Милицейская зарисовка!
И снова день на бой вызывает меня!
Цель этой книги – изложение механизма работы такого отдельного элемента правоохранительной системы, как органы внутренних дел. Но особенностью работы является описание борьбы с преступностью со-временной милиции с позиций еще не затуманенного взгляда, трезвого мышления, и технического (инженерного) склада ума. Сохранить объек-тивное видение, отработав длительное время в системе ОВД очень трудно. Это вам могут подтвердить многие бывшие сотрудники мили-ции, не севшие «на стакан», после того как уволились из органов.
Как сказал один из преподавателей Рязанской высшей школы МВД, что «после 5-ти лет работы в оперативных службах едет крыша» и ее поправлять приходится на постоянной основе. Так вот поскольку мой практический стаж работы равняется пяти годам службы, то можно го-ворить с позиций «еще не уехавшей крышы», а то потом, как говорится, поздняк будет.
Посылка такова – половину своего рабочего времени, а то и больше многотысячная армия сотрудников ОВД тратит не на реализацию про-возглашенных в Законе «О милиции» задач по борьбе с преступными проявлениями, а на обслуживание системы. Даже не системы, а маши-ны, как верно замечают отдельные сотрудники. Машины, которая дейст-вует по своим, ведомым только ей, законам.
Не для кого не является секретом, что основную тяжесть по осуще-ствлению первоначальной и последующей работы по раскрытию и рас-следованию преступлений несут на себе оперуполномоченные уголов-ного розыска и следователи. Это та часть милиции, которая берет на себя удар по изобличению лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в основном общеуголовной направленности. Между тем, их штатная численность составляет всего 12 процентов от всей мили-ции (!).
Чего проще в реализации задач предупреждения, раскрытия и пре-сечения преступлений – есть определенный круг лиц (подучетного элемента) с которым необходимо осуществлять на постоянной основе профилактическую работу и оперативный контроль. Однако нет – надо раздуть такой бюрократический аппарат по обслуживанию системы ОВД, что наибольшая текучесть кадров будет как раз в тех службах (в на-стоящий момент за 3 года состав подразделений УР обновляется прак-тически полностью), которые работают непосредственно по раскрытию преступлений.
Создание штабов, инспекций различного рода, центров по инфор-мационно-аналитической работе, формированию государственной от-четности, обработке сведений оперативной сводки – первоначально за-думывалось скорее как вспомогательный момент в крутящемся колесе системы борьбы с преступностью. А что на деле? Вспомогательные службы потихоньку-потихоньку выдаивают остатки сил из тех, кто не-посредственно работает с преступниками.
Поставленные задачи постоянного поиска недостатков, планы, планы по устранению недостатков, контрольные проверки по проверке как же выполняются планы по устранению недостатков, контроль… и так далее и тому подобное… потребовали поиска и набора кадров, кото-рые смогли бы осуществлять необходимые функции бюрократического аппарата.
Небольшая ремарка: существует бюрократия, а имеется еще бюро-кратизм. Так вот, как заметил известный русский ученый-правовед се-редины 20-го века профессор Борис Утевский, в первом случае (бюро-кратия), мы имеем систему обратной связи и оптимизации управления службами и подразделениями. Во втором случае (бюрократизм) – мно-гочисленные перегибы в форме роста контрольных функций, принятия управленческих решений, многочисленных заседаний (как у Маяковско-го «О, еще бы одно заседание… ради искоренения всех заседаний!!!»). Последнее влечет за собой рост бумагооборота (слово «документообо-рот» здесь вряд ли подойдет) и создания дополнительных мест. Ду-маю, что смысл понятен и развивать, пока эту тему не будем.
Так вот – задача найти работника, из которого может вырасти гра-мотный опер или следователь сложна. Более того, если сотрудник умен и сообразителен, то после того как он станет специалистом - сразу укомплектует собой ту же самую прокуратуру в различных ее проявлениях или, например, внезапно возникший на ровном месте Гос-наркоконтроль.
А найти лицо, которому четко поставят вектор движения и тембр голоса в 50-60 децибел на стандартный кабинет легче! Эта задача вы-полнима!
В итоге и получается, что контролирующие (читай – бюрократиче-ские функции) получают те работники, которые не смогли себя про-явить как юридически грамотные профессионалы или даже не пыта-лись это сделать. Поверьте на слово, не может человек с ясным мыш-лением работать аппаратчиком, требуя исполнения более 100 (среднее число - приходящее на службу или подразделение) приказов Мини-стерства внутренних дел, а также еще 60 пунктов должностной инструк-ции ежедневно.
