Библия скрижали духа и страницы учебника. часть 1

 Посвящаю:
 Моей дочери Елене,
 благодаря которой эта
 Книга увидела свет.




АННОТАЦИЯ

Перед Вами книга, в которой показано, что в Библии кроме буквального смысла имеется и более глубинный смысл, что кроме физических законов в мире действуют и нравственные законы, при нарушении которых в действие вступает Закон "Мера за меру".
Прочитав книгу, Вы узнаете и о способе реализации Грядущего Мира, который и
является духовным потенциалом нашего физического мира.
 
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Часть 1.Сотворение мира
1.1. Этапы сотворения мира
1.2. Две истории сотворения мира в книге Бытие
1.3. "Природный" и "метафизический" человек
1.4. Человек как "царь" и человек как "мир"
1.5. Сад и деревья только во Втором рассказе
1.6. Два аспекта Богоподобности человека
1.7. Разные Имена Бога
1.8. Необходимость возможности зла
Часть 2. Сюжеты Книги Бытия
 2.1. Адам и Ева
 2.2. Каин и Авель
2.3. Ной
2.4. Авраам
2.5. Иаков и Исав
2.6. Иаков и Лаван
2.7. Возвращение Иакова в отчий дом
2.8. Иосиф и его братья
2.9. История человечества в двенадцати словах
Часть 3. Сюжеты Книги Исход
 3.1. Рождение Моисея и его миссия
 3.2. Я – Сущий
 3.3. Исход из Египта и Синайское Откровение
Часть 4. Сюжеты Книги Левит
 4.1. Жертвоприношения в Храме – механизм исправления греха
 4.2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя
Часть 5. Сюжеты Книги Числа
 5.1. Разведчики
 5.2. Рыжая корова
 5.3. Сорок два этапа продвижения от Египта до Иордана
Часть 6. Заключение
 6.1. Щит Давида
 6.2. "Тёмные" места в Торе
 6.3. Коды в Торе
 6.4. Рассеяние евреев – наказание за непринятие Иисуса Мессией?
 6.5. Миссия еврейского народа
 6.6. Заключительные фразы
 Библиография

ПРЕДИСЛОВИЕ
Согласно философии иудаизма, в 1312г до н.э. на горе Синай Всевышний открыл своему пророку Моисею знания, которые тот изложил в пяти книгах: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Пятикнижие Моисея на иврите называется – Тора.
 Иврит – древнееврейский язык, на котором была записана Тора, и он же государственный язык современного Израиля. С Пятикнижия Моисея начинается Библия, изданная на многих языках мира.
Кроме Письменной Торы, Моисею была дана и Устная Тора – подробное разъяснение переданного текста. Писаный текст Торы представляет собой всего лишь конспективные заметки, краткие намеки на тщательно разработанную Устную Тору. И, если Письменная Тора в составе "Ветхого Завета" Библии, была переведена на другие языки, то Устная Тора, которая пополнялась со времен Моисея комментариями мудрецов всех поколений и передавалась из поколения в поколение, была записана на иврите и арамейском языках к 5 в.н.э. (Талмуд) и на другие языки до последнего времени не переводилась.
Таким образом, Пятикнижие Моисея в Библии – это "птица с одним крылом". Невозможно познать Письменную Тору, не зная Устной Торы.
Кроме того, Тора содержит четыре уровня прочтения:
- буквальный смысл;
- намек;
- притча;
- тайна.
Буквальный смысл доступен всем, но ничего не объясняет. Тайна же доступна только тому, кто получил от своих учителей ключ к тайному шифру.
Именно изложение на иврите позволяет заложить в текст много уровней прочтения, поскольку каждое слово на иврите содержит много смыслов. И именно поэтому переводы Торы, сделанные семьюдесятью еврейскими мудрецами на греческий язык во 2 в. до н.э., представляют собой лишь 70 комментариев к Письменной Торе. При переводах Торы теряются многие смыслы прочтения.
