Рассея

Театральное представление
«Рассея…»
(пьеса в семи действиях)


действующие лица:
1.Первый чтец – человек зрелого возраста, одетый в джинсы, светлый свитер с открытым горлом и туфли.
2.Второй чтец – человек пропойного вида, одетый в широкие штаны, повыше щиколоток, рубаху на выпуск с расстегнутым воротом, босой и с непокрытой головой (причёска растрёпана, шевелюра создаёт впечатление немытой).
2.а. Массовка второго чтеца – около пяти человек (одна женщина четверо мужчин), явно пропойного вида едва сохранивших в своём одеянии элементы былого лоска. Первый фабричный (конец 19-го - начало 20-го в.в.). Второй крестьянин (20-й век). Третий чиновник (конец 19-го - начало 20-го в.в., одет форменная фуражка и френч с медными пуговицами). Четвёртый – человек в очках и при галстуке, явный представитель тружеников умственного фронта в конце 20-го века. Женщина – типичный представитель спившейся части этого пола.
3.Третий чтец – человек одетый в кирзовые сапоги, брюки в полоску заправленные в сапоги, фуфайку на голое тело и шапку ушанку с расхристанными «ушами».
3.а. Массовка третьего чтеца - около пяти человек (две женщины трое мужчин), в нарядах крестьян разных эпохи и достатка.
4.Четвёртый чтец - человек неопределенного возраста, одетый нейтрально.
4.а. Массовка четвёртого чтеца – около пяти человек, один мужчина лощенного вида, весьма презентабельно одетый. Четверо человек обезличенны тёмными одеяниями.
5.Пятый чтец – мужчина одетый типично для городского жителя конца двадцатого века.
6.а. Массовка пятого чтеца – около пяти человек. Один мужчина (грузный, в солидном костюме с галстуком и портфелем в руках, постоянно вытирает лысину большим, носовым платком). Двое мальчишек – грязные, замызганные, яркие представители «вокзального» поколения. Двое парней, не только солидно одетых но и выглядящих весьма внушительно.
6.Шестой чтец – женщина с ликом мадонны в скорбном одеянии.
6.а. Массовка шестого чтеца – около пяти человек. Четверо мужчин, очень молодых, двое одеты в форму Белой гвардии, двое в форму красногвардейцев. Пожилая женщина в траурном одеянии.
7.Седьмой чтец – человек одинаково могущий оказаться и врачом, и инженером, и учителем, и …(положительный типаж).

декорации:
Декорации изображают мотивы среднерусской природы (берёзки, ухабистая дорога петляющая по полям и рощицам), элементы российской деревни (пятистенок, покосившаяся Церквушка, погост и т.д.), элемент кремлёвской стены со Спасской башней и Домом Советов, элемент современного города (угол многоэтажки, аптека, фонарь у тротуара, ларёк с «шавермой»), где-то виден элемент двуглавого орла, где-то звезда с серпом и молотом. Вверху плывут облака, птицы, с одного края неба встаёт солнце, на другом краю садится месяц.


Вступление:
Загорается свет, ярко освещая сцену. На сцене все действующие лица (все чтецы и их массовки) совершают плавный променад. О чём-то разговаривают между собой, чему-то смеются и улыбаются. Действующие лица перемешаны вне зависимости от костюмов.
То там, то тут возникают дискуссии.
Играет, достаточно громко, попурри на тему популярных в конце 19-го и всего 20-го в.в. мелодий. Действие продолжается около 2-3-х минут, постепенно отодвигаясь от рампы в глубь сцены. Свет освещающий променад затухает, музыка стихает до еле слышных тонов. От массовки отделяется первый чтец и подходит к одному из двух микрофонов стоящему на краю сцены, в центре равноудалено от её краёв. Массовка погружается в полумрак, всё освещение на Первом чтице. Он читает:

Ой ты гой еси, Русь родимая!
Сердцем чистая и ранимая.
С кем ведешь Войну ты старинную?
Надрываешься – пуповиною!
Пьешь Судьбу ковшом, прочь не драпая,
Эх ты Русь моя – сиволапая.
Не щадя живот, бьешься грудью в грудь,
На века избрав, этот скорбный путь:

Окончив чтение он забирает микрофон и отходит ближе к одному из краёв сцены (примерно на одну треть длины сцены).


