Разговоры с Богом
Здравствуй. Мне очень нужно, чтобы Ты здравствовал. А для этого необходимо, чтобы Ты существовал. Потому что если Тебя нет, то этот разговор становится бессмысленным, как и моя жизнь, и существование всего мира. Но мир существует, и если даже Тебя нет, я могу придумать смысл сам,
хотя бы на время этой жизни, хотя бы на время этого разговора с Тобой. А дальше видно будет.
В философских и религиозных книгах Твой голос называют самым тихим и спокойным. Наличие подобных голосов наши психиатры полностью признают и лечат от них только в тех случаях, когда они мешают человеку. Правда, мешают они только по его словам, и вполне возможно, что иногда человеку просто не хочется выполнять даже Твои приказы. То же, что от наличия голоса Твоего можно «вылечить» с помощью психотропных препаратов – совершенно точно. После их воздействия на мозг в нём не остаётся вообще никаких посторонних присутствий, и даже собственные мысли звучат оглушающе громко. Мне было бы очень неприятно обнаружить, что этот Твой голос – и есть весь Ты. Вообще говоря, если внушать человеку, что то-то и то-то делаешь для него Ты и предсказывать некоторые повороты его судьбы, то можно обойтись существованием только в виде такого голоса. Но мне очень не хочется, чтобы это оказалось так.
Человеку невозможно представить себя живущим вечно. Ведь даже хранилище информации, жизненного опыта в этом случае не может иметь конечные размеры, но должно постоянно расширяться. Хотя информация сама по себе является ценной только для человека, поскольку помогает ему в жизни. А сущности, живущей вечно (насколько, конечно, может осознать положение подобной сущности наш смертный ум) совершенно неважны сведения о том, что может существовать лишь ограниченное количество времени. Правда, та незначительная толика внимания, которую вечноживущий проявляет к смертному, последнему может казаться огромной, и внимание – постоянным, и это тоже надо учесть.
Та часть человеческого существа, которую принято считать вечной, то есть дух, очевидно, не несёт на себе никакой информационной нагрузки. Ни имя человека, ни его память, ни его родной или любой другой язык, ни плоды его творчества – практически ничего из того, чем жив человек – не сможет сохраниться после его смерти. Йоги утверждают, что сохраняется лишь «чистое сознание» – осознание того, что ты существуешь, - и ничего кроме.
Есть сильное различие между восприятием событий собственной жизни у верующего и неверующего человеков. Верующий человек принимает все совпадения, удачи и неудачи, все происходящие с ним события, в том числе те, которые управляются слепым случаем, за непрерывное и всеобъемлющее влияние Бога. Неверующий же и прямое явное участие Бога в своей жизни сочтёт именно за действие случая.
И самое интересное, что на самом-то деле есть что-то одно: или 1) Бог есть, или 2) Его нет. Оттого, верю я в Него или не верю, Он не исчезнет в первом случае и не появится во втором. И вера в конечном итоге нужна только самому человеку, а не Богу. И Библия – руководство для человека, для обычной жизни, причём даже если Бог существует только в сознании человечества, Он всё же существует и действует, пока живо человечество.
А случай и Бог – понятия почти взаимоисключающие. Для каждого конкретного человека может существовать только что-то одно из этих двух. Хотя в реальности, наверное, возможно и одновременное действие их обоих. Рассматривать же нулевой вариант у меня желания нет, в нём всё теряет всякий смысл.
Когда в давние времена хотели сказать о чём-то, что оно выучено как следует, говорили «как “Отче наш”», а нам, юным атеистам-дьяволятам, учителя вдалбливали «чтоб от зубов отскакивало». Так что «Отче наш» впервые я прочитал лет в шестнадцать, а уж использовать по прямому назначению как молитву начал уже после армии, когда всех желающих, а иногда и не особо желающих, бесплатно возили в Москву и обратно, а в Москве на тридцатом этаже гостиницы «Измайловская» крестили в бассейне. Это были харизматы – протестанты.