Тора глубоко символична. На уровне тайны она говорит о духовных вещах, об устройстве мира, о смысле жизни и назначении человека, о строго выверенной точности нравственных законов, о Будущем Мире. В последние десятилетия в тексте Торы, написанном на иврите и не потерявшем ни одной буквы со времен Моисея (подробнее смотри главу "Коды в Торе"), были найдены в зашифрованном виде многие события истории человечества, многие имена известных исторических лиц: Гитлер, Сталин, Ленин, Христос, Будда и т.д. По-видимому, Тора – это План развития человечества, как бы – ген развития человечества. И не зря говорят еврейские мудрецы: "Вынешь из Торы одну букву – разрушится мироздание".
Автор прослушала курс лекций раввинов М.Гитика, Е.Свирского, Э.Эссаса и др. в международной просветительской организации " Эш а-Тора" ("Огонь Торы") и окончила "Университет духовного наследия еврейского народа" в Иерусалиме. Благодаря этому появилась возможность написания данной книги.

ЧАСТЬ 1. СОТВОРЕНИЕ МИРА

1.1. ЭТАПЫ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Физическому миру предшествовал мир духовный как Замысел Творца, как идея, как прообраз всего, что будет потом проявлено и видимо человеческим глазом.
1-й этап творения: сотворенный духовный мир ещё не имеет самосознания как младенец.
2-й этап творения: создание качеств, схожести и различия свойств, подобия.
На первом и втором этапах отсутствует свобода выбора, всё запрограммировано.
3-й этап творения: Эдемский Сад. Младенец вырос, имеет максимум самосознания и желания самовыражения.
Вместо времени в духовном мире действует Закон справедливого Суда, закон причинно- следственной связи. Мысль равняется поступку, и при нарушении гармонии мира сотворенными наказание следует немедленно.
Вместо расстояния в духовном мире – схожесть или различие свойств. На третьем этапе творения уже существует выбор у сотворенного человека - выбор между "хорошо" и "лучше". Хорошо, что Адам сделал промах, последовав совету Змея, – теперь высота, на которую сможет подняться Человек, больше на глубину ямы, в которую Адам упал. И когда мы, в конце концов, окажемся на этой высоте, то мы "поставим Змею памятник". Но было бы лучше, если бы Адам не промахнулся: тогда мир был бы иным и, по всей видимости, лучше.
4-й этап творения: "Большой Взрыв" и создание физического мира – прямой результат невозможности продолжения работы на уровне, где мысль равна поступку, где нет материи.
Материя имеет преимущества сравнительно с духовным миром:
1. В материи возможно, что мысль не равна поступку. Поэтому материя позволяет оттянуть наказание за нарушение гармонии мира во времени. Есть возможность осознания совершенного, раскаяния, предприятия мер исправления содеянного /о них ниже/.
2. В материи возможно существование двух противоположных качеств. Например: добро и зло, любовь и ненависть, горячее и холодное.
3. Материя – маскарадный костюм Всевышнего: Всевышний есть везде, но Его не видно, и поэтому создается иллюзия, что Его нет. Таким образом, материя позволяет осуществить принцип свободы выбора: хочу – впущу Всевышнего в свою жизнь, не хочу – Он для меня не существует. Главный выбор нашей жизни по существу в том и состоит: "Кто главный: я или Он"?
По сути, создание материи, или, скажем, физического мира, было актом милосердия со стороны Всевышнего к сотворенному человеку: ведь появилась и свобода выбора, и возможность, если не отменить наказание, то, по крайней мере, взять его исполнение на себя, а это уже нечто иное.
На четвертом этапе существует свобода выбора между добром и злом. Само же зло - это нефункциональное использование человеком сотворенного Всевышним. Например, нож может лишить человека жизни в руках убийцы, и он же может спасти жизнь человека в руках хирурга. Что же касается духовных качеств – то нет плохих качеств, есть лишь плохие размеры их. Мы разберем их при рассмотрении заповеди "Ходить Его путями" в главе" Щит Давида".
