лица поп - арта
Поэтому любое сотрясение устоев : война, эпидемия, промышленный спад , революция – дает резкий сдвиг в сторону абстрактного искусства.
Тогда все объяснимо : страшные зверства творят не люди, а непознанное внутри нас.
Первая мировая война дала миру дадаистов.
Дадаизм – модернистское международное литературно – художественное течение, возникло в Цюрихе в среде анархистской интеллигенции в 1916 -22 г .Название происходит от французского слова dada - деревянная лошадка, и обозначает бессвязный детский лепет.
Как все пораженное первой мировой войной человечество, дадаисты искали причины ужасной трагедии – они их нашли.
И заявили публично – человек это зверь. Война сняла с него красивые маски: разум, мораль,эстетику. Официальное искусство фальшиво, ложно, безнравственно и не отражает внутренней человеческой сущности. В знак протеста дадаисты изобрели свои методы самовыражения - программный ирреализм и демонстративный антиэстетизм , и воплотили их в скандальных выходках, шокирующем эпатаже, трактовке искусства как составления хаотичных композиций из случайных предметов. Дадаизм слился в 20 – е годы с сюрреализмом во Франции и с экспрессионизмом в Германии.
Дадаисты провозгласили : "Предмет есть искусство, и его назначение изменяется в зависимости от художественного оформления".
Основными художественными приемами дадаизма являются:
1)перевод предмета в другую субстанцию путем изменения размеров, формы, цвета, путем размножения
/что впоследствии широко использовал в поп - арте Энди Уорхол - " 210 бутылок кока-колы ",разноцветные оттиски фотографий Мерилин Монро/;
2)включение предмета в несвойственный ему видоизмененный предметный контекст
/ Мэрет Оппенгейм, обтянутые мехом чашка, блюдце и ложка /;
3)экспонирование предмета или явления в его непосредственном, чистом виде, без какого - либо контекста
/ Джон Кейдж, композиция "4 минуты 33 секунды", музыкант сидит за роялем в полной тишине, наблюдая за зрителями /.
Возникнув, как стихийная акция против кровавой человекоубийственной бойни, дадаизм возродился в пятидесятые годы в принципиально новом качестве. Неодадаисты Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг в 50 – е годы в США опять взяли на вооружение основной лозунг дадаистов : " Предмет есть искусство", но в период расцвета индустриального американского общества сделали акцент на серийно производимых товарах повседневного спроса . Последняя выставка Независимой группы в Лондоне «Это – завтра» 1956 г. определила основные темы поп – арта : реклама и звезды СМИ.
Так что же такое поп – арт?
Это базовая культура общества массового потребления. Это лицо мегаполиса. Его эстетика – реклама и звезды СМИ. Средства выражения – промышленно производимые серийные предметы повседневного спроса. Поп - арту изначально присущи стеб, ирония, которые используют в качестве обьекта растиражированные клише культуры массовой. Но направлены они не на разрушение этой культуры , а скорее на пропаганду стереотипов индустриального общества. Природа поп - арта двойственна : культура - но массовая, навязчивая - но и желанная, пустая и наполненная, содержательная и одновременно нет. Это состояние "люблю-ненавижу" и есть суть поп-арта и работ его наиболее известного представителя Энди Уорхола.
Что касается термина "поп": в переводе с английского "pop" - отрывистый звук, легкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки. Но большинство исследователей считает, что лингвистически это сокращение английского термина "popular cultur". По одной из версий , стало общеупотребительным после коллажа Эдуардо Паолоцци " Я была игрушкой богатых мужчин", 1947 г., по другой - после коллажа Гамильтона "Так что же делает современные жилища столь необычными, столь привлекательными?" 1956 г. Авторство термина "поп" приписывают художественному критику из Англии Лоуренсу Оллоуэю, который первоначально использовал его применительно к английским направлениям в искусстве 1950 -х, потом расширил его до охвата американских течений 1960 -х.
Таков краткий экскурс в историю.
А что говорят о своем детище сами творцы поп-арта?
Ричард Гамильтон :
" Это популярное, эфемерное, потребительское, дешевое, производимое серийно, молодое, духовное, сексуальное, чарующее и прибыльное искусство".
Его коллаж "Так что же делает современные жилища столь необычными, столь привлекательными?" 1956 г. , показанный на выставке " Это - завтра" , считается первым значительным произведением поп - арта. Композиционно это набор стереотипов : культурист, держащий в руке конфету на палочке с надписью "поп" (отсюда название поп -культура),сидящая на диване стриптизерша, киноафиша, полицейский значок, портрет американского президента, неоновая реклама...
