и Сын... 3

Иисусу понравился его ответ, Ему вообще нравилось слушать его и говорить с ним, хотя это пока случалось редко. В словах Иуды часто скрывались глубокие мысли, он был одарён недюжинным умом.

Иисус хорошо помнил слова из книги Екклесиаста: - Во многой мудрости много печали - в них был глубочайший смысл, доступный только мудрым. Обширные познания мешают вере, это так, но, если к вере придти через мудрость и знания, то такая вера стоит гораздо больше веры простых умом.

- Много подносят? – спросил Он.

- Много. Любое подношение дорого. Кто-то поднёс несколько последних сиклей, другой – горсть драхм или динариев, завалявшихся в денежном мешке, как их сравнивать?

- И кто же много несёт?

- Женщины много приносят. Вчера Мария из Магдалы принесла всё, что у неё было, всё своё имущество продала, а она была не бедная, и всё отдала. Ты должен её знать, она с другими галильскими женщинами ходит, и с Матерью Твоей.

Иисус её знал. Он всё знал, и расспрашивал Иуду, чтобы только послушать его, как тот будет говорить. Впрочем, и Иуда знал, что Учитель всё видит, чувствует и знает.

- Будешь Мой шелухим? (посланник, апостол)

Иуда не ждал такого прямого вопроса, не сразу нашёлся, что ответить.

- Я недостоин… Ты других выбираешь.

- Мне такой как ты нужен.

- Всё в Твоей Воле, Рабби. Я всё исполню по Твоему Слову.

Иисус сделал знак Симону Петру. Когда тот приблизился, попросил позвать Нафанаила и собрать других выбранных учеников. Все расселись вкруг и приготовились слушать.

Иисус оглядел их всех. У каждого из двенадцати были свои ожидания, надежды, цели. И каждый был у Него как на ладони, Он видел все их помыслы. Симон Пётр предан Ему до конца, готов жизнь отдать за Него. Но только, когда Он рядом. У Петра мягкий характер, без поддержки он может и ошибиться, сделать неверный шаг.

У юного Иоанна горящий взгляд, воображение рисует ему видения грядущего Царства Божьего и Иисуса Христа на троне. Иоанн и брат его Иаков втайне мечтают занять первые места у трона Христова.

И другие имели свои цели, подчас чисто человеческие, корыстные.

Только Иуда Искариот не прост. Может быть он не способен на такую же Любовь, как другие, но он может быть беззаветным другом. Несмотря на все чудеса, творимые Иисусом, он видит в Нём сначала Сына Человеческого, потом уже Сына Божьего. И к чудесам он относится прагматически, для него чудеса там, где кончаются знания. А предел знаний человеческих очень близок.

Но всё это шелуха. Все они в сущности чистые и светлые души, всё внешнее слетит с них, когда они получат большое важное дело. Они готовы выдержать любые испытания, и многим из них предстоит пройти через великие страдания и муки.

- Пришло время, – заговорил Он - и по Воле Отца Моего Я посылаю вас в селения и города Израилевы проповедовать о приближении Царства Небесного, будете как пастыри среди овец;

По Слову Его Я дам вам силу целительную, власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь;

Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте;

Не берите с собой ни сумы, ни посоха, ни одежды, ни обуви в запас, ни пищи, ни денег – всё будет дано вам по потребности;

Войдя в город или селение, идите к тому, кто достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

Я посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры как змеи и просты как голуби;

Берегитесь людей - они предадут вас в судилища, и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию. И, когда предадут вас, не заботьтесь, как или что вам сказать - не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас;

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь могущего и душу и тело погубить в геенне;

Претерпевший же до конца и не предавший будет спасен;

И ни один не пропадёт в геенне без воли Отца вашего. Все дни ваши и каждый волос на голове вашей сочтены;

Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным. И кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим.

Он говорил им ещё о Царстве Божьем, ради которого нужно смело и решительно оставить все, тот же, кто «взялся за плуг и оборачивается назад», для дела Божьего непригоден.

- Вы – соль земли, без вас она неплодна, вы – свет мира, и пусть сияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела во имя Отца вашего Небесного и прославляли Его.

Каждое Его слово отпечатывалось в их сознании и их сердцах. Вместе со словами Он давал им новые качества, перестраивал характеры, делая их решительными, внушал им способности к целительству.

Когда Он закончил, они были уже совсем другими. Они стали - Двенадцать Апостолов Христа.

В тот же день все они, поделившись на пары, разошлись по земле Израильской делать историю своих Деяний.

А Он, закончив с ними, пошёл к людям, давно ожидавшим Его. Проходя мимо галильских женщин, всегда сопровождающим Его, он увидел сидящую поодаль прекрасную Марию Магдалину, подошёл к ней.

- Ты ли Мария? – он взглянул в её глубокие кроткие глаза.

- Да, я Мария, Раббуни. Из Магдалы. В Галили почти все женщины – Марии, как и мать твоя, даже сестра её.

- Любишь Бога?

- Как не любить? Если Ты, Сын Божий - Такой, то Какой же тогда Сам Бог?

- Не все верят, что Я – Сын Божий.

