У старого дацана...

У старого дацана.
Николай Кольцов
г. Иркутск

Июль. Курортный посёлок Аршан. Время быстро бежит к вечеру. Нужно найти место для ночёвки и Фёдор, не спеша, направляет свой автомобиль к небольшой бурятской церквушке – дацану. Налево от него, в предгорье Саянских гор, раскинулась огромная поляна в окружении дивного леса, состоявшего из разных пород деревьев. В основном это сосны, но встречаются и величественные красавцы кедры. Вот здесь он и решил заночевать. А хороша была поляна ещё и тем, что была безлюдной. Плакат у дороги предупреждал зашедших сюда туристов о том, что вокруг дацана святое место, где нельзя было шуметь и разжигать костры. Стоянка выбрана. Из автомобиля извлечён маленький туристический стульчик. Можно присесть и окунуться в вечернюю красоту здешних мест, окрашенную фантастическими красками уходящего на покой солнца.
Вот и закат. Солнце ушло за горизонт, напоследок приласкав своим светом верхушки деревьев. Природа начинала медленно менять свой лик. Яркие светлые тона красок постепенно замещались на тёмные и угрюмые. Возвышающиеся, на западной стороне поляны, мрачные силуэты гор, придавили своей тенью всё то, что ещё недавно радовалось тёплому и ясному дню под ласковыми лучами солнца. Лес начинал тихо готовиться ко сну. Фёдора охватило ощущение нереальности всего происходящего. Старые кедры у подножия гор выглядели уже вовсе не деревьями. Это воины великаны из бурятских сказок, ожившие на этой, видимо заколдованной поляне, неотвратимо надвигались на Фёдора, дабы допросить: «Кто такой?! Зачем пришёл?!» Чёрные, как смоль волосы, разметал и колышет ветер. В сильных руках мечи или копья? Темно, не разглядеть! И тут же послышалось: «Зачем потревожил, человек, святое место у гор? С чем пожаловал?». «Господи! - пронеслось в голове у Фёдора – Что это?! Спаси и сохрани!» В этой режущей слух тишине, кроме шелеста листьев деревьев и слабого шума, находящейся неподалёку реки, ничего и никого не было слышно. Лес съёжился от страха и затаился. «Один!!!» За спиной тёмной стеной стоят сосны, сквозь сомкнутый строй которых, не проскользнёт и мышь. «Всё. Сейчас раздавят!» Злая, чёрная сила заполнила всё вокруг. Она давала о себе знать неимоверным страхом, пытавшимся разорвать слабое человеческое сердце. Промелькнули в голове мысли: «Такая сила в мгновенье заберёт жизнь. Неужели конец? С чем я подошёл к нему? Да ведь я ничего не успел сделать! Зачем приходил в этот мир? Что, всё?!» В отчаянии Фёдор ещё раз обратился к Богу: «Сохрани, Господи». Воины великаны вдруг замерли, лес за спиной расступился. «Мне оставили жизнь. Буду жить»
Сердце его постепенно успокоилось и он, теперь уже без страха, снова взглянул на склоны гор и возвышающееся над ними звёздное небо. Происшедшее чудо обрадовало его. Вселенная подарила ему жизнь и эту величественную красоту ночного неба, чтобы он снова и снова мог радоваться миру царящему вокруг. Любовь растекалась по ночной долине, травы шептали ему: «Ты один из нас, человек, ничего не бойся. Мы любим тебя» Старые кедры молчали, но теперь это было молчание мудреца, готового, если нужно, подсказать выход из любой жизненной ситуации. Ощущение счастья охватило Фёдора: «Господи, а ведь я вечен. Также вечен, как эти горы, как мир окружающий меня. Удивительно, что раньше этого не замечал. Теперь знаю. Теперь точно знаю» Мысли в голове Фёдора набегали одна на другую. Хотелось вобрать в себя всё увиденное, навсегда оставив в сердце эту ожившую сказку, чтобы где-нибудь, посреди городской суеты, извлечь из памяти это чудо и снова и снова наполняться силой Саянских гор. Незаметно совсем стемнело. Захотелось включить автомобильный проигрыватель. И вскоре тихая прекрасная музыка разлилась по долине. В звуках этой мелодии жила душа человека, положившая свой рассказ на ноты и оставшаяся в ней навсегда. Ум человеческий общается при помощи языка, но только музыка способна передать силу и глубину чувства влюблённой души. Казалось, всё вокруг, сопереживает душе невидимого композитора и плачет вместе с ней, так искренна и чиста была эта мелодия. В такие мгновения, сознанию хочется вырваться из тела и улететь в вечность, где нет смерти, а есть вечное созидание новой жизни. Из глаз текли слёзы. «Как же редко, жизнь предоставляет нам возможность, предстать пред миром обнажённым и насладится счастьем единения с ним!» - подумал Фёдор, укладываясь спать.