Кроме упомянутого Закона Справедливости, действующего по принципу "Мера за меру" при нарушении гармонии мира, в физическом мире действует и следующий принцип:
желать получать только для себя - значит отдать себя в железные руки детерминизма, стать игрушкой в руках случайностей.

1.2. ДВЕ ИСТОРИИ СОТВОРЕНИЯ МИРА В КНИГЕ БЫТИЕ
В первый день творения Вселенная находилась в состоянии хаоса. Хаос на иврите –ошеломленность, невозможность восприятия. Всё перемешано, все идеи вместе, нет возможности постижения, всё существует потенциально. Потенциально возможно всё. Потенциал - это цель. Внутри потенциала должно иметься и средство достижения цели. Творение должно подразумевать создание цели, средства и третьего, что позволяет цели и средству соединиться.
Этим третьим и является человек.
Мир создан для человека. Каждый человек может считать, что мир создан для него. Для него лично. Посудите: ведь чтобы Некто сегодня, допустим, мог преподавать литературу, для этого должна быть создана Вселенная, Солнце, Земля, деревья и животные, чтобы Некто мог питаться; должны родиться другие люди, в том числе Байрон и Шекспир; короче – вся цивилизация.
С другой стороны, и человек создан для мира. Его мысли и деяния влияют на мир, изменяя мир в лучшую или худшую сторону. Хочет того или не хочет человек, но он ответственен за мир. Правильным будет следующий подход к миру: мир находится в равновесии, а каждое моё действие или мысль сдвигают мир либо в лучшую, либо в худшую сторону.
Бог сотворил Мир, чтобы человек далее мог действовать и совершенствовать его. Единственное же существо, способное усовершенствовать мир, - это человек. И так писал еврейский мудрец РаМХаЛь:"Если ты углубишься в понимание этого, то увидишь, что мир сотворен так, чтобы предоставить человеку возможность воздействовать на все Мироздание и совершенствовать его. Поистине, мир пребывает в великом равновесии, так что малейшее действие человека может сдвинуть мир в ту или иную сторону. Ибо если человек погружается в материальное и отдаляется от своего Творца, то он разрушается и разрушает мир вместе с собой, а если человек властвует над собой и приближается к Творцу, а материальное использует лишь для поддержки в служении Творцу, то и человек возвышается, и все мироздание возвышается вместе с ним".
В Торе есть два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека. Тора начинается с рассказа о семи Днях Творения мира, который заканчивается Субботой – днем, когда Бог покоился. Эта история занимает в Торе место со стиха 1:1 до стиха 2:3. Но дальше, в 4-м стихе второй главы мы видим вновь обращение к сотворению земли и неба:
 Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Господом Богом земли и неба.
 И далее следует полное описание картины Сотворения мира, снова говорится о появлении растений (2:5), животных (2:14) и человека, и история заканчивается изгнанием Адама из Сада Эденского.
Итак, мы имеем два рассказа о Сотворении мира и человека:
Первый рассказ – от стиха 1:1 – до стиха 2:3;
Второй рассказ – от стиха 2:4 – до стиха 3:24.
И причина того, что есть два рассказа о Сотворении, состоит в том, что у мира и у человека есть две стороны, сотворение которых и описывается в каждом из рассказов. Каждый из этих рассказов дает как бы свою "плоскую проекцию" сложного и многомерного человека.
Суть человека – это конфликт между этими двумя сторонами в нем. Чтобы понять и осознать этот конфликт, мы должны рассмотреть различия между двумя рассказами о Сотворении, а затем "объединить оба рассказа в себе", научиться видеть в человеке (в том числе в себе самом) как ту, так и другую сторону.
1.3 "ПРИРОДНЫЙ " И " МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК "
Анализируя соотношения между двумя рассказами о Сотворении, рав Соловейчик называет человека, описанного в Первом рассказе о Сотворении, "человеком природным" (ибо в Первом рассказе человек представлен нам как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во Втором рассказе о Сотворении - "человеком метафизическим", противопоставленным природе. (Они же – "Первый Адам" и "Второй Адам"). Мы воспользуемся этой терминологией и ниже рассмотрим основные характеристики Природного и Метафизического человека, как их изображает текст Торы. При этом рассмотрении нам следует помнить, что два описания Сотворения мира – это два параллельных рассказа, которые относятся к одному и тому же событию, освещая его с разных сторон; и эти два Адама - это один и тот же человек. Или, другими словами, оба Адама - это я сам; и, читая о них в Торе, я изучаю сам себя. Изучив отдельно каждую из этих сторон, попробуем в дальнейшем совместить их в нашем понимании человека.
