Сфинкс

Новые похождения Шерлока Хламса и Доктора Воткинса

- Вы считаете, что Милберт прав, относительно многократных переделок головы сфинкса, Воткинс? – спросил Хламс, отложив скрипку.
- Хламс! Как вы узнали, что я думаю о египетском сфинксе? – удивился Воткинс.
- Элементарно, Воткинс! На столе лежит газета, открытая на том месте, где ученый муж Милберт утверждают, что вся археологическая общественность во главе с доктором Фредкоксом ошибается в трактовке истории создания сфинкса. Все полагают, что его голова так мала в сравнении с туловищем, потому что таковы были каноны во время его создания. Профессор Милберт находит, что причина совсем в ином: голова сфинкса постоянно переделывалась, для того, чтобы придать ей сходство с правящим фараоном. На журнальном столике лежит энциклопедия Брема, раскрытая на том месте, где приведено изображение льва, сидящего в той же позе, что и сфинкс. Вы бросили взгляд на то и на это, затем посмотрели украдкой в зеркало на свое собственное лицо, после чего стали поигрывать ножом для разрезания бумаги, что применительно к вам свидетельствует о напряженной работе мысли. Следовательно, вы обдумываете правоту этой заметки.
- Да, всё именно так, Хламс! А вы как полагаете, кто прав – Милберт или Фредкокс?
- Ни тот, ни другой, мой дорогой Воткинс!
- Как же вас понимать, Хламс?
- Если вы читали внимательно заметку, а также заглянули в британскую энциклопедию, а вы это сделали, поскольку соответствующий том сейчас стоит несколько глубже остальных, а ранее он стоял с ними вровень – если всё подытожить, то получается, что о Сфинксе наука не знает ровным счетом ничего, а то, что, как ей кажется, она знает – ошибка.
- Как же так, Хламс?
- Начнем с возраста. Поскольку эта статуя вытесана из цельной горы, возраст ее невозможно определить никакими научными методами. На статуе нет даты, а если бы и была, можно было бы допустить, что дата не совпадает – если уж мы встали на скользкую стезю предположений, что статуя могла быть подвержена переделке. Если бы имелись скрепляющие вещества, цемент или клей, они могли бы быть датированы тем или иным способом. Если бы статуя содержала останки вещества органического происхождения, дело было бы еще проще! Но возраст камня определить невозможно, тем более, что возраст собственно камня, из которого высечена статуя, намного больше, чем время, прошедшее с той поры, когда этот камень был подвергнут обработке.
- Но ведь общеизвестно, что статуе сфинкса приблизительно четыре с половиной тысячи лет.
- Во-первых, не общеизвестно, а общепринято, это далеко не синонимы. Во-вторых, ей с таким же успехом может оказаться четырнадцать тысяч или двадцать четыре тысячи лет, или сколько угодно. Кстати, четырнадцать тысяч лет – это как раз тот возраст, который называет профессор Милберт, и я полагаю, что он прав. Но мы сейчас говорим не о возрасте, а о причинах того, что голова статуи непропорциональна относительно тела.
- Разве эти вещи не связаны?
- Разумеется, каким-то образом они должны быть связаны, но не напрямую. Давайте на время примем точку зрения профессора Милберта. Действительно, допустим, что каждый новый фараон заставлял переделывать лицо сфинкса. Что это нам даёт?
- Разве это не объясняет, почему голова статуи непропорционально мала?
- Непропорционально мала по сравнению с чем, Воткинс?
- У других сфинксов голова втрое крупнее, если говорить о соразмерности ее с туловищем.
- Почему древние мастера должны примеряться у этим вашим «другим статуям», которые сделаны спустя многие тысячелетия после? Вы же не удивляетесь, что меч Цезаря не соответствует пропорциям, принятым в средние века?
- Но у льва голова должна быть существенно больше!
- Но ведь это у льва, Воткинс! А здесь вы имеете дело со сфинксом! Какова должна быть голова у чудовища с телом льва и головой человека? Надо ли голову человека увеличивать до размеров головы льва, прежде чем приставлять ее к туловищу, или же приставить, как есть? Мне кажется, что второй способ более естественен, не так ли? Если я попросил бы некоего скульптора высечь животное с туловищем льва и головой человека, разе не естественно было бы для него взять за основу натуральные размеры льва и натуральные размеры головы человека? Что с того, что голова человека меньше головы льва? Взгляните на изображения людей с птичьими головами! Ведь при этом головы птиц не увеличены до размеров головы людей! Почему же вы требуете от авторов, чтобы они голову человека увеличили до размера львиной головы?
- Черт возьми, Хламс! Ведь вы, как всегда, правы! Теперь я смотрю на рисунок сфинкса, и он мне вовсе не кажется таким уж несоразмерным!
- Небольшая несоразмерность всё-таки есть, согласитесь. Но причина ее вовсе не та, о которой говорит Милберт.
- Почему?
- Одна-две переделки лица не должна была бы слишком сильно изменить размеры головы, поскольку основные черты лица у каждого человека более-менее типичны. Косметический ремонт, не более того! Если же при этом стремиться к портретному сходству, то надо было бы переделывать не только лицо, но и обтесывать всю голову целиком. Вряд ли такая деятельность могла бы многократно повторяться, и при этом не осталось никаких ни письменных свидетельств, ни устных преданий о такой колоссальной работе, ставшей традиционной для этого государства.
- Вы меня совсем запутали, Хламс! Но в чем тогда причина, ради всего святого, объясните?