Не могу сказать, что это очень плохо, когда тысячи бывших комсомольцев и коммунистов, чувствуя подсознательную тягу к организации, рванулись в церковь, и почему-то именно протестантскую, то есть в обыкновенные залы районных Домов Культуры. Конечно, лучше в какую угодно церковь, нежели в какую угодно партию. Но теперь становится видно, что многим прихожанам посещать церковь просто надоело, наскучило, как может наскучить какая-нибудь домашняя зверюшка или телесериал.
Вообще-то современная вера в Бога – наполовину подражательство, а наполовину самовнушение. Бог по определению остаётся неизменным, а вот верующий постоянно изменяется, и вместе с деформацией своих постоянно растущих требований к Богу наделяет Его всё новыми и новыми свойствами и способностями, оправдывая это Его всемогуществом и бесконечной добротой.
Конечно, верить интереснее, чем не верить, и Библия, или Коран, или Бхагвадгита выглядят привлекательнее, чем тупое мрачное утверждение «Бога нет». Тем более что верующему после жизни в любом случае не придётся менять свои убеждения, тогда как неверующего в любом же случае ничего хорошего не ждёт.
Жизнь устроена так, что одновременно показывает действие Бога верующему и действие случая неверующему, таким образом оба укрепляются в правильности своих воззрений.
Трудно понять, почему Бог оставляет человеку выбор между верой и неверием, если вера человеку помогает, а неверие вредит. Наличие этого выбора заставляет предполагать какой-то подвох. Возможно, за все проявления Божественного участия в жизни человека последнему придётся чем-то впоследствии расплачиваться, очевидно, работать каким-нибудь ангелом или перемещать электроны в атоме. Ведь закона сохранения энергии ещё никто не отменил, а Божья любовь – тоже определённый вид энергии, тем более когда она приносит материальное благоденствие, исцеление, производит воскрешение покойников и т.п. Если один человек становится богаче, другой или другие вследствие этого становится беднее.
Одна моя знакомая протестантка стояла как-то на трамвайной остановке и, неожиданно захотев копчёной колбасы, помолилась об этом. Тут же из подъехавшего трамвая к её ногам выпала палка дорогой твёрдокопчёной колбасы. Она (знакомая) попыталась найти хозяина колбасы и, естественно, не нашла. Тогда она поблагодарила Бога за исполнение её просьбы и пошла домой есть подарок. С точки зрения фаталиста колбасу, конечно, кто-то всё-таки потерял или бросил в трамвае. И хотя Бог, по определению, в состоянии сотворить батон колбасы из небытия, но гораздо естественнее и дешевле по энергозатратам заставить кого-то выронить колбасу именно в том месте пространства, где ждут её как подарка, или побудить помолиться о колбасе именно в тот момент, когда трамвай с колбасой подъезжает к остановке.
Конечно, эти рассуждения выглядят весьма странно. Глупо было бы Богу подстраиваться под законы, открытые маломощным разумом человека.
Некоторые учёные занимаются делом противоположным этому: пытаются подкорректировать выводы современной науки, чтобы они хотя бы не столь явно противоречили Библии. Работы на этом фронте немерено, если учесть, скажем, что по подсчётам теологов мир был создан в 4004 году до н.э., а Земле, по данным радиоуглеродного анализа, как минимум 4 млрд. лет. Казалось бы, что тут можно сделать? Но они смело вступают в бой и утверждают, что и метод радиоуглеродного анализа неточен, и в Библии в ряду родословных, по которому и считался срок Творения, существуют пропуски. В итоге они и там и там получают 10 тысяч лет.
Но ведь в Библии сказано «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Вряд ли здесь повторена дважды одна и та же формула. Скорее речь идёт об одном из Дней Творения, и состоит он из 1000*1000*365*365 наших календарных лет, то есть 133225000000 лет. С таким числом никакой радиоуглеродный анализ уже не поспорит.
Вообще-то все подобные споры вокруг поиска Истины-В-Последней-Инстанции иногда представляются совершенно никчёмными. Эта Истина не даёт никаких преимуществ, а просто насыщает неуёмное любопытство. Можно вообразить себе, что ты уже знаешь всё об устройстве мира, но что такое знание по большому счёту изменит?