Одно из первых различий, которое бросается нам в глаза при анализе двух историй Сотворения, касается вопроса самостоятельной ценностности "внешнего мира" – той Вселенной, в которую Бог помещает человека.
В Первом рассказе о Сотворении говорится одинаково подробно обо всех 7-ми днях Творения, и Шестому Дню – дню Сотворения человека – уделено не больше места, чем любому другому из Дней Творения.
Во втором рассказе о Сотворении ситуация противоположна: всему окружающему миру уделено всего две-три строчки (стихи 2:4-5), а почти все место занимает сотворение человека.
Таким образом, с точки зрения Первого рассказа о Сотворении, мир обладает независимой ценностью (ведь если ему уделено место в Торе, то он ценен в глазах Бога). С точки зрения же Второго рассказа, ценностью обладает исключительно человек, а прочий мир не заслуживает даже подробного описания.
1.4. ЧЕЛОВЕК КАК "ЦАРЬ" И ЧЕЛОВЕК КАК "МИР"
В связи с этой разницей в оценке мира по-разному дается также описание роли человека: Адам Первого рассказа – это "царь", а Адам Второго рассказа – "мир в себе".
Первый рассказ описывает человека как царя. Стих 1:26 гласит:
И сказал Бог: создадим человека в образе Нашем, по подобию Нашему, и да будет властвовать над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всей землей.
Здесь мы видим, что назначение человека - это царство, т. е. власть над природой (в этом, как уже говорилось, и состоит смысл термина "природный человек").
Преобразуя мир, Адам Первого рассказа реализует свое человеческое достоинство, свой человеческий (Божественный) потенциал. Однако, будучи хозяином мира, человек является все же в некотором смысле как бы приложением к нему. Мир уже создан, и мир должен управляться – и как бы для этого создается человек; а, будучи созданным, он назначается на должность царя. Первый рассказ рассматривает мир как обслуживаемый человеком, ведь истинное достоинство паря - править так, чтобы царство процветало, поэтому человек как бы призван обслужить мир, а не наоборот. В противоположность этому, как мы увидим далее во второй главе, метафизический человек относится к миру, как к инструменту, т.е. мир призван обслужить человека.
Таким образом, природный человек Первого рассказа созидателен, деятелен, он преобразователь мира.
В отличие от этого, во Втором рассказе ничего не говориться о царстве над миром. Метафизический человек Второго рассказа гораздо более занят самим собой. Его волнует не власть над внешним миром, а преобразование собственной души.
Более того, в отличие от Первого рассказа, в котором мир появляется вначале, а человек приходит лишь в конце (так что мир самостоятелен, ценен и независим от человека) – во Втором рассказе весь мир существует только как приложение к человеку. Стих 2:5 гласит:
Никакого же кустарника полевого не было на земле, и никакая трава полевая не росла, ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, пока не было человека.
Иными словами, человек Второго рассказа - это не царь внешнего пространства, а мир в себе.
Величие царя измеряется величием его царства. Поэтому в Первом рассказе царство (т. е. внешний мир) величественно, а человек – он же царь – величественен как следствие этого. Во Втором рассказе, наоборот, лишь человек обладает величием, мир же прочий – нет. Единственная ценность – это душа человека, а весь окружающий мир – только полигон для совершенствования этой души, то есть место, где человек испытывается, оттачивается, доводится до совершенства. Сам же полигон - это шелуха, и он имеет лишь вспомогательную ценность. Другими словами, весь окружающий мир предстает здесь как бы в качестве средства, необходимого для доведения до совершенства сущности человеческой.