- Как я уже отмечал, Воткинс, сфинкс вырублен из цельной скалы. Полагаю, что ни Милберт, ни Фредкокс не задумывались о том, как рождается замысел грандиозных сооружений подобного рода, а тем более – как он осуществляется. Если бы сфинкс был вылеплен, его форма и пропорции зависели бы, прежде всего, от фантазии создателя. Но в случае, когда статуя вырубается из цельной скалы, и общий план, и ориентация на местности, и даже ее пропорции диктуются, в основном, исходной формой этой скалы. Если бы авторы решили вырубить сфинкса из скалы, не имеющей близкой формы изначально, им пришлось бы проделать колоссальную работу, которая могла оказаться бесполезной, если бы вскрылись неожиданные трещины, расколы, лакуны. Даже скульптор, делающий статую  из куска мрамора, примеривается к размерам заготовки и не вполне свободен в своей работе, а ведь это всего лишь небольшая статуя, а мрамор - довольно податливый но при всём том достаточно прочный материал, в котором трещины редки, а если они есть, они видны заранее, поскольку материал почти полупрозрачен! Вероятнее всего, природа создала по своей прихоти скалу, напоминающую лежащего на животе льва. Возможно, что голова его была больше похоже на человеческую, нежели львиную, но может быть и то, что она сразу напоминала льва. Очень может быть, что этой скале поклонялись в ее естественном виде задолго до того, как неизвестному художнику пришла в голову идея подправить ее форму и сделать более похожей на объект поклонения. Можно также допустить, что именно эта скала положила начало верованию в существование сфинксов, так что не идея об этом образе породила эту статую, а наоборот, форма скалы породила соответствующее суеверие. Возможно даже и такое, что обтесывание головы происходило совершенно в иные времена, нежели оформление остальной части тела. Может быть даже и так, что «тело» сфинкса было засыпано песком, из которого торчала лишь скала, напоминающая человеческую. Со временем тело могли раскопать и, убедившись, что оно по своей естественной форме напоминает лежащего на животе льва, довершить сходство, дарованное природой, до желаемого. Как бы то ни было, но соотношение головы и туловища сфинкса с большой вероятностью диктовалось формой исходной скалы, нежели фантазией художника. Представьте себе лишь то, насколько должен был бы отличаться исходный размер скалы, чтобы художник смог бы воплотить сфинкса таких же размеров, но с большей головой! Природа могла и не предоставить такую великолепную заготовку! Если природа не сделала такого подарка, сфинкса бы не было, разве можно это оспаривать? Почему же тогда не согласиться с тем, что подарок был во многом уже почти готовой статуей, в целом весьма похожей на окончательный результат? В мире очень много скал, напоминающих то или иное животное. Если же исходить из противоположной гипотезы, предположить, что размер головы определяется замыслом художника, то следует допустить, что в угоду «пропорциональности» исполнителям пришлось стесать, может быть половину скалы, ведь мы приходим именно к этому, если считать, что изначально скала была бесформенной, что-то вроде полукруглого камня! Разве в результате не лишился бы он своей величественности, которая во многом задается не только его формой, но и размерами?! Да и куда по-вашему подевались камни, стесанные при строительстве сфинкса, если предположить, что при его строительстве большая часть материала была снята? Не проще ли предположить, что большая часть природного материала осталась на месте, а работа мастеров заключалась, в основном, в придании более детальной формы природному творению? Именно эта гипотеза видится мне наиболее достоверной, остальные гипотезы я просто отбрасываю. Из полукруглой скалы удобнее сделать, например, черепаху. Художник увидел в скале сфинкса и всего лишь подправил детали. Мы наблюдаем это в форме туловища, ведь его почти не подправляли, оставили величественность скалы, на которой лишь намечены контуры животного, никакой детальности тела льва там и близко нет. Художники просто добились некоторой симметричности, убрали лишь то, что явно было лишним.
- Хламс! После того, как вы мне всё разъяснили, мне кажется, что по-другому и быть не могло! Действительно, куда проще предположить, что сфинкс вытесан из скалы, которая в общих чертах уже напоминала эту статую. Но только как же быть с пирамидами? Природа создавала треугольные горы?
- Пирамиды только географически близки к сфинксу, а в их происхождении кроются совсем иные тайны, Воткинс! Когда-нибудь мы обсудим и это. Пирамиды построены из кусков камня, и форма здесь диктовалась фантазией автора, даже точнее технологией их возведения. Что касается Сфинкса, то он не возводился с нуля, снизу вверх, а "низводился", то есть имело место обтесывание скалы. Время возведения пирамид известно более-менее достоверно, а о времени обтесывания скалы до формы Сфинкса мы не можем ничего сказать даже с погрешностью в несколько тысяч лет. Между этими событиями могут лежать многие столетия.
- И все же, Хламс, выясняется, что вы и про Сфинкса кое-что знаете?
- Я – вероятно, да, знаю. Но это – одни лишь предположения на основании дедукции. А официальная наука, то есть те, та, которая пишет Британскую энциклопедию, о Сфинксе не знает ровным счетом ничего, кроме того, каковы его нынешние размеры и из какой именно породы он состоит.

