рекомендации
В разных ситуациях разные критерии имеют очевидно разную важность.
Соответственно этот раздел предлагаю как предваряющий и не подлежащий "лобовому" применению.
Вдумчиво прочтите их, и этого будет достаточно.
Указываю неочевидные или противоречащие мифам позиции:
помните, что вы ищите учителя: переводчик – это не учитель языка и программист – не учитель программирования;
ищте эффективного репетитора, а не считающего себя эффективным (искренность его самооценки не имеет значения);
поиск репетитора хорошо проводить по старым объявлениям (старые газеты, многолетние базы объявлений);
образование репетитора – лучше педагогическое;
место работы – лучше "свободное", элитная или, в крайнем случае, обычная школа, но не ВУЗ;
бльшая часть проблем имеет психологическую природу, следовательно, в значительном числе случаев лучше психолог, а не репетитор (по крайней мере вначале);
Пмните, что ваша проблема – конкретная, а не универсальная; соответственно вам лучше специалист, а не универсал:
репетитор, работающий с любыми возрастными группами, скорее всего неэффективен для всех групп;
репетитор, работающий с любыми целями, скорее всего неэффективен для всех целей;
соответствие стандартам образа репетитора – лучше частичное соответствие и частичное несоответствие;
пол – лучше противоположный полу учащегося (особенно для учениц);
учёная степень – хороша только степень, полученная по разработке методики преподавания;
характер – лучше весёлый, но не серьёзный;
возраст – не важен, важна живость (иной 20-летний очень мёртв);
школа преподавания ("по Макаренко" или "по Корчаку") – не важна;
разнообразные курсы подготовки при ВУЗах не оправдывают даже затрат времени.
Телефонные переговоры
Старайтесь задавать вопросы о том, что очевидно и проверябельно, старайтесь не задавать вопросов о том, что неочевидно и непроверябельно. Спрашивайте о специализациях репетитора, а не об образовании.
Если на ваш вопрос не отвечают, тем более "давят" ("Нет, скажите что вам нужно!") – немедленно ложите трубку: неуважение к вашим вопросам имеет тенденцию перехода в неуважение к вашим интересам, а если вы промедлите, то нахрапистый собеседник запросто может вас «замотивировать». То, что вы покладёте трубку, тем не менее не будет означать ответное неуважение к собеседнику, а будет означать реализацию вашей свободы выбора. Но, конечно, вы имеете право и позволить водить себя на верёвочке. Надеюсь, вас при этом удавят не совсем насмерть.
Апробация
Если я готовлю абитуриента к поступлению в куда-нибудь, то я и сам сдаю туда вступительные экзамены. Поэтому и предлагаемый здесь подход в выборе репетитора я реализовал на практике. Я ожидал, что репетиторы будут отказываться сообщать свою специализацию, но не ожидал, что они готовы ради этого бросить трубку. Я ожидал, что "лохоловов" будет много, но их оказалось больше 85%! Такое впечатление, что репетиторы сговорились морить потенциальных клиентов, чтобы те в конце концов согласились на любого. Проверьте сами. О-очень утомительно. Очень поучительно.
Проверки, проведённые по моему подходу, и проверки, проведённые по "своим" разработкам «моих» дотошных родителей и журналистов разных изданий, дают одинаковую картину: в Казани предварительный отсев проходят примерно 1 из 30 авторов объявлений.
Четыре
Я считаю, что было бы лучше, чтобы вы знали то, что я изложу в этом разделе.
Скорее всего, вам это не понравится; возможно, очень не понравится.
Вы имеете право знать, и имеет право не знать. Можете не читать этот раздел дальше.
Чем дольше ученик находится в школе, тем хуже его здоровье, в т.ч. психическое. Ученик быстро ощущает, хотя и не осознаёт, что школа подавляет его. Школа есть такая, какой она нужна учредителю (т.е. правительству), – и ученик страдает.
Постепенно здоровые прекращают сопротивление и становятся больными; постепенно здоровые переносят сопротивление туда, где это безопаснее и становятся больными. Первых называют примерными учениками; а вторых – хулиганами. И те и другие имеют после в жизни незначительные успехи.
Есть ещё две малочисленных группы. Одну из них характеризуют как "способный, но лентяй (или озорник)", а другая группа притворяется паиньками (они могут обойтись и без поддержки, но их очень-очень мало, нет почти).
Именно эти люди оставляют след в истории планеты: изобретают, раскручивают Microsoftы, сочиняют Реквием и Yesterday…
Однако совершенно объективно эти "способные-но" учатся в школе своеобразно: они могут иметь двойки-тройки по русскому и пятёрку по математике или наоборот. Они могут и по любимому предмету иметь тройки и по нему же побеждать в Олимпиадах. Но чаще они имеют парочку четвёрок и кучу двоек-троек. Я обращаюсь к родителям таких детей: ваши дети – это золотой фонд человечества, всего мира. Ради вашего бога, не давите на них, им и так трудно, темно, глухо и холодно. Если они станут соответствовать школьным стандартам, они никогда не станут ни Леонардо да Винчами, ни Бахами, ни Архимедами и не прославят вас – его родителей.
Алгоритм0 (подготовка)
Пмните, что это – рекомендация, и вы свободны поступать по своему.
Термины: Все=родители, ученик/ученица и друг семьи или помощник-психолог; Ведущий=тот кто читает вопросы Алгоритма0 Всем.
Ведущий – лучше всего психолог или Глава семьи.
Ведущий – лучше всего человек со склонностью к программированию, точным наукам, анализу, но не творческого типа.
Ведущий отвечает на вопросы наравне с остальными, а также (когда это будет указано в Алгоритме0) на отдельном листке записывает результаты голосования всех. Ведущему очень-очень рекомендую соблюсти уважительную и доброжелательную атмосферу, особенно по отношению к ученику, каким бы балбесом его кто ни считал.
Подготовьте заранее условия, чтобы после важной работы вы могли отпраздновать это совместным чаепитием или как-то иначе. Торт, что-ли, купите.
Для дружной семьи со схожими взглядами возможно прохождение Алгоритма0 вместе, при различающихся позициях делайте по очереди.

