Халтура как отрицание самой себя
Этот класс работников культуры почем-то считается второсортным. На самом же деле с ними далеко не сравнятся те, кто привык существовать как модель для демонстрирации усилий имиджмейкеров, кто реально не умеет ни петь, ни танцевать, ни играть.
Итак, представьте: корпоративная вечеринка. Люди далеки от новинок. Им после умеренной выпивки и вкусной закуски ХОЧЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Не удовлетворение от собственной крутости ("у нас на Дне Заборостроителя САМ КИРКОРОВ пел"), а именно эстетическое удовольствие в своем кругу ("так классно играют, аж дух захватывает"). При этом за заплаченные деньги хочется получить качество.
Именно поэтому застолья с "номерами" в сталинско-брежневском стиле, вошедшие в традицию в последнее десятилетие, воспитали уже генерацию никому не известных артистов, ничуть не тяготящихся своей незамыленностью.
К примеру, как-то в предвыборных целях в деревню был направлен ансамбль народных инструментов. Шесть человек (включая солиста). Взяли они сущую ерунду - 12 000 (двенадцать тысяч). Для т.н. москвичей поясняю - рублей (это такая национальная валюта РФ), что составляет примерно 450 долларов. Я, услышав сумму, поначалу решил что будет феноменальная бодяга. Но когда солист-балалаечник заиграл на своей балалайке "Хава Нагилу" так, что пальцев видно не было, я понял - это мастера. Это репертуар, это мастерство, это чувство аудитории (облажавшихся редко зовут по второму разу).
Как потом стало ясно, существует множество коллективов, зарабатывающих деньги халтурой. Причем такая халтура - их основной род деятельности. Они не ездят с концертами, очень редко записываются. Они работают, играют, поют и танцуют. И эти коллективы - самый востребованный и жизнеспособный пласт культуры в стране.
Ведь что такое, условно говоря, Дима Билан? Это несколько миллионов (уже долларов) вложенных денег, которые надо "отбить", после чего постараться "начесать" еще как можно больше. Короче, нужно продать его широким массам населения. Широкие массы установки получают через телевизор. А телевизионщики берут так, что чиновники дохнут от зависти.
Кроме того, широкие массы - не целевая аудитория. Значит, нужно ориентироваться на аудиторию с несформировавшимися вкусами и установками. Сиречь на девочек-подростков, которым можно через телевизор внушить абсолютно все. Значит, это должен быть слащавый смазливый мальчик, поющий сладким голоском ("Силикон графикс" поможет, если что) песни про любовь. Можно несколько мальчиков. Можно девочку ("я такая же, как ты"). Можно несколько девочек. Поскольку концерты и диски едва окупаются, нужно создать сопутствующую индустрию (постеры, журнальчики, общественные движения, книги и т.п.), и продавать, продавать... Это уже даже не шоу - это чистый бизнес. Создается среда и продаются атрибуты принадлежности к ней.
А профессиональные (в смысле, живущие выступлениями) артисты ездят по "елкам". Там не пройдет фонограмма - зритель в двух метрах и все видит. Могут не то что не заплатить, а еще и побить, особенно после выпивки. Приходится включать креатив - "у всех уже все было". Не пройдет и отбывание номера - работать нужно с огоньком и душой, а то больше не позовут. В общем, артист ставится в более жеские рамки по качеству творчества, отчего оно, качество, растет и прогрессирует. На праздничном концерте не пройдут "звездные" капризы - вам заплатили деньги, вы должны работать. Не срабатывает, как я уже говорил, наплевательское отношение к публике ("сойдет для Мухосрани") - публика платит деньги и хочет, чтобы артисты их отработали. И работают. И отрабатывают.
Поэтому, если все будет продолжаться именно так, "большая эстрада" просто умрет - ее вытеснят подобные коллективы, работающие на праздниках. Там, где денежные потоки и электронные устройства вытеснили художественное наполнение, неизбежно произойдет отрыв от реальности. Заоблачные цены не найдут отзыва у потребителей, и продюсерская банда умрет в безвестности. Если не перестроится.
Ведь дело даже не в репертуаре. Репертуар у таких артистов, как правило, не своего сочинения. Они - ИСПОЛНИТЕЛИ. Очень хорошие. Система "звезд" с "хитами", в общем, работает на ограниченном количестве участников рынка. Когда их много, со всеми Матвиенко работать не может. Поэтому репертуар - классический, проверенный. Но исполнение! Но обработка! Вот где живет творчество и качество (или, если угодно, "креатифф").
Свидетельство о публикации №206122500138
Сергей Белозер 26.12.2006 23:12 Заявить о нарушении