Интервью с Риммой Казаковой - советы писателям

11 декабря при поддержке Федерального агентства по массовым коммуникациям и Регионального центра интернет-технологий, в интернет-кафе «Кафемакс» нами была проведена онлайн-конференция с мэтром российской поэзии Риммой Казаковой. Вопросы задавали авторы и читатели сервера Проза.ру.

Привожу список основных вопросов и ответов, касающихся современной поэзии и литературы в сети:


– Чем отличается поэзия признанного мастера от обыкновенного, можно ли быть настоящим поэтом без "документа"?

– А чем отличается настоящий мастер от рядового писаки? Какие знаки отличая должны быть на настоящем авторе? Талант всегда очевиден. И любой легко определит, кто талантлив, а кто нет.


– Как вы относитесь к тому, что ваши произведения можно найти и скачать из различных интернет-библиотек?

– А мне то что за дело до этого всего? Пусть качают и качают на здоровье.


– Считаете ли вы, что все Интернет-библиотеки следует позакрывать, лишив тем самым многих пользователей сети возможности быстро находить и читать всё, что они хотят?

– Я об этом вообще не думаю. Чем больше будет возможности добираться до истины – тем лучше. А интернет – это великая страна и великая сила.


– Умеете ли вы писать на заказ? На заданную тему, на юбилей высокого чина, например. Есть ведь поэты, которые живут именно написанием заказных стишком, очень далёких от поэзии, зато сделанных вполне профессионально... Это и надписи на открытках, и поздравления всяческие, да ещё много чего... Понятно, что и этим кто-то должен заниматься, но как-то обидно за этих людей...

– Почему же далекие от поэзии? Иногда и сам себе что-то заказываешь, когда видишь какое-то явление, которое тебя трогает. Однажды я написала стихотворение "Дупаки" для выступления, для эстрады. А потом критик А.Михайлов поместил их в книжку и считал одними из лучших. С другой стороны, я профессионал довольно высокого класса. Если что-то закажут, я могу написать на любую тему. Вовремя перестройки я думала зарабатывать поэзией на Арбате, но не пришлось.


– Как вы думаете, есть ли будущее у российской литературы?
 
– В том случае, если у России есть будущее.


– Сейчас на книжном рынке правят даже не читатели, а издатели. Как вы думаете, чем и как может противостоять литературная общественность этому «кривому» явлению в нашей жизни?

– Литература должна быть конкурентоспособной. И что-то должна брать от массового искусства, потому что иногда читаешь умную книгу, и видишь, что автор отступает от канонов творчества, и самозабвенно самовыражается. И становится скучно. Надо сметать плесень псевдолитературы не окриками и руганью, а своими собственными интересными, читабельными произведениями.


– Простите за нескромный вопрос. Можно ли прожить на писательские гонорары?

– Конечно, нет.


– Если вас позовут в жюри сетевого конкурса, вы согласитесь?

– За очень большие деньги.


– В прошлом году одним из секретарей московского союза писателей стал Станислав Фурта – известный в интернете и конкретно на сайте Проза.ру писатель. Как вам с ним работается?

– Ну как со всеми секретарями. В принципе, наш союз живет сейчас как птичка на ветке. Три года назад Михалков старший выгнал нас на улицу из знаменитого дома Ростовых в Поварском переулке. С тех пор собираемся иногда, не так часто и не так систематически, как хотелось бы. Ждем от властных структур закона о творческих организациях, или хотя бы о творческих работниках, и надеемся, что нашего неприкосновенного автора гимна тряханут и отнимут у него то, что принадлежит всем писателям, а не ему одному.


– Порой на литературные сайты приходят со всеми стихами или рассказами очень юные авторы, ещё совсем не умеющие писать. Обидно, когда тут же появляется некий "мэтр" и начинает их унижать и гнать с сайта. Хочется поддержать, ободрить. Но порой не знаешь, что посоветовать, какие слова найти, чтобы не отбить у них охоту писать. Или как вы думаете, если в 15 лет человек пишет совсем плохо, значит ли это, что и в 20 он писать хорошо не станет?

– Не значит. Надо терпимо и нежно относиться к молоденьким ребятам, но надо советовать им ходить в литобъединения, потому что там живой разговор с такими же как ты, мало что умеющими. А у меня самой был такой случай: один мой соученик по университету, где все писали стихи, встретил меня лет через десять, и сказал: "когда тебе было 19 лет, ты сочиняла такую ерунду, что никогда не подумал бы, что из тебя вырастет профессиональный поэт".


– Занимаетесь ли Вы помощью молодым поэтам? Видите ли Вы в подрастающем поколении достойную смену!

– Твардовский говорил, что котят надо топить, пока они слепы. Но это конечно шутка. Да, занимаюсь с утра до ночи и с ночи до утра. Выходят книги с моими предисловиями, помогаю печатать стихи.


– Посоветуйте, как напечатать свой первый сборник стихов? С чего начать? 20 лет подпольного рифмоплётства. Наверное пора начинать знакомиться с миром богем активнее?

– Начать с накопления денег. Сейчас все издается за свой счет. Это один из подарков нашего капитализма пишущим особям. А вообще, позвоните мне по телефону: (495) 251-4001, и поговорим с вами подробнее и поточнее обо всем этом.


С полным текстом интервью вы можете ознакомиться по адресу: http://www.starchat.ru/forum/330/answers/full/


Рецензии
Уважаемый Дмитрий!
Если Вы тут конечно появляетесь...
Как начисляется "сила" рейтинговых баллов авторов проза ру (от +3 до +10 при положительной рецензии)- есть же какие-то правила-алгоритмы. Заранее благодарю за ответ или ссылку с информацией. Она никак не может быть тайной.

Петр Кондратьев   21.03.2023 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 139 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.