- Слепые не верят. Кто Тебя видит сердцем чистым, не может не поверить. Я – грешна, а – вижу, и верю всей душой.

Её взгляд тоже полыхал искренней любовью, она вся была – Любовь. И – кроткое покаяние.

- Знаю все твои грехи, по вере твоей прощаются они тебе. И недуг твой исцелён. Иди и не думай больше о греховном.

Мария Магдалина – женщина до мельчайшей клеточки души, не смогла преодолеть остатков своего любопытства.

- Раббуни, дозволь спросить.

Без малых грехов человек – не человек, особенно женщина, Иисус это хорошо понимал:

- Спрашивай, Мария, знаю, о чём думаешь.

- Вот Твоя Мать – святая, и нет на ней грехов. А ведь она – мать Тебе. Как это?

- Не знаешь ли, что Я рождён от непорочного зачатия?

- Не знала я, Раббуни. Она ничего не говорит.

- Она – Святая, и нет на ней грехов, ты правду сказала.

Он вошёл в дом, прошёл к своему месту, где обычно сидел, и, дождавшись, когда все, кто смог войти, расселись и утихли, стал говорить:

- Блажен, кто верует в Отца нашего, Господа Бога, Творца мира и человека;

Блаженны чистые сердцем, ибо им Бог откроется во всём величии и сиянии Своём;

Блаженны кроткие, ибо им всё будет принадлежать;

Блаженны страждущие, ибо будут очищены от грехов страданием и Любовь Отца обретут;

Блаженны униженные, ибо возвысятся и станут первыми;

Блаженны милостивые к порокам ближнего, ибо так же помилованы будут;

Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, данный пророками, или отвергнуть их; не нарушить пришёл Я, но расширить и исполнить. Вы знаете, что сказано ими – не убий. А Я говорю, что всякий, допустивший гнев в своё сердце напрасно, уже подлежит суду. Помыслы сильнее действия. Впереди идут помыслы, за ними приходят дела, без злых помыслов не бывает злых дел;

Если пришёл ты с покаянием, и вспомнил, что брат твой имеет обиду на тебя, пойди, прежде примирись с братом твоим, очисть сердце от гнева и обид, и тогда приди и получи полное покаяние;

Если есть у тебя противник, поторопись и заверши полюбовно спор ваш, пока не отдал он тебя под суд, ибо пока ты не уладишь дело миром, не будет тебе покоя и удачи;

Ещё слышали вы, что сказано древними: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои, а Я говорю: не клянись вовсе. Если ты чист в сердце своём и твёрд в решении жить по правде, то не нужна никакая клятва. И да будут помыслы твои твёрже камня и одно только слово твоё надобно: да – да, нет – нет, а что сверх этого, то – лукавство;

Слышали вы закон древних: око за око, зуб за зуб. А Я говорю – не противься злому. Кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую. Злобой ты не уничтожишь зла, лишь умножишь его, и только добро преодолеет зло;

Кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему две, и верхнюю одежду впридачу, это всё – тлен, и за отданное ты получишь вдвое, но душа твоя останется в покое и сердце в чистоте;

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам – любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Любящие дают вам радость жизни, а враги учат вас жизни, помогают вам очищаться от грехов ваших, преодолевать себялюбие и гордыню;

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить;

Будьте милостивы как Отец ваш Небесный, повелевающий Солнцу восходить над добрыми и злыми и посылающий дождь на праведных и неправедных;

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный – это одно, к чему надо стремиться всеми помыслами, всеми делами, всей жизнью. Всё другое – тлен. Не заботьтесь, что вам есть и что пить, что одеть и где скрыться от дождя и зноя, где приклониться для отдыха и спать, заботьтесь о душе своей; стремитесь к совершенству, ищите правды и любви, и это всё приложится вам.

Дом был полон прихожан, они тесным кругом обступили Учителя, с трудом сдерживая напирающих сзади – многие, оставшиеся снаружи, тоже желали войти. Все слушали, стараясь сдерживать дыхание. Только редкие покашливания, тяжёлые вздохи и другие выражения телесных недугов сопровождали слова Иисуса – как обычно среди паломников было много жаждущих исцеления своих немощей.

Откуда-то сверху был слышен непрекращающийся шорох, он то усиливался, то ослабевал, потом опять возобновлялся. Вдруг в полумрак зала ворвался солнечный луч, он проник сверху, через дыру в кровле. Кто-то, разобрав крышу, споро проделывал отверстие в потолке. Расширив его, оттуда стали опускать человека, лежащего в полотне.

Иисус давно понял, что происходит. Принесли недужного – расслабленного, желая просить о его исцелении, и не могли войти в дом с носилками. Но так велико было их желание помочь несчастному и их вера в исцеляющую силу Христа, что они не смогли ждать, влезли на крышу и через дыру в кровле опустили своего родственника или близкого перед очами Иисуса.

Иисус был тронут такой настойчивостью и верой.

- Вижу твоё страдание и искреннюю веру, прощаются тебе грехи твои. Возьми свою постель и иди, и не греши больше.

