Дорс веселятся как в 1966 году. Дэвид Фрике. 14 Декабря 2006
Журнал Роллинг Стоунс.
Оставшийся состав вернулся на бульвар Сан-Сэт праздновать сорокалетие
8 Ноября, барабанщик Джон Дэнсмор, гитарист Робби Кригер и клавишник Рэй Манзарек дали концерт на той улице, где они когда-то дебютировали с певцом Джимом Морисоном в 1966 году. «Всё было как в шестидесятые в ту ночь»,-говорил Дэнсмор с возбуждением спустя несколько дней.-Кроме двух вещей. Не было Морисона который умер в 1971 году, а сам Дэнсмор до этого ни разу не находился в одном помещение с Кригером и Манзареком.
Последние три года, оставшиеся музыканты судятся за права и использование названия группы. В Феврале 2003, Дэнсмор подал в суд на Манзарека и Кригера, которые выступали под именем Дорс 21го века. Певцом стал Иен Эшбери из группы Калт. Дэнсмор это юридическое дело выиграл в 2005 году . Он так же добился того, что ни кто не может использовать название Дорс в любом сочетании. Манзарек и Кригер это опротестовали, и тем временем выступали под именем Раидерс Он Зе Сторм. Название взято из песни с последнего студийного альбома Л.А. Вуман. Интересно, что все эти баталии совпали с годовщиной выпуска первого альбома группы в Январе 1967.
Все трое решили отпраздновать выход новой автобиографии Доорс и нового бокс-сэта со студииной подборкой песен.
Мероприятие происходило в двух отдельных местах, не по далёку друг от друга. Манзарек подписывал книги в Кэт’с Клубе. Раньше это место называлось Лондон Фог. Они выступали там в начале 1966 года. Кригер делал тоже самое в клубе Виски а Гоу Гоу. Клуб где Дорс стали звёздами.
В тоже самое время в книжной лавке Боок Соуп, Дэнсмор играл на перкусиях, а Пэри Фарел и Честер Бенингтон, из Линкин Парк читали поэзию Морисона. После, Манзарек и Кригер устроили джэм в без Дэнсмора. Они исполнили хиты Дорс, Лигхт Мы Фире и Роадхоусе Блуес с участием Фарэла, Бенингтона и гитариста Слэша.
-Быть на волне с Дорс,-это мечта,- говорит Фарэл. В свой новый альбом он включил редкие звукозаписи слов Джима Морисона.
-Находясь рядом с ними я чувствую энергию, которая породила тусовку Лос Анджелеса.
-Это были люди которые перешагнули через свой разум и себя,- говорит Бэнингтон. Он стал фанатом Дорс после просмотра фильма снятым Оливером Стоуном в 1991 году.
-Я понял, что не могу глядеть назад. Я должен делать, то что делаю.
По иронии судьбы,-это и является основой разногласий.
Дэнсмор, Манзарек и Кригер верят, что борются за идеалы и честь оригинального состава, в то время когда музыкальный бизнес стал совсем не таким как в 1965 году на момент основания группы.
-Последние четыре года, было здорово играть с Рэйем песни Дорс. К тому же играть их правильно, -говорит Кригер, которому исполнилось 60 лет.
-Я занимался своими делами на протяжении многих лет, но люди постоянно спрашивали меня,- ну почему вы не соберётесь вновь?
-Я думал что Роби и я не делаем что-то такое, что портит репутацию Дорс,- говорит Манзарек, которому исполнилось 67.
-Мы с Роби говорили Джону раньше.
Вместо этого он подал на нас в суд и выиграл. Мы апеллировали решение. Тем временем Манзарек и Кригер не могут называть себя
-Дорс ни в какой форме, будь-то Двери Туалета, Двери сарая,- смеясь говорит Манзарек. -Так же мы не можем называться Тхе Доорс оф Перцептион-, он имеет в виду название книги Алдоиса Хэксли , которое послужило темой в выборе названия группы.
Дэнсмор, которого подержали владельцы прав Морисона и его жены , Памэлы Коурсон, которая умерла в 1974 году, заявляет что Дорс это только: «Рэй, Робби, Джон и Джим. Эта четвёрка была волшебством.
Дон’т фуцк щитх ит!» Манзарек и Кригер заявляют что готовы играть с Дэнсмором, если он этого захочет. Манзарек смотрит на это довольно оптимистический.
- Я думаю Джону необходимо время для принятия окончательного решения,- говорит он,- когда это случиться, то мы снова будем вместе.
-Время лечит,- замечает Дэнсмор. Если бы появился Джим, то я был бы в Нью-Йорке за одну минуту. Может быть когда нибудь при другой ситуации. Мне надо время.