: Ведущий читает вслух все строчки, начинающиеся с тире ( – ), это команды для всех (включая Ведущего).
Строчки, начинающиеся с двоеточия ( : ) – команды только для Ведущего.
– Возьмите ручки и бумагу,
(Ведущему понадобится 2 листа);
– рассядьтесь так, чтобы не мешать друг другу и так, чтобы не подглядывать.
– Внимательно слушайте определение слова "почему":
– «"почему" – это "по какой причине", "из-за чего", "вследствие чего"»
– Все отвечайте про себя на вопрос: " Почему нам нужен репетитор?".
: Ведущий, сделайте паузу.
– Подумали?
: Ведущий, подумайте и подождите, пока все подумают.
– Все запишите на своих листках.
: Ведущий, запишите свои ответы и подождите, пока запишут остальные.
– Все прочтите про себя свои ответы.
: Ведущий, прочтите про себя и подождите, пока все прочтут.
– Теперь зачёркивайте, жирно зачёркивайте всю эту ерунду, всё зачёркивайте.
– Объяснение: "Этот ответ вам не просто не нужен, он мешает, он – препятствие, и вы его уже убрали. Он из прошедшего времени, поехали вперёд."
– Внимательно и ответственно слушайте определение слова "зачем":
  – «"зачем" – это "для какой цели", "для чего"»
– Все отвечайте про себя на вопрос: " Зачем нужен репетитор?".
– Запишите.
– Все по очереди читайте. Последним читает ученик. Остальные МОЛЧА слушают и МОЛЧАТ!
: Ведущий, выберите наиболее популярный ответ голосованием (не допуская обсуждения). У инициатора обращения к репетитору 2 голоса, у остальных – по одному.
: Ведущий, возьмите отдельный лист бумаги и запишите наверху громкими буквами название листа "Мы" и ниже добавьте строку "1. Квази-цель – " и допишите то, что выбрали.
– Теперь все по очереди читают по одному ответу на вопрос "зачем", остальные могут комментировать этот ответ, обсуждать, спрашивать, спорить и т.д.
: Ведущий, организуйте эффективное обсуждение: не очень коротко, не очень длинно.
: Ведущий, если в результате обсуждения выбрали что-нибудь вроде "лучше учиться" или "поступить в ВУЗ", то задавайте вопрос "Зачем?" пока всех более-менее не устроит ответ с одним из следующих вариантов: "чтобы прокормить себя и свою семью", "чтобы занять высокое положение", "чтобы прославиться", "чтобы было много любви". Если все отвечают вразброд, ведущий ставит эти 4 варианта на голосование (у всех по одному голосу, у ученика – 3 голоса).
: Ведущий, объявите какая цель в результате выбрана.
: Ведущий, на листе "Мы" добавьте строку "2. Настоящая цель – " и допишите выбранную цель.
 ! Этот пункт обязателен и важен. {Постановка мета-цели}
: Ведущий, задайте ученику вопрос:
– "На вопрос, который я сейчас тебе задам, нельзя отвечать вслух, но полезно ответить про себя: "Представь, что ты достиг вот этой цели, которую мы сейчас выбрали. А что ты, может быть, будешь делать дальше?" Когда ответишь про себя, кивни или скажи что ответил."
: Здесь не надо ни голосовать, ни записывать, ни выспрашивать ученика.
– Каким должен быть репетитор?
– Запишите все у себя.
– Читайте вслух по очереди, последним читает ученик.
– Теперь можете что-нибудь вычеркнуть или добавить.
: Ведущий, подождите, пока все не закончат вычёркивать и добавлять. Потом возьмите лист у ученика, а остальным объявите
– Ваши листы своё отработали, они больше не нужны.
– Спасибо нам всем, что мы все вместе дружно собрались (в кои-то веки!) и вместе поработали. Давайте, чайку, что-ли, попьём с чем-нибудь вкусненьким.
Потом… (определение ситуации)
Скорее всего, дальнейшую работу будет делать только один человек, назову его инициатором.
У инициатора должны быть: а) лист "Мы" где записаны квази-цель и реальная цель и б) лист ученика, где записаны его представления о репетиторе.
Определите, к какой категории принадлежит ваша ситуация:
1) "Надзиратель": ученик не делает домашние задания, учится "ни штко-ни влко", в школе успехи скорее плохие, но не катастрофические; вы решили нанять репетитора, чтобы он контролировал выполнение домашних работ и помогал.
2) "Сопровождение": ученик учится неприемлемо плохо; вы решили нанять репетитора, чтобы он его "подтянул".
3) "Восстановление": ученик по болезни или другой понятной причине сильно отстал; вы решили нанять репетитора, чтобы он ликвидировал отставание.
4) "Слом": ученик внезапно и резко ухудшил учёбу; вы решили нанять репетитора, чтобы он хотя бы выровнял ситуацию до приемлемого уровня.
5) "Поступление": ученик в выпускном классе, шансы на поступление расцениваются как недостаточные; вы решили нанять репетитора, чтобы он его подготовил к поступлению.
6) "Проблемы в ВУЗе".
После того, как выбрана категория, обратитесь к Содержанию и найдите в нём соответственно Алгоритм1 "Надзиратель" либо Алгоритм2 "Сопровождение" и т.д.

