Цезарь, Клеопатра и сложности любовной переписки

Было написано для моей замечательной знакомой -
Ольги из Москвы (1978-2007).

Для посмертной публикации моих сочинений
можно будет извлечь дополнительную
информацию из архива переписки за 2006-2007 годы... ;-)


Как жили люди, пока не изобрели электронной почты? Да так же и жили, в общем. Они не менее жаждали общения – только письма было переправлять сложнее.

У почтальонов было, конечно, нелегкое – но интересное время.

Как наиболее замечательный пример, вспомним переписку Цезаря с Клеопатрой.

Возлежа после сытного обеда на приблизительно мягких подушках обитых багровым бархатом и набитых неизвестно чем, Цезарь задумывался порой "А что-то давно не имел я сношений с удивительной женщиной, милой Клеопатрой!"

Подумав так, он доставал блокнот и начинал сочинять любовную записку. Дело шло туго, приходилось исправлять много ошибок и вообще часто вносить коррективы, а свинцовый карандаш стирался плохо. Это раздражало Цезаря, и потому послания обычно выходили недлинными. Например, один из таких черновиков, дошедший до нас, сохранился в Александрийской Библиотеке.

"Дорогой Клеопупсик! – писал император, – Я хочу... (зачеркнуто). Я давно тебя не видел, поэтому умасти себя благовониями (мыться было не принято, просто запахи косметикой заглушали) и приезжай, пожалуйста, в день Марса, вторую неделю Юлиева месяца в мой дворец. Будем... (зачеркнуто) Давай займемся любовью! Цезарь всея Римской Империи (дата, крестик)".

Удовлетворившись, наконец, текстом послания, император доставал шифровальный блокнот и начинал шифровать записку. Однако система, которую он при этом использовал, была крайне ненадежна – каждая буква заменялась каким-либо значком (или другой буквой) и все. Теперь это называется "одноподстановочным кодом" или "шифром Цезаря". Как известно из рассказов "Золотой Жук" (Э.По) или "Пляшущие человечки" (А.К.Дойл), для расшифровки (третьим лицом) можно применить либо примитивный частотный метод, либо вообще интуитивно предположить, что первое слово "Дорогая" и плясать от этого.

Что ж делать... Алгоритмов типа RSA с 256-битным ключом тогда не знали. Впрочем, Цезарь был не дурак – или же был дурак но не простой, а параноидальный. Догадывался о чем-то таком. Поэтому он прибегал не только к услугам криптографии, но еще и к тайной науке "стеганографии", объясняющей, как нужно прятать информацию от чужих глаз.

Цезарь, приподняв голову с подушек, звал слабым голосом "Э-э-эй... Нарочный! Раб! Бегом сюда!" Прибегал специально обученный раб. Цезарь хватался за огромный и острейший кинжал, всегда висевший у него на бедре дабы иметь возможность крошить батоны, колбасу и капусту не отходя от кассы – и мигом обривал будущего посланца наголо.

На лысой голове несчастного раба он, кряхтя, выводил химическим карандашом свою шифрограмму, и, чтобы не стерлось – а также от досужих глаз прикрывал написанное специальным чепчиком.

Через некоторое время раб обрастал опять шевелюрой, с него снимали чепчик, зашивали на всякий случай его нечестивый рот и, показав направление на Клеопатру, отправляли в путь.

Люди в землях, лежащих на дороге из Рима в Египет, косились осторожно на человека в синей форме с надписью "Roma Post" (Римская почта), суровыми нитками на губах и невероятно буйной растительностью на голове – и говорили "Смотрите, никак фельдегерь до Клеопатры бежит!"

Наконец он добирался к месту назначения, где известная Царица Любви брила раба и, насвистывая "Не думай о секундах свысока" – мелодию из кинофильма о Штирлице – садилась за расшифровку. В конце концов, выяснив, чего хочет ее корреспондент, она заливалась счастливым смехом и, открыв ежедневник, проверяла, свободен ли назначенный день.

Поскольку она была все же царицей не только любви – многие дни бывали заняты. Поэтому ответы часто случались такие: "Цуцик! Никак не могу – совещание с федеральным собранием! Назначь другой день! Люблю тебя. Клепочка."

После этого она записывала ответ на теле многострадального раба, растила на нем волосы, и отправляла в обратный путь. Стало известно, что она была еще хитрее Цезаря. Однажды раба поймали разведчики какой-то из стран третьего мира, обрили его и с удивлением не обнаружили на его лысине ни словечка. Клеопатра отращивала рабу волосы просто для отвода глаз, а послание записывала у него то ли на пятках, то ли еще в каком-то интимном месте. Разочарованные шпионы нарочного тщательно не осматривали и до этой уловки не догадались.

Вот так сложно жили в старые времена. Вспоминайте об этом пользуясь современными услугами связи!


Рецензии
всегда висевший у него на бедре дабы иметь возможность крошить батоны, колбасу и капусту не отходя от кассы ........ у негоже рабов куча зачем ему крашить батон если можно просто хлопать ладошами и все дефицитные явства на подносе.

Волков Владимир Николаевич   10.01.2011 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.