Клез Ольденбург :
" Мое намерение поучительно – я хочу, чтобы через эти композиции люди осознали силы предметов " .
В декабре 1961 г. Ольденбург открыл в Манхеттене "Магазин по продаже продуктов и товаров широкого потребления " под девизом "Изготовленные вручную предметы искусства по бросовым ценам". Там выставлялись муляжи продовольственных товаров и предметов из гипса , картона и поролона,раскрашенные яркими дешевыми эмалевыми красками.На выставках поп - арта часто экспонировались изделия Ольденбурга - куски торта из поролона в рост человека и сшитые из парусины гамбургеры.
Рой Лихтенштейн :
"Основной принцип искусства – это организованное восприятие. Оно зависит не от формального вида картины, а от зрительского подхода" .
Лихтенштейн приобрел широкую известность в 60-е годы благодаря картинам, написанным с применением точечной трехцветной техники, имитирующей ротационную печать, и композиционно оформленным в стиле комикса ( "Waam!", "М-может быть", " Забудь!Забудь меня!" )
Джеймс Розенквист.
"Плоскость холста есть первичный факт живописи".
Розенквист, занимавшийся созданием масштабных афиш, добавил в поп - арт так называемый "инвайронмент", восторженно принятый публикой.
Его инвайронменты, самым известным из которых является "F - 111" (3,3 м х 28,3 м) 1964 г., предназначены для развертывания по периметру стен галереи. В работах Розенквиста легко узнаваемые образы поп - культуры соединялись с более сложными для восприятия абстрактными символами ( для оформления статьи использован эскиз Розенквиста к портрету Мерилин Монро ).
Том Вессельман :
" Думаете, моя работа имеет что – то общее с капитализмом, так как я использую реальные предметы? Отнюдь – ведь мне важно одобрение мира во всей его полноте".
С 60-го по 80 -й годы создал знаменитую серию "Великая Американская Обнаженная",в которой женские фигуры изображены в условно - обобщенной, плакатно - рекламной манере с утрированным выделением сексуальных стереотипов женской привлекательности. Лица на картинах не прорисованы.
Джефф Кунц.
" Искусство – это коммуникация, это средство манипулирования людьми ".
В 80-х годах вместе с Полом Маккарти и Майком Келли сосредотачивается на стереотипах, характерных для современного общества , находящихся на грани безвкусицы и вульгарности.
Энди Уорхол :
" Как только вы попали в жернова системы, считайте, что слава у вас в кармане, даже если ее продолжительность нельзя гарантировать. Но не является ли это частью системы? Каждый должен иметь право хотя бы на несколько минут славы ".
Энди Уорхол - великая легенда попа. Еще при жизни его назвали "папа поп- арта". С 1963 г. мастерская - фабрика Уорхола " Фактори" приобретает сканадальную известность, как любимое место встреч нью - йоркской богемы. Кроме живописи, увлекался экспериментальным кинематографом, сотрудничал с группой "The Velvet Underground", занимался производством видеоклипов и созданием "Энди Уорхол ТВ".
Теперь слово критикам.
Цитата из газетной рецензии : " Бездумная игра сознания слабоумного идиота ".
Барбара Роуз, историк искусств : " Я воспринимаю эти картины как неуважение. Меня возмущает тот факт, что ты вынужден рассматривать в галерее то, что должно рассматриваться в супермаркетах ".
Клаус Хонеф, критик : Уорхол делает продукты потребления "иконами современного общества благодаря эстетическому акту, состоящему в их облагораживании через сам факт их изображения ".
Урсула Чарторыйска, критик : " Определенная открытость характеризует это искусство, открытость пейзажу, который создает промышленная цивилизация, состоянию умов сегодняшнего поколения ".
Маршалл Маклуган, социолог, канадец по происхождению, получивший широкую известность, как американский пророк масс – медиа : " Средство есть , где есть содержание. В мире , где упаковка имеет большее значение, чем содержимое ящика, обращение к самой вещи больше не имеет смысла. Суть лежит на поверхности и нечего углубляться в дебри истины. Как сказала бессмертная Гертруда Штейн о Лос – Анджелесе : «Ничего такого там нет». И это изменило природу мира. Это сделало предмет, используемый в смысле реального мира, всего лишь ярлыком на пакете для потребителей. Вся власть пакету! "
Заключение.
