Рождество или воспоминания сибирского кота

 

 (по устному рассказу моего деда Иннокентия Егоровича)

-Нетушки, нетушки, дороги е детушки, больше на Рождество к нам не приезжайте. Такое натворить, мыслимо ли дело. На крашеном крыльце горку устроили. Дед всю осень крыльцо обновлял, лесенки новые выстругивал, а вы такое учудили. И кому только в голову пришло: натаскали снегу на крыльцо, водой полили. И не поленились ведь воду из колодца таскать.
 Четверо внуков и трое правнуков стояли перед шумливой бабушкой Аксиньей с повинной. Дед Иннокентий стучал палкой о пол . Вот я вас бодажком, бодажком по загривку. Приедут ваши мамки, батьки и вместо застолья с пирогами будут горячей водой крыльцо обрабатывать. Хороший вы праздничек всем устроили. В сарай вас холодный, да под замок. А еще лучше к поросятам, чтоб с ними из одного корытца праздновали. А я думаю, что это кот Егор Васильевич все сидит да мне наговаривает. Не порядок почуял. Бабушка от печки отойти не может, посмотреть что там внучатки напридумывали. На парадном то крыльце горку устроить. Где ж это видано.
 Давайте Киря, Кирюшка, Ванек старший и Машутка, таскайте воду к печке, пусть греется к приезду ваших родителей. Будут вам в следующий раз гостечки, я ворота подопру и вас на двор не пущу.
 Кот Егор Васильевич сидит на окне и довольный собой свысока поглядывает на оттаивающие шубейки детворы из козьей шкурки. Егор Васильевич уважаемый господин в доме, второй после хозяина. Первый собеседник у бабушки Аксиньи, и важный советник у деда Иннокентия. Кто что не доглядит, кот всегда увидит и доложит. Главное не упустить его донесение. Упустили вот, закрутились с делами, и подарочек получили рождественский.
 Дети глазели испуганно то на кота, то на бодажег в руках у деда.
Машутка, жившая неподалёку, чувствовала себя виноватой больше других:
 -Я им говорила, нельзя так вольничать. Крыльцо то высокое прямо в горницу ведет, оно, чтоб гостей принимать на праздник, а не кататься с верху вниз. Нижнее крыльцо и то нельзя портить…
В кухню вошла по стеночке вся седенькая с непокрытой головой прабабушка Васена:
 -А я думаю, где мой бодажег стучит, насилу без него дошла. Что тут у вас за шум ? Хватит уж вам в снегу кувыркаться да морозиться на улице, ребятня. За работу принимайтесь. Нащелкайте –ка мне кедровых орешков, я вам по кусочку сахару к празднику выдам.
 Печку со всех сторон облепили детские шубейки, а вдоль нее выстроились самокатанные валеночки от сереньких до беленьких. Ребятишки сидят за длинным столом и щелкают орешки для старой бабушки. Каждый складывает ядрышки в свой стаканчик. У младших и стаканчик поменьше. Егор Васильевич сидит у бабушки Васены на коленях и приглядывает за самым маленьким. Ивашка раскусывает орешек со все силы сжимая его маленькими белыми зубками в лепешечку, кладет лепешечку на стол и выбирает скорлупки мокрыми от слюны пальчиками. Одну, вторую, третью, на четвертую лепешечку терпенья у него уже не хватает и он кладет ее неочищенной сразу в стаканчик. Егор Васильевич не довольный поднимается и начинает топтаться по худеньким бабушкиным коленям, больно теребя ее когтями. Да ладно тебе, одергивает она кота. Старается парень, работает. Смотри чтоб старшие не мухлевали. Бабушка Васена начинает распевать детские коротенькие прибаутки.
 -На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы красавицы смотрят , да смеются. Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, как нам жалко петуха.