1-е Действие:
Свет сосредотачивается на центре передней части сцены. Играет попурри из русских застольных и шансона. Второй чтец забирает из центра второй микрофон и отходит с ним в противоположную, от первого чтеца, часть сцены (расстояние соизмеримо). Он тускло освящён. В центре под ярким освещением разыгрывается немая миниатюра с участием массовки второго чтеца: Застолье, веселье, ссоры, примирения. Миниатюра продолжается полторы – две минуты. Всё освещение сосредоточено на ней. Музыка затихает, освещение сдвигается на второго чтеца. Он читает:

Ах ты Русь моя родная, птица – сизокрылая.
Что ж душа моя больная, плачет как постылая.
Словно пьяница рыдает, в кабаке упившись в муть.
На кулак судьбу мотает, ни вздохнуть ни продохнуть.
Вся веригами обвита, а в глазах – тоска и грусть!
Ты не раз, по пьяни, бита, сторона святая – Русь!
…Утопив кручину в чаше, али водки, аль вина:
- Нет страны России краше!!! Я кричу, живой едва.

Свет резко переключается на первого чтеца. Он читает:

«Трактиры» здесь, куда ни глянь:
Гуляет по России - Пьянь…!

Попурри обретает второе дыхание, свет перемещается на основную массовку, там веселее. За это время происходит смена малой массовки и чтеца.

2-е Действие:
Свет возвращается на центр сцены. Здесь массовка третьего чтеца разыгрывает сцены из колхозной жизни. Играет попурри на сельские, народные мотивы. Миниатюра продолжается полторы – две минуты. Свет смещается на второй микрофон, у него третий чтец, музыка затихает. Третий чтец читает:

Эх, сермяжная Рассея. Да, такой же как и все Я!
Лень по ране родилась. Что гуторишь? Что там? Ась…?
- У соседа живность мрёт! Веселись честной народ.
- «Петухом» пылает хата! Слишком жил мужик богато.
- У кумы добряк пострел! Видно в зоне не сидел.
И крестясь водяры рюмкой, богатеем, дружно – думкой!
Развалившись на печи, загребаем лаптем щи!
Год из года, постоянно, мы себя «лупцуем» рьяно!!!

Свет резко переключается на первого чтеца. Он читает:

Да, на Руси быть умным – не с руки!
Дороги те же! Те же – Дураки!

Попурри обретает второе дыхание, свет перемещается на основную массовку, там оживленнее. За это время происходит смена малой массовки и чтеца.


3-е Действие:
Свет возвращается на центр сцены. Здесь массовка четвёртого чтеца разыгрывает миниатюру на свободную тему. Играет попурри на свободную тему. Миниатюра продолжается полторы – две минуты. Свет смещается на второй микрофон, у него четвёртый чтец, музыка затихает. Четвёртый чтец читает:


Ах, Рассея ты Рассея, забубёна голова.
Кто-то хлеб, издрЕвле, сеет, кто-то боли семена.
Видишь, лезет прямо в князи, разухабистый пострел.
 Не отмывшийся от «грязи». И от прочих мерзких дел.
Был лакеем, лизоблюдом, услужить всегда умел.
И прорвавшись к власти «чудом», сразу гонор – заимел!
Что не чин – то Барин право, «Всех душить и не пущать…»
Кто ж вручил подонку право, свой народ за скот «держать».

Свет резко переключается на первого чтеца. Он читает:

И умножая скорбь и шрамы:
Снуют средь нас, всё так же, - Хамы…!

Попурри обретает второе дыхание, свет перемещается на основную массовку, там оживленнее. За это время происходит смена малой массовки и чтеца.


4-е Действие:
Свет возвращается на центр сцены. Здесь массовка пятого чтеца разыгрывает миниатюру на свободную тему (идея заключается в том что двое малолетних оборванцев, унижаемые толстым господином, постепенно превращаются в двух сильных, самоуверенных парней, которые уже в свою очередь начинают унижать толстого господина). Играет попурри на свободную тему (блатные песни , французский шансон, Рокн-Рол,). Миниатюра продолжается две - четыре минуты. Свет смещается на второй микрофон, у него пятый чтец, музыка затихает. Пятый чтец читает:


Ах ты Русь моя, Калика, дыбою – распЯтая!
Колесом весь Мир кружИться, ты в телеге - пятое!
Безотцовщина – басота, привокзальное жульё.
От властей одна забота - Как в Тюрьме всем дать жильё.
И воруют, у себя же, казнокрады – болтуны,
Человечьи судьбы – пряжа! Рядом «пух» и «колтуны»…
Так что жди! Окрепнут зубы, тело силою нальётся.
И взыграют мести трубы, «кровь» обидчиков – прольётся.

Свет резко переключается на первого чтеца. Он читает:

В захлёб из дыма строят планы:
Как в старь, в чиновниках - Болваны…!

Попурри обретает второе дыхание, свет перемещается на основную массовку, там оживление. За это время происходит смена малой массовки и чтеца.