Первый Адам по своей сути не является одиноким, т. к. он есть гармоничная часть мира и часть человеческого рода (и соответственно, он даже создан уже находящимся в семье). В отличие от него, Адам Второго рассказа представлен нам как раздвоенная (и одинокая) личность. Личностное одиночество и кризис является даже в каком-то смысле неотъемлемым параметром его как человека. В связи с этим, Второй Адам сосредоточен на себе, и окружающий мир, в рамках его взгляда, не имеет объективной ценности.
1.5. САД И ДЕРЕВЬЯ ТОЛЬКО ВО ВТОРОМ РАССКАЗЕ
Следует особо отметить, что ни для Сада, ни для Дерева Познания Добра и Зла и Дерева жизни, ни для всей истории с падением и с изгнанием из Сада, не нашлось даже слова упоминания в Первом рассказе о Сотворении. И это не потому, что эти процессы имели недостаточное влияние на мир, но исключительно из-за того, что они не относятся к миру первого Адама, "природного человека". Они целиком относятся к человеку метафизическому, и поэтому про них мы читаем во второй и третьей главе. Подробнее смысл Сада и этих двух Деревьев в рамках метафизического Адама мы рассмотрим ниже.
1.6. ДВА АСПЕКТА БОГОПОДОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Зададим вопрос: "Какой Адам, "природный" или "метафизический", более Божественен?"
Тому, кто в первый раз узнал о концепции "двух сторон Адама", может сначала показаться, что второй Адам выше первого, что второй Адам - более "Божественен". Но это, конечно, неверно. Вспомним, что именно в Первом рассказе сказано, что человек создан "по образу и подобию Бога" (1:27), - хотя, конечно, также и во втором рассказе, подчеркнут параметр Божественности в человеке (2:7): и вдохнул (Господь Бог) в человека дух жизни.
1.7. РАЗНЫЕ ИМЕНА БОГА
А теперь займемся разницей в Именах Бога в Первом и Втором рассказах. В первом рассказе употребляется Имя "Бог" (на иврите "Элоким"), а во втором – “Господь Бог" (на иврите "ha-Шем Элоким").
Имя на иврите передаёт суть названного. Поэтому мы и разберём Имена Бога на иврите. Отметим сначала, что вообще всегда любое Имя – это не только название объекта. Почти у каждого объекта в окружающем нас мире есть несколько названий, и особенно у каждого человека есть несколько имён: для сослуживцев – одно, для друзей – другое, для близких – третье, для недругов, возможно, - прозвище. Словом, Имя - это не название самого объекта, а специфическое в каждой ситуации название " типа отношений" меня с объектом.
Точно также различные Имена Бога показывают нам не “ разные Божественные сущности”, но разные типы связи человека с Богом, т. е. разные формы, разные стили и типы проявления Бога в нашем, нижнем мире. Присутствие в Торе разных Имен Бога обозначает разный тип отношений, в которые человек вступает с Богом. Иными словами, называя себя в Торе разными Именами, Бог показывает нам разные типы Своего взаимодействия с Миром.
В каком-то смысле разные Божественные Имена - это те самые "различные плоскости", на которых по-разному "проектируется" Сотворение мира.
Рассмотрим сначала, в чем состоит характеристика Божественного Имени "Элоким".
Это Имя (переводимое обычно "Бог"), которое мы встречаем в Первом рассказе, не является словом, употребляющимся исключительно для обозначения Всевышнего. Оно служит также для обозначения других сил власти – в частности – суда.
Элоким – существительное во множественном числе, которое, когда оно используется для обозначения Всевышнего, согласуется с глаголом в единственном числе ("Элоким бара" – букв. "Божественные силы сотворил"). Эта грамматическая аномалия символизирует множественность высших сил, действующих как единое целое, то есть гармонию мира; оно символизирует Бога, проявляющегося в гармонии всех природных естественных сил. Всюду, где мы видим гармонию, основанную на законах природы, где мы видим красоту окружающего мира – мы видим проявление Всевышнего в категории Элоким. В каком-то (очень неточном) смысле "Элоким" является проявлением Бога в категории "душа мира", т. е. уровня, ответственного за естественный порядок вещей.