Тем более что для писавших книги Библии людей Истина о мироустройстве разительно отличалась от нынешнего Её состояния. Например, Земля тогда для них была плоской и находилась в центре мироздания. Сейчас, когда нас «занесло» в самый хвост спирали Млечного Пути, о том древнем положении мы можем только мечтать.
А с открытием бесконечности Вселенной мы и вовсе вынуждены предполагать, что Творение совершается до сих пор в одной только части сотворения неба, и более того, - оно будет продолжаться вечно!
Хотя с точки зрения верующего наука – вещь абсолютно бессмысленная и бесполезная. Она лишь в час по чайной ложке открывает то, что Богу известно давно, а мимо большей части знаний проходит мимо. Наука находится скорее в ведении дьявола, мечтающего накопить знаний и умений и сравняться с Богом.
Протестантская церковь, то есть просто собрание людей в зале какого-нибудь кинотеатра или Дома Культуры Слепых, не оправдывает своего названия. Люди, которые там собираются, ведут себя так же, как и в миру. Протестантские пасторы, выступая по телевидению много лет подряд, волей-неволей начинают повторяться, одни и те же истории из детства рассказывают по несколько раз и вообще оставляют тягостное впечатление. Все эти их рассказы о мелких чудесах и проявлениях Божиих, «откровения», состоящие в обнаружении ошибок в многочисленных переводах Библии, имеют, кажется, целью только одно-единственное: доказать, что Бог всё-таки существует. Весьма странная обстановка! При этом протестанты абсолютно нетерпимы к представителям иных религий и любого стараются перетащить на свою сторону, разрабатывая для этого специальные указания, на что следует упирать при «беседах» с мусульманами или буддистами, православными или иудеями. Никаким другим верованиям кроме своего они вообще не оставляют права на существование!
Я не люблю реальность. Хорошая она или плохая, она неприятна тем, что от неё никуда не денешься. Она существует сама по себе и будет существовать даже в твоё отсутствие, и она совершенно не нуждается в тебе и от тебя не зависит. Ты можешь стараться её изменять, но от всех этих изменений она не перестанет быть реальностью.
А Бог ведь тоже принадлежит к реальности, даже в том благоприятном случае, если он есть и существует отдельно от человечества.
Если ты верующий, ты должен признавать правильными следующие утверждения:
*) Бог имеет право и возможность в любой момент сделать с тобой всё, что сочтёт нужным, без уведомления заранее;
*) Все твои представления о Боге и загробном мире могут оказаться неверными;
*) Никакие доказательства несуществования Бога не будут признаны тобой за достоверные.
Наука тоже целиком и полностью относится к реальности. Задача учёного состоит в том, чтобы сделать маленький шажок вперёд, взяв перед этим разбег в виде всего, что было сделано до него. Кроме всего прочего, в любой области науки он рискует сделать такую ошибку, которая уведёт науку по ложному пути, или помочь созданию какой-нибудь гадости типа атомной бомбы.
Современные учёные, не рискуя конфликтовать с Библией, пытаются примирить последние научные данные и утверждения Слова Божьего. Хотя уже одно определение в Библии неба как сферы с закреплёнными на ней Солнцем, Луной (светящейся самостоятельно) и звёздами со времён Коперника ставит эти усилия в тупик. Они не в состоянии объяснить хотя бы наличие утра и вечера до создания Солнца и Луны.
Или пассаж о том, как Ева была сделана из ребра Адама. Научные атеисты давным-давно раскопали истинную причину появления этого конфликта текста со здравым смыслом, найдя древневавилонскую легенду о богине Нинти и распознав игру слов в этом имени и словосочетании «из ребра». Это объяснение кажется настолько логичным, что упорство теологов в достоверности каждого слова Библии видится смешным и нелепым. Теологи почему-то никак не могут примириться с фактом, что в эпохи абсолютной неграмотности большинства населения ошибки при переписывании и даже при первом написании (кто бы ни диктовал) любого текста полуграмотными монахами возникали неизбежно. И это ведь ни в коем случае не является доказательством отсутствия Бога, как не являются доказательствами Его наличия многочисленные свидетельства о происходящих в жизни верующих несообразностях, обусловленных лишь желанием чуда.