5-е Действие:
Свет возвращается на центр сцены. Здесь массовка шестого чтеца разыгрывает миниатюру на свободную тему (идея заключается в том что между красногвардейцами и белогвардейцами разыгрывается батальная сцена, красногвардейцы побеждают, белогвардейцы повержены… Но вот БГ подымаются, меняют свои офицерские кителя и фуражки на кожанки. Они подходят сзади к КГ, о чём-то весело и оживлённо беседующих, скручивают и избивают их. Уже с КГ сорваны воинские атрибуты, в разорванных гимнастёрках, избитых и окровавленных, ЧеКисты (бывшие БГ) подводят их к кремлёвской стене и расстреливают). Над всем этим женщина в траурных одеждах: символ скорбящей матери. Играет попурри на тему («Интернационал», «Боже царя храни», «Прощание славянки», «Рио-Рита», мелодии Утёсова, «Песня красных кавалеристов»). Миниатюра продолжается три - пять минут. Свет смещается на второй микрофон, у него шестой чтец, музыка затихает. Шестой чтец читает:

Ах ты Русь, душа святая, сердцем чИста и добра.
Бога, всуе помятАя, колобродишь - от нутра.
Красный снег, во чистом поле, «красным» молодцам в «пути»:
Перепала злая доля - По колено в кровь войти…!
По колено, аль по грудь?! Не поймёшь. Кровавый путь,
Довелось нам пережить то. Человечьи судьбы – жито!
На пути-стерне гнилой. Да и Бог с ним, ни впервой…
…Эх, мальчишки-бедолаги. Закатают вас - в «Гулаги»!

Свет резко переключается на первого чтеца. Он читает:

И сея страх, позор и драмы:
В России царствуют - Тираны…

Попурри обретает второе дыхание, свет меркнет.


6-е Действие:
Свет возвращается на основную массовку, но он недостаточно ярок. Там разыгрываются отрывки из уже разыгранных миниатюр и яркий луч выхватывает их попеременно в рванном ритме, с разными временными интервалами, ярко освещая. Всё это под аккомпанемент рваных отрывков из озвученных ранее попурри. Всё действо продолжается около пяти минут.

…………………………………………
……………………………………………………….
………………………………………….
…………………………………………..
……………………………………………..
………………………………………………
………………………………………………
……………………………………….

………………………………………
…………………………………
 

7-е Действие:
Свет возвращается на второй микрофон. Играет попурри на любимые, народные песни последнего столетия («Вот кто то с горочки», «Весна на Заречной улице» и т.д.), народные русские песни (именно народные). Седьмой чтец читает:

Ах ты матушка Рассея, Облака и Просини.
Кто же грусть в душе посеял? Палым лИстом осени.
Полустанок, городочек, деревеньки – косенки.
Все дороженьки из кочек, вдоль дорожек – сосенки.
Пятистенки, Церкви, Бани. Век от веку! День от дня!
И как встарь - несутся сани, колокольчиком звеня…
Девка милого цалует, пацанва гурьбою в пруд,
Им Господь судьбу дарует! И святой, крестьянский труд.

Во время чтения освещение вновь возвращается к основной массовке которая разыгрывает умиротворенную сцену (хороводы, гуляния, братания).

По окончанию чтения Седьмого чтеца дополнительный свет ярко освещает первого чтеца. Он читает:

И Душ людских врачуя раны:
Стоят над Русью - Храмы, Храмы…

Попурри затихает и слышится нарастающий колокольный звон. Вся сцена ярко освещена.


Эпилог.
Основная массовка, в ярком освещение, вновь выдвигается на передний план сцены. Туда же возвращается Первый чтец который под еле слышные в начале, затем всё более и более возрастающие церковные песнопения, читает:

Шелест листьев, шепот трав, слушай ветер – ты не прав!
Успокой свою гордыню: День блажен и светел ныне.
Тишь кругом и благодать. Молим мы святую Мать:
- Богородица пречиста, бьём тебе поклоны истов.
- Заступись за нас пред Богом!
- Пусть грехи простит нам, скопом!
- Он и Царь твой, Он и сын.
- Пусть простит нас всех.
- Аминь!

Всё актёры молитвенно кланяются согласно текста. По окончании чтения звучит песнопение: «Богородице деве помолимся…». Актёры раскланиваются и взявшись за руки пятятся в глубь сцены. Выходя из под яркого освещения, они растворяются в темноте, которая постепенно поглощает сцену. Продолжает звучать церковное песнопение под всё возрастающий колокольный звон. Когда темнота полностью поглотит сцену, звон обрывается. Через непродолжительное время загорается яркий свет освещающий переднюю часть сцены. Там, в полной тишине стоит ребёнок (мальчик или девочка лет 11-ти - 14-ти). Когда напряжение в зале достигает высшей точки он начинает исполнять, а капелла, «Прекрасное далёко». По ходу исполнения песни к ребёнку подходят все участники представления и присоединяются к его пению, звучит аккомпанемент.

КОНЕЦ.


Рецензии