Бедняга попытался поднять руку, она без видимого усилия взметнулась вверх. Он, повернувшись на бок, неуклюже встал на ноги. Все смотрели на него с изумлением. Слёзы потекли по его лицу. Взяв носилки подмышку он, пошатываясь, вышел сквозь расступившуюся толпу, не сказав ни слова, забыв даже поблагодарить за чудесное исцеление.

Иисус проводил его глазами.

- Вера его поставила его на ноги. Вера даёт силу исцеления, без неё никакая чужая сила не действует. Вы сами исцеляете себя, если имеете веру хоть с горчичное зерно.

- Имеем…

- Веруем…

Разнобой голосов, громких, тихих, шепчущих отвечал ему. Больные и недужные, страдающие и немощные, пришедшие не только послушать Его Учение, но и исцелиться, ждали своего часа. Некоторые, с лёгкими грехами и недомоганиями, или с большой верой, уже чувствовали себя исцелёнными, подышав живительной атмосферой, всегда окружающей Иисуса, облучённые мощными потоками любви и сочувствия, текущими от него. Кому-то было достаточно прикосновения к Его одежде, Его силы и любви хватало на всех.

Он, сидя в центре, оглядел всех, высматривая, кому помочь. Они поняли, что Он готов к исцелению, зашевелились, заговорили, и расступились, пропуская кого-то. «Прокажённый – понял Он – его хотят пропустить вперёд, чтобы не заразиться от него».

Прокажённый, весь скрытый одеждой, на первый взгляд издалека выглядел здоровым, но Иисус знал, что с ним.

- Покажи – коротко повелел Он.

Несчастный скинул хитон с одной стороны, освободил руку. Тыльная сторона кисти, локоть, плечо, одна сторона шеи и часть лица снизу были уже поражены страшным недугом.

- Веруешь? – Он всё видел и всё знал про него, бедный человек исстрадался весь и вполне был готов к очищению. Вера его была велика. Он, хриплым от страдания, от волнения и от напряжённого ожидания, голосом, произнёс:

- Верую, Учитель, всем сердцем верую.

- Прощаются тебе грехи твои. Иди и не греши больше. С грехами вернётся боль.

Исцелённый с изумлением смотрел, как страшная, истекающая мокротой краснота на глазах засыхает, светлеет, сменяется здоровой кожей, поднимающейся вверх по руке, расползающейся по всей поражённой стороне. Он с отвращением скинул хитон, скомкал его. За ним последовала и нижняя одежда с тела. Собрав весь ворох тряпок, он, голый до пояса, быстро ушёл, ища огня, чтобы сжечь всю ненавистную память о страшном недуге, так долго мучившем его.

- Смотри, никому не рассказывай у себя дома – только успел вдогонку ему сказать Иисус, но тот вряд ли слышал в своём великом счастье избавления от проклятой заразы, да и как он мог молчать о таком чудесном исцелении, даже если и слышал слова Иисуса.

Между тем к Иисусу уже подходила молодая женщина с ребёнком. Её тоже пропустили вперёд.

- Покажи, Марфа, младенца – встретил её Он.

Марфа откинула покрывальце, развернула пелёночку. Младенчик, ещё не понимающий своего несчастья и причину бесконечного страдания, засучил тоненькими высохшими ножками, больше похожими на веточки сухого дерева. Они беспомощно скребли по тряпице, не в силах оторваться от неё.

- Как назвала бедненького? – Он повлажневшими глазами оглядел укороченное тельце, и без того маленькое.

- Давид – имя ему, Господи.

- Да, Давид. Хорошее имя. Пусть будет Давидом. Дай-ка его сюда – Он взял маленького Давида, положил себе на колени, бережно провёл рукой по его ножкам. – Это прежние грехи всего рода не дают ему радости жизни. Больше ты не будешь страдать, чадо. Будешь здоровым и сильным, как Давид, отец ваш.

Под Его ладонью ножки наливались плотью, силой, розовели, когда он убрал руку, они весело замолотили по воздуху.

- Иди, Марфа, только никому не говори. Говори, что так и было, само прошло.

- Да, Господи, благодарю Тебя, Господи, да будет слава Тебе! – Она подхватила своё ненаглядное исстрадавшееся сокровище и с залитым слезами лицом поспешила поделиться радостью с родными.

За ней стали подходить другие. Для всех Он находил тёплые слова, всех исцелял и отпускал с добром и миром. Многие пришли издалека, уже по всей стране и в ближних землях знали о Нём и все, кто верил в Него, приходили из Ерушалаима, Идумеи, из-за Иордана, даже из Тира и Сидона шли исцелиться, услышать, или просто посмотреть не Него.

Среди народа были и не нуждающиеся в лечении, по крайней мере, утверждающие это в своём кругу. Недалеко от Него, под стенкой, стояла группа одетых побогаче, это были книжники и фарисеи из Ерушалаима. Иисус постоянно чувствовал их присутствие – оно мешало Ему, отбирало часть силы. Особенно это ощущалось при словах – «прощаются тебе грехи», Он ясно ощущал это.