Вдумайтесь, каждый пятый в системе МВД имеет приставку «на-чальник» - прибавьте сюда состоявшийся стереотип – если я начальник, то я ничего делать не буду, у меня есть подчиненный. Также, допустим даже начальник не глуп (или даже умен), и умеет отсеивать не нужное, то у него уйдет три четверти рабочего дня только на отсеивание не нужного! Чтобы указание дошло от начальника УВД до рядового опера-тивника оно должно пройти 15 (!) инстанций формально – на деле это показатель составляет от 8 до 10.
Таким образом, принцип «испорченного телефона» процветает!
В итоге исполнением комплексной программы по борьбе с кража-ми чужого имущества на территории Мурманского региона занимается ровно 3 оперуполномоченных и два участковых. А задачи по оператив-ному сопровождению каналов проникновения нелегальных мигрантов целых 2 сотрудника УГРО, которые с трудом смогут пояснить, кто же такой и откуда он берется этот злосчастный «НМ». Да и собственно, го-воря, эти двое – один заболел, а другой, как правило, после дежурства…
Но вместе с тем, несмотря на возникающие трудности, сотрудника-ми раскрываются запутанные и сложные преступления, серийные воры и грабители изобличаются в совершении преступлений еженедельно (как минимум) и есть резерв кадров на выдвижение. Но сколько профес-сионалов ушло! Куда ни кинь – везде «БРМ» (бывший работник мили-ции)! И неплохо ездит и хорошо одет, и доволен жизнью, потому как есть с чем сравнить. Но какая-то грусть все-таки есть в глазах, а за круж-кой пива с азартом вспоминает «как это было». Честь и хвала тем, кто служит несмотря ни на что и приносит реальную помощь людям!
На моих глазах в буквальном смысле «съели» более десятка про-фессионалов сыска, которые готовы были служить и служить, однако, не приучены они были раскачивать «управленческие качели», а были нацелены на раскрытие конкретного преступления, хотя каждый из них – это легенда! А сейчас все меньше легенды в уходящем или приходя-щем опере или следователе, потому как не растем «вглубь профес-сии», как заметил один из ветеранов сыска. Просто не успеваем.
Не мной замечено, если нет в работе творчества и нет удовлетворе-ния от результата, то впереди развал коллектива, если он (коллектив) состоялся на этот момент.
Странно сложилось в этом «кубике-рубике»: показатели хорошие – организация плохая! Организация хорошая – но отдельные показатели ниже среднеостальных! А разве хорошие показатели не есть следствие успехов в организации работы? Но, увы… А если человеку говорить, что он свинья, то вскоре он выберет два варианта: станет этой свиньей, ко-торая будет тупо хрюкать в отведенном векторном направлении или… в форме рапорта «прошу уволить меня из ОВД по собственному жела-нию».
Свинство процветает: есть отдельные примеры, когда сотруднику, отслужившему более 10 лет в УГРО (и который уходит на заслуженную пенсию) в лицо говорили, что он-де предатель идей «партии» и вооб-ще ему нет прощения, хотя коллектив готов подтвердить обратное. Но система взрастила своих адептов, которые перегрызут вам глотку, за «мысли вслух» и «правду в лоб», за высказывание своего видения си-туации, не согласующегося с вышесидящими. Между тем, прошу заме-тить, управление – это наука! А кто из руководителей знает ее и руко-водствуется в своей деятельности основополагающими принципами? Да на 95,9% никто! Мысль проста: «никого не хвалить», «инициативных топить», «все заболтать» и готово. Управление персоналом, говорите, нет, вы явно не по адресу…
Все больше времени отдаешь работе не для людей, а на систему!
Сколько уже принято борьбы с преступностью программ?!
И не одна не выполнена ни на грамм!
Потому что не кому исполнять, механизма исполнения не сущест-вует, как и грамотного субъекта исполнения. Зачем плодить планы еже-квартальные и ежедетальные, если можно просто выйти и отработать с интересующим объектом, представляющим опасность для общества.
