Аришин проступок

- Ты опять меня расстраиваешь.
- Я тебя ничем не расстраиваю!
- Расстраиваешь.
- Папа! Я ничем тебя не расстраиваю!

Папа недовольно морщится и устало вздыхает. Ариша хочет обнять его, ей хочется, чтобы все это закончилось быстрее, чтобы любимый папочка не хмурился и верил ей. Очень хочется. Ариша не знает, как сделать так, чтобы папа ей всегда верил. Она почти плачет, то судорожно теребя платье, то не зная, куда спрятать руки. Она пытается сохранить спокойствие. От этого слезы и нарастающее волнение еще больше рвутся наружу. Мешают ей думать, путают мысли.

- Ты мне ничего не хочешь рассказать?
- А что я должна рассказать? О чем?
- Тебе нечего мне рассказать?

Ариша не знает, что может рассказать для того, чтобы поднять папе настроение или порадовать его. Она не сделала сегодня ничего подобного. Ничего такого не сделала.
И вчера. Три дня назад она спасла собачку, поводок которой зажало дверцей поднимающегося лифта. Сначала она растерялась, а потом изо всех сил пыталась удержать собаку с нее весом, ослабить поводок, пока кричащая хозяйка собаки сбегала по лестнице, а потом они обе безуспешно пытались удержать собаку и разжать дверцы лифта. И что тут может порадовать Папу? Что дочка отчаянно испугалась? Что она так и не смогла разжать дверцы лифта, а собаке все это время было больно? Что она измазюкалась, а потом долго пыталась замыть платье в теплой летней луже и навсегда его испортила? Ариша никогда не скажет папе об этом. Иначе папа начнет волноваться из-за того, что дочка вечно попадает во всякие приключения и больше не отпустит ее одну гулять. А то и вовсе не сможет заснуть. И Ариша не сможет заснуть, прислушиваясь к его встревоженному дыханию за стеной. А еще Папа будет меньше улыбаться маме и мама тоже огорчится.

- Значит, тебе правда нечего мне сказать? Посмотри мне в глаза. Глаза не умеют врать.

Папа смотрит Арише в глаза. Ариша смотрит в папины глаза, пытаясь своими глазами показать, что она не врет. Старается не отводить глаза, старается смотреть прямо в Папин прищур. Папа всегда держится с достоинством. Папа всегда горделив и обманчиво расслаблен. Папа может долго смотреть в Аришины глаза.

- А почему ты глаза отводишь?
- Я не отвожу глаза!

Ариша безумно устала смотреть в Папины глаза. Но она с упорством в них смотрит.
Ей становится обидно от несправедливого обвинения. И стыдно за свою горячность, с которой она произнесла последнюю фразу. Она ожидает, что Папа ее сейчас упрекнет за то, что она повысила голос. Но Папа этого благородно не делает. Он продолжает на нее смотреть. Арише очень радостно, что ее горячность его не расстроила. Она почти счастлива. Все проблемы кажутся такими далекими.

- Арина! Я знаю, что ты сегодня что-то натворила. Мне сказали!
- Кто сказал?
- Сказали.

Ариша очень расстроена. Ариша не знает, кто мог сказать что-то ее Папе, что именно ему сказали и почему Папа не хочет сказать о том, что ему про нее сказали? Наверно, Папа думает, что Ариша повысит голос и скажет какую-нибудь гадость этому взрослому человеку? Ариша знает, что она так никогда не поступит. Почему Папа этого не понимает и не хочет ей сказать? Почему Папа ей не верит? Почему Папа ей не верит? Почему!
Почему этот разговор так долго тянется? Почему Папа вместо того, чтобы ее обнять, говорит с ней суровым тоном? Аришу начинает охватывать безысходность.

- Папа. Я не знаю, кто тебе и что сказал. Я ничего такого не делала. Правда, правда!
- Арина, почему ты повышаешь на меня голос?

Ариша так надеялась, что Папа этого не скажет. Она почти забыла о том, что это возможно. А Папа первый раз ее простил. А она опять повысила голос…

- Папочка, извини меня пожалуйста!

Папа молчит. Папа смотрит в сторону. Арише хочется, чтобы Папа что-нибудь сказал, неважно, что: плохое, хорошее, - главное, чтобы не молчал! Ариша не выдерживает и начинает переминаться с ноги на ногу. Папа молчит.

- Значит, ты ничего не хочешь мне рассказать?
- Папочка, что рассказать!?
- Ты ходила сегодня гулять с Машей?

Папин голос теплеет. Папа подсказывает Арише, о чем он хотел бы знать.

- Мы сегодня ходили гулять с Машей! Сначала мы играли во дворе, потом лазили по забору, потом собирали крыжовник, потом пришла Яна, и мы играли в дочки-матери!
Яне такую смешную куклу подарили! Она рыжая и с двумя хвостиками, с конопушками!
Просто прелесть. Мы ее укладывали спать, а потом мы ее выдали замуж за Ванечку.
Правда, у Ванечки нога оторвана, но ничего. Это особо и не заметно! А потом ходили гулять на пруды. Вот!