Блок Алгоритмов
Алгоритм1 "Надзиратель"
Этот Алгоритм предназначен для ситуации: ученик не делает домашние задания, учится "ни штко-ни влко", в школе успехи скорее плохие, но не катастрофические; вы решили нанять репетитора, чтобы он контролировал выполнение домашних работ и помогал.
1. Выберите вариант, который вас устраивает:
а) – вы хотите, чтобы ученик делал домашние работы и не хотите за это платить много – читайте пункт 2 "Дёшево, но долго";
б) * вы предпочтёте заплатить вчетверо, чтобы эта проблема была решена раз и навсегда – читайте пункт 3 "Быстро, но дорого".
Вариант – "Дёшево, но долго"
2. Итак, вы предпочитаете платить помалу, хотя и долго. Учтите, что ученик при этом не научится самостоятельно решать проблемы самоуправления. Учтите, что вы почти наверняка в сумме переплатите (будете платить вчетверо меньше, но заниматься вдесятеро дольше).
Действуйте:
– сми повесьте объявления в ВУЗах; обратитесь к источникам бесплатных объявлений: газет типа "Из рук в руки", "Всё для вас" и обращайте внимание на объявления на столбах, остановках; выписывайте телефоны тех репетиторов, которые, похоже, не будут брать много (например, если объявление дал студент). Через знакомых в данной ситуации лучше не искать; объявления-реклама в прессе, на ТВ даются преимущественно дорогими репетиторами.
– Выпишите телефоны репетиторов на лист, звоните им и заявляйте свою квази-цель (но не реальную цель!) и спрашивайте расценки. Если репетитор не отказывается от работы, против его телефона проставьте его расценки (и его имя).
– Приглашайте репетиторов чтобы познакомиться и договориться, начиная с самого дешёвого из них, на то время, когда ученик будет дома (эта категория репетиторов в большинстве согласны на подобные "предварительные консультации"). Честно скажите, что вы хотите (или "должны") вначале встретиться, прежде чем договориться.
– При встрече оценте, установил ли репетитор контакт с учеником (это сразу заметно и остро ощущается).
– Если кандидат не установил контакт – обязательно распрощайтесь с ним: рубль против Нью-Йоркской Товарно-Сырьевой Биржи, эффект не оправдает даже потраченного времени, не то что даже и маленьких, но денег. Можете сказать ему причину, можете не говорить (вы не обязаны), но расстайтесь категорично; не надо жалеть его, а то потом придётся жалеть и его, и ученика, и себя, и времени и денег. Помните, что вы ему ничего не должны.
– Оцените насколько соответствует репетитор описанию ученика, для этого поспрашивайте и понаблюдайте. Задайте 5-10 вопросов, не больше! Оптимально, если соответствует ~70%, начинайте договариваться если соответствие где-то от 30 до 80%. Слишком хорошее соответствие осложнит работу честного репетитора и облегчит безделье репетитора нечестного. Внимание! Не ориентируйтесь на оценки ученика после встречи: ощутив, что ему придётся-таки работать, т.к. этот репетитор не станет с ним шататься по улицам и бить стёкла (я условно выражаюсь), ребёнок может начать сопротивляться.
– Постарайтесь (это сложно) вдвоём с репетитором установить чёткие и ясные обеим сторонам критерии успешности работы репетитора (можно, конечно, назначить критерием школьные оценки…). Пока вы ведёте переговоры очень разрешите ученику крепко помалкивать. После этого заканчивайте договорённость установлением времени первого занятия.
Впоследствии контролируйте работу репетитора – это и в его интересах (он может дополнительно ссылаться на ваш контроль, чтобы не принимать приглашения ученика поразвлечься).
Где-нибудь после 10-12-14-го занятия начните незаметно для ученика узнавать его отношение к репетитору. Если оно, это отношение, плохое, смените репетитора на другого так, чтобы между ними не было зазора (пусть новый репетитор продолжит расписание старого; сменить расписание лучше потом). Ученику соврите что хотите, иначе он может захотеть сразу же не любить и этого репетитора, чтобы вы и его убрали.
При обычном репетиторе эффект начнёт ощущаться где-нибудь после 30 занятий.
Всё; ваш случай рассмотрен, можете закрыть книжку, можете для сравнения прочитать следующий раздел. Если остались вопросы – звоните мне.
Вариант * "Быстро, но дорого"
3. Итак, вы настроены решить проблему "в корне" и согласны за это платить помногу. Именно помногу, но, однако, в сумме выйдет меньше, чем нанимать по дешёвке студентов для постоянного контроля. Сразу как учитель-психолог, а не психолог-учитель, сообщу: ориентируйтесь на психологов, а не на учителей. Для данной ситуации различия в навыках учителей и психологов становятся такими большми, что обычный учитель (не психолог) совершенно не в состоянии справиться с задачей. Поэтому ищите психолога.
* наилучший реальный способ найти хорошего психолога – это "глубокое зондирование" знакомых: спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте;
* у знакомого, рекомендовавшего психолога, спросите помог ли тот в известном ему случае, и пользовались ли его услугами позже. Если знакомый в восторге рассказывает, что он каждую неделю ходит к психологу, и тот каждый раз ему здорово помогает – пусть и дальше восторгается; но вам нужно не это. И не этот "рыболов", сажающий клиентов "на крючок";
* если вы нашли психолога/психотерапевта по объявлению, обязательно на листок запишите, как он себя представляет: психолог либо психотерпевт; спросите и запишите, где он работает; спросите и запиште специализацию;
* запишите всё, что он о себе сообщит; не задавайте вопросов о его образовании и стаже (постарайтесь этим не интересоваться искренне – вам выйдет выгоднее);
*** Учтите следующие моменты:
* в этой среде разные бывают люди, но в целом психологи/психотерапевты/гипнологи существенно честнее среднего человека (им и так приходится слишком много врать, чтобы их правильно поняли), так что в сомнительных случаях бльше доверяйте им;
* если специалист заявил о себе как "дитор" или в качестве специализации заявил "диантика" или "саентолгия"/"саентлог", то обязательно спросите, член ли он СЦ (Саентологической Церкви). Если он оттуда, просто положите трубку. Если он не оттуда (особенно если он заявит FreeZone/ФриЗона) – никаких проблем, но они для решения частной задачи не вполне подходящие (они больше ориентированы на глобальные результаты).
Чтобы сравнить двух или более специалистов, протестируйте каждого
Если он – мужчина, то добавьте + 2
Если он работает в официальной организации, вычтите - 1
Если он заявляет о себе, как детском (подростковом) психологе +10
Если он психиатр 0
Если он гипнолог (гипнотизёр) + 3
Если он психотерапевт + 4
Если он психолог + 5
Если у него есть специальная рабочая комната + 4
Если от знакомых вы знаете, что он уже решал эту же проблему +20
Если он заявляет что специализируется по 4 или более направлениям - 6
Если он младше 30 примерно лет - 3
Оцените по 5-балльной шкале его голос (уверенность, чёткость, силу, мелодичность, доброту) и добавьте от + 1
до + 5
Итого:
* Нюансы: психолог, возможно, предпочтёт работать без лишнего третьего, гипнолог скорее всего будет настаивать на присутствии взрослого.
На этом разбор вашего случая заканчиваю: можете закрыть книжку либо для сопоставления прочесть предыдущую часть "Вариант – Дёшево, но долго".
Алгоритм2 "Сопровождение"
Этот Алгоритм предназначен для ситуации "Сопровождение": ученик учится неприемлемо плохо; вы решили нанять репетитора, чтобы он его "подтянул".
0. Общие замечания. Эта ситуация чаще является следствием искренней и глубокой, обычно неосознаваемой нелюбви ученика к школе (есть за что). Соответственно, раз корень проблемы психологический, то и решать как будто должен психолог. Однако за время митинга протеста ученик уже реально отстал от школьной программы (обычно с 3-го класса) и много работы накопилось именно для учителя. Т.е. имеем парадокс: лучше бы психолог, но основная работа – для учителя. Оптимальное решение: найти учителя-психолога; чуть похуже – нанять вначале детского или подросткового психолога, а потом учителя; ещё чуть похуже нанять психолога-учителя, неприемлемо плохо – просто психолога или просто учителя.
Дальнейшие инструкции даю в расчёте на нахождение эффективного учителя-психолога.
Под конец раздела привожу таблицу – используйте её как организатор и координатор ваших действий. Сделайте с неё копии и заполняйте для каждого репетитора.
В отличие от психологов репетиторы в большинстве своём не слишком озабочены (своей) честностью – обязательно учтите это. (Это не значит, что вам нужен обязательно честный репетитор – вам нужен наиболее подходящий и эффективный).
1. Опросите знакомых и знакомых знакомых. Спросите и запишите в таблицу известный им стаж репетиторства; кем и где работает; имеет ли педагогическое образование; пол. Договариваясь о встрече (на его условиях!), спросите на каком возрасте он специализируется; предъявите ему квази-цель (не настоящую цель!) и запишите его ответы в таблицу. На встрече, как бы вам репетитор ни понравился, не договаривайтесь о первом занятии: во-первых, вы можете найти лучшего, во-вторых, вы можете вспомнить то, на что сразу не обратили внимание и изменить своё мнение, и, главное, в-третьих, посмотрте на его реакцию: если он будет настаивать на назначении занятия сразу – это плохо. После встречи сразу запишите что он о себе заявит: образование, стаж и другое (сами у него не спрашивайте! Вам нужна не его корочка, а ваш результат (вы ещё помните, какой?))
2. Возьмите старые (!) газеты объявлений (может быть, в библиотеке). Обратитесь в Интернете к базам объявлений, если они имеют старые объявления и возможности для их поиска. Выпишите телефоны репетиторов (лучше стационарные, а не мобильные) в стопку приведённых ниже бланк-таблиц и:
а) против каждого проставьте его стаж равным давности объявления (я, например, первое объявление в газете подал в 1989 г. и если сегодня 2006 г. – считайте; что мой стаж 17 лет);
б) в начале разговора скажите, что звонте по старому объявлению и спросте – продолжает ли он свою деятельность, и если нет – вычеркните его из списка;
в) спросте, преподаёт ли он школьникам или готовит к поступлению или он, может, работает со студентами. Не допускайте перехвата инициативы (иначе репетитор вам подыграет: "У Вас какая ситуация, с Вашим ребёнком? Да-да, это именно моя специализация!")
г) если он работает со школьниками – спросте с каким возрастом он предпочитает заниматься и также не допускайте, чтобы он до ответа узнал возраст вашего ученика, иначе запросто может получиться что он именно только как раз и 4-ым классом (например) занимается; этот ответ тоже запиште;
д) на слух определите пол и запишите;
е) заявите квази-цель (не настоящую!); запишите его реакцию;
ж) спросите, к какому направлению педагогики он ближе (если он попросит уточнить, скажите не очень уверенно и запинаясь что вот, что-то слышали о Варфордской (на смом деле Вальдорфской) – или как она там? – школе; во всяком случае не демонстрируйте свои познания, если они у вас есть); отметьте, если он растерялся и не знал что сказать;
з) можете придумать любой вопрос-провокацию: общий для всех репетиторов либо разные для разных. У этого вопроса должна быть нестандартность, но и некоторая логичность для данного разговора. (Ну например "Вы кошек любите?", "А вы "сова" или "жаворонок"?"). Эпатаж (вызывающая вычурность) должен быть, конечно, весьма умеренным. Заранее подготовьте объяснение своему вопросу ("А то у меня дочка кошек любит", "Да просто, знаете, сынок/дочка поспа-а-ать любит…"). Оцените скорость ответа, оригинальность, юмор;
и) к вопросу-провокации близок следующий вопрос (задавать лучше при личной встрече): может ли он посоветовать вам какого-нибудь другого репетитора? Если репетитор начнёт возмущённо надуваться – имейте в виду, что он, возможно, хапуга и рвач, и интересы ребёнка ему не важны. В более благоприятном случае его возмущение может означать неуважение к себе, в общем, стит задуматься в любом случае. Никогда не обращайтесь с просьбой подобрать репетитора к своему школьному учителю: можете нарваться на встречную договорённость двух учителей из разных школ (направляют учеников друг к другу), которые будут мучить детей и доить вас до окончания школы, давая вам только короткие передышки.
Бланк-таблица "Сопровождение"