Ричард Лесли, искусствовед : " Поп – арт вошел в моду, в частности рыночную, без всякой поддержки критиков и тем самым окончательно развенчал миф о их безоговорочном авторитете в вопросах оценки и поддержки художников… на место культурного условия ситуационного выбора «или – или» впервые открыто выдвинулся принцип « И это тоже» ".
Человек всегда хочет сказки - даже когда просто берет в руки банку супа «Кембелл».
Да , ему непонятны картины Пикассо или Дали, но он тоже жаждет духовного.
И торопится жить . Сейчас, сегодня - даже не завтра.
Так зачем изучать музыку или живопись?
Банка супа ...
Вот оно – простое,доступное, ментально близкое, гениальное произведение искусства, созданное специально для него. И думать так обывателю никто не запретит.
И уж тем более зарабатывать на этом деньги.
Кому нужна элитарная культура в стандартизированном потребительском обществе?
Это поняли американские продюсеры – и возник Голливуд.
Это поняли американские художники – и возникли комиксы.
Это поняли американские писатели – и возникли бестселлеры.
Но как быть с духовностью?
Дадим слово Энди Уорхолу - его знаменитой композиции " Ящик "Брилло""
Это хорошо обьясняет, как оценивал Энди свое искусство концептуально.
" Ящик "Брилло"" состоит из пустых фанерных ящиков , имитирующих упаковку.
Смысл понятен - в этой культуре НИЧЕГО НЕТ.
Энди однажды отметил в своем дневнике:"Один критик назвал меня "Само ничто", и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования.Потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше.Однако меня все еще преследует мысль, что я посмотрю в зеркало и ничего не увижу - только пустоту..."
Вот что писал Роберт Раушенберг про Уорхола:" Энди обладал некоторой легкостью, которая, я думаю, заставляла его совершенствоваться и даже придумывать такие способы созидания, которые позволили бы ему работать независимо от стесняющего его в некотором смысле собственного таланта".
Стремление получить все НЕМЕДЛЕННО, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС - характерная черта потребительского общества.
Потребитель не хочет ничего вкладывать в человечество - только в себя.
Так поступил и Уорхол.
Из своей жизни он создал легенду - легенду безликого идола культуры массовой,став ее самым ярким символом и отражением ,воплотив в своем творчестве все ее заманчивые стереотипы и надежно спрятав за ними себя.
Он стал великим НИЧТО.
- Ведь ничто - это всегда модно. Всегда стильно. Ничто - совершенно, в конце концов, это противоположность пустоты...ничто - заманчиво, ничто - сексуально, ничто - не стыдно... ничто не разочаровывает, - сказал как - то Энди Уорхол.
Но неужели ему никогда не хотелось стать кем - то?
Свидетельство о публикации №207011100043
Энди Уорхол. Почему-то он очень напоминает Сальвадора Дали в плане карьеры.
Впрочем, я не искусствовед, и буду высказывать чисто свое впечатление.
Мне кажется, что эти предметы, ставшие основным объектом искусства поп-арта, вполне заменили людей. Т.е. это не есть современные натюрморты. На промтовары перенесены человеческие свойства, поскольку человечество все больше деградирует в сторону маркета, на котором выставлено буквально всё. И в какой-то мере предметы, продукты, стали более совершенны, чем люди. Они более унифицированы, и их потребительские свойства реализуются более совершенно, нежели людские. Да и маркетинг, в котором львиную долю занимает не разработка продукта, а лишь его сбыт (реклама) ведет к этому - к совершенству формы продукта. Подчас смотришь рекламный ролик - он сделан лучше чем, многие фильмы. (Или - звучит, если это - звуковая форма).
Из "Википедии": "Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст". Но мне кажется, что Мао Цзэдун или Мэрилин Монро там - чисто для антуража. Или для прикола. А кола или суп - они главенствуют, ибо их свойства обывателю известны.
Вот такие пока наблюдения.
С улыбкою,
Дон Борзини 19.08.2009 08:14 Заявить о нарушении
знаете, чтобы определить, как человек на самом деле относится к современному искусству, мне достаточно спросить у него про Уорхола)
меня впечатлил ваш ответ :) - так что
= будем ДРУЖИТЬ!)=
Татьяна Чечельницкая 19.08.2009 10:49 Заявить о нарушении