В. И. Чапаев

Эта миниопера, либретто которой написано мною в соавторстве с Ксюшей Драгунской, неоднократно ставилась в разных клубах. Перед спектаклем зрители, обыкновенно, получали такую программку:

Лютый помещик-душегуб Чуфаров измывается над своими запуганными пейзанами. Мужики, предводимые знаменитым крестьянским поэтом Фурмановым, идут кланяться барину, мол, «пущай участь нам облехчаить…»
Только душа душегуба бездушного озабочена чем угодно, но не народной бедою! Прослышал Чуфаров про дивную Орлицу Горную, что гнездится по-над городом Лбищевым. Наделена та Орлица невиданной силой и знанием, и в гнезде её спасаются избранные - от мерзости и непотребства мира. И так завелось декадентское сердце помещика, что задумал он волшебную птицу как можно скорее ПОИМЕТЬ…
В бессильной злобе он велел выпороть бунтовщиков. Что и было проделано. Оробели мужики.
Но, чу! Задрожала земля. На взмыленном горячем Коне влетел сын крестьянский Василий, товарищ Чапаев. Приказал защитник бедноты выпустить душегубу кишки. Что и было проделано.
А Чапай молодой поскакал дальше вдаль – искать счастье народное. Но в той же мере – Горную Орлицу, ибо её ПОИМЕТЬ ему необходимо ничуть не меньше, чем помещику.
Но если реакционный романтик Чуфаров желает чудо-птицу эгоистически, для одного себя, то Чапаев, эпический герой-освободитель, мечтает ПОИМЕТЬ её во имя счастья всех угнетённых народов Поволжья и Приуралья! И в этом его неоспоримое моральное превосходство над представителем исторически обречённого класса Чуфаровым. Вот почему, когда народный заступник, одолеваемый пулями белополячьими и бабами бледно-невзрачными, тонет в Урал-реке, вожделенная Орлица является только ему и укрывает в своём высокогорном гнезде, где ПО СЕЙ ДЕНЬ прячет героя, и откуда на крылатом коне он то и дело вылетает на помощь ВСЕМ.
Таков основной пафос этой оперы, наиболее реалистической и традиционной по форме в репертуаре «Moebius’ Dogs». А в чём же её мораль?
Пожалуйста:

_____________Любит биомеханику народ наш. Не чает души в Мейерхольде.

(Фокус в том, что легендарный режиссёр родился день в день с легендарным комдивом (хотя и в разные годы). Поэтому совершенно естественно, что опера, премьера которой была приурочена к 125-летию В. И. Чапаева, не могла не испытать на себе магического, мистического и даже трансцендентального воздействия флюидов великого биомеханика.)

_________________Ну, а пуще всего наш народ любит петь про Чапаева!
_______________________Песни петь про него, сказки сказывать…
________________________Так всю жизнь и поёт он и сказывает.
______________А вот здесь-то залог светлой будущей жизни как раз и сокрыт…



К. Драгунская

А. Шавердян


_____________________________________В. И. ЧАПАЕВ

________________________________ЛИБРЕТТО НАРОДНОЙ ОПЕРЫ

КАРТИНА 1. Кабинет помещика Чуфарова.
Явление 1. Фурманов и Чуфаров.
Помещик Чуфаров сидит в вольтеровом кресле спиною к зрителям и глядит в окно. За окном беспросветная тьма.
Здесь же, невидимый Чуфарову, присутствует Фурманов.

РЕЧИТАТИВ
Фурманов (зрителям):

Я – Фурманов, знаменитый крестьянский поэт.
___________________________________(Указывает на Чуфарова.)
А это – помещик-душегуб Чуфаров.

_______________________________Из-за сцены доносится Глас народа:

АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА
ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

АРИОЗО
Фурманов:

Стонет народ. От зари до зари надрывается.
Воют крестьяне на барщине, заради оброка горбатятся…
Только душе душегуба бездушного
До крестьянской, до долюшки нету дела ничуть:
Ох, и лют на расправу помещик Чуфаров,
Не к ночи помянут будь…
Тьфу, Извращенец!
______________________________(Уходит)

Явление 2. Чуфаров один.
Чуфаров встаёт с кресла и поворачивается к залу. Это…... девушка в бикини, поверх которого надета распахнутая шинель!!!

