Письмо в прошлое

О новой антропологии
Тому, кого мир ловил, но не поймал
Любезный и досточтимый Григорий Савич!
Нынче в 21-ом веке мысль моя оказалась давно уловленной миром. И оттого, покинув радость бытия, стал впадать я в мизантропию. Чтобы хоть как-то от нее избавиться и обрести толику веселости духа, обращаюсь к Вам. Не обессудьте, что, обращаясь к Вам, я не смогу говорить в благостном и прямодушном тоне Вашего века - ведь там, в вечности, Вы в целом знаете, что произошло с нами за эти три века. В целом да, но вряд ли в деталях. Потому уверен, что Вы поймете мое желание выговориться и мое косноязычие человека из 21-ого века.
Почему мы стали косноязычны? Сами устроили себе такое духовное бытие. И вот, совсем недавно, философы, изучая язык, литературу, объявили, что Слово умерло. Представляете?! До чего мы дожили: Логос умер!?
И потому надеюсь на взаимопонимание, которое нынче в мире почти пропало. Ведь понимание чувственно, сенсуалистично, поскольку живая мысль, как Вы точно сказали когда-то, живет в сердце.
Простите за сумбурность, но постараюсь по порядку.
Это очень трудно, так как за эти два с небольшим века, вертясь волчком на одном месте, Мир развился до того, что сплел масштабные и могучие сети, в которые поймал себя сам. И теперь редко какому индивиду удается горделиво остаться не уловленным им. И все оттого, что антропологически человек стал иным.
Нет, нет, все нормально. Руки, ноги, голова, уста, глаза, уши и даже поиски трансцендентных чувствований в нем есть. И события приобщенности, соответственные этим мыслительным переживаниям, в нем случаются. И даже великий Эрос в нем проживает.
Вот Вы писали: "Не хочу я наук новых, кроме здравого ума…".
За двести лет мир придумал множество новых наук, при помощи которых стал со страстью изобретать и делать различные приспособления для каждого человеческого органа. В погоне за прибавлением силы телу и разуму человек так увеличил мощь своих органов, что стал слышать неслышимое, видеть невидимое, передвигаться при помощи не живых организмов, а их искусственных заменителей.
И это было бы хорошо. Уже и Вы видели, когда воскликнули: "Чего только мы ни умеем, чего ни можем!" И справедливо отметили: "Но то горе, что при всем том чего-то великого недостает". Поскольку во всех этих приспособлениях не только не достает великого, но и невидимое, и неслышимое никакой внешней механикой оказывается непостижимым. К тому же, поскольку в человеческом сердце есть и мир зла, то все эти приспособления к Антропосу обогатили, усилили и еще больше раздвинули внешний мир человека.
Но самое отвратительное, что уже в 20-ом веке эти приспособления стали самостоятельны, стали заменять все человеческие органы и выступать в нашей жизни самостоятельно. И фактически этими приспособлениями человек создал продолжение себя как внешнего (эмпирического) существа. Тогда обнаружилось, что человек личностно не способен к перерождению, что он не только “мыслящий тростник”, но он и “мыслящая вошь”. Так один писатель после Вас поставил вопрос: “вошь я или человек”? Современный человек может быть блестящ, может быть фантастически талантлив, с потрясающе острым умом, удивительно богатым воображением и фантазией, и в тоже время немощным в плане поступка. В человеке умер талант поступка. Тогда додумалась мне такая формула человека: человек не меняется – он усугубляется. Причем усугубляется злом - у него теперь крен в мерзостную сторону. И верно Вы, как частный мыслитель, когда-то отметили, что мы носим "внутри источник огорчений - растленное сердце".