Наконец, когда народ поредел, один из них не выдержал. Всецело поддержанный молчаливым одобрением своей группы, он обратился к Иисусу:

- Не богохульствуй! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

- Или не знаете, что все болезни и немощи – от грехов человеческих? – возразил Он. – Без прощения грехов не бывает исцеления. Легче и лучше сказать - «прощаются тебе грехи», чем - «встань и иди». Ваше сомнение сделало вас слепыми – не видите, что Сыну Человеческому дана власть на земле прощать грехи.

Он видел, что их в их слепом упорстве словами не поколеблешь.

- Вот ты, Аарон Левит – обратился Он к сказавшему, очевидно, старшему среди них. – Вижу, у тебя ноги больные. Если бы ты слез с осла да ходил своими ногами, может быть ещё долго был бы здоров. Говорю тебе – отпусти животное, оно не виновато в твоих грехах. Будь у тебя веры хоть с горчичное семя, я бы одним взглядом излечил тебя;

А ты, Феофил – переключился Он на другого. – Ты спиной мучаешься. Скажу тебе – ты поклоны низкие отбиваешь. Кланяйся до земли сорок раз в утреннюю молитву, сорок раз в полдень, и сорок раз в вечернюю, и всё пройдёт, если верить будешь;

Тебе, Симон, особый совет - добрался Он до следующего. – Ты головой мучаешься, она у тебя болит всегда, только не от того, что ты много думаешь, как всем говоришь, а от того, что веры в тебе мало. Как перестанешь думать вовсе, а станешь верить всем сердцем, тогда и боль пройдёт;

Знаю, что вас Каиафа послал, чтобы уличить Меня, и свидетельства против Меня найти, а его Ханнан надоумил. Если бы захотел, Я мог бы всех вас обратить, весь Храм, и кто в нем. Вы там погрязли в язычестве, превратили Дом Отца Моего в вертеп разбойников. Но не за тем Я послан. Каждый должен сам выбрать, с кем ему быть – с Богом или с Сатаной, или ещё с кем.

Он видел и чувствовал, что своими откровенно издевательскими речами окончательно настроил их против Себя, в их свирепых взглядах сверкали молнии злобы, но возразить они ничего не могли. Злость затаилась в них, чтобы когда-нибудь найти выход.

«Других учу врагов любить, а сам?» - эта мысль омрачала Его сознание, непривычное к душевным сомнениям. Противоречие между безграничной Любовью ко всем и опасение нарушить личную волю каждого было главной причиной, порождающей это сомнение. Будь Его Воля, Он бы всех обратил, наставил на путь истинный, но человек – не животное, Бог дал ему волю, свободу выбора, и её нельзя отбрасывать. Это главное сокровище, отличающее высшее Творение Божье от всего окружающего и от всех прочих созданий.

Между тем страждущие всё шли и шли. Они уже не толпились, а выстроились в очередь, уходившую за дверь и оканчивающуюся где-то во дворе. К ней пристраивались те, кто не смог войти в дом.

Иисус встал и пошёл вдоль очереди, на короткие секунды останавливаясь у каждого и осеняя его Своей Любовью, посылая целительную силу душе и страдающей плоти каждого. Дойдя до конца, он представил себе её бесконечное продолжение, состоящее из всех страдальцев, разбросанных по земле, многих и многих, кто хотел, но не смог придти.

Что ж, надо опять отправляться в путь, туда, где Он ещё не был.

Многие шли к Нему с севера, из языческих земель. Люди, как люди, с теми же проблемами, грехами и недугами. Многие, если не все, послушав Его простые, понятные и убедительные слова, видя Его могущество, да и просто увидев Его самого, ощутив идущее от Него добро и напитанные Его Любовью, поверили в Его Отца, обратились по своей собственной воле.

Там, в тех землях, Его уже хорошо знают, слухи об иудейском Мессии, распространяемые паломниками, простыми людьми, видевшими Его своими глазами, дошли до Сирии и Ливана, и ещё дальше.

Знают и ждут. Может быть, без особой надежды, но, если Он к ним придёт, примут с большой радостью.

Всех своих апостолов Он отправил в иудейские земли: Перею, Идумею, Иерусалим с окружающими городами. А сам пойдёт на север, там тоже надо помочь людям.


Он отправился один, никого не приглашая, но за Ним немедленно устремился караван сопровождающих - учеников, исцелённых, да и просто тех, кто уже не мог жить без Него, без того, чтобы видеть и слышать Его каждый день.

Первые дни они шли по той же прекрасной, изобильной галильской земле. Уже само передвижение по её дорогам доставляло наслаждение. Вдоль дорог, в рощах, на склонах гор росло множество плодоносных деревьев: сытные финики, нежные персики, истекающие соком груши, и множество других не менее чудесных даров природы было предоставлено им в изобилии. Жажду прекрасно утоляли насыщенные влагой ягоды тутового дерева или виноград, которым их щедро угощали благодарные за Слово и исцеление виноградари, впрочем, и источников ключевой воды в галильской земле было достаточно.