Лирическое АРИОЗО (или Романс) + РЕЧИТАТИВ
Чуфаров:

Сказывала мне старая калмычка
(А, может быть, даже старая армянка),
Что в неприступных скалах Приуралья
Гнездится под городом Лбищевым
Удивительная Горная Орлица,
Наделённая силой и знанием.
Есть у той Орлицы Конь крылатый,
Есть ружьё и сабля золотая,
И в гнезде своём она спасает
Тех, кого достала грязь людская…
Короче, мне прямо-таки необходимо эту самую Орлицу ПОИМЕТЬ!1
А ещё говорят, будто я душегуб… Вот ведь быдло баранье!
Да моя душа – самая нежная,
Ввысь устремлённая, можно сказать, душа…

ГЛАС НАРОДА (с улицы):

АААААААААААААААААААОООООООООООООООООООООО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Пока раздаются ужасные звуки народного горя, помещик Чуфаров в отчаянии бегает по кабинету, страдальчески зажимая уши.

Чуфаров:

Проклятье! И вот так каждый день… Воют и воют…
Ну, какое, спрашивается, мне дело до этих ленивых пейзан?…
Ведь, казалось бы, проще некуда –
Коли не управился, надевай суму, иди по дворам куски собирать.

Голос Фурманова:

Айда, мужики, пошли кланяться барину.
Пущщай участь нам облегчаить!

Другие голоса:

- И то… Пущщай его облегчаить! – Тю… Ведь семьи у всех – мал мала меньше по лавкам сидять. – Надо, опять же ж, полоску засеять, взрастить да сжать. – Эх, любо! – Геть! Геть! – Наливай, Ермила! – Сам ты, гад, это слово…

Чуфаров:

О, как же вы надоели!
Днесь приговор мой таков:
Барской земли захотели?
Староста!

Вбегает Староста с огромным кнутом. Кладёт земной поклон.

__________________Выпороть бунтовщиков!

Староста кладёт земной поклон и убегает, щёлкая кнутом.
Полная вырубка света.
В темноте слышится

ГЛАС НАРОДА (сопровождаемый щёлканьем кнута):

АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА
ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Свет загорается.

КАРТИНА 2. Двор усадьбы помещика Чуфарова.
Явление 3. Выпоротые Фурманов и народ.
Крестьяне кряхтят, держатся за зады и ходят раскорякою.

Фурманов:
Оробели мужики.

Крестьяне (нестройным хором):

ААААААААААООООООООООООООУУУУУУУУУЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ
Чу!

Фурманов (под соответственную музыку):

Земля, земля, земля дрожит,
Трепещут степные травы!
Вот он! Вот он! Вот он спешит,
Товарищ Чапаев скачет!
Мчится Василий, крестьянский сын!
Василий! Василий! Василий!
Много буржуев, а он – один…
Один против всей вражьей силы.

Явление 4. Те же, Чапаев и Конь.

На двор усадьбы Чуфарова влетает галопом Чапаев верхом на горячем взмыленном Коне. Конь фыркает, роняя пену.
Крестьяне кладут земные поклоны и падают ниц.

ВЫХОДНАЯ АРИЯ
Чапаев:

Кто может сравниться со мной? Я – Василий!
Василий Иваныч, едрить вашу мать!
В февральскую темную ночь я родился,
Чтобы солнцем для всех бедняков воссиять!
Почто ж вы скапустились, мужики?!
Вас много, а барин один!
Скорей выпускайте ему кишки,
Не будь я крестьянский сын!
__________________________(дальше Чапаев выкрикивает лозунги):
Хватайте вилы, протыкайте пузо кровососово!
Помогите Красной Армии осилить вампиров капитала!
Жизнь построим такую – помирать не надо!

