Секретность в Америке

Совсем другая ,чем у нас. Особенно в области военной промышленности. Производство находится на достаточно независимых «частных» предприятиях. Однако властям удается очень эффективно использовать совпадение предпринимательских и государственных интересов.
Власть заинтересована в засекречивании новых изобретений , технологий и методов. Оказывается, в этом же самом заинтересованы и предприниматели. Любое новое изобретение должно пройти довольно длительный период внедрения , когда для массового производства необходимо создавать новые производственные площади, новые станки , межпроизводственные связи и поставки. Чтобы избежать конкуренции в этот период и получить надежное финансирование, компании чрезвычайно заинтересованы в военных заказах на новую технику , а также в максимально возможном засекречивании. Обычно инициаторами в этом деле являются не военные (склонные к некоторому консерватизму, привыкшие к использованию уже имеющегося вооружения и оборудования), а как раз лаборатории крупных институтов и компаний. Именно они обращаются в соответствующие правительственные комитеты, именно они, прекрасно знакомые с положением и состоянием разработок во всем мире, и предлагают устанавливать режим секретности - что именно стоит секретить, а что засекречивать бесполезно.
Создается то, что иногда называют «военно-промышленный комплекс», когда взаимно заинтересованные государственная и собственная безопасность крупных компаний, действуют в полном согласии и создают достаточно эффективную секретность.
Конечно, мы не можем наблюдать непосредственную работу этой системы, однако она оставляет достаточно четкие следы в развитии мировой науки. Вспомните мировую сенсацию: открытие высокотемпературной сверхпроводимости. Вспомните о многочисленных сообщениях об открытиях в этой области. И вдруг все прекратилось. Думаете, все зашло в тупик? Вряд ли: именно тогда наступает рассекречивание всех работ, опубликование деталей проводимых опытов. Кстати, это доказывает сама история сверхпроводимости до того, как стали появляться успехи в этой области, и она стала «высокотемпературной».Даже в школьных учебниках и разумеется в научных статьях вы могли прочитать подробные описания опытов в этом направлении, издавались даже периодические издания, целиком посвященные этой проблеме. Наука искала выход методом «широкого наступления».
Уже сверхпроводимость при температуре кипения жидкого водорода позволяет создавать быстродействующие компьютеры. Думаете, американцы не воспользуются этим? Сверхпроводимость при температуре кипения жидкого азота- это переворот в энергоснабжении: нефтепроводы, газопроводы, всякие ЛЭП с огромными потерями станут излишними! Разумеется, при этом надо решить ряд довольно сложных задач: выращивание кристаллов длиной в километры (одна из задач современной нанотехники). Именно сочетание нанотехнологий со сверхпроводимостью может дать поистине сказочный эффект. Сверхпроводимость при комнатной температуре- это полное преобразование нашего мира.
Отсчитайте годы , прошедшие с момента, когда вы последний раз узнали о конкретных экспериментах в области сверхпроводимости, и вы получите представление об эффективности и продолжительности действия секретности.
Аналогичная история и с «холодным термоядом».Здесь секретность сработала особенно четко: просто было объявлено, что открытие было ошибкой. Странно тут лишь то, что произошло прекращение всех публикаций о «холодном термояде», причем не только о нем самом, но и обо всех работах по использованию энергии ядерного синтеза! А до этого их было полно…
И, наконец, самый простой пример: в любом соответствующем справочнике вы найдете таблицы поглощения, отражения, преломления световых лучей различными веществами. Световых! Надеюсь, вы не сомневаетесь, что и остальные электромагнитные колебания ведут себя сходным образом. В 70е годы прошлого века я специально полез в справочники, чтобы найти аналогичные таблицы для «несветовых» лучей, хотя бы ультрафиолетовых или инфракрасных. Я, конечно, имел дело лишь с общедоступными справочниками.
Я НЕ НАШЕЛ ТАКИХ ТАБЛИЦ! Хотя в эпоху радиолокации, приборов ночного видения, и самолетов, недоступных радарам, такие таблицы должны были быть! Впоследствии мне стали понятны слова одного из наших ученых: «когда я стал работать в системе военного производства, я столкнулся совершенно с другой физикой, не сравнимой с той, что я знал прежде!»
Прошло много лет. Хочется надеяться, что теперь-то такие таблицы появились. Но почему-то надежда слабая. Я постоянно сталкиваюсь с, казалось бы, образованными людьми, ведущими свою аргументацию на уровне знаний XIX века и ранее…
В данном случае американская и советская секретности сотрудничали.
И вообще, любая секретность , среди прочего, направлена и против всех нас, искажая наше представление о мире, делая нас баранами, не подозревающими о реальных опасностях и преимуществах нашего мира.
 27.12.06г


Рецензии