Всё это была не какая-то манна небесная – голые углеводы и немного белков, чуть подслащенных фруктозой. Это были полноценные, живые, сочные, полные энергии, витаминов, ферментов и всего, что необходимо человеческому организму, его плоти, для здоровой и радостной жизни. Это были дары Господа – тот самый «хлеб насущный» в божественном понимании, который он даёт каждый день тем, кто искренне и беззаветно верит в Него, стремится к нему всем сердцем, живёт по Его законам.

Наверно только в Эдеме было такое же изобилие, но здесь ещё были, в отличие от Эдема, в неограниченном количестве и разнообразии яблоки без всяких запретов.

Они шли, заходя в лежащие на их пути селения и городки. Молва бежала впереди их и везде, куда они заходили, Его уже ждали. Им предоставляли кров, пищу, полный отдых и заботу.

Иисус, чаще всего где-нибудь в тенистой рощице, располагаясь прямо на траве, читал свои проповеди, своё Слово, хотя правильней было бы сказать – просто разговаривал с людьми, исцелял всех страдающих, которых везде было много. Некоторые, очарованные Им, присоединялись к каравану, шли следом.

Он старался не отрываться от растущего каравана, хотя свободно мог перенестись в любое место. Однако всегда держался впереди, чуть в отдалении от головы сопровождающего Его людского потока.

Были отдельные случаи, когда Он обгонял всех на несколько стадий или даже субботних путей, если это было Ему необходимо, но потом, присев, дожидался своих спутников. Так, однажды, зная, что впереди у дороги расположен колодец, и к нему от селения идёт женщина, Он в несколько шагов преодолел неблизкое отделяющее Его от колодца расстояние, и присел на камень неподалёку.

Женщина, выйдя из-за бугра, сначала смутилась, увидев чужого человека в удалённом месте, но, присмотревшись, увидела, что Он необыкновенно хорош собой и никакого зла от него не может быть. Она хорошо знала мужчин и, поправивши волосы и выправив осанку, смело продолжила путь.

Иисус, дождавшись, пока она зачерпнула воды, попросил у неё пить.

- Как ты, Иудей, просишь пить у меня – сирофиникинянки, язычницы – удивилась она.

- Я хочу пить, а у тебя есть вода. А всё сверх этого – лукавство и безумие. Разве не так?

Она была не глупа. Он знал это.

- Удивительно ты говоришь. Истинно так и есть. Кто же ты, странник? Может быть, войдёшь в дом мой, отдохнёшь с дороги. Вижу, ты устал от пути.

- А что же муж твой?

- У меня нет мужа.

- Правду ты сказала, нет у тебя мужа. Был, и не один, а сейчас у тебя только больная мать, лежит уже давно, ни жива и ни мертва, и это твоя забота.

Только тут она догадалась, Кто это. Весь Его облик, Его слова, слухи, с недавнего времени дошедшие до селения, всё это сошлось в её сознании в единый клубок, из которого возросла одна мысль - Он – иудейский Мессия. Её быстрый ум сразу увидел благо в этой случайной, или не случайной, встрече.

- Господи, знаю, кто Ты - пророк. Ты несёшь Слово вашего Бога людям и исцеляешь страждущих. Не исцелишь ли ты мать мою? Она совсем измучилась, и меня измучила, лежит уже давно, как Ты сказал, ни жива и ни мертва.

- Исцелена уже мать твоя, женщина. За воду, которую ты мне дала. И за кров твой. Вон показались идущие со мной, мы войдём в ваше селение. Ты нас поведёшь.

Подошедшие спутники Его стали располагаться на короткую остановку у колодца, чтобы утолить жажду и присесть на малое время. Некоторые удивлялись, что Он разговаривает с сирофиникинянкой-язычницей, в основном это были те, кто недавно примкнул к каравану, и никогда уже не оставлявшие Его без присмотра книжники и фарисеи, для них это было неслыханное нарушение законов.

Финикийская религия считалась изуверской даже у ярых приверженцев древних иудейских обрядов с массовыми жертвоприношениями и всесожжениями. Любые контакты с язычниками Финикии были большим грехом для израильтян. Многие из последовавших за Иисусом законников с большой опаской решились на это.

Но они не смогли оставить Его без своего внимания – в языческих землях они надеялись собрать особенно много свидетельств против Него. Они были состоятельными и могли позволить себе вьючных животных для своей поклажи, а то и для себя самих. Некоторые даже имели повозки.

На Иисуса посыпались упрёки. Самые твердолобые и фанатичные не смогли сдержать накопившиеся за эти дни обвинения Его в нарушении заповедей и законов, впрочем, вполне возможно, они показывали этим своё усердие в выполнении поручения, данного им первосвященниками – такая манера поведения уже вошла в кровь у фарисеев. Наиболее тяжёлый грех, по их мнению, заключался в регулярном нарушении Им и Его приверженцами заповеди о субботе.

- Сказано в Законах – шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, оставляй землю и виноградники в покое, а Ты и Твои люди ходили в субботу в виноградники, собирали и ели его.