Не смотря на это Дорс остаются одним из чудес рок музыки. Они продают более полутора миллиона альбомов по всему миру. Менеджер группы, Джэф Джампул, начал работать с ними в 2003 году, вспомнил слова предыдущего менеджера группы Дани Шугермана, который так же являлся со-автором автобиографии Морисона «Ни кто от сюда не выберется живым». Однажды он ему сказал,- Я был вместе с Дорс когда мне было 13 лет. Всегда происходило одно и тоже если выпустить Джима Морисона и Дорс перед детьми, -они всегда будут реагировать.
В Апреле 1971, Джим Морисон попрощался с Дорс и уехал в Париж писать стихи и скрываться от славы. Это не смотря на его проблему с алкоголизмом, походы в суд, арест после концерта в Маями в 1969 году,- группа сыграла свои лучшие концерты и записала два прекрасных альбома Моррисон Хотел и ЛА Вуман. Музыканты решили что Париж пойдёт ему на пользу.
-Я пытался прекратить туры, так как Джим просто убивал себя. Мы теряли его,- говорит Дэнсмор.
-Я спросил его, - вспоминает Манзарек, -сколько ты там пробудешь?
Он ответил,- столько, сколько понадобиться. Я думал эта поездка будет для него лучше всего. Манзарек так же упоминает, что Морисон думал поехать на Сейшельские острова в Индийском Океане.
-Он показал мне брошюру и сказал,- знаешь там можно просто исчезнуть.
Дэнсмор, Кригер и Манзарек репетировали в ожидании возвращения Морисона. Но он умер от остановки сердца три месяца спустя. Дэнсмор был последним из группы кто говорил с ним.
-Он позвонил мне из Парижа. Интересовался как идёт работа над альбомом ЛА Вуман. Я пытался прервать с ним разговор, так как он был пьяный.
Смерть Морисона открыла другие проблемы в группе о которых раньше ни кто не знал. Брюс Ботник был звуко-инженером на пяти первых ЛП Дорс и участвовал в продюсирование ЛА Вуман. Он говорит, что в студии они были как одно целое. Песня Тхе Енд, была записана с двух проб. На пробах они играли по-настоящему и никто не обратил внимания на то что происходит. Они просто творили музыку.
Однажды Брюс Спрингстин спросил у Дэнсмора про ту, часть песни где он сильно ударяет в там-там.
- Я не знаю почему я так сыграл. Джима унесло. Он отдался музыке, а мы ему. Без Морисона всё не так.
-Морисон требовал от нас троих погружаться в его лирику и творить музыку, которая будет вращаться вокруг него,- говорит Манзарек.
-Без Джима мы начинали играть по-другому. Без направления. В 1973 году они записали новый альбом как трио, и отправились в Лондон за новым певцом. Вместо этого, после нескольких скандалов, Манзарек покинул группу. Кригер говорит по этому поводу,- нас было четверо. Четыре человека со своими собственными взглядами, которые были сбалансированы друг с другом. У нас ни когда не было с этим проблем, как например: -ты написал это, а я это. Вся динамика была потеряна, когда мы остались в втроём.
На протяжении тридцати лет, бывшие музыканты из Дорс продолжали записываться и играть. Кригер и Дэнсмор записали два альбома. Проект назывался Тхе Буттс Банд. Манзарек продюсировал первые четыре альбома панк группы Х из Лос Анджелиса. Тем временем песни Дорс постоянно переиздавались и группа дала права на саундтрак к нескольким фильмам. Про Дорс вспомнили снова благодаря, Френсис Форд Копполе в 1979 году,. Он использовал песню Тхе Енд, в эпике про войну во Вьетнаме Апоцалыпсе Нощ.
Когда Бэнингтон был маленьким, он узнал про Дорс из саундтрэка к фильму Тхе Лост Боыс 1987. В этом фильме исполнялась версия песни Пеопле Аре Странге, группой Ессо анд тхе Бунныман.
Теперь музыку Дорс можно услышать в видео-играх и теле-шоу.
Мы увидели заставку к теле программе Энтоураж, говорит Джампул. Мы сразу поняли, что это будет хит. Песни Дорс используются в таких теле-шоу как Колд Кейс, Алиас. Нам ни чего не надо переделывать, говорит Джампул. Нам просто нужно показать это, а люди пусть сами решат.
Несмотря на судебные разбирательства, Дэнсмор, Кригер и Манзарек согласны в том, что творчество Дорс должно знать следующее поколение. Они верят в музыку. В отношении представления истории группы,- они во всём согласны друг с другом.