Так спокойно и крепко он давно не спал. Ночью, во сне, Фёдор увидел начавшийся дождь и порадовался за лес и поляну, ведь дождя не было уже несколько дней. К счастью, и на самом деле, собравшиеся ночью над Тункинской долиной тучи, пролили на землю свою живительную влагу и напоили лес. Дождь был очень короток, но его хватило, чтобы примятая за день, людьми и животными трава ожила, и природа встретила проснувшегося Фёдора необыкновенным запахом утренней свежести. Казалось, в мире нет, и не может быть, места дурным поступкам и мыслям. Гармония и любовь заполнили всё пространство. «Хорошо то как» - беззвучно прошептал он и огляделся вокруг. Туман медленно поднимался над поляной. Вверху, превратившись в тучи, он закрывал горы и небо, но лёгкий южный ветерок ещё не набравший достаточно сил, игриво соперничая с ним за место на небосклоне, уже пытался разогнать их и освободить место для солнца. Внизу же, туман высыпал на траве обильной, утренней росой.
Очнувшийся от сна лес, вновь приглашал Фёдора на свидание с чудом, тихонько заманивая его в свой мир грёз и любви. Так шорохом листвы и трав, щебетанием птиц, лёгким движением воздуха он давал ему почувствовать во всём присутствие Бога. Было тепло и радостно. Фёдор вновь стал частью вселенной, растворившись в её мыслях и энергиях, словно вода, попавшая из ручья в океан и поменявшая своё название, но от этого не перестававшая оставаться всё той же водой.
Внезапно красота стала тускнеть и пропадать. Лес наполнился, не замеченными ранее, поваленными деревьями, гнилыми корягами, осколками стекла от бутылок и прочим мусором. Что же случилось?! Это огромный автобус привёз группу отдыхающих на осмотр дацана, и они с весёлым шумом, высыпав на поляну, в мгновенье разрушили весь сказочный мир здешних мест. «Как жаль! А мне так хотелось ещё побыть одному» – подумал Фёдор и стал готовиться к отъезду. Пока шли сборы, голову стали занимать мысли о работе и доме: о нехватке денег в семье, о поставках товара, о ссоре с женой и тому подобное. Одним словом калейдоскоп! А у кого иначе?! В общем, привычные для всех мысли, сопровождающие нашу жизнь до самых её последних дней. Минут через пятнадцать, автомобиль был готов к отъезду. «Ну, вот я и собрался, посижу немного напоследок» - решил он. Тем временем отдыхающие покинули поляну, войдя по приглашению монаха, во внутреннее помещение дацана и стало тише. Фёдора опять потянуло на размышления.