Мы уже пересаживаем сердце и другие органы, меняясь ими с мертвыми, изобрели уже и искусственное сердце, и почти все искусственные заменители наших органов. Они стали нашей Тенью, так как у нынешнего человека изменилось (мутировало) именно сердце. Теперь - это уже какое-то не человеческое сердце, не человеческая душа! Антропос в единичном отдельном виде, в индивиде, как-то затих и закончился. Но осталась тень сердцевины каждого органа, тень всякого индивида.
Как это понять?
Такой же не уловленный миром философ через сто лет после Вас заметил это, сказав: "Бог умер!". Он думал, его услышат и поймут, что Бог умер в сердцах людей. Но разве может Тень сердца услышать?!
Но вот эта отделенная Тень и мнит себя подлинным действительным Антропосом.
Любезный Григорий Савич! Вы и представить себе не можете, как живет сейчас мир, и в каком мире мы живем! У нас теперь есть все со знаком Тени: есть теневые правительства, теневые экономики, теневой бизнес, теневые войска, теневые войны (у нас это называется "бой с тенью", а теперь вот она обратилась в вечную "войну с терроризмом"), теневые болезни. Мы совершаем теневые путешествия, с быстротою молнии получаем теневую информацию, порушив природу, мы питаемся искусственными (теневыми) продуктами, носим одежду и обувь из искусственных (не природных, теневых) материалов.
И, конечно же, у нас есть теневое искусство и тень литературы, из которых уже почти совсем изгнан человек, его язык, и индивидуальное бытие.
Потому мы не можем "жить согласно природе", что все новые и новые приспособления удлинили, утолщили, усилили способность членов наших в противоречии с (сердечной) сущностью каждого органа. Появившиеся возможности наши не отвечают природе тела, а поселяют в нас особую жажду к ненужному. Человек стал передвигаться с ненужной скоростью, которая порождает торопливое состояние души. А отсюда суета духа.
Но если человек пропал во всякой своей единичности, исчез из нее, то Тень вырвалась из-под власти человека и фактически объявила себя в мире Антропосом.
Как это понять?
Представьте себе, вернее, как говаривали раньше, вообразите такую немыслимую картинку.
За два с половиной века человечество сильно расплодилось. Нас стало ужасно много, просто миллиарды. И вот народ и (или) какая-либо страна фактически превратились в некое антропоморфное чудище. Это чудище представляет из себя чудовищных, космических размеров Ногу, которая-то и выглядит в виде антропоида. Таких Ног много теперь на земле. И вот миллионы живых, эмпирических индивидов, у которых есть сердце, мысли, желания, чувства являются волосками на коже этой антропоморфной Ноги. Мир этой Ноги жестко связывает и определяет жизнь каждого волоска. Именно с рождением человека-волоска мир Ноги улавливает волосок в сети своих желаний и движений.
В отчаянии, в ком не гасится искра Божья, всякий человек-волосок отрезает себя от мира одной Ноги, пытается угнездиться в мире другой страны-Ноги, а то и мечется из страны в страну. Но антропоморфная Нога уже давно высосала соки из его сердца и уловила его в свой мир.
А ведь в каждом человеке-волоске, как говорили Вы когда-то, "таится Дух Божий", "божественная сила" и есть "искра Божия". Ведь именно они и дают нам силу устремления к сродственному. Но о какой сродственности у волоска может идти речь. Ежели единственное, что у него осталось - это потуги. Но такие родовые потуги подобны мукам фантастической женщины: срок родов наступил, но рожать уже давно нечего - зародыш-то давно уж абортирован.
Вот такие "жалобы турка" обозначились в моем послании к Вам. Уж простите за них, но разговор с чистым лучом из прошлого, вдохновляет, утешает и весьма целебен для болезни отчаяния.
Прощайте любезный Григорий Савич!
Самую малость поговорил с Вами и будто малый луч радости пустил в себя. И хоть сердце не успокоил, но душу немного отвёл.
Остаюсь Ваш собеседник,
бывший доктор философии,
ныне человек-в-отставке Витим Кругликов.

Июль 2002 года от Р.Х.
Городок Рюссельсхайм
Земля Хессен
Германия


Рецензии