Успенка

 Осень 1980 года.
Начался новый учебный год. Мы вернулись с каникул, отработав до этого 45 дней в студенческом стройотряде на Севере на строительстве нефтеперекачивающей станции нефтепровода «Сургут-Горький-Полоцк» в пос.Каркатеево под городом Нефтеюганском. Заработали по 700-800 рублей каждый. Кто родителям деньги отдал, кто часть потратил за каникулы…
Однажды в субботу в комнату нашей общаги «индуса» с довольными и загадочными лицами, с большими, и явно не пустыми, сумками вошли Пахан, Низа и Сеня.
Поставив сумки на пол, они начали, словно волшебники, доставать совершенно неожиданное. Это был сервелат, коробки шоколадных конфет, паштеты и, как апофеоз, марочные румынские вина - «Мурфатлар» и «Котнари» (светлые, полусладкие), венгерское «Токайское», блоки сигарет «Мальборо», «Кэмел» и «Пэл Мэл». Просто фантастика...!
Открытые рты, выпученные глаза: «Нет, мы не поняли, пацаны, вы, что магазин «Берёзка» подломили?».
Ответ нас ещё больше шокировал: «Всё это продаётся в сельпо в Успенке! И это ещё не всё. Рубашки купили вьетнамские. Чистый хлопок. И джемпера индийские. Чистая шерсть. Джинсы, но, правда, финские. Там, как в Греции, всё есть. Блин, почти все деньги, что брали с собой, потратили. Обмыть надо».
Надо дать небольшое пояснение. Успенка – это небольшое село в 50-ти километрах от города N-ска, где мы учились.
Что ж, ситуация отчасти стала понятной. Кто же в деревне, при зарплате колхозника в 100 рублей, будет покупать вино по 4 рубля, когда есть самогонка, а, на крайняк, водка по 4 руб.12 коп. Зачем им сигареты по 1 рублю за пачку, когда есть «Прима» и «Беломорканал» по 10-20 копеек, а можно было и махорку покурить, свернув «козью ножку» из помятой газеты «Правда» (за это лет как 25-ть уже никого не сажали). А рубашки по 12 рублей и джинсы за 70, когда есть фуфайки, которые можно носить лет по десять.
Следующий для нас не ясный вопрос, даже два: «Какого лешего вас занесло в Успенку? И, главное, ГДЕ ЭТО? И КАК ВЫ ТУДА ДОБРАЛИСЬ? Мы тоже хотим в Успенку прибарахлиться!!!».
Всё тоже достаточно просто объяснилось. Кто-то из знакомых студентов, будучи родом из Успенки, рассказал о чудесных свойствах местного сельского магазинчика, а также о том, что туда с автостанции 4 раза в день ходит «ПАЗик» под №ХХ-УУ.
Решение было принято мгновенно. Сельпо надо «брать». Радиоточку в комнате не выключаем из розетки. Подъем в воскресенье в 06-00 под гимн Советского Союза. Уже подвиг. Скидываемся в «общий котёл» кто и сколько может. Будем покупать, что кому лично захочется, но на равную сумму для каждого. Потом разделим – кто и кому останется должен, что бы постепенно рассчитаться. Второй подвиг и, одновременно, благородный поступок. Покупали-то вещи для себя, а не для фарцовки.
Сказано - сделано…
К началу автобусного движения мы уже были на автовокзале. Ну, и где этот автобус на Успенку? В справочной ответили, что автобус на линию не вышел, когда будет – не известно, но будет…, может быть.
Время тратить нельзя, нас ждут великие дела. Начинаем выяснять до какого ближайшего села есть ещё автобусы. Говорят, что Минуевка.
Берём билеты. Садимся в автобус.
Вот и село. Грязища… Жителей что-то совсем не видно. По середине центральной улице, ведущей к сельсовету и к сельпо, разбитая тракторная колея, заполненная жидкой грязью. Что-то со своей обувкой мы ошиблись…
Крадёмся по улице, чтобы не утонуть. Думы самые разные: магазин закрыт, все ушли, включая продавца, на битву с урожаем, а о более худшем стараемся не говорить.
По пояс грязные доплываем до магазина. О, чудо! Он открыт.
Заходим. Продавец за прилавком. Но где товары на прилавке!!!???
Нет, товары, конечно, есть. Всё, что и бывало тогда в сельских магазинах. Не подавая виду, на сколько возможно, издалека аккуратно начинаем интересоваться: «Вино и сигареты есть?». Она: «Да. Портвейн вон «777», «Агдам», сигареты «Прима», папиросы «Север». Да, вон всё на полках – выбирайте…».
Всё ясно. Село Минуевка миновала мимо. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
Жрать охота. До обратного автобуса ещё часа два. Зашли обратно в магазин. Купили пряников, на удивление свежих. И трёх литровую банку яблочного сока с мякотью. Тут же на крыльце магазина раздавили всё это.
Добрались до общаги. Надо готовиться в следующие выходные к экспедиции за деревенскими сокровищами.
Вечером отловили «успенского орла». Но он нас сильно огорчил. Лафа в сельпо закончилась вместе с дефицитным товаром. Парень и сам недоумевает, как туда попало всё ЭТО. Наверное, что-то Роскооппотребсоюз напутал.
Да ничего там не напутали, а скорее запутали следы обыкновенной операции по переправке дефицита на спекулятивный рынок барыгам.

 С тех пор на факультете родилась новая подколка в чей-либо адрес: «Да у них там (у него там) всё есть, как в Успенке».
 А может и лучше, что мы деньги тогда не потратили на «империалистические» шмотки?
На какие шиши мы бы своих девушек в кафе, театры и кино водили, подарки и цветы им дарили? Они нас и без финских джинсов любили. Так даже удобнее.
 Верно, ведь?

Ноябрь 2006 г.

Фото: см. на http://ssl.panoramio.com/photo/40614739


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.