Мы и в законах своих ушли далеко от декалога, только вот непонятно, вперёд или назад. Женившийся на разведённой прелюбодействует? Господин, да ведь у нас большинство населения, а среди элиты, особенно актёров, почти сто процентов – прелюбодеи неоднократные!
Вообще в ХХ веке интересно получилось: до революции вся Россия по воскресенья в церкви, потом семьдесят лет бесовщины и избиения младенцев, а под конец – команда «веруй!» - и вот те же секретари обкомов ставят полуметровые свечки в бывших картофельных складах и вместо «слава Богу» иногда по привычке лепят «слава КПСС!»
В том храме, где меня в 29 лет крестили, до перестройки был спортзал Университета, и учась на первом курсе мехмата, я в этом же самом здании бегал и прыгал в чёрных трусах, и по Бродскому «пахли подмышками брусья на физкультуре», и физрук, сидя в своём «кабинете» с задранными на стол ногами, дымил сигарой, это в Божьем-то храме! Я потом смотрю – а священник выходит в полном облачении прямо оттуда, где физрук «оттягивался»... Еле эти воспоминания от себя отогнал.
Да и сейчас мир иногда весьма бесцеремонно вторгается в церковные владения. То икону стащат, то священника где-то убьют. Разное случается. Вообще мне кажется, что понятие «мир» сильно притянуто за уши. Сейчас того понятия «церкви», которое противостояло «миру», почти не осталось в нашей жизни. Православная церковь ещё туда-сюда, держится за счёт обрядов, государственной поддержки и русского желания самобытности. А вот протестанты, несмотря на всё их многообразие и популярность среди дорвавшегося до веры народа, превращают свои церкви в совершенно несообразные места. Музыкальное сопровождение только у пятидесятников не выходит за границы разумного, но и у них оно превратилось в бездумное талдычение. Как начнут «молиться на языках» - входят в такой раж, хоть святых выноси, благо что в святых они вообще не верят. И неудивительно, ведь это не что иное, как медитация «тарабарщина» - одна из самых катарсисных в хатха-йоге.
И вообще, если уж, как они утверждают, каждый протестант общается с живым Богом, зачем нужна церковь и зачем приносить в неё десятину? И вот уже церковь заменена телепередачей «Победоносный голос верующего» и Кеннет Коупленд копит денежки на третий самолёт.
Между тем в тех залах Домов Культуры, которые на время аренды становятся церквями, собирается весьма странный контингент. Сразу бросается в глаза, что среди «прихожан» множество психически нездоровых людей. Они и не скрывают, что часто слышат разные голоса, а галлюцинации у них случаются уже почти профессионально, и они их принимают за посылаемые Богом видения.
Собственно говоря, по самому Своему определению именно Он-то их и посылает, а то, что галлюцинации – предмет изучения психиатрии – это проблема психиатров.
Протестантские проповедники, принявшие эстафету от древних ораторов, являются для своей тронутой паствы реальными психотерапевтами.
Вот ещё интересный вопрос для рассмотрения. Бог по определению всемогущ. Проповедники молитвой воскрешают мёртвых. А почему никто из них даже не пробует омолодить старушку и превратить её в девушку? Каждый верующий скажет с абсолютной уверенностью, невзирая на тавтологию, что Бог совершенно точно способен это сделать, и единственное препятствие к этому превращению – тот факт, что Христос такого не практиковал и нам такого не завещал.
Кстати, о Заветах. Сколько тысяч лет были пророки, Бог через них занимался литературным творчеством, а сейчас что – исписался, как мы, смертные? Этому никаких свидетельств нет. Но ведь ни один труд ни римских пап, ни светских писателей, ни тем более сумбурные невнятности «новых пророков» типа Грабового, Виссариона, «Белых Горячих Братств» не способен соответствовать статусу Третьего Завета. Да и что там может быть написано, если не то, как на Землю вернётся Христос?
А что если Его второе пришествие – не что иное, как всего лишь поток фильмов, книг и прочих атрибутов религиозного толка? А архангел Михаил – это Горбачёв?
Что, если всё окажется настолько просто, что прямо обидно?
Поживём – увидим!
25 октября 2005
Свидетельство о публикации №206122000236