! Все сведения, которые вы здесь отобразите, должны быть получены вами от знакомых, очевидны или доказаны документами! !
Тел.№ 1.Простите, как вас зовут? ________________
Стаж работы (по информации знакомых или давности объявления)
запишите его стаж: и за каждый год начислите 1 балл +1/год
2. Какая у вас специализация? ("помощь отстающим" и т.п.)
он заявил только 1 специализацию, и она вам подходит +18
он заявил 2 специализации, и одна из них вам подходит +12
он заявил более 2 специализаций, и одна из них вам подходит + 4
он заявил, что специализируется по всему сразу - 6
отказался заявлять специализацию - 9
3. С кем предпочитаете заниматься? (1-3; 5-8; 9-11 классы;студенты;взрослые)
он заявил только 1 специализацию, и она вам подходит +18
он заявил 2 специализации, и одна из них вам подходит +12
он заявил более 2 специализаций, и одна из них вам подходит + 4
он заявил, что специализируется по всему сразу - 6
отказался заявлять специализацию - 9
4. Простите, вы кем работаете?
непедагогическая деятельность - 1
преподаватель непрестижного техникума, училища и т.п. - 3
преподаватель только ВУЗа 0
учитель в школе (или одновременно в школе и ВУЗе) + 6
профессиональный репетитор (если вы проверили его ответ) +20
Пед. и психол. образование (сми не спрашивайте!)
добавьте по 1 баллу за каждый курс (за полное в/о +5баллов) +1/курс
Пол
если у вас ученица, а репетитор – мужчина + 5
если у вас ученик, а репетитор – женщина + 2
5. Реакция на квази-цель (типа "чтобы он лучше учился")
пассивно согласен на что угодно -15
пытается уточнить цель, но соглашается и на такую + 5
пытается уточнить цель предельно настойчиво +25
6. Реакция на вопрос о педагогическом стиле
если он растерялся - 5
Как Р. (репетитор) предложил назначить первое занятие
Репетитор: "Ну что, давайте договоримся о занятии…" - 5
Р. после отказа договориться продолжает уговаривать -15
Р.: " Если хотите, можно договориться прямо сейчас" +1
Р.: " Подумайте, а если захотите договориться – позвонте" +15
7. Общая оценка переговоров (включая вопрос-провокацию)
скорость ответов не слишком высокая и не слишком низкая + 2
оригинальность ответов + 2
оцените юмор по 5-балльной шкале +1..+5
8. Оценка речи (все пункты по 5-балльной шкале от 1 до 5)
чёткость произношения (дикция) +1..+5
разнообразие темпов речи (управление скоростью речи) +1..+5
Итого:
Если репетитор по этому "тесту" набрал больше 100 баллов – с ним имеет смысл договориться о встрече.
Алгоритм3 "Восстановление"
Этот Алгоритм предназначен для ситуации "Восстановление": ученик по болезни или другой понятной причине сильно отстал; вы решили нанять репетитора чтобы он ликвидировал отставание.
0. Ситуация более редкая, чем это кажется родителям. Кроме этого, остаётся невыясненным вопрос – зачем ребёнок болел. Вы его мало любите?
Вам кажется, что для этой ситуации нужен "просто" квалифицированный учитель и вы почти правы. Предлагаю ещё ориентироваться на специалистов в ускоренном обучении. Те из них, кто работает в составе какой-то организации по обучающей должности, практически все сосредоточены в тренинговых организациях; в школах они не работают – невозможно. Т.к. они обычно "избалованы" весьма приличной зарплатой, то и за индивидуальные занятия они будут хотеть получать гораздо больше школьных учителей, а желание приработать у них меньше. К тому же у них возможен своеобразный неровный график занятости.
Редкая и счастливая возможность: при поиске репетитора, может быть, вы услышите такую характеристику репетитора как "Пигмалион". Это редкое профессиональное слово обозначает специалиста по скоростному обучению. Даже если это разговор среди незнакомых в трамвае, тем более учительской – подойдите и наведите справки. Это было бы просто здрово – но весьма вряд ли.
Поэтому: (инструкции даю в расчёте наилучшего использования денег)
1. Обратитесь со своей квази-целью в тренинговые компании.
Если вы затрудняетесь их найти – ищите через кадровые агенства, службы трудоустройства, обучающие центры (тренинговые подразделения обычно входят в состав или сотрудничают с кадровыми/рекрутинговыми агенствами).
2. Наймите согласившегося специалиста на занятий 5 (и сразу и честно скажите ему об этом). Поставьте перед ним задачу научить ученика учиться.
Вряд ли у вас будет большой выбор тренеров (обычно они себя называют так), поэтому "берите что дают".
3. Дальше, в целях экономии, используйте обычного репетитора.
Для выбора наилучшего опирайтесь на результаты тестирования репетитора по приведённой ниже бланк-таблице. Используйте её как организатор и координатор ваших действий. Сделайте с неё копии и заполняйте для каждого репетитора.
В отличие от психологов репетиторы в большинстве своём не слишком озабочены (своей) честностью – обязательно учтите это. (Это не значит, что вам нужен обязательно честный репетитор – вам нужен наиболее подходящий и эффективный).
1. Опросите знакомых и знакомых знакомых. Спросите и запишите в таблицу известный им стаж репетиторства; кем и где работает; имеет ли педагогическое образование; пол. Договариваясь о встрече (на его условиях!), спросите на каком возрасте он специализируется; предъявите ему квази-цель (не настоящую цель!) и запишите его ответы в таблицу. На встрече, как бы вам репетитор ни понравился, не договаривайтесь о первом занятии: во-первых, вы можете найти лучшего, во-вторых, вы можете вспомнить то, на что сразу не обратили внимание и изменить своё мнение, и, главное, в-третьих, посмотрте на его реакцию: если он будет настаивать на назначении занятия сразу – это плохо. После встречи сразу запишите его способ предложения первого занятия.
2. Возьмите старые (!) газеты объявлений (может быть, в библиотеке).
Выпишите телефоны репетиторов в бланк-таблицы и:
а) против каждого проставьте его стаж равным давности газеты (я, например, первое объявление подал в 1989 г. и если сегодня 2006 г. – считайте; что мой стаж 17 лет);
б) Представившись, скажите, что звонте по старому объявлению и спросте – продолжает ли он свою деятельность, и если нет – вычеркните его из списка;
в) спросте, преподаёт ли он школьникам или готовит к поступлению или работает со студентами. Не допускайте перехвата инициативы (иначе получится примерно так: "У Вас какая ситуация, с Вашим ребёнком? Да-да, это именно моя специализация!")
г) если он работает со школьниками – спросте с каким возрастом он предпочитает заниматься и также не допускайте, чтобы он до ответа узнал возраст вашего ученика, иначе запросто может получиться что он именно только как раз и 4-ым классом (например) занимается; его ответ запиште;
д) на слух определите пол (сможете?) и тоже запишите;
е) вот теперь заявите квази-цель (не настоящую!); запишите его реакцию;
ж) спросите, к какому направлению педагогики он ближе (если он попросит уточнить, скажите не очень уверенно и запинаясь что вот, что-то слышали о Варфордской – или как она там? – (на смом деле Вальдорфской) школе; во всяком случае не демонстрируйте свои познания, если они у вас есть); отметьте, если он растерялся и не знал что сказать;
з) можете придумать любой вопрос-провокацию: общий для всех репетиторов либо разные для разных. У этого вопроса должна быть нестандартность, но и некоторая логичность для данного разговора. (Ну например "Вы высокий?", "А вы "сова" или "жаворонок"?"). Эпатаж (вызывающая вычурность) должен быть, конечно, весьма умеренным. Заранее подготовьте объяснение своему вопросу ("А то у меня сын под два метра", "Да просто, знаете, я поспа-а-ать люблю…"). Оцените скорость ответа, оригинальность, юмор;
и) к вопросу-провокации близок следующий вопрос (задавать лучше при личной встрече): может ли он посоветовать вам какого-нибудь другого репетитора? Если репетитор начнёт возмущённо надуваться – имейте в виду, что он, возможно, хапуга и рвач, и интересы ребёнка ему не важны. В более благоприятном случае его возмущение может означать неуважение к себе, в общем, стот задуматься в любом случае. Никогда не обращайтесь с просьбой подобрать репетитора к своему школьному учителю: можете нарваться на взаимную договорённость двух учителей из разных школ (направляют детей друг к другу), которые будут мучить учеников и доить вас до окончания школы, давая вам только короткие передышки.
Бланк-таблица оценки репетиторов для цели "Восстановление"

