Хит-парад боевых искусств

ВНИМАНИЕ! Написано более десяти лет назад, и потому сильно устарело даже в моих глазах. Является документом некоторой скорее исторической ценности.

Хочется в этот раз нарушить сложившуюся традицию и начать обзор не в порядке «восхождения на вершину Фудзи», а в порядке «нисхождения в сточную канаву» (привет Саше Айсу!). Хотя здесь представлены только лучшие образцы состязательной традиции (естественно, на мой субъективный взгляд человека, парящегося в этом котле 17 лет).
1. Джит кун до
Возглавляет список Брюс Ли со своим джит кун до, что переводится как «путь опережающего кулака» («или ноги» — добавлял обычно этот Мастер). Если говорить в двух словах, то это не столько отдельный стиль, сколько общие принципы ведения драки, которые могут применяться представителями совершенно разных систем боя. Сам Ли полагал в основу своего стиля вин-чунь, разновидность кунг-фу. Но на самом деле его разработки могут быть использованы и каратистами, и тайскими боксёрами, и дзюдоистами и многими другими, в основном, естественно, когда речь идёт об уличной драке, но не обязательно.
Сейчас Брюс интересен для меня прежде всего своей философией. Он представил миру свои работы в плане как философии жизни, так и боя. В эту философию, конечно же, входят как составные части дзэн-буддистские и конфуцианские элементы, но и роли самого Брюса не стоит умалять.
теория: книги Б. Ли, Б. Томаса, Дж. Литтла, М. Уехара-Б. Ли; кинофильмы Брюса Ли.
практика: абсолютно эффективно, в чём я неоднократно убеждался, применяя полученные знания в драках на улице (совместив принципы ДКД со славяно-горицкой борьбой и вольным боем). Подозреваю, что кое-какие наработки «Селидор» Белов (автор СГБ) позаимствовал из книг Б. Ли, например — неплотно сжатый кулак до контакта с телом оппонента.
2. Вольный бой
У-у, ребята, сейчас я вас загружу. Этим видом я дольше всего занимался в секции, и, конечно же, он вызывает самые яркие эмоции и воспоминания.
Итак, позвольте представить: неповторимый вольный бой! За создание системы отвечал «Златояр» (А. Медведев). Раньше Златояр был, насколько я знаю, вице-президентом федерации славяно-горицкой борьбы, о которой речь пойдёт в своё время. Кстати, я сначала был уверен, что этой самой борьбой и занимаюсь. А дело было так. Как-то перед концертом «Коррозии», который отменили, мы с братом оказались в компании скинов, которые начали творить беспредел и пинать иномарки. Из одной такой иномарки вышли быки с арматурами и стали всех валить. Нам это не понравилось, и мы отошли в палатку, чтобы спасти наши бошки от ударов увесистых кусков металла. Туда же зашёл ещё один парень из скинов, держась за затылок. Ему, в отличие от нас, досталось. Состоялся разговор, в ходе которого он обронил фразу о том, что, если бы его били спереди, он бы увернулся, как учили на славяно-горке (и показал движение «подсада» — специального уклона). А я к тому времени уже отчаялся в поисках какой-нибудь секции СГБ. Выяснилось, что и преподаёт Златояр совсем рядом со мной. Вопрос был решён однозначно. Так я стал заниматься, пока однажды не узнал, что это вольный бой.
Отличия вольного боя от СГБ заключаются, например, в технике движений: наличествуют «притопы» при ударе, уходе; «перетопы» и прочее.
Ещё один случай, связанный с названием, имевший место ещё в то время, когда я не знал, что это — вольный бой. Как-то раз, когда мы занимались в Покровско-Стрешневском парке, то есть там же, где обычно, к Златояру со следующим вопросом обратились пацаны лет двенадцати-тринадцати (они проходили мимо): «А это бокс или каратэ?» «Это — вольный бой», — ответил тот, а я и не понял, что это название стиля, подумав, что наш тренер (мы звали его также «дядька Златояр», что объясняется, видимо, традицией — в видеофильме по стилю Буза, который я недавно посмотрел, говорится о том, что тренеров-инструкторов раньше называли «дядьками») это определение сходу придумал, дабы подчеркнуть тем особенности стиля.
Если каким-либо образом Алексей Медведев прочитает эти строчки, то хочу выