По плодам их узнаете их

Память человека устроена таким образом, что мы не можем постоянно думать обо всём, что знаем. Мы начинаем ворошить память лишь тогда, когда какая-то информация из прошлого понадобилась нам здесь и сейчас. Признаемся себе, что других людей мы часто вспоминаем только тогда, когда думаем, у кого бы занять деньги или кто бы отвёз старый диван на дачу, пока наша машина в ремонте. Но есть, по крайней мере, ещё один повод вспомнить о другом человеке, особенно если этот человек – известная историческая личность или наш начальник. Это его юбилей.

2 марта исполнилось 75 лет Михаилу Сергеевичу Горбачёву, и это стало поводом вновь вспомнить и оценить этого человека, а также то, что он сделал за свою политическую жизнь. Для кого-то талантливый, для кого-то бездарный, он сыграл очень важную роль в истории, причём в истории не только нашего государства, но и всего мира, пожалуй. Вопрос в том, как относиться к этой роли.

Человека в целом можно оценивать лишь по двум критериям: по его поступкам, а точнее, их результатам, и по мотивам этих поступков. То есть судить о нём можно, если не только наблюдаешь его действия, но и знаешь, что происходит в его голове и сердце. Если вы не бог, экстрасенс или гипнотизёр, то ради бога (которым вы не являетесь), учитывайте, что даже самый закоренелый преступник в душе может быть прекрасным человеком. Как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена.

Я не знаю, был ли у Горбачёва личный гипнотерапевт (наверное, он мог бы рассказать много интересного о своём пациенте), поэтому мне остаётся делать выводы о его личности лишь по его деятельности. Иными словами, я выскажу своё, безусловно, субъективное, мнение не о самом Горбачёве, а о его политике.

С перестройкой, начатой Горбачёвым, многие советские граждане связывали большие надежды на лучшее будущее. Он обещал решить все проблемы. Несомненно, к 1985 году этих проблем накопилось так много, что реформировать политику и экономику было необходимо. Но каким образом эти реформы провести?

Горбачёв пошёл по самому лёгкому пути: он пустил все зарождающиеся в государстве процессы на самотёк. Он поднял шлюзы, чтобы под напором накопившихся в обществе сил не прорвало дамбу. Он отпустил вожжи, и тройка-Русь (с обозом в четырнадцать других советских республик) вырвалась на дикий простор.

Складывается ощущение, что Горбачёв не предпринимал никаких позитивных действий; «позитивных» – не в смысле «хороших», а таких, для которых нужны активные усилия. Иначе говоря, он просто снимал прежние запреты, просто упразднял прежнюю систему. Директор Института философии РАН академик А.А.Гусейнов пишет по этому поводу, что перестройка «легализовала то, что давно вызрело и существовало полуподпольно. Нелегальная идеология трансформировалась в гласность, теневая экономика – в индивидуально-кооперативный сектор, реальная тяга к западным ценностям – в новое политическое мышление, диссидентство – в демократическую оппозицию». К чему же это привело?

Обратимся к фактам. Не буду копать слишком глубоко и анализировать последние пятнадцать лет, хотя то, что мы имеем в течение этого времени, логически вытекает из горбачёвской перестройки. Проследим сперва за темпами прироста промышленной продукции в годы правления нашего юбиляра. Если в 1986 году рост производства составил 4,1% по отношению к предыдущему году, то в 1987 – уже 3,8%, в 1989 – только 1,7%, а в 1990 году вообще стал отрицательным и составил -1,2%. Численность безработных к началу 90-х только по официальным данным составила 6 миллионов человек. Многие в начале перестройки проводили параллель между ней и НЭПом, однако если в результате перестройки начался спад производства, то в 1928-1929 годах, как раз к концу НЭПа, прирост производства составил аж 23,7%.

Но не эти абстрактные цифры и не роспуск КПСС стали тем обвинением, которое чаще всего предъявляется Горбачёву. Горе-реформатору не могут простить развал СССР. Особенно сильна ненависть к бывшему генсеку в «горячих точках», где в результате деятельности (или бездеятельности?) Горбачёва, умышленной или безответственной, разгорелись настоящие войны. Известный военный журналист Игорь Ротарь в книге «Пылающие обломки империй» пишет: «Самое интересное, что горячими приверженцами советской системы являются не только мирные жители, но и боевики, защищающие с оружием в руках идеи весьма далёкие от коммунистической идеологии. Так, многие рядовые таджикские бойцы-исламисты говорили автору, что они за «Советский Союз и исламскую республику». И даже чеченские борцы сопротивления на чём свет клеймили «развалившего» Советский Союз Горбачёва и с ностальгией вспоминали о доперестроечных временах, когда, к слову говоря, ни о какой чеченской независимости не могло идти и речи».