! Все сведения, которые вы здесь отобразите, должны быть получены вами от знакомых, очевидны или доказаны документами! !
Стаж репетиторства по сведениям от знакомых либо по давности газеты"со стороны"
Запишите его стаж: и за каждый год начислите 2 балла +2/год
a. Чем вы обычно занимаетесь? ("помощь отстающим" и т.п.)
он заявил только 1 специализацию, и она вам подходит +24
он заявил 2 специализации, и одна из них вам подходит +12
он заявил более 2 специализаций, и одна из них вам подходит + 4
он заявил, что специализируется по всему сразу - 6
Отказался заявлять специализацию - 7
b. С какими классами вы занимаетесь? (1-3; 5-8; 9-11 классы; студенты)
он заявил только 1 специализацию, и она вам подходит +18
он заявил 2 специализации, и одна из них вам подходит +12
он заявил более 2 специализаций, и одна из них вам подходит + 4
он заявил, что специализируется по всему сразу - 6
Отказался заявлять специализацию - 7
c. Простите, вы где работаете?
Непедагогическая деятельность - 1
Преподаватель\учитель в техникуме, училище и т.п. - 3
Преподаватель ВУЗа 0
Учитель в школе или в школе и ВУЗе + 6
Тренер в обучающей структуре +15
Профессиональный репетитор (если вы проверили его ответ) +20
Пед. и психол. образование (сми не спрашивайте!)
Добавьте по 1 баллу за каждый курс (за полное в/о +5 баллов) +1/курс
Пол
если у вас ученица, а репетитор – мужчина + 6
если у вас ученик, а репетитор – женщина + 3
d. Реакция на квази-цель (типа "чтобы он лучше учился")
Пассивно согласен на что угодно -15
Пытается уточнить цель, но соглашается и на такую + 5
Пытается уточнить цель предельно настойчиво +26
e. Реакция на вопрос о педагогическом стиле
если он растерялся - 10
Как Р. (репетитор) предложил назначить первое занятие
Репетитор: "Ну что, давайте договоримся о занятии…" - 5
Р. после отказа договориться продолжает уговаривать -15
Р.: " Если хотите, можно договориться прямо сейчас" 0
Р.: " Подумайте, а если захотите договориться – позвонте" +15
Общая оценка переговоров (включая вопрос-провокацию)
Скорость ответов между средней и слишком высокой + 5
Оригинальность ответов + 2
Оцените юмор по 5-балльной шкале +1..+5
Оценка речи
Чёткость произношения (дикция) +1..+5
Разнообразие темпов речи (управление скоростью речи) +1..+9
Итого:
Если репетитор по этому "тесту" набрал больше 120 баллов – можете не искать другого и договаривайтесь.
Алгоритм4 "Слом"
Этот краткий Алгоритм предназначен для ситуации "Слом": ученик внезапно и резко ухудшил учёбу; вы решили нанять репетитора, чтобы он хотя бы выровнял ситуацию на приемлемом уровне.
Такая ситуация – совершенно вне компетенции учителя. Работа с репетитором может только, как выражаются врачи, "замаскировать симптомы" и "смазать картину".
Вы можете принимать своё собственное решение и нести за него ответственность, но мой совет – в данной ситуации услуги репетитора не окупются даже если они бесплатные. Более того, найм репетитора может ухудшить положение.
Наилучшее действие – обращайтесь к психотерапевту, лучше детскому/подростковому; можно и к психологу. Ещё раз – это работа не учителя.
Есть один частный случай когда репетитор может помочь – это когда он действительно добр, внимателен и имеет навык "поговорить по душам". Но это работа психолога, и к тому же такой учитель всё равно будет расшивать ситуацию медленно. Не умею описать, как узнать, определить подобного учителя – сам не знаю, но, конечно, не по благообразному виду и не по медовым речам.
Выбор подходящего психолога может сделать практически только квалифицированный психолог, сми этим не занимайтесь, иначе кпитесь на внешние атрибуты или манипуляцию. Если у вас есть знакомый психолог – попросите его порекомендовать хорошего специалиста или взяться самом.
Единственно, что в вашу пользу – это то, что психологи в среднем более честный народ, чем другие, даже если они врут.
Итак, ваши действия:
1. Действуйте резко и быстро: затягивание времени=быстрое ухудшение=бльший объём работ=бльшие расходы.
2. Если есть знакомый-психолог, обратитесь к нему с просьбой о помощи (формулируйте именно так и точно так).
3. Если такого знакомого-психолога нет, обратитесь к знакомым с просьбой порекомендовать специалиста.
4. Не привередничайте, берите первого более-менее подходящего специалиста.
5. Могу предложить только один критерий для отбора на случай если ученик – младшего школьного возраста (1..3 классы). Психологи при работе с детьми чаще пользуются "физическим контактом" (типа прикосновений). Поэтому когда здороваетесь с кандидатом за руку, обратите внимание – тёплые ли у него руки. Если кто-то из вас – дама, найдите повод и возможность коснуться ладоней.
6. Действуйте!
Разбор вашего случая закончен; простите, что информации мало. В качестве общего ознакомления можете прочесть Алгоритм1, но он вам не подходит – вас сильно ограничивает время. Но кое-что оттуда может понадобиться. Особенно если вы затянете сроки.
Действуйте!
Успеха.
Алгоритм5 "Поступление"
Этот Алгоритм предназначен для ситуации "Поступление": ученик в выпускном классе, шансы на поступление расцениваются как недостаточные; вы решили нанять репетитора чтобы он его подготовил к поступлению.
Эта (квази)цель – самая важная, и я рекомендую для дальнейшего чтения устроиться комфортней и вдумчивей. Я приведу вначале несколько своих соображений, их лучше пообдумать (после чего можете с ними не соглашаться). Затем приведу расчётную таблицу по оценке репетиторов.