Хотя музыка Дорс ни когда не появиться в теле рекламе. Когда образовалась группа, между участниками был негласный договор, что вся прибыль и права делиться на четыре. Почти на всех альбомах, кроме двух, указывается что песни написаны всей группой.
Равенство было идеей Морисона. Манзарек говорит, что Морисон по праву мог потребовать большую долю. Однако он говорил, что если мы раскрутимся, -то хватит всем. Если нет, - то какое это имеет значение? Мы никогда не должны спорить об этом. (Четвёртая часть принадлежит наследникам Моррисона и Коурсон)
Всем известна история. В 1967 году Джим Моррисон ужасно разозлился, когда песня Лигхт Мы Фире, была использована в рекламе автомобиля Бьюик. Однако тогда он не предвидел культурных перемен, которые заметили его соратники Боб Дилан и Роллинг Стоунс. Теперь, когда нет Морисона, кирпичной стеной на пути, встал Дэнсмор. Он отказал таким фирмам как Эппл и Кадилак, настаивая на том, что продолжает уважать идею Джима. Некоторый люди говорят, что если бы он был жив, то изменил свою точку зрения. Так как времена поменялись.
Манзарек один из таких. –Джим был не дурак. Он сказал бы,- нас не играют на радио, про классический рок забывают. Как нам вновь предоставить наши песни широкой аудитории слушателей? Телевидение. Пускай дети слышат это по телевизору.
Тридцатьпять лет после смерти, его присутствие ощущается в виде спиритуального и главного голоса, когда начинаются дебаты между остальными участниками Дорс. Морисон избежал участи стареющей рок звезды. Ему не нужно ломать голову в принятие решений с позиции рок легенды и бизнесмена. Вместо этого, другие спрашивают себя, - а что хотел бы Джим?
-Ни когда не знаешь что бы сказал Джим,- говорит Кригер. -Он был подкидышем. Имеется в виду песня с альбома ЛА Щоман.
-Я точно знаю. Джим изменился бы. Хотя не знаю какую сторону он принял.
Моё послесловие.
Читая эти строки, я невольно задумался над тем о чём написал Дэвид Фрике. Не могу удержаться от кое каких своих соображений и опыта после поездок в Россию, просмотра нового молодёжного фильма и песни Шнура.
К сожалению, хотя скорее к радости творчество Дорс добралось до масс Российской молодёжи спустя сорок лет. Теперь не нужно быть хиппи, путешествовать автостопом, тусоваться в Питерском Сайгоне, жить летом в хипповом лагере на Гауи под Ригой. Для меня было достаточно одного похода в популярный московский клуб Точка. В начале и после концерта двух популярных в России рок групп, молодёжь раскачивалась и тащилась от песен Дорс. После концерта началась дискотека. Пусть с запозданием на сорок лет, но как сказал продюсер в этом интервью, дети сами решат, нравиться им это или нет. Недавно просмотрел молодёжный фильм Питер ФМ. У главной героини в радиорубке несколько раз большим планом показан портрет Джима Морисона. Молодец режиссёр. Каждому поколению нужны свои герои. Джим Морисон не худший из них.
Даже вроде не глупый Шнур сделал песню про Райдерс он зе сторм, с традиционным для своего творчества матом. Наверное что-бы лучше дошло до фанатов.
15 го Декабря прошлого года, мне удалось сходить на концерт группы
Раидерс он Зе Сторм который проходил в концертном зале Филмор Сан-Франциско.
Иен Ашбери замечательно исполнил все партии Морисона, и что самое главное,- там присутствовала его атмосфера, дух, энергия, вайб. Назовите это как угодно. Рэй Манзарек часто бывает в Сан-Франциско. Возможно он живёт где-то не подалёку. Порой его можно встретить в книжных магазинах, где он раздаёт автографы. Он появился на сцене в 1997 году в Голдэн Гейт парке на празднование тридцатилетия Саммер оф Лов вместе с другими музыкантами из той эры. Робби Кригера я увидел впервые. То что он творил на гитаре, играя только пальцами, было просто феноменально. Рэй Манзарек вылил словесный «ушат с помоями» на нынешнего президента США. Зал был полностью забит людьми различного возраста. Я насчитал три поколения. Музыканты группы Дорс ровесники моих родителей. И как я мог в тот Декабрьский вечер знать, что это последний раз, когда мы вместе на концерте с Сашей Листопадовым. Необыкновенным и невостребованным русским рок музыковедом. Моим другом.
Он умер почти ровно через три месяца в 39 лет, немного не дожив до сорока. Тоже от остановки сердца. Его памяти я и хочу посвятить перевод этой статьи.
22 Декабря 2006
Свидетельство о публикации №206122300091