Маленький Ивашка соскакивает с длинной лавки покрытой для тепла самоткаными половичками и бежит к окошку смотреть на петуха. Все смеются. У Ивашки нет больше сил дальше приниматься за дело, он ложится на лавочку между окон, закрывает глазки, и засыпает под следующую песенку. Бабушка путается в словах песенки и ее подхватывают Машутка и Кирилка. У старшего Кирюши уже полстакана сухих целых ядрышек и бабушка развязывает узелок с кусочками сахара, дает Кирюше щипчики и он раскалывает большие кусочки на маленькие для всех. Крошки сахара разлетаются по столу и ребятишки подлизывают их с чистого, выскобленного к празднику стола языками. Егор Васильевич уходит на место, где потише. Сейчас опять начнется ребячья кутерьма. Приступочка у печки его любимое место. Тут его не достанут и не увидят за ситцевой занавеской. Теплый воздух от печки слегка колышет занавеску и кот подглядывает за детворой. Разве старой Васене за ними уследить. Хрустят на зубах сахарные кусочки, умолкли не на долго говоруны и кот слышит как вдалеке на дороге бренчат бубенцы. Едут свои из соседней деревни, на тройке в честь Рождества Христова. В комнату заходит деда и кот тут же прыгает к нему на плечи. А-а, вот Егор Васильевич мне извещает, что гость пошел, гляньте ка в окошко. Давай , Машутка скатерть стели. Варя пол подметай от шелухи. Кирилл пироги носи из кухни. Ванюшка старший ставит посреди стола большую деревянную чашку с медом. Ребятишки на нее и не глядят. Невидаль какая-мед , его и дома хоть большой ложкой каждый день черпай. Другое дело сахар, его дают только по большим праздникам..
 Деда ходит по комнате украшенной вышитыми и обвязанными петушиным узором полотенцами, кот лежит у деда на плечах и поет свои песенки. Он мне к празднику новую песенку выучил, сообщает торжественно дед, и хвалит Егора Васильевича.
 -Деда, а где у кота щекотка живет,- спрашивает Павлушка :Я искал, искал и не нашел.
Найдем ужо, найдем, но не сейчас. Вы у меня чтоб Егора Васильевича не обижать, я вам про него такое расскажу. Он у нас мудрый кот, необыкновенный.
Дед одет в новую рубаху косоворотку вышитую бабушкой по воротнику и рукавам, подпоясан тоненьким ремешком на два гужика. Старая бабушка одевает на голову сложенный треугольником новый платок и Машутка ей его завязывает сзади. Бабушка Аксинья накидывает на плечи кашемировую шаль с бахромой. Все нарядные и красивые.
 На столе пироги с черничкой, с грибами, с рыбой, с мясом и куриными потрохами, ватрушки с творогом , с клюквой.
 Ко двору подъезжают одна тройка с одной стороны издалека, другая с другой поближе. Выходят сыновья со снохами. Идут с парадного входу по праздничному, а вместо высокого приветливого крыльца скользкая накатанная горка. Катитесь откуда прикатитесь.
 Схватились батьки с мамками за работу - горячей водой крыльцо полевать. На улице -40. Не крыльцо, а горка тут же леденящая. Подняться с парадного входа к деду с бабой так и не удалось. Видно отпраздновали деды свои большие празднички. Достают молодые хозяева жизни из саней кушанья разные и на стол несут: гусь жареный только из печки завернутый в шубу, пироги большущие с осетриной, поросенок заливной-еле дотащишь. Ах, мама, ну зачем вы тут суетились мы же сказали, что все привезем. Ваше дело теперь сидеть да отдыхать. Стол уставлен: рыжики соленые, маслята маринованные, каких только грибов на столе нет. А лапки тебе и куриные, и гусиные, и индюшачьи, плавнички осетриньи, печенка гусиная.
 Кот Егор Васильевич сидит на широком подоконнике смотрит в окно с пятого этажа , вспоминает и облизывается. А на столе в комнате в высокой вазе лежат заморские апельсины, мандарины. Стол усыпан конфетками, кексики, вафельки, тортики и маленькая вазочка с чайную ложечку для мутного меда. На полу стоит тарелочка Егорки полная китекэта. Хозяйка стучит по клавиатуре. Не дано человеку помнить свои прежние жизни, а я то все помню. 20 часов в сутки сплю и все вспоминаю. Хоть бы какой-нибудь пирожок испекла моя нынешняя хозяйка. Нет, все осталось у нее в прошлой жизни. Кроме компьютера больше ничего и знать не хочет.

 Татьяна Данилова. Г. Новосибирск. 5января 2006 г.
Усовестил меня Егор Васильевич, пойду пироги стряпать. ta.st@ngs.ru


Рецензии
Очень хорошо создан старинный стиль,
а почему кота Егором зовут, обычно имена кошкам подбирают с шипящими или свистящими звуками :)

Милена Малина   16.06.2009 11:55     Заявить о нарушении
У меня прадед был Егор, наверное ему хочется присутствовать в моей жизни вот он и капнул мне сверху от себя приказание.Все время говорю Егор ему и любо...

Татан   22.06.2009 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.