) Ученик/ученица отсидели в школе свои 10-11 лет и готовятся к выходу на свободу. Поступление в ВУЗ – для большинства первый самостоятельный выбор, первое самостоятельное действие. Потом у него/неё опять долго не будет возможности что-то выбирать. Предоставьте ему/ей максимум свободы который можете вы. Даже если вам кажется, что "ребёнок" несмышлёныш – дайте ему сколько можете свободы. Пусть он/она активно участвует в выборе репетитора. Пусть работу по выбору репетитора сделает ученик/ученица, а вы подключайтесь для ведения телефонных переговоров (с теми репетиторами, кто не разговаривает с подростками); и участвуйте на уже завершающих стадиях выбора. Если выбор ученика/ученицы одобрен родителями, то он/она будет лучше учиться – это уже его/её репетитор! (Тогда это обойдётся вам дешевле).
) Выбор ВУЗа определяет практически все стороны жизни оперяющегося птенчика: работу, статус, супруга, круг общения, перспективы развития. (Примечание насчёт "супруга" – даже если супруг/супруга вашего чада будет не из его/её ВУЗа, то, вероятно, с работы (определяемой ВУЗом), и в любом случае более престижное место учёбы обеспечивает вашего ребёнка бльшим и лучшим выбором). Поступление в престижное место поднимает также и ваш статус. Поэтому, даже если вы ограничены материально, – временем вы не ограничены. Выбирайте репетитора тщательно, очень тщательно, ещё тщательнее – вы задаёте всю жизнь своему ребёнку.
Выбирайте репетитора тщательно, очень тщательно, ещё тщательнее.
) Лучше всего начать действовать в марте-апреле-мае предыдущего года.
) Соберите приличную базу телефонов репетиторов (через знакомых, по старым объявлениям), желательно не менее 200 (я не шучу! И этого-то может не хватить). Отсортируйте их по убыванию или возрастанию (чтобы один телефон был в списке только один раз).
) Подумайте, стоит ли "отсеять" репетиторов с только мобильными телефонами. Возможно, они окажутся подороже, и, по моему опыту, они оказываются довольно неуловимыми, особенно, когда это вам нужно.
) Пусть ученик пройдёт хороший профориентационный тест, лучше всего в кадровом агенстве или службе трудноустройства (у меня есть профориентационный тест МинОбрезования – дряннейший).
) Разумно, спокойно на серии семейных советов или у психолога-консультанта выберите специальность и ВУЗ (ВУЗы) (дальше выбранный ВУЗ я буду называть ВашВУЗ, выбранный факультет – вашфак, выбранную специальность – вашалогия).
) Узнайте точно в приёмной комиссии, какие будут экзамены на следующий год – свои (ВашВУЗовские) или ЕГЭ (Единый Гос.Экзамен).
) Размножьте расчётную таблицу по оценке репетиторов (она дальше) по количеству телефонов + про запас.
) Удобно устраивайтесь у телефона, поставьте рядом стол, положите на него пачку копий расчётной таблицы и 2 ручки. Упорядочьте все части таблицы: например, нумеруя все три части единым номером, или скрепляя части 1а, 1б и 2 степлером или булавкой.
Звоните, представьтесь и сразу спрашивайте о специализации репетитора (Например, так "Я звоню по объявлению, меня зовут Женя. Скажите, пожалуйста, вы на ком специализируетесь, на школьниках или студентах?" Не отвечайте на его контр-вопрос "А что вам нужно?", прежде чем он сам не ответит на вопрос о своей специализации). Если он специализируется на всём и на всех – переходите к следующему номеру, ложите трубку сразу, иначе увязнете в бестолковых маневренных препирательствах до следующего ледового периода.
) Тех, кто заявил подходящую специализацию и/или возраст, оцените по части 1а таблицы ("Вопросы по телефону"); и сразу же после разговора по части 1б. Не сообщайте репетитору информацию, которую он может использовать, чтобы к вам приспособиться. Если вы будете и вести разговор и одновременно отмечать важные моменты в таблице – вы сохраните ровный, спокойный и деловой тон и сосредоточенность. Если вы поговорите с кандидатами в деловой манере, то вы сами (наверное) увидите, услышите, ощутите, убедитесь, что как минимум 2/3 репетиторов – непрофессионалы.
) С теми, кто прошёл предварительный отбор (хорошо бы как минимум 6-10), лично встретьтесь когда и где им удобно (с учеником обязательно), задайте вопросы из 2-ой части таблицы (часть "Личная встреча"). Не экономьте на усилиях! Если вы живёте не в Волгограде – 3-4 часа на всё-про всё вам хватит: и на собраться, и на дорогу, и на разговор и на посидеть за рабочим местом ученику. Можете также записать всё, что он о себе расскажет, включая трогательные подробности тяжёлого детства. Выдлите по полвоскресенья на каждого.
Совет: большинство репетиторов берут больше с богато выглядящих, так что признаки роскоши лучше оставить дома (хотя бы на первый раз).
) Пусть ученик узнет, когда и где точно будут экзамены (в этом году) в ВашВУЗе на вашфаке, куда он на будущий год будет поступать; пусть сходит, посмотрит на экзамены со стороны. Здесь два зайца:
заяц№1): на следующий год он будет гораздо меньше нервничать перед экзаменом, т.к. ситуация эмоционально будет восприниматься как "это уже было" (эдакий бывалый ветеран);
заяц№2): он может увидеть одного из репетиторов, помогающего своим ученикам – это очень серьёзный ему (репетитору) плюс.
) В июле-августе (примерно) окончательно выберите основного репетитора, оставив про запас парочку.
) Числа 7-10 сентября договоритесь о занятиях.
) В середине сентября начинайте занятия. Если репетитор не рвач, то до середины декабря подготовка закончится. Прошу вас, послушайтесь моего доброго совета – это самый лучший вариант! (Остальные полгода ученик потихонечку будет поршивать билеты/повторять топики).
Ниже привожу какими качествами, по-моему, должен обладать хороший репетитор, готовящий в ВУЗ. Но вы не сможете проверить эти качества, а рассказать о себе репетитор может всяко! Поэтому, хотя эти пункты крайне важны, в расчётную таблицу они не вошли – увы!
) Образование\самообразование идеально такое и в такой последовательности: 1) физика/программирование/математика; 2) педагогическое; 3) психология; 4) преподаваемая дисциплина (в объёме 2-3 курсов достаточно).
) Личный опыт сдачи вступительных экзаменов (если я готовлю к поступлению на вашфак ВашВУЗа, то я туда минимум три раза сдавал экзамены и поступал (причём и на дневное, и на заочное (вечерних почти не осталось)); во время таких экспериментов узнаёшь множество полезнейших вещичек, которые другим способом не узнешь).
) Опыт работы в приёмной комиссии вашфака (также узнаёшь много весьма специфического – вы меня понимаете? Был случай: конкурс каких-то 1,7 человека на место, а поступить невозможно! И член приёмной комиссии был вынужден нанять меня для поступления ребёнка в другое место, хотя предполагал "поступить" его к себе).
) Знания механизмов движения и контроля документов; кто к чему имеет доступ; как проводятся апелляции; зачастую связь с секретаршей полезнее контактов с проректором.
) Наличие каналов информации из высших сфер (ректората) хотя бы о реальном конкурсе.
) Наличие студентов на специальности, куда вы идёте, на 1-ом курсе вашфаке (я по возможности свож учеников, чтобы у них была возможность получить неформальную консультацию своего брата-студента со следующего курса).
) Готовность и возможность поддерживать в экстренных случаях по ходу учёбы (лучше, если ученик об этом заранее не знает).
Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.1а

