Биологическая основа нашего равенства
Основные качества человека - его разум, далеко превосходящий это качество у самых «продвинутых» животных.
Впрочем, разум, это тоже понятие не слишком определенное. Но это не мешает нам довольно уверенно говорить , что такой-то - гений, а тот - круглый дурак.
Разум обеспечивает наш мозг. Казалось, бы все просто: у кого он больше, тот и умнее. Но вот тут-то все и начинается.
Писатель Анатоль Франс имел очень маленькую голову, его мозг был почти в полтора раза меньше, чем у среднего человека. Несмотря на это, он был одним из умнейших людей Франции, достаточно почитать его произведения, чтобы в этом убедиться.
У великого Пастера почти точно на середине его карьеры произошло кровоизлияние в мозг, которое практически выключило кору одного полушария (к счастью, правого, где не находятся центры речи, письма и многие другие, так называемые «непарные» центры). Надеюсь, вы не сомневаетесь, что такой удар по мозгу серьезно ограничивает его возможности. Однако Пастер, как ни в чем ни бывало, продолжал совершать свои великие открытия. Они почти точно распределились поровну: до кровоизлияния и после.Может быть, влияет сама структура мозга? Всем известны врожденные способности - таланты. Мозг изначально приспособлен для решения каких-либо задач. Увы! Из большинства вундеркиндов вырастают посредственности, Моцарты редки. И наоборот: Ньютон и Эйнштейн были в юности явными посредственностями, братья Харальд и Нильс Бор в юности выделялись только тем, что хорошо играли в футбол, были даже кандидатами в сборную страны. К счастью для нас, их туда не приняли и мы получили великого ученого Нильса Бора, да и Харальд стал довольно известным математиком.
Может быть все дело в образовании? Гения можно вырастить. Великий Паганини стал таким в значительной мере оттого, что его изувер-отец заставлял бедного мальчика играть с утра и до вечера.
Но вот пара Майкл Фарадей и Хемфри Дэви. Дэви получил блестящее образование, обладал живым и острым умом, он легко и блестяще решил задачу, над которой бились лучшие умы Англии: создание безопасной шахтерской лампы.
Он взял к себе в лабораторию Майкла Фарадея, имевшего образование начальной школы и профессию переплетчика, добросовестного, трудолюбивого юношу, с несколько замедленным тягучим мышлением, единственная страсть которого была в чтении книг. Теперь Дэви мы вспоминаем лишь в связи с великим Фарадеем! То, что его открытия были сделаны с помощью элементарной математики, только сделало их настолько понятными и ясными, что стремительное последующее развитие электротехники оказалось само собой разумеющимся.
После 40 лет ( и даже несколько раньше) человек начинает стареть- ухудшается память, соображается с трудом. На меня, например, с сожалением и сочувствием смотрят кассирши в магазинах, когда я путаюсь в цифрах при подсчете денег. Однако именно после 40 лет заурядный полковник Суворов стал великим полководцем и все его победы - это лишь победы в старости.
Парадоксально, но во многих случаях именно тяжелая болезнь становилась причиной появления гениальности, и прикованные к постели становились великими мыслителями. Особенно это проявлялось при болезнях мозга.
Достоевский страдал эпилепсией в довольно серьезной форме: приступ можно было вызвать ,помахав перед его глазами растопыренными пальцами. Петр I тоже был эпилептиком. Это можно было бы считать исключением, но вот ученые, изучавшие детей-эпилептиков, учившихся в обычных школах, среди нормальных детей, с удивлением обнаружили, что их интеллектуальный уровень и успеваемость значительно выше, нежели у нормальных сверстников. Так был открыт «барьерный» эффект. Дети, чувствовавшие свою очевидную «неполноценность», стремились компенсировать ее усиленной умственной работой, и это получалось у них так хорошо, что они не только догоняли, но и превосходили сверстников. Этот вывод подтверждался тем , что эпилептики учившиеся в спецшколе, где все вокруг были такие же как и они сами, ничего подобного не демонстрировали и их уровень оказывался вполне закономерно ниже, чем у нормальных детей.
Не будем преувеличивать. Статистика показывает, что все перечисленные факторы действительно оказывают отрицательное влияние. Но многочисленные исключения неопровержимо доказывают, что это влияние никак не оказывается решающим и сравнительно легко преодолевается.
Так в чем же дело?
Наш мозг, мозг каждого обладает огромной избыточностью. По мнению многих, заслуживающих доверия исследователей, мы не используем возможностей своего мозга даже на 1%. Именно поэтому становятся несущественными даже значительные отклонения в размере мозга, его структуре и так далее. Все равно у нас остается огромный неиспользуемый резерв. Решающими становятся психологические факторы, главным из которых является наше желание быть или не быть умными. Подавляющее число «дураков» просто пришли к выводу, что дураком жить легче, усвоили вполне достаточные для жизни простые схемы и не желают думать дальше.
Не верьте когда вам говорят « у меня никаких способностей к математике» , «нет способностей к языкам», «не было возможности получить образование» и так далее. Правда, когда говорят примерно так: «мне неохота об этом думать», «зачем убивать время сидя за книгами» и так далее.
Иногда из этого состояния нас вырывают внешние обстоятельства. В начале перестройки я знал немало «интеллектуалов», понимающих, что им теперь придется «крутиться», которые заявляли, что они не умеют торговать, так как они научные работники, или «я- учитель, я просто не могу быть предпринимателем». Правда, потом они с усмешкой вспоминали: Ну какой я был умный! Просто просиживал положенное время в НИИ». «Да, вспоминаю свое учительство как кошмар».
Но, к сожалению, иногда даже инстинкта самосохранения оказывалось недостаточно, чтобы пробудить в человеке активность. И вообще, одна очень умная женщина сказала как-то мне: «Думать- это такое наслаждение, а порой это так страшно!»
Наше потенциальное равенство еще более усиливается такими случайностями, как удача или неудача. Однако и тут многое зависит от нашего желания: мы можем пройти мимо золотого самородка ( в переносном смысле!) только потому, что нам не хочется хлопот и опасностей.
Так что справедливо правило: каждый встречный не глупее меня, вопрос только в том, как он реализует свой потенциал.
Право быть дураком - одно из прав человека!
Свидетельство о публикации №206121300118