«Я знаю два мира, один, что находиться всегда рядом и, в котором живут люди. Другой, что приходит к нам в моменты чудесных озарений. И тот и другой реальность. Было бы желание его увидеть. Мне, например, в тонком мире лучше. Он принимает меня безоговорочно, таким, какой я есть. В мире, созданном людьми, мне приходиться приспосабливаться, чтобы выжить. Сам ли я выбираю свою судьбу в нём, свой путь? Иногда мне кажется, что выбор профессии, мной сделан неверно. Меня интересуют совершенно другие вещи, а я вынужден заниматься торговлей. В течении жизни, чья то злая воля, заставляет нас выполнять чужие команды по одной простой причине – «ты молод и не имеешь достаточного опыта для принятия решения». Мы приходим в мир познавать себя, но впервые эти вопросы ставим перед собой, когда уже большая часть жизни прожита и ничего не изменишь. С раннего детства нас учат походить на нереальных, чрезмерно приукрашенных писателями и журналистами людей, добившихся в жизни либо славы, либо богатства. Как будто бы, другого смысла существования нет и быть не может. Подражая им, многие теряют себя навсегда. Потом, где-нибудь на закате жизни, нам становится понятным, что все прожитые годы ушли впустую и потрачены были всего лишь на стремление занять, как можно более высокое место, в табеле о рангах нашего больного общества. Не более того! Да и собственных детей мы успели «воспитать» так же, как когда-то «воспитали» нас». Фёдор с грустью размышлял о себе и своих знакомых: «Как же всё однообразно и предсказуемо. Как коротко время пребывания на планете. Ничего не успеть. Только что-то стал понимать в жизни, а уже и уходить пора. А может быть, неверно выбранная профессия не причина расстраиваться? Важнее - каких людей повстречал, какой опыт приобрёл в отношениях с ними? Смог ли себя сохранить? Не превратился ли в удобного для всех «болванчика», без лица и собственных желаний? Важно, что понял: рядом с миром человеческих страстей живёт другой, тонкий мир, с высоты которого, ясно видно всю бестолковость метаний человека в погоне за обогащением, комфортом и славой. А попытка найти альтернативу этому, вечно жующему и стремящемуся к успеху и славе, миру людей и есть смысл моей, Фёдора Донцова, жизни?» Фёдор встал и направился к автомобилю. «Да и возможно ли, что-то изменить, не столкнувшись с интересами других людей? Беда наша в том, что мы не умеем и не хотим понимать других - продолжал рассуждать Фёдор – мы пытаемся подстроить окружающий нас мир, под свои интересы, неизбежно вступая в конфликт с остальными. А может быть, всё просто? Замысел Бога – научить нас мирному существованию друг с другом и природой планеты?»
Туман растаял, открыв взору синее, с редкими пушистыми облаками небо. Пора ехать в город. Завтра много дел и надо успеть составить краткий план работы на завтра» - подгонял себя Фёдор, складывая остатки вещей в машину. Отдых окончен. Ровно урчит двигатель автомобиля. «Поехали. До свидания, Аршан. Обязательно вернусь сюда через пару недель. Что же, всё-таки здесь со мной произошло? Тонкий мир - реальность? Моя жизнь среди людей проходит впустую? Здесь, у дацана, мне приоткрылась истина?» - размышлял по дороге в город Фёдор, не в состоянии до конца осмыслить пережитое.
«В ЭТОМ МИРЕ НЕТ ТОЧНОГО ОТВЕТА НИ НА ОДИН ВОПРОС, КАК И НЕТ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ЛЮДЕЙ» - тихо ответил ему голос с неба.
Тут же последовало озарение. «А ведь действительно! Всё просто! Мы разные. Наш мир не может быть удобным для всех. Никогда! Земной мир – мир незавершённых дел. Всё созданное на нашей удивительной планете будет подвергаться переоценке и реконструкции бесконечно долго. Во веки веков!!! Мы шесть миллиардов мнений о том, как должен быть устроен мир. Высший смысл существования человека – полное принятие всего, что есть на Земле в том виде, как оно есть. Человека должно заботить своё собственное сознание, а не сознание соседа, которое не в состоянии изменить ни кто! Воспитать - это всего лишь научить определённым правилам поведения в обществе. Изменять сознание, не навредив человеку, наше продвинутое человечество,
к счастью, пока не умеет.
Я часто безуспешно пытался представить себе бесконечность, а теперь знаю, как это сделать!
ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ПОСМОТРЕТЬ НА МИР ЛЮДЕЙ»


Рецензии