Фильм Остров

Фильм "Остров" Павла Лунгина получил массу наград на кифестивалях, активно рекламировался по центральным телеканалам.
И одн действительно получился неплохим. Красивые беломорские пейзажи, известные актеры, которые хорошо играли, красивая музыка... Фильм получился.
Но "Остров" рекламировали не только как хороший фильм. Его рекламировали как хороший ПРАВОСЛАВНЫЙ фильм.
Здесь, хотя были и противоположные мнение, восторжествовал взгляд на "Остров" как на первое удачное, не лубочное православное кино.

Однако, как мне кажется, несмотря на все свои достоинства, фильм этот сыграл не лучшую роль. Он еще более способствовал сращению в сознании людей православия и юродства, православия и старчества, православия и целительства.
В самом деле, каков главный герой фильма? Ведь он преподносится нам как образец подлинной духовности, по нему в фильме соизмеряется весь остальной монастырь - настоятель хороший, потому что сочувствует отцу Анатолию, а другой, который отца Анатолия не любит - плохой и завистливый.
Отец Анатолий - юродивый, мажущий ручку двери сажей, кидающийся головешками, кукарекающий с колокольни... Большую часть фильма к нему приходят миряне: одна благословения на аборт просит, другая за своего мужа покойного помолиться просит - он ей во сне является, третья своего Ванюшку тащит - хирурги не помогли - так может старец поможет, четвертый дочь бесноватую ведет...
Короче, перед нами - типичный знахарь и целитель. Народ теряет веру в хирургов, видит странные сны - и бежит к нашему знахарю. И знахарь помогает.
Правда, любопытная черта: мы не видим окончания ни одной истории. Может, девушка не сделала аборт, да потом сдала своего "золотого сыночка" в детдом, может быть, Ванюшка так и не оставил своих костылей, может быть, быба сдуру продала свой дом и хозяйство, но во Францию, конечно, ее никто не пустил...
Короче, нам остается только догадываться о КПД знахарских манипуляций.
В православии всегда был силен институт т.н. "старчества", с которым Церковь боролась и до сих пор борется. Людям нужен "старец", на которого можно положиться во всём. Им больше нравиться отгадывать в кукарекании и темных ответах старца свою "судьбу", чем полагаться на собственную ответственность и прилагать усилия для спасения. Под видом христианского смирения здесь скрывается безответственность и нежелание что-то сделать самому.
И в рамках христианской мысли, и в рамках христианской жизни веками был выработан рационализм и та самая рассудительность, о которой говорили Святые Отцы. Христианской духовности чуждо кликушество и брызганье слюной.
Христианский священник не будет ловить рыбу в мутной воде и выдавать сомнительные пророчества и рекомендации, опираясь на какие-то "откровения". Он может подсказать вам нетривиальный выход, но, во-первых, его слова не есть истина в высшей инстанции (а именно так воспринимают слова старца, "человека божия"), а, во-вторых, его советы вполне укладываются в рамки здравого смысла прихожанина и не требуют слепой веры. Священник, духовник помогает вникнуть прихожанину в его жизненную ситуацию и лучше ее осознать. "Старец" же занимается прямо противоположным: если священник решает и осознает проблему ВМЕСТЕ с прихожанином, то "старец" решает ее ЗА пришедшего к нему человека: не человек, а "старец" молится, человек не начинает глубже понимать свою жизнь, а лишь отгадывает и произвольно толкует полученные им "откровения" старца.
И людям нравятся "старцы". Можно целый год предаваться светскому разврату, а потом придти к старцу, получить от него "откровение" - и снова гулять. Никакой длительной работы над собой не нужно. Вопрос решается "одномоментно". Что очень удобно.

В XIX веке жил в Моске юродивый Иван Корейша (его "откровения" очень красочно описаны в одном из рассказов Лескова). Пол-Москвы, в том числе знатные дамы и их мужья, бегали к Корейше, чтобы услышать его бормотания или получить несколько бессвязных слов на бумажке. Когда Корейша умер - от водянки - его тело превратилось в отвратительную жижу. В нее с благоговением макали платочки и лоскутики, и потом хранили их как высочайшую святыню.
Конечно, отец Анатолий в фильме более эстетичен. В его гной лоскутики не макают. Но вот на могилку к нему, думаю, будут приезжать. И камушки с нее по домам растаскивать. Но это осталось за кадром. Как и многое другое. Юродства сделали как раз в той мере, чтобы позабавить современного зрителя. Никому не нужно, чтобы его стошнило на соседа в кинотеатре. Старчества тоже в самый раз. Отец Анатолий ходит чумазенький. Но это так, для виду. На самом деле, его причесали и прилизали. И в сознании многих православие опять оказалось связаным с кликушеством и юродством, только на экране юродство симпатичное.


Рецензии
Вот вы сами и написали, что людям нравятся "старцы". Именно в кавычках. Потому что старец от Бога не каждого примет и не с каждым говорить будет.
Что вы можете сказать о старце отце Алексее Мечеве или о отце Серафиме Соровском?
А в кино герой совсем не юродивый. Фильм о покаянии. Вот до каких даров Божиих может привести покаяние.

Елена Павловская   04.02.2007 19:08     Заявить о нарушении
Серафим Соровский никого от Церкви не уводил. А многие - уводили. Переключали с Церкви на себя. И люди доверялисб их авторитете, складывая с себя ответственность. Эта проблема отношений старцы - Церковь не мной выдумана.

А что касается, о чем фильм? Ну это вопрос спорный. Основное время в фильме занимает всё же не покаяние - а сомнительные чудеса.

К Алексею Мечеву Бердяев ходил - значит, что-то в нем действительно было.

Александр Храмов   04.02.2007 22:27   Заявить о нарушении
Александр, я понимаю вас. И тоже боюсь, что все полетят к старцам. Так происходило и происходит... Человек не хочет трудиться над душой. И это в фильме показано. Могу сразу сказать, что для кино - это прорыв. Хотя я Лунгину не верю, зная его по студии... Но разве в этом виновата Церковь? Если честно, я только за документальное кино на эту тематику...

Елена Павловская   05.02.2007 11:44   Заявить о нарушении