"Элоким", будучи Именем, символизирующим Мировой порядок, является нам также как Имя проявления Закона, а "Закон" естественно связан с "порядком". Закон понимается при этом как категория всеобщая, распространяющаяся как на природные, так и на моральные сферы. Один и тот же Божественный Закон и управляет материальным миром, и устанавливает для нас моральные обязательства.
Элоким – это также Божественное Имя Суда, ибо приведение Закона в действие и есть Суд. И осуществляется Суд по принципу "Мера за меру" при любых нарушениях человеком гармонии окружающего мира, будь то естественный порядок вещей или моральные обязанности по отношению к другим людям. Рассмотрение библейских сюжетов мы в дальнейшем будем производить под этим углом зрения, поскольку это касается каждого человека, и знание о действии Закона "Мера за меру" поможет человеку избежать многих бед.
Итак, Элоким – это Имя Божественности, проявляющейся в Законе, Порядке и Суде.
В некотором смысле можно сказать, что все эти три категории, в которых Божественное проявляется в качестве Элоким, являются категориями "холодными", отстраненными по отношению к человеку. Для них человек есть часть мира (хотя и властвующая над другими творениями), но не более того. Именно это соответствует концепции Первого рассказа о Сотворении мира. Первому Адаму. Однако, также как Первый Адам неполон без Второго, имя "Элоким" должно быть дополнено именем "ha-Шем"; категория "Бог" должна быть дополнена категорией "Господь".
"ha – Шем" символизирует Божественность, стоящую над природным законом. Оно обозначает уровень вмешательства в природные законы, а это есть ничто иное, как категория чуда. И также, поскольку "Элоким" – это осуществление суда, то "ha – Шем" есть возвышение над судом, преодоление суда, т. е. милосердие. Очевидно, что Всевышний становится над естественным порядком суда лишь тогда, когда Он хочет быть более милосердным, чем положено по Суду.
"ha – Шем” – есть Имя Бога "надприродного", проявляющегося в категории преодоления природы. Эта концепция выражается в иудаизме в понятии "Завет" (на иврите "брит", буквально "союз"). "Завет" есть союз Бога с человеком, направленный против "стихии", т. е. против "бездушной природы". Итак, Элоким - это "(Всевышний в Своем проявлении как) Бог природы", а ha-Шем – это ([Он же как) Бог Завета". Такое осознание двойственного проявления Единого Бога – как "Бога природы" и как "Бога Завета" – есть одна из основ монотеизма.
Как в общечеловеческой, так и в еврейской истории мы можем неоднократно наблюдать, что проявление Всевышнего как "Бога природы" и как "Бога Завета" действуют как бы "одно против другого". Бог посылает Потоп - и Он же заключает с Ноем "завет (т. е. союз) против вод Потопа". Этот "конфликт" двух Божественных проявлений есть, в каком-то смысле, стержень бытия, – ибо именно в гармонии противоположных сил, предстающих перед нами в двух историях Сотворения мира, возможно существование мира и его развитие.
Соблюдение "естественного порядка вещей" – это категория Элоким, превышение "естественного" - это категория ha-Шем. Имя Элоким связано с человеком как с частью мира, т. е., с Природным человеком, Первым Адамом, и поэтому именно оно употребляется в Первом рассказе о Сотворении. Но в категории "hа-Шем" Всевышний связан с человеком как с отдельной личностью, т. е., с метафизическим человеком, с человеком, содержащем в себе весь космос. И поэтому это Имя употребляется во Втором рассказе о Сотворении. Как говорит рав Соловейчик: "Природный человек находится в рамках естественных законов и суда, метафизический человек остро нуждается в чуде и милосердии".
Связь человека со Всевышним в категории "hа-Шем" позволяет при определенных усилиях человека если и не отменить действие Закона "Мера за меру" за наказуемое деяние, то по крайней мере, как бы, взять его исполнение на себя.