Знаете, что происходит, когда опер на «земле» отработал 5-7 лет и более? Примерно такая ситуация: иду на работу, звонок, Вадим Ми-хайлович, это «Попугай», к нашей вчерашней теме – кражу прилавка из Евросети совершил «Снегирь», прилавок у его «Бабочки» на Свердлова, а сама птица в «Емеле» зажигает креветки с яблочным соком, понял, спасибо. Через 3 часа «Снегирь» в раскладе, вещи изъяты… а в сводке «в ходе ОРМ до поступления заявления задержан ФИО, ранее судим, так ему и надо». Классно, правда! Но, это происходит, подчеркну после 5-7 лет работы, не ранее. Следовательно, исходя из реальных кадровых ус-ловий – такого, практически вообще не происходит.
Не в обиду кадрам ОВД – вообще искренне не понимаю, зачем такая служба нужна, все документы по своему кадровому передвижению со-трудники готовят на себя сами, текучка как была 25% в год, так и оста-лась…
Не в качестве претензий штабу и иным подразделениям, обделен-ным контрольными функциями – перестаньте бегать за единственным исполнителем впятером – он не умеет писать и вообще после вчераш-него, уже на больничном!
Не для «красного словца» – руководители, перестаньте водить ру-ками ежедневно по 4 раза, дайте конкретное задание и срок на его тща-тельное исполнение!
Но на самом то деле важно увидеть причину столь плачевного по-ложения вспомогательных служб, которые уже давно в авангарде ос-новных. Дело в системе, в которой не определены, как заметил один из сотрудников ОВД, правила игры. Решений принято очень-очень много, а чтобы их исполнить, надо стать универсальным чудо-роботом, гото-вым пахать с утра до утра и так круглый год. Так, например ВНИИ МВД России проанализировало нагрузку на среднестатистического розыскни-ка и оказалось, что по медицинским критериям человек объективно способен нормально работать по 60 делам в год. Для примера скажем в окружном ОВД областного центра этот показатель зашкаливает за 150 дел. Сотруднику медаль надо давать только за обработку такого массива документов, но нет – по итогам очередной прокурорской проверки ему объявляют строгий выговор, и проведут воспитательную беседу в одни ворота. Так вот, правила игры не определены, смотрите сами: еже-дневно принимаются какие-либо решения, содержащие по нескольку пунктов, которые надо исполнить и затем доложить об исполнении на-чальнику. Решения то принимаются практически ежедневно или ежене-дельно, но отменяют разве что 1-3 решения в год. Вывод прост – данный механизм придуман исключительно для того, чтобы при необходимо-сти убрать сотрудника (начальника, руководителя и т.д.), который как-то по иному смотрит на происходящий спектакль.
В настоящее время условия службы по сравнению с тем, что было 3-5 лет назад здорово изменены, фактически льгот не осталась, мо-рального удовлетворения нет (нередки случаи, когда в один день со-трудника поощряют за раскрытие тяжкого преступления, а на следую-щий объявляют взыскание за плохую организацию работы). Но, вместе с тем, несмотря на происшедшие перемены (например, Иванов шел на работу по одним правилам и условиям, а спустя 5 лет они существенно изменились и фактически Иванов работает уже в другой системе) нико-му из сотрудников работодатель (в данном случае начальник ОВД-УВД) не предложил перезаключить контракт, хотя любой грамотный юрист скажет, что в этом случае нарушаются права человека.
Говорят так: не согласен увольняйся, восстанавливай исковую дав-ность, обжалуй в суд, но пока ты работаешь в системе этого делать не рекомендуется, так как, несмотря на провозглашенный в статье 35 По-ложения о службе в ОВД принцип «недопустимости преследования со-трудника по мотивам личного характера и за критику недостатков в дея-тельности ОВД», вас «проглотят» и не заметят.
Специалисты, имеющие свою позицию, системе не нужны – для начала их ставят на место, а затем объявляют предателем интересов службы и отправляют на вольные хлеба. Необходимы бездумные ис-полнители, подчеркну последнее. Исполнители, которые агрессивно будут требовать-требовать-требовать и проводить совещания ради сове-щаний. Если вы спокойны и хотите просто ходить каждый день на ра-боту для того, чтобы работать по специальности, то вы уже не устраи-ваете руководство.
Милиция – это подразделение, которое осуществляет основной массив работы с населением в части реализации задач по борьбе с пре-ступностью. Но ведь ежедневно совершаются грабежи, кражи и иные тяжкие преступления и поверьте, чтобы одного ранее судимого граби-теля посадить заслуженно в тюрьму надо постараться, потому, как про-цессуальная машина усложнена до предела. Зачем, спрашивается, за кражу пульта дистанционного управления от телевизора вести 2 месяца расследование и т.п.