* * *

… Четырнадцать тысяч лет назад египетскому фараону пришла в голову мысль придать скале, имеющей форму гигантского сидящего льва, еще большее сходство. Работы подходили к концу, когда при обтесывании головы возникла трещина и вся львиная морда обвалилась. Работы были прекращены, строителей казнили.

Через примерно пятьсот лет новый фараон обратил внимание, что оставшаяся часть напоминает человеческое лицо. Он велел придать статуе новый вид с его, фараоновым лицом. Больше статуя не переделывалась, но акты вандализма свершались над ней в течение еще почти тринадцати тысяч лет.

Имя обоих фараонов истории не известно. 


Рецензии
Сегодня, 16 июня 2024 года (сравните с датой написания этого произведения) на РЭН-ТВ показали разгадку тайны ИМЕННО ЭТОГО СФИНКСА, от имени УЧЁНЫХ.
Фактически, сказано следующее:
Сфинкс - это скорее всего природное образование, которое было похоже на сидящего льва, полученное в результате выветривания скальной породы на протяжении многих сотен лет. По-видимому, изначально форма головы была похожа на голову льва, но фараон велел придать сфинксу черты собственного лица этого фараона.
Люди лишь немного исправили природное образование, придав ему больше сходства со сфинксом, а историки впоследствии ошибочно посчитали, что вся статуя полностью построена людьми.
Сравните с текстом последнего абзаца моего произведения:
"… Четырнадцать тысяч лет назад египетскому фараону пришла в голову мысль придать скале, имеющей форму гигантского сидящего льва, еще большее сходство. Работы подходили к концу, когда при обтесывании головы возникла трещина и вся львиная морда обвалилась. Работы были прекращены, строителей казнили.
Через пятьсот лет новый фараон обратил внимание, что оставшаяся часть напоминает человеческое лицо. Он велел придать статуе новый вид с его, фараоновым лицом. Больше статуя не переделывалась, но акты вандализма свершались над ней в течение еще почти тринадцати тысяч лет".

Вадим Жмудь   16.06.2024 08:05     Заявить о нарушении