Кстати, о ностальгии. Опрос, проведённый в 1999 году ВЦИОМом, свидетельствует о том, что «для большинства населения произошедшие перемены остаются болезненными и непривычными. Общий фон ностальгии по прошлому (до 1985-го) сохраняется и даже становится всё более отчётливым» (58% респондентов считают, что «было бы лучше, если бы всё в стране оставалось таким, как до 1985 г.»). Обратите внимание, очень сильная формулировка: если бы ВСЁ оставалось таким, как до перестройки. Это притом, что в 1985 году большинство хотело перемен.

А про внешнюю политику и говорить не стоит. То, что Горбачёв представлял как свои достижения, сейчас расцениваются в лучшем случае – как непростительные ошибки, в худшем – как гнусные предательства. А армия? Неужели Горбачёв искренне верил, что если мы выведем свои военные базы из Европы, сократим свои вооружения, то США поступят таким же образом?
Насчёт армии вообще отдельный разговор. Подробно приведу один пример, с которым хорошо знаком. В моём родном городе Коломне Московской области в Конструкторском бюро машиностроения в конце 1970-х годов был разработан уникальный оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» с ядерной боеголовкой. Ракеты комплекса, прозванного на западе «Пауком» (SS-23 «Spider»), не мог перехватить ни один комплекс ПРО. По неизвестным причинам этот комплекс был включён на уничтожение согласно заключённому с американцами в 1987 году договору о ликвидации ракет средней дальности. По условиям договора уничтожались ракетные комплексы с дальностью больше 500 км. «Ока» же имела максимальную дальность 400 км и ни по каким характеристикам под договор не подходила. Почему Горбачёв подписал договор в таком виде – до сих пор неизвестно.

В 1989 году комплекс был снят с вооружения, и более 200 ракет и 102 пусковые установки этого комплекса были уничтожены. Их братская могила находится где-то под Алма-Атой. Однако, с уничтожением «Оки» в СССР её история не закончилась. Лишь после распада Союза выяснилось, что 18 таких установок осталось в Германии, 8 – в Болгарии, около десятка – в Словакии, а четыре – в Румынии. США легко договорились с Германией об уничтожении «Оки», а вот с Румынией и Словакией переговоры затянулись. Словакия уничтожила комплексы только в 2002 году (и то, только чтобы вступить в НАТО), Болгария – в 2003. А вот свою страну Горбачёв оставил в дураках. Умышленно или по халатности – бог его знает, и он же ему судья.

Мне часто приходится общаться с сотрудниками КБ машиностроения, и я знаю, с какой болью они восприняли известие об уничтожении комплекса, над которым несколько лет трудились тысячи талантливых инженеров и конструкторов. Такие обиды не прощаются никогда.
Список «прегрешений» Горбачёва можно продолжать дальше и дальше, но и сказанного достаточно, чтобы констатировать: перестройка стала сокрушительным ударом для страны. Можно её назвать и преступлением, но с оговоркой.

С юридической точки зрения, состав преступления представляет собой совокупность четырёх элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Субъектом преступления в данном случае является Горбачёв, объектом – те ценности и блага, которые мы потеряли в результате перестройки. Объективную сторону преступления в правосудии характеризуют внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. С этим тоже всё понятно. А вот субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта (Горбачёва) определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Об этом говорить что-либо определённое затруднительно, и это не даёт мне право называть Горбачёва преступником или предателем. Но и за убийство по неосторожности назначается наказание.

Почти все знают знаменитые слова из Евангелия от Матфея, вынесенные мной в заглавие этого эссе, но не все помнят целиком библейский пассаж, который содержит их. Думаю, в этом контексте он заслуживает того, чтобы напомнить его полностью.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».

По плодам узнали. Жаль, что по росткам не смогли узнать.


Рецензии