Эти усилия следующие:
- искреннее раскаяние, /а это душевное страдание/ и намерение так больше не поступать,
- пост, /а это страдания тела/,
- молитва, т.е. обращение ко Всевышнему,
- добрые дела или пожертвования /материальные лишения/.
Человек с самого начала создан двойным, душа его создана двойственной. Животное же по своей сути просто, т. е. его внутренняя структура однопланова. Когда Тора говорила о природном человеке, то она подчеркивала его гармонию. Теперь же, когда она переходит к описанию метафизического человека, она указывает на его двойственность и внутреннюю противоречивость. Противоречие, о котором говорит здесь Тора – это не "противоречие между душой и телом". Это иное противоречие - противоречие внутри самой души человека, между двумя её компонентами.
В душе сосуществуют одновременно и устремления к добру, и устремления к злу. Оба эти устремления находятся внутри души человека, а "страсти тела" – это та энергия, которая может быть направлена как на добро, так и на зло.
Цель и идеал природного человека - это реализация своего Божественного потенциала через власть над миром. Целью и идеалом метафизического человека является реализация своего Божественного потенциала через совершенствование своей души - и, как мы увидим далее, важнейшую роль в этом играет познание, и особенно Дерево Познания Добра и Зла, а также Дерево Жизни. И человек мечется между этими двумя целями, привлекающими его.
Человек не рождается идеальным, совершенным и ему необходимо дальнейшее развитие, причем такое, в котором человек должен активно участвовать сам. И развитие это будет происходить через преодоление жизненных препятствий, испытаний, о которых "позаботится" Бог.
Запрет съедания плода от Дерева Познания Добра и Зла и был Первым испытанием Адама. Он отнюдь не имел своей целью принципиально воспрепятствовать этому Познанию, но нужен был лишь на время - для того, чтобы научить человека соблюдать ограничения.
Это было испытание человека на терпение, владение собой, доверие и любовь к Создателю человека, можно сказать – к отцу. Вопрос стоял так: "Кто главный? Я или Всевышний?" Этот вопрос будет стоять перед человеком во времена всех испытаний.
Как это всё понимать?
Это надо понимать так: если главный – я, то я поступаю так, как мне заблагорассудится, как я это понимаю и хочу. Если главный – Всевышний, значит, я должен поступить нравственно, исходя из моральных предписаний, данных в Торе. Каждый человек решает для себя сам, в какого Бога он верит: в Того, который создал человека, или в того, которого создал человек. И это основной вопрос веры.
Власть над собой является необходимой ступенью в обретении власти над миром. Только достигнув этого более высокого уровня власти, человек мог бы и далее продвигаться в деле Познания Добра и Зла.
Итак, как мы видим из Торы, самая первостепенная задача, стоящая перед человеком – это стать "царем над собой" (о качествах "царя над собой" мы поговорим далее), и лишь потом – "царем над миром".
Изгнание Адама и Евы из Сада в связи с "провалом" в первом испытании – это не наказание, а предоставление человеку возможности для исправления положения: теперь не Сад, а целый Мир будет полигоном, где человек будет трудиться и, преодолевая испытания, будет совершенствоваться до заложенного в нем потенциала – "царя над собой".
1.8. НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ЗЛА
В чем же состоит та работа, которую Бог поручил человеку? Эта работа разнообразна, и если мы хотим найти для разных ее аспектов общий знаменатель, то мы скажем, что она состоит в том, чтобы отличать Добро от Зла и осуществлять Добро. Но для того, чтобы человека можно было наградить, необходимо, чтобы выбор добра был неочевидным, т. е. чтобы для правильного выбора нужно было бы произвести (духовную) работу. И поэтому Бог создает мир таким, чтобы в нем были и добро и зло; причем, зло должно иметь силу, логику, оно должно быть притягательным - и только тогда выбор человеком добра будет действительно заслуживать награды.
По сути, Бог делает мир несовершенным именно для того, чтобы человек смог принять участие в его совершенствовании, т.е. стать "партнером" Бога, и потому получить за это награду.


Рецензии