- О, род неверный и развращённый!– не сдержался Иисус. – Доколе буду терпеть вас? Доколе буду с вами?;

Разве запрещал Господь, Отец наш Создатель, Адаму и Еве срывать и есть плоды эдемские в какой-то день? Или не может мать сорвать своему чаду гроздь винограда в субботу, чтобы покормить его? Создана суббота для человека, а не человек для субботы;

Вы настолько ослепли в своём слабоумии и чёрствости сердец ваших, что совсем забыли об истинных Законах Божьих, заменили их своими языческими правилами. Вместо почитания Бога в субботу в храмах ваших вы сжигаете несчастных, ни в чём не повинных животных, и питаетесь их мясом. Это мёртвая пища, она полна смерти, страха и предсмертного ужаса. Все ваши болезни от этой пищи. Откажитесь от неё, пока не поздно, питайтесь живыми божественными плодами – их создал Господь для человеков;

Где ты, Аарон Левит? Твои ноги болят от мяса. Мясные соли отлагаются в суставах, разрушают их. А твоя спина, Феофил, тоже болит от мясной кислоты, она задерживается в мышцах, в плоти человеческой;

Вы забыли Бога, вспоминаете о Нём только в субботу, идя в Храм. Но этот ваш бог не истинный Бог, истинный Бог – Добро и Любовь. Любовь ко всему, к ближнему, и даже к врагам. Это первая Его Заповедь – люби ближнего своего как самого себя;

Храм Господу должен быть в сердце выстроен, чтобы не ходить по синагогам, не искать Господа там, где Его, может быть, и нет, а всегда иметь при себе и всегда Его слышать, а не только по субботам, отложив все дела. Если хотите в субботу совершать подношения Богу, то помогайте бедным, униженным и нищим, это самое благое для Бога деяние, а не сжигайте несчастных животных, Он уже много раз говорил, что Ему не нужны всесожжения.

Эти беседы выводили Иисуса из равновесия. Он чувствовал, что его противников они не убеждают, а только озлобляют. Им не нужна была истина, мудрые понимали, что Он прав, и это озлобило бы их ещё больше, если бы такие оказались в их числе. Но при подборе этой группы мудрость не принималась во внимание, она, скорее, была помехой в исполнении порученного дела.

Иисус понимал, что мечет бисер перед свиньями, Ему была противна роль спорщика, убеждающего в очевидных истинах, понятных каждому здравомыслящему и непредубеждённому человеку. Он вынужден был становиться толкователем Торы, её духа, превращаться в такого же сухого книжника, как и те, с кем Он спорил. И при этом все Его пламенные речи приводили к обратному результату – они не слышали Его, думая только об одном – о сборе свидетельств против Него.

Они разошлись, не сблизившись ни на перст, Иисус пошёл впереди с сирофиникинянкой, весь караван последовал за ними.

Дом её оказался довольно большим, и вообще она не бедствовала. Наверно её последний муж оставил ей исправное хозяйство, приносящее доход.

Мать её ждала у дома, как ни в чём не бывало, будто и не лежала много дней при смерти. Это ещё добавило ей радости к той, что уже была в ней от оказанного Иисусом внимания. Они с матерью кинулись собирать стол, доставать все запасы, чтобы усладить пребывание своего Спасителя и Его спутников под своим кровом.

Иисуса, как самого дорогого гостя, усадили во главе, он преломил хлеб, раздал самым близким, бывшим всегда при нём – матери, другим галильским женщинам, хозяйкам. Пока длилась трапеза, во дворе собирался народ. Всем хотелось посмотреть Мессию, о котором столь много говорили в последние времена, послушать его речи. Набралось немало страдальцев, ждущих облегчения своих мук, все уже стали свидетелями чудесного исцеления матери хозяйки дома.

Закончив трапезу, Иисус вышел к людям, сел к ним в просторном дворе и начал говорить. Ему не нужен был отдых, его отдыхом и пищей было творить волю Пославшего Его и совершать дело Его.

Начал Он с простых житейских бесед, рассказывал о том, как они шли по благодатным землям, и как Господь давал им животворящую пищу, плавно и связно перешёл к Учению Божьему и заповедям.


В этом гостеприимном селении Он пробыл недолго. Впереди было ещё много земель, которые надо было обойти. Уходя, Он говорил хозяйке:

- Вижу, ты хочешь идти за Мной. Не ходи, не надо. Тебе трудно бросить свой дом, как другие женщины, идущие за Мной, всё оставили. Ты будешь болеть за свою оставленную мать. Вижу твою любовь. Она не такая, что нужна Богу. Твоя любовь земная, для себя, а Бог ждёт Любви ко всем людям, ко всем слабым, униженным, даже к врагам своим.

И пошёл Он дальше, и дошёл до Тира. В Тире Он учил и исцелял.

Из Тира Он пошёл в Сидон. В Сидоне Он говорил Слово Божьё и лечил страждущих.

Из Сидона Он пошёл в Кесарию Филиппову. Там Он говорил людям Истину и избавлял от недугов.

Из Кесарии Он, ведомый Голосом, вернулся в Капернаум.

В Капернауме Его уже ждали ученики, они тоже в эти дни закончили обход иудейских земель и ещё не успели отдохнуть с дороги. Они были очень воодушевлены своими успехами. Бог помогал им в исполнении своих миссий – давал силу исцеления и вкладывал нужные слова в их сердца.

