Чудная

Солнце начало всходить над холодной землей.
Охотник вышел из юрты проверять капканы на лис. Протоптанные ими тропы еще никогда его не обманывали. Он пройдет по их следам и заберет по дороге несколько лисьих жизней.

Морозный таежный воздух сплетался с непокорным западным ветром. Холод обволакивал сильное тело охотника, как и каждое утро. Каждое утро таежный холод назначает свидание холоду в человеческом сердце. Там холодно, спокойно, не мешает.

Охотника не беспокоило, что внутри у него что-то перестало шевелиться и подрагивать, когда его заговорил шаман. Старик уже почти утратил незатейливое ремесло людских разговоров. Охотник разобрал только: «Золото не пожелаешь … улетит солнечным лучом… душу заберет!» Шаман вскоре навсегда пропал из своей юрты. Никто не знал, куда ушел старик. Только видели, как на каждую новорожденную луну над его юртой собиралась стая птиц, будто бы сговорившихся прийти в гости к старику.

Охотник присел к земле и прислушался. Где-то неподалеку слышалась возня и поскуливание. Уже близко.
В капкане сидела лиса. «Мелковата», - подумал охотник, но затем увидел, что шерстинки ее меха блестят незнакомым блеском. Незваный солнечный луч скользнул по телу лисы, и охотник понял, в чем дело: «Золото!» Каждая шерстинка была будто выкована из золота. Он сам золота никогда не видел, но дед говорил ему, что из-за него в старину пролилось много крови добрых и сильных мужчин. Ему подумалось на минуту, что такая удача не каждому выпадает.
Но потом охотник нахмурился: в деревне станут говорить, что он теперь шаман, раз принес такую лису. А что стало с прежним шаманом?! Да и потом, лучше уж из ее шкуры сделать себе новые беговые сапоги, повернуть этот колдовской мех внутрь – он будет приносить удачу ему одному, скрытый от чужих глаз. И скольких он обгонит в таких сапогах, сколько славных бегунов посрамит – а потом с ними же помирится у праздничного костра. Незачем это золото миру. Не видел раньше никто такого – и не увидит! Холод в его груди убережет от всяких чужих чудес.
 
Только он занес топорик, чтобы прикончить золотую лису, как увидел, что капкан под его ногами разломан, а лисы нет. В тот же миг он услышал тихий и ровный голос где-то позади себя:
- Ты не пожелал меня в виде золота – теперь пожелаешь в виде солнца. Но не твоему луку подстрелить золотую птицу, о глупый охотник, желающий лишь холода и покоя!

Охотник увидел, как взлетает большая желтая птица, медленно, будто в насмешку, машет крыльями, прощается с ним навсегда.

- Стой, птица, вернись ко мне. Я увидел тебя. Я верю, что ты есть, что ты – есть свет и солнце. Вернись ко мне!

И только слышал в ответ звенящие металлом слова:
 - Ты отказал золоту. Теперь золото заберет твою душу, растопит ее ледяной холод и улетит облаком в небо, которого ты никогда не увидишь!
*

Говорят, что охотника нашли через несколько дней. Тело лежало в небольшом озерце – и никто никак не мог понять, откуда взяла вода? Дождей в тайге не ждали еще пять лун…
А еще говорят, что на губах мертвеца была улыбка


Рецензии