! Ваш вопрос– на тёмном поле, варианты ответов репетитора (Р.) – на серых полях. Оценку репетитору обводите кружком или вписывайте в белое поле
(или: оценку обводите, а в белых полях суммируйте) !
Тел.№ 0. Простите, как вас зовут? _______________

В
о
п
р
о
с
ы

п
о

т
е
л
е
ф
о
н
у



В
о
п
р
о
с
ы

п
о

т
е
л
е
ф
о
н
у

* Каков стаж работы репетитором
запишите его стаж: и за каждый год начислите 3 балла +3/год
1. На чём вы специализируетесь?
"Я готовлю к поступлению в вашфак ВУЗа ВашВУЗ" +60
он готовит в 2-3 места, в т.ч. в вашфак ВУЗа ВашВУЗ +50
он готовит во все ВУЗы сразу + 5
он не готовит в ВУЗы -10
он заявил, что специализируется по всему сразу -15
отказался заявлять специализацию - 15
2. Вы как-нибудь вначале проверяете знания?
"Конечно!" -10
"Можно, но необязательно" 0
"Нет" + 10
"Я рекомендую пройти профтест" + 5
"Я рекомендую пройти тест на лчший тип обучения" +25
* Где и кем работает (по информации от знакомых)
Непедагогическая деятельность - 10
Преподаватель\учитель в техникуме, училище и т.п. - 5
Преподаватель ВУЗа 0
учитель в школе либо в школе и ВУЗе одновременно +10
тренер в обучающей структуре +25
Профессиональный репетитор (если вы проверили его ответ) +40
3. Много ли Вы будете задавать домашние задания?
"Я их вообще не буду задавать" -10
"Мало" +10
"Немного" +15
"Порядочно" - 5
"Да, много" -25
* Пед. и психол. образование (сми не спрашивайте!)
добавьте по 2 балла за каждый курс (за полное в/о +10баллов) +2/курс
4. Мы хотим, чтобы он поступил туда-то…
Р. пассивно согласен на что угодно -25
Р. пытается уточнить цель, но соглашается и на такую +10
Р. пытается уточнить цель предельно настойчиво +50
5. Вы приверженец какой педагогической школы?
если Р. растерялся - 10
6. У вас есть образцы билетов? (если в ВУЗе свои билеты, не ЕГЭ)
Нет -20
Да +20

Разговор по телефону закончен, тест продолжается.
Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.1б

Оценка репетитора после разговора по телефону
Тел.№ Имя Репетитора _______________
П
о
с
л
е

з
в
о
н
к
а Как Р. (репетитор) предложил назначить первое занятие
Репетитор: "Ну что, давайте договоримся о занятии…" - 5
Р. после отказа договориться продолжает уговаривать -15
Р.: " Если хотите, можно договориться прямо сейчас" 0
Р.: " Подумайте, а если захотите договориться – позвонте" +15
Общая оценка переговоров
скорость ответов не слишком высокая и не слишком низкая +10
оригинальность ответов + 5
оцените юмор по 11-балльной шкале 0..+10
Оценка речи
чёткость произношения (дикция) по 11-балльной шкале 0..+10
разнообразие темпов речи (управление скоростью речи) 0..+10
Пол
если у вас ученица, а репетитор – мужчина +15
если у вас ученик, а репетитор – женщина + 5

Промежуточный Итог-1 по частям 1а и 1б
Встретьтесь и протестируйте тех, кто набрал больше 130 баллов

Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.2

Продолжение тестирования репетитора по результатам личной встречи
Тел.№ Имя Репетитора _______________


Л
и
ч
н
а
я

в
с
т
р
е
ч
а



Л
и
ч
н
а
я

в
с
т
р
е
ч
а

Оценка места занятий учеником (если занятия будут у репетитора)
ученик оценивает комнату для занятий от -5 до +5 -5..+5
ученик оценивает место (стул, свет) для занятий от -15 до +15 -15..+15
Оценка учеником учителя
по внешнему виду 0..+15
по голосу 0..+15
по настроению, эмоциям (доброта, весёлость и т.п.) 0..+15
по манере двигаться 0..+15
Как репетитор объявляет правила обучения
он их вообще не объяснял -40
он объяснял, но не всё, путался, повторялся - 5
он ясно, звучно, понятно и исчерпывающе их объяснил +25
он представил распечатку, где всё объяснено ясно и понятно +20
Какие учебные пособия он рекомендовал и как
он об этом вообще не говорил -20
он сказал, какие учебники/задачники надо иметь +10
он обеспечивает всеми пособиями +25
Какой метод обучения он предлагает
он об этом вообще ничего не говорил 0
он кратко объяснил метод обучения + 5
он предложил на выбор несколько разных методов +45
его метод содержит игровые занятия +60
его метод содержит тренинги +90
Оценки (за домашние задания и т.п.)
не будет ставить +40
практически не будет ставить +50
будет ставить постоянно -60
Физические наказания
не применяет -50
применяет редко +40
применяет часто -80
Ваш собственный критерий оценки
±
Комментарий об этом репетиторе:___________________________________