Не в силах сдержаться, они с восторгом рассказывали Иисусу, как проходило их служение, что они сделали и чему научили. Все они на этом божьем промысле пока избежали гонений, но зато тяжёлая доля досталась Иоанну Крестителю – тетрарх Ирод Антипа жестоко казнил его, отрубив голову, по женскому капризу. Это известие омрачило общую радость от встречи и от успеха в их предприятии, к тому же ясно продемонстрировало постоянно висящую над ними опасность.

Иисус, заботясь о своих учениках, отправил их в пустынное место отдохнуть от дел, сам тоже хотел уединиться и побыть один. Но это оказалось очень трудно.

В своих хождениях по Палестине они подняли все народы. Многие сразу следовали за ними, но ещё больше – чуть погодя, завершив самые срочные дела, или после недолгих раздумий, снимались с родных мест и шли туда, где, по вездесущим слухам можно было найти Мессию и Его учеников. На берегах Галилейского моря собирались тысячи жаждущих видеть и слышать Его и страдающих от болезней, немощей и недугов. Они ходили толпами и искали Его.

Иисус видел их с горы, где молился в уединении, и из лодки, плывя на восточный берег. Он, полный сострадания, смотрел на эти толпы, которые были изнурены и полегли, как овцы без пастыря. Он решил вернуться к ученикам. За Ним следовали все, мимо кого Он шёл, и к ним прилеплялись многие из других городов и земель. Придя в пустынное место, где скрывались Его ученики, он сел и, усадив народ, стал говорить.

- Вы, кто оставил свой дом, и всё в доме своём, и жену и брата, и всех родных, вы, кто избрал трудный путь, следуя за Мной и за Словом Моим, вы благословенны будете, ибо труден путь к совершенству и к Царству Небесному, и легка дорога в пропасть греха и падения. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие ленивые сердцем и слабые духом и волей идут ими, но тесны врата и узка тропка, ведущая в жизнь вечную, и только крепкие духом и волей, ищущие и труждающиеся, находят их;

Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он устоял, потому что основан был на камне;

А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Иисус говорил в своей обычной манере – простыми и понятными притчами, адресованными неискушённому в премудрых книжных беседах народу. Он уже давно, по велению Голоса, выбрал этот способ общения, и неизменно добивался успеха – все его понимали и с удовольствием и большим интересом слушали. Говорил Он проникновенно, негромко, певучая речь Его текла плавно, и везде, на любом удалении была слышна одинаково отчётливо и громко.

- Вышел сеятель сеять – продолжил Он свои притчи. – И когда он сеял, иное посеянное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать;

Кто имеет уши слышать, да слышит, кому дано слышать и разуметь, тому приумножится, а кому не дано, у того отнимется и то, что имеет;

Вот толкование этой притчи: ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге; а посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас радостно принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется; а посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века этого и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно;

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать;

Знаете ли вы, что такое Царство Небесное, какое это сокровище, и счастье, и блаженство, дороже в семижды семьсот семьдесят семь крат всех вместе сокровищ земных?;

Оно подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, и, как нашёл он самую драгоценную жемчужину, лучше всех других, пошёл, и продал всё, что имел, и купил её, и стал во сто крат богаче;

Или подобно Царство Небесное бесценному кладу, скрытому на поле, и нашедший его утаил, от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то, и, взяв клад, умножает своё богатство многократно;

А знаете ли вы, из чего вырастает Царство Небесное? Оно может быть подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своём, это значит, он принял в сердце своё Слово Божье. Зерно горничное меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, и прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Так и человек, принявший Слово, следующий ему, живущий по Слову Божьему, строит в своём сердце Царство Небесное, и живёт в нём свободно и счастливо из века в век, не зная бед и печалей;

Или оно подобно закваске, которое, взявши, положили в три меры муки, и от него вскисло всё, так и Слово, попав в сердце доброе и любящее, преображает всего человека, и становится он очищенным и совершенным, подобным ангелам, живущим в Царстве Небесном;

А вот притча для рыбаков, ловцов рыб неводом: Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: праведные будут отделены от злых, всех злых и неправедных ввергнут в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов;

И ещё одна притча для сеятелей: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя ты сеял на поле твоём? Откуда же на нём плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдём, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою;

Кто не уразумел, слушайте разъяснение этой притчи: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века; а жнецы суть Ангелы;

Кто имеет уши слышать, да слышит…

Его певучая речь текла над холмами и лугами, проникала в сердце каждого, утоляла жажду, мучившую их долгие годы в ожидании Мессии, эта жажда двигала ими, подняла их, оторвала от дома и привела сюда. Живительная сила и любовь, которыми насыщены были Его слова и речь, исцеляла больных и недужных, очищала их от грехов и дурных мыслей и желаний. Невозможно было остаться прежним, видя и слыша Его в эти минуты единения со всем смертным, отпадшим от Бога, человечеством.