Но нет сделали из ОВД помойную яму – тут и розыск военнослу-жащих, и борьба с терроризмом и экстремизмом, и нелегальная мигра-ция и проституция и прочая, и прочая. У меня предложение – когда до-бавляете функции милиции, господа законодатели, не забывайте при-слать несколько проплаченных федеральным бюджетом штатных еди-ниц, для того чтобы хоть как-то создать дееспособное подразделение по борьбе, например, с преступностью в сфере рыб.
В граде Мурманске у автоколонны № 1118 Мегафон повесил плакат с интерпретацией «я могу объять необъятное», так вот надо сотрудни-ков Мегафона набрать в ОВД, которые могут это, а нормальных специа-листов требуется оставить в покое и требовать борьбы с общеуголовной преступностью, которой в нашем обществе навалом будет еще очень долго, так как преступность явление, прежде всего, социальное.
В присяге сказано «Служа Закону - служу народу!», а на самом-то деле служу системе, покланяюсь пресловутому проценту раскрываемо-сти и многочисленным оторванным от жизни системам оценки ОВД, разработанным в МВД. Создавшийся культ процента раскрываемости во-обще требует отдельного рассмотрения. Бывший министр Борис Грыз-лов пытался в 2001-2002 годах провернуть реформу в МВД, где одним из тезисов было – «отказ от такого понятия как процент раскрываемо-сти», что на деле – жесточайшее ужесточение учетно-регистрационной дисциплины, увеличение систем отчетности, бумагооборота и т.д. В итоге ноль! Если даже министр не может изменить систему, в которой уже давно отсутствует обратная связь между объектом принятия решения и исполнителем, то о чем можно говорить?! Реформа МВД в 2004 году привела только к изменениям в Главке, и только в пользу увеличения генеральских мундиров.
И правильно говорят люди – куда мы платим налоги?! И за что?! Если вас обокрали, и вы позвонили в милицию, то не факт, что к вам приедут в течение ближайших 2-3 часов, а почему, да потому что неко-гда сотрудникам бороться собственно с преступниками, очень много времени уходит на необходимую для руководства бумажную писанину. Отстаньте со своими заявлениями, граждане, не до вас, мы как раз про-гнозируем раскрываемость на ближайшую пятилетку. Это реальность. Уже давно ни у кого не вызывает смущения, что в 08-45 ОВД набивается несколькими сотнями офицеров, а в 18-00 мелкими перебежками со-трудники выбегают из ОВД до хаты. И лишь редкий полусломанный Уазик промелькнет в течение дня, куда-то в оперативное пространство… Конечно, я утрирую, но суть наверное понятна, и вам не надо объяснять – каждый гражданин имеет свой личный опыт отношений со стражами правопорядка.
Лозунг «мы не дадим вам расслабится», это то, что сопровождает нашу службу постоянно, и есть суть отношений между подчиненным и руководителем в настоящее время. Искренне жаль руководителей, кото-рые принимают на себя бремя быть руководителями в этой системе, давно потеряв представление о том, что сотрудники – это тоже люди, и с ними надо по-человечески. А вообще-то и они – заложники системы, которая контролирует каждый шаг, а уже и вздох. Шаг в сторону и пиши рапорт с обоснованием выбранного направления пути.
А про «палочную» систему вообще можно говорить бесконечно. В последнее время руководство отдельных руководителей интересует уже не собственно раскрытое преступление, которое показывает результат работы в целом по этой линии работы, а каким подразделением было раскрыто. Какая разница, спрашивается, гражданскому обществу, кто раскрыл? Важно, что преступление раскрыто, неотвратимость наказания обеспечена, а «вор в тюрьме».
Но, нет!!!
Надо довести все это до маразма и основные силы сотрудников бросить на присваивание и высасывание из пальца результатов - сде-лать это приоритетом в работе, а потом невинно удивляться, почему это нет результата, во всем обвиняя запутавшихся молодых сотрудников. Для стороннего наблюдателя вроде бы все просто должно быть - рас-крыто – хорошо, нет, стало быть, есть над чем работать. Но, нет!!! Одно направление работы детализировано до невозможности, и работа уже одного отдела включает в себя до 20-30 серьезнейших направлений деятельности. Как все просто начиналось, и как все усложнено в итоге. Не зря говорят, упрощать сложнее, чем усложнять!
Можно сказать – это эмоции.
Можно сказать – это разумно и вполне логично.
2005 год
Свидетельство о публикации №206122700241