ГЛАС НАРОДА (радостно, с воодушевлением):

АААААААААААААААААААОООООООООООООООООООООО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Крестьяне вскакивают, хватают ВИЛЫ и убегают в усадьбу.

Явление 5. Чапаев и Конь.

ДУЭТ

Чапаев: Мне сказывала старая калмычка…
Конь:__________________Мне сказывала старая казашка…
Чапаев: Мне сказывала старая чувашка…
Конь:__________________Мне сказывала старая татарка…

Далее Чапаев и Конь поют на два голоса «Парафраз» «Ариозо» Чуфарова.

Что в неприступных скалах Приуралья
Гнездится под-над славным градом Лбищевым
Орлица удивительная Горная,
Исполненная силою и знанием.
Есть у той Орлицы Конь крылатый,
Есть ружьё и сабля золотая,
И в гнезде своём она спасает
Тех, кого достала грязь людская…

Чапаев (соло):
Короче, мне прямо-таки необходимо эту самую Орлицу ПОИМЕТЬ!2

_______________________Вскакивает на Коня, даёт ему шпоры и уносится прочь.

______________________Какое-то время сцена пуста. Вдруг из усадьбы раздаётся торжествующий

ГЛАС НАРОДА:

АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА
ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Явление 6. Входит Фурманов, отирая кровь с рук.

РЕЧИТАТИВ
Фурманов:

Обрадовались крестьяне, зарезали барина, будто барана.
Вступили в колхоз, давай строить светлое будущее.
А Чапай молодой поскакал вдаль, герой, на горячем коне своём…
Икать Орлицу Горную… Или счастье народное…
Или раннюю смерть свою …

Затемнение.
Музыкальный антракт. Темы скачки, погони и битвы.
Свет загорается вновь.

КАРТИНА 3. Фарватер реки Урал. Буря.

Явление 7. Чапаев и Орлица.
Чапаев тонет. За ним со скалы наблюдает Орлица.

АБСУРДНАЯ МУЗЫКА

Чапаев:

Ох, худо мне! Гибну под городом Лбищевым,
Аккурат посредине Урал-реки…
А и как стали одолевать меня пули белоказачьи…
Сабли белополячьи… Бабы белоневзрачны…
_____________________________(Замечает Горную Орлицу)
Фобии, мании, призраки…
На реке Урал!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ АРИЯ

Горная Орлица (слетая со скалы):

Не призрак я, а Горная Орлица,
Та, о которой грезил ты ночами.
Но лишь тебе решила я открыться,
А кровосос-Чуфаров недостоин!
Ведь ты, герой, –
Защитник бедноты!
И будет от меня тебе награда:
Я дам тебе Крылатого Коня,
Серебряную саблю и ружьё
Из золота, и у меня в горах ты
Укроешься высоких, а как станут
Буржуи бедный обижать народ,
То полетишь ты на Коне Крылатом
И враз поможешь ВСЕМ!
Все бедные люди любят тебя –
И русские, и казахи, и татары, и чуваши...

Чапаев (неожиданно):

А евреи?

Орлица (многозначительно):

Калмыки и евреи особенно!

ДАЛЬШЕ ПОЁТ МОГУЧИЙ ХОР

На Урале камыш шумит
Берег глинистый там высок
Город Лбищев в Урал глядит
Ничего не видно в воде –
Волны катят, волна за волной.
Тучи хмурые смотрят вниз,
Где Чапаев погиб молодой.
Только слава в мире идёт,
Что совсем не погиб герой!
У героя могила – река,
Только эта могила пуста.
Берег глинистый там высок,
Город Лбищев в Урал глядит.
И героями мы богаты –
У Чапаева много сынов!

(Все кладут земные поклоны).


 

К О Н Е Ц


Рецензии
Сильная вещь.

Егоров   22.10.2010 13:52     Заявить о нарушении
Хотя каждое отдельное несчастье и представляется исключением, но несчастье вообще есть правило.

Шопенгауэр.

Вольфганг Акунов   09.08.2011 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.