Однако несовершенен отошедший от Бога человек – солнце стало склоняться к горизонту, и Он почувствовал утомление в людской массе. Время было позднее, вблизи не было ни городов, ни селений, а народ, следовавший за Ним, в радости, что Он опять с ними, позабыл запастись едой.

Ученики, более близкие к земным потребностям и заботам, стали спрашивать Его: не пора ли отпустить народ, чтобы поискал себе пищу?

- Не нужно им идти, вы дайте им есть.

Но они, расспрашивая народ, нашли у одного юноши только пять хлебов и две рыбы, захваченные им в дальний путь.
Иисус попросил принести хлебы, велел рассадить всех людей рядами. Оглядев весь необъятный склон, усаженный людьми, Он обратился к небу, воздав молитву благодарения, благословил хлеб, торжественно преломил его и раздал ученикам. Те понесли хлеб по рядам и разносили, пока не дошли до последнего человека в последнем ряду. После того, как все насытились, собрали остатки, и набралось их двенадцать коробов.

Иисус смотрел, как ученики разносят хлеб, как раздают его людям, видел их чувства и ощущения, мог проникнуть в их сознание, ощущал вместе с ними чувство голода и сытости, утомления и свежести, мог воздействовать на их сознание. Это было проще, чем, например, сколотить руками табуретку.

В этих хлебах, преломлённых Его рукою, люди вкушали Дух Господа, Его Любовь, истину Слова Божьего.

Но множество их, самых неуравновешенных и восприимчивых, поражённых чудом насыщения пяти тысяч голодных пятью хлебами, уверовав, что перед ними пророк-чудотворец, хотели уже сейчас сделать Иисуса царём. Он, чувствуя это, и желая помешать, отправил учеников своих в лодку, чтобы плыли на другой берег, отпустил так же и народ, а сам взошёл на пустынную гору помолиться наедине, побыть с Отцом своим.

В четвёртую стражу ночи пошёл Иисус к ученикам своим; они были уже на середине озера, и волны, поднятые встречным ветром, били перегруженную лодку. Иисус шёл по воде, и они, напуганные высокими волнами, ещё больше испугались, увидев идущего по воде и приняв его за призрака, предвещающего их погибель.

- Не бойтесь, это Я – ободрил Он их.

Пётр первым пришёл в себя, а, может быть, наоборот, совсем потерял разум.

- Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде! – взмолился он.

- Иди.

Пётр безрассудно перешагнул борт и пошёл к Иисусу, но свежий порыв ветра бросил горсть холодных капель ему в лицо и освежил его разум. Пётр огляделся и, увидев себя посреди озера, испугался и провалился в воду.

- Господи! Спаси меня – опять взмолился он.

Вытащив его из воды, Иисус стал укорять его:

- Маловерный! Зачем ты усомнился?

Он успокоил разбушевавшийся ветер, и лодка тотчас пристала к берегу.


И здесь в Генисарете продолжилось Его учение. Жители, ставшие свидетелями Его прибытия, немедленно разошлись собирать народ, все жаждущие и страждущие потекли к Нему, кто своими ногами, кого из немощных, расслабленных, и с прочими болезнями принесли. Придя, просили, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; он с великой любовью и сочувствием принимал всех, и многим достаточно было Его лучистого любящего взгляда и прикосновения Его исцеляющей руки, чтобы встать и идти, очищенными, полными сил и здоровья. Их вера помогала Ему исцелять их.

Когда всё окружающее пространство заполнилось пришедшими Он здесь же, на берегу, сидя в тени раскидистых деревьев, обдуваемый свежим бризом с озера, стал говорить:

- Слушайте и разумейте! Все болезни, недуги и немощи – от земли, от грехов и человеческих слабостей, от того, что падший человек отдалился от Бога, потерял Его из своего сердца. Кто мыслит только о земном, преходящем – чт ему есть?, чт одеть и где укрыться от дождя и ветра?, тот отпадает от Господа и теряет связь с Ним и Его покровительство. А кто чтит Его, думает о Небесном, для кого его тело, его плоть, его сердце – Храм Духа Господня, данного каждому при рождении, тот имеет самое дорогое сокровище в сердце своём – частицу Духа Отца своего, и того минуют все болезни и напасти, и он будет иметь и пищу, и одежду, и кров;

Всё земное бренно и преходяще, оно лишь пена плотской жизни, иллюзия низкого ума, а всё небесное, духовное есть действительность Царства Небесного, оно вечно и незыблемо, истинно и нерушимо;

Не бойтесь потерять дом и имущество, не бойтесь дождя и ветра, болезней и утомления, не бойтесь смерти плотской, а бойтесь греха. Грехи ведут к смерти духовной, а какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Никакими богатствами и сокровищами не выкупит он назад своей души, а только всё его богатство утянет его в геенну огненную;

Истинно говорю вам: трудно богатому попасть в Царство Небесное; легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божье;

Ибо придёт время, и с каждого спросится по делам его, и никакие грехи его не будут скрыты, как и все его добрые деяния, и каждому воздастся по делам его;

Не ждите, не оставляйте искупления грехов своих на потом, в конце жизни или перед Судом, спешите творить добро, делайте добрые дела, ибо что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе;

Продолжение следует.


Рецензии