Промежуточный Итог-2 по результатам личной встречи
Сложите Итог-1 и Итог-2 и полчте Итого:
Хорошие оценки – выше 350 баллов.
Разумеется, репетитор тоже человек (недавно закон такой вышел), и оценивать его только по тесту не разумно. Данные по тестам имеют ценность как способ упорядочить сложную работу по выбору репетитора. Так что на баллы ориентируйтесь, но решение принимайте не только по ним (ещё и интуиция есть).
Счастья и успехов начинающему взрослую жизнь!
Лохотрон
Если вам предлагают помочь с поступлением и интересуются оценками в аттестате – скорее всего, ничего для вас сделано не будет. Т.е. деньги возьмут, ничего не сделают, если не поступите – вернут (кто-то всё равно поступает).
Поймите, узнайте: во многих ВУЗах гораздо легче нарисовать любую оценку "от балды", чем улучшать уже проставленную оценку. Но в таком случае уровень подготовки абитуриента совершенно не важен!
Дополнительные возможности поступления
Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) неоднократно;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно –
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Алгоритм6 "Проблемы в ВУЗе"
Эти проблемы в основном двух типов:
Вариант 1 "Напряг": туго даётся учёба;
Вариант 2 "Вылет": студенту грозит отчисление.
Эти варианты рассматриваю по отдельности.
Вариант 1 "Напряг"
Студенту туго даётся учёба.
0. Общий анализ. Эта ситуация является следствием
а) застаревших школьных проблем, чаще всего у учеников, которые в школе недохулиганили
либо
б) сознательного "наплевательского" отношения к учёбе.
Во втором случае, как говорят медики, "прогноз неутешителен" и "показаны общеукрепляющие процедуры" (что в переводе с русского на русский означает "дальше ещё хуже будет", но "ничего не поделаешь"). (На смом деле есть взломщики-хакеры такого образа жизни, но советы по этому случаю я давать не буду.)
Если же ученик вообще-то намерен улучшить свою учёбу, то самый дешёвый (бесплатный) и самый эффективный способ – обратиться к ВУЗовскому психологу. Так как "за двумя зайцами погонишься – троих поймаешь", то
заяц№1) ВУЗовские психологи действительно бесплатны;
заяц№2) ВУЗовские психологи – квалифицированные специалисты;
заяц№3) ВУЗовские психологи квалифицированые специалисты, особенно по решению этой проблемы, особенно у студенчества, и именно по такой проблеме у них большя практика.
{Все эти зайцы наблюдаются мной в Казани; в других местах, возможно, их меньше, или они другие. Также по Казани знаю, что психологи есть, по крайней мере, во многих ВУЗах.}
Знаю, что из-за страхов, оставшихся с советских времён, многие побаиваются идти к психологу. Может быть, вы тоже не хотите идти к ним – зря!, но что-то же лучше предложить и вам.
Вам тогда придётся довольствоваться хдшим результатом, но зато вы за него заплатите деньги – ищите преподавателя.
1. Тихонько, стороной, через студентов старших курсов, узнайте, даёт ли уроки по своей дисциплине лектор или ведущий семинаров. Узнайте – и никогда к нему не обращайтесь. Берут они кошмарно, обычно "преподают" плохо (так как им платят не за это), но самое плохое не это. Плохо то, что на кафедре это становится известным и преподаватели с этой кафедры, весьма вероятно, начнут специально "щемить" этого студента, напрашиваясь на взятку (в виде платежа за уроки). Это особенно распространено в ВУЗах "2-го эшелона" (малопрестижных), где подобная практика, по моему мнению, охватывает до 100% студентов. (Я не могу высказаться определённее, но могу, по Конституции, высказать своё "мнение".) Кроме того, предмет остаётся неосвоенным (что может вызвать сложности дальше); студент расхолаживается; да и противно это по мне (ни разу не давал взяток).
2. Найдите преподавателя из ВУЗа, но из другого! Источники информации: 1) совет старшекурсников; 2) объявления в зданиях самх ВУЗов; 3) газеты бесплатных объявлений (лучше старых, чем старее – тем лучше); 4) Интернет.
Оценить преподавателя заранее практически не удастся; расценки – ориентир крайне ненадёжный. Опирайтесь при выборе на интуицию.
(Есть частное решение. Если я готовлю ученика в ВУЗ, то и сопровождаю его по смый выпуск. Может быть, готовивший вашего отпрыска репетитор тоже придерживается такой политики.)
Можете до некоторой степени учитывать следующие моменты:
a) бльший стаж – лучше (для этой ситуации не очень принципиально);
b) учёная степень косвенно характеризует знание материала, а не умение преподавать (студенту совсем ни к чему знания в объёме профессорско-академического);
c) более высокая должность даёт скорее небольшой отрицательный эффект;
d) преподаватели после педагогического ВУЗа заметно лучше;
e) лучше преподаватели пола противоположного полу ученика;
f) мужчины-преподаватели в целом эффективнее женщин (особенно по точным дисциплинам);
g) учтите также времязатраты: чем быстрее и легче добраться до места занятий – тем лучше (т.к. время у студента ограничено более жёстко, чем у школьника).
Вариант 2 "Вылет"
Ситуация: студенту грозит отчисление, времени осталось мало.
Для резкого решения привлекать психологов, даже бесплатных, не стит: поздно пить "Боржом" если почки отваливаются.
Есть два основных действия:
1) обращаетесь в медучреждение к наиболее понимающим врачами и спрашиваете: а не болен ли, случаем, студент чем-нибудь эдаким, за что положен академический отпуск?
2) обращаетесь к преподавателю или к его завкафедрой с вопросом: а не знает ли студент, случаем, материал настолько достаточно, за что положена хотя бы троечка?
Как вы, наверное, смутно догадываетесь, оба варианта весьма материально обременительны и обычно требуется посредник.
Но от меня в этих делах не велик прок.
Есть и 3-ий вариант: "потеря динамики для развития фигуры".
В потере года нет ничего страшного; не нужно ни ума, ни денег, чтобы не загреметь в наши доблестные (а для девчонок вообще нет проблем).
Возьмите тайм-аут (перерыв) месяца на 2-3 и ничего не поручайте студенту, пусть отдохнёт от "обязаловки".
Потом пусть обратится за советом к бесплатному психологу своего или другого ВУЗа и дальше действует по его рекомендациям.
Всё.
Телефоны репетиторов Казани
Да-а, я намеревался "влёгкую" "отсеять" непрофессионалов и дать в этом разделе телефоны казанских репетиторов. После обзвона двух дюжин репетиторов осталось ... 1 телефон. Желание звонить по остальным пропало. Этим Маяковскому бы заняться. Помните, он писал "Единого репетитора ради… Отсеять миллионные толпы людей" (или что-то в этом духе).


Содержание
Общее предисловие 1
Здравствуйте! 1
Зачем 1
Контакты 1
Благодарности 1
Эта брошюра 1
Порядок пользования 1
Рекомендации 2
Общие рекомендации 2
Телефонные переговоры 2
Апробация 2
Четыре 2
Алгоритм0 (подготовка) 2
Потом… (определение ситуации) 2
Блок Алгоритмов 2
Алгоритм1 "Надзиратель" 2
Вариант – "Дёшево, но долго" 2
Вариант * "Быстро, но дорого" 2
Алгоритм2 "Сопровождение" 2
Бланк-таблица "Сопровождение" 2
Алгоритм3 "Восстановление" 2
Бланк-таблица оценки репетиторов для цели "Восстановление" 2
Алгоритм4 "Слом" 2
Алгоритм5 "Поступление" 2
Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.1а 2
Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.1б 2
Расчётная таблица для цели "Поступление", ч.2 2
Лохотрон 2
Дополнительные возможности поступления 2
Алгоритм6 "Проблемы в ВУЗе" 2
Вариант 1 "Напряг" 2
Вариант 2 "Вылет" 2
Телефоны репетиторов Казани 2
Содержание 2

{ 11J; вариант лог\виз}
© Шигапов А.З., Казань, 2002-05 г.г.
Перепечатка без письменного согласия автора должна преследоваться по законодательству и преследуется Акко, Алфито, Мормо и Эмпусой.
Тираж: большой.


Рецензии
Здравствуйте, Айрат! Признаюсь честно,- ничего не поняла. Я не пишу в этом стиле, потому, наверное и оценить по достоинству не могу. Хотя к концептуальному стилю отношусь неплохо, но, только в других областях искусства,- в изобразительном, в музыке. А в литературе,-?
Но, тем не менее, первая рецензия у Вас уже есть.
Удачи! Лейла.

Лейла Сабзали   11.12.2006 15:00     Заявить о нарушении