Ариша оживляется. Оказывается, за день у нее скопилось столько впечатлений!
Оказывается, до этого разговора было столько всего хорошего и веселого. Арише очень хочется, чтобы этот разговор быстрей закончился, и она опять пошла играть.

-Папа, можно я пойду играть?

Папа молчит. Папа смотрит в сторону. Арише хочется, чтобы Папа что-нибудь сказал, не важно, что: плохое, хорошее, - главное, чтобы не молчал! Арише не хочется снова становиться грустной. Она улыбается Папе. Ариша любит Папу. Такого большого, рассудительного, справедливого. Арише хочется, чтобы Папа улыбался.

- Значит, ты не хочешь рассказать, о том, как ты камнями по электричке кидалась?

Ариша молчит. Арише грустно. Камнями по электричке кидалась Маша.
Машу поймали прохожие и отвели ее к Машиной Маме. Машу больше не пустили гулять.
Ариша не хочет ничего плохого говорить про Машу. А то, может быть, Машу еще больше заругают. Или не разрешат ей гулять с Машей. Маша - она веселая. Она ее подруга.

- Я по электричке камнями не кидалась.
- А кто кидался? Я про тебя все знаю, хватит мне врать!
- Я не вру!!!!!!!

Ариша топает ногами. Ариша топает ногами до бесконечности и кричит:
- Я не вру!!! Я не вру!

Аришу душат слезы. Ариша убегает в свою комнату и хлопает дверью. С полки падает вазочка. Ариша спешно ставит ее обратно, но Папа это уже заметил. Арише стыдно, но она больше не может сдерживаться. Она плачет и придвигает к двери письменный стол и выкладывает на него все книжки из шкафа. Чтобы никто не смог открыть дверь. Она искренне верит, что брезентовый стол и книжки смогут задержать того, кто сможет к ней войти. Ей хочется в это верить. Ей хочется верить, что никто не войдет и не увидит, как плохо она себя ведет. Как она плачет….

Тем же вечером в соседней комнате.
- А где Ариша?
- Она сидит у себя и хнычет. Совершенно неуправляемый ребенок. Мне сегодня Машина мама звонила. Сказала, что Машка била стекла в электричке и что Арина была с ней. Чтобы мы сказали Арине, чтобы она не говорила, если ее спросят, была ли она с Машей.
А то могут и из милиции прийти.
- Ариша била стекла?
- Арина стекол не била, слава богу, пусть только попробует!
- Ты в этом уверен?
- Конечно. Наталья Владимировна об этом сказала.
- А ты Аришу спрашивал?
- Конечно, спрашивал. Но она, как обычно, разоралась.
- И что, она целый день плачет?
- Слушай, хватит об этом! Иди сюда...
- Привет, Мама!
- Вот несносный ребенок, никогда не даст взрослым поговорить!
- Ариша, я тебе новых тетрадок купила…
- Арина иди к себе и подумай о своем поведении! Света, я по тебе скучал целый день, ну иди же сюда…

Ариша уходит к себе. Ариша счастлива. Ведь Папа улыбается. А ей так хочется, чтобы он всегда улыбался. Ариша рисует Папе солнце. Ариша тщательно рисует Папе домик с трубой. Завтра Папа будет очень рад. Впрочем, почему завтра? Ариша решает отнести Папе рисунок прямо сейчас. К сожалению, дверь в соседнюю комнату крепко закрыта. Наверное, Папа уже спит и ему не нужно мешать. Зато завтра Папа правда-правда будет очень рад!

- Арина, кончай шуметь в коридоре! И немедленно ложись спать!


Рецензии
Хороший рассказ, поучительный в плане воспитания. Жалко Аришу, не повезло ей с папой. Родителей, к сожалению, не выбирают.

Наталия Сентябрьская   14.11.2009 17:09     Заявить о нарушении
Не люблю я жизненную прозу писать. Раньше ее на странице больше было, сейчас большинство убрал. Один мой друг, психолог, занимается адаптацией детей-бегунцов (которые из семей бегут) рассказал мне следующее. Дети в большинстве своем считают, что родители делают все неправильно, считают, что они бы все лучше сделали. Родители их пытаются вернуть, воспитать, ограничить. Так или иначе дети все же оказываются кто в 15, кто в 40 в той ситуации, что вот она свобода! без всяких ограничений и отговорок. И в этот момент большинство понимают - ничего лучшего чем их родители они сделать, придумать не могут. Набивают те же шишки, так же ведут себя со своими детьми, и их мир так же далек от идеального. И с этого момента начинают ходить на работу, жить как и их предки, даже обладать определенным приятием к старшему поколению. А малая часть естественно безвозвратно уходит в маргиналы.

Если брать контекст данного рассказа - в нем показаны явные перекосы, когда родители прямо противопоставляют себя ребенку в сторону своей богоподобности, но еще большой вопрос - как воспитывали их, где они учились так воспитывать, как будет воспитывать своих детей подросший ребенок. Любое моральное уродство или хорошее воспитание может быть и семейной традицией из поколения в поколение, и новаторскими экпериментами тех самых детей-бегунцов (в душе или на деле) которые решили свой новый, самый лучший мир построить. Конечно данный вопрос много шире контекста отдельного литературного рассказа

Крылов Борис   18.11.2009 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.