Автограф

Об удивительной судьбе Ирины Триус я узнала в середине 70-х…

В детстве я перенесла полиомиелит и навсегда осталась инвалидом. Не скажу, что это меня угнетало. Правда, костыли портили одежду и натирали мозоли на руках, из-за чего я стеснялась пойти в парикмахерскую сделать маникюр. Еще я носила уродливую ортопедическую обувь – но даже не мечтала заменить ее чем-либо, других вариантов не существовало. Я мечтала, что бы по нашей улице проложили асфальтовую дорогу - в дождливую погоду по ней было невозможно пройти. Иной раз я увязала в липкой грязи чуть ли не до колен, и чтобы выбраться, мне приходилось поочередно вытягивать руками то костыли, то ноги.

Я решила, что после школы обязательно переберусь в город. Так я в 15 лет, оставив родительский дом, оказалась в Донецке, а после окончания техникума по направлению приехала в Жданов - позже переименованный в Мариуполь. Здесь были тротуары, троллейбусы, море, я стала работать бухгалтером, но проблем оказалось больше, чем я могла себе вообразить. Я прижилась в коллективе, обожала свою работу, стала «незаменимым человеком», много путешествовала по стране во время своих ежегодных отпусков, со временем получила высшее образование, но в душе все же не считала, что жизнь удалась.
Прочитав в каком-то журнале о прикованной к постели женщине, я была ошеломлена ее жизненным подвигом. Только Николай Островский вызывал у меня такое же восхищение, но он жил до меня, и я не могла его себе представить в наших условиях. Я рассказывала всем своим сослуживцам историю Ирины Триус и, очевидно, это имя так запало им в душу, что со временем они преподнесли мне бесценный подарок – ее книгу «Жить стоит». Я не могла не написать автору, а когда получила коротенький ответ с обратным адресом на конверте, решила повидать Ирину Борисовну.

На ближайший выходной купила билет на самолет до Москвы. Оказалось, что в этот день один из служащих отмечает новоселье, и никто не хотел верить, что я не иду вместе со всеми к нему на вечеринку. С утра я была, как и все, празднично одета и после работы, на удивление всем, подалась-таки в аэропорт. Октябрь – сезон дождей, туманов и первых заморозков. Погода оказалась не летной. После очередного переноса рейса, у меня в запасе было пару часов времени, и я упросила таксиста отвезти меня в другой конец го-рода, туда, где веселились мои друзья…

Они не поверили своим глазам, пришлось показывать жетон аэропорта. А потом отказывались верить, что в Москву я еду за тем, чтобы попросить автограф у писательницы. 1 сентября они вручили мне книгу с дарственной надписью, а спустя полтора месяца я могла уже встретиться с живой легендой. К утру я была в Москве. Не выспавшаяся, в измятом шелковом платье явилась я в квартиру по ул. Остужева, 9.
Ирина Борисовна лежала в постели и, не смотря на ранний час, работала. Вид был болезненным. Возле нее была стопка книг, телефон. Мне предложили сесть. От волнения не запомнила, о чем мы говорили. Мне было неловко, что я праздным любопытством нарушаю ее трудовой распорядок. Еще более неловко было за свой нелепый измятый наряд. Кажется, я попросила у находящейся в квартире женщины утюг… Поразило окно, упирающееся в стену соседнего дома…

Встреча прошла как во сне. Чего доброго, можно засомневаться, а была ли она вообще, но автограф на книге: «Дорогой Галине с наилучшими пожеланиями от Ирины Триус 13/ Х - 79 Москва» подтверждает, что это все на самом деле со мною было. Кажется, я тогда же впервые побывала в музее Н.Островского…

Когда я прочитала что И.Триус уехала в Америку, очень жалела о том, что не смогу ни у кого узнать, как сложилась ее дальнейшая судьба. Слава Богу, современные средства связи коснулись и нашего провинциального городка. Интернет становится обычным явлением. В журнале «Вестник» за 1999 год я наткнулась на несколько рассказов Эстер Триус из Оклахомы – это, конечно же, она. В прошлом году у нее был юбилей – 80 лет, - это я узнала из другого источника. Захотелось хоть что-нибудь узнать об этом удивительном Человеке, может быть, откликнутся читатели, знающие ее.

Ни на что не надеясь, я отправила запрос в заокеанское русскоязычное литературное издание. Ответ пришел незамедлительно: журнал давно закрыт; Эстер Триус умерла пару лет назад…

В аннотации к книге Ирины Триус «Дорога длиною в жизнь» приводится жизненное кредо писательницы: «Люди могут сделать человека счастливым даже в беде… Люди могут все».
 Декабрь 2006 г.


Рецензии
Странный рассказ о Ирине Триус. Половина текста о Вас. И вот Вы, наконец, встретились с автором. Читаю квинтэссенцию встречи:
"...От волнения не запомнила, о чем мы говорили. Мне было неловко, что я праздным любопытством нарушаю ее трудовой распорядок. Еще более неловко было за свой нелепый измятый наряд. Кажется, я попросила у находящейся в квартире женщины утюг… Поразило окно, упирающееся в стену соседнего дома…". Если Вы встретились со значащим для Вас человеком, так опишите его внешность, манеру речи и поведения, склад мышления, характер, хотя бы в общих чертах. Иначе зачем?.. В общем, рассказ о вещах и объектах, а не о людях.

Роман Шиян   20.04.2015 07:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Роман! Спасибо за внимание к моему творчеству. У меня в руках оказалась, редчайшая по тем временам, книга удивительного автора. Я не удержалась от соблазна заполучить автограф писательницы - об этом мой рассказ. С моей стороны это было дерзостью, легкомыслием, безумством - поэтому столько деталей - чтобы и читатель мог прочувствовать неординарность "события".

За многие годы у меня подобралась внушительная библиотека о сильных духом людях, с автографом не наберется и десятка книг, но эта - была первой. У каждой книги своя история, многие тексты теперь можно найти в электронном виде, но книга по-прежнему остается для меня неповторимым осязаемым связующим звеном между читателем и автором (преодолевающим пространство и время!).

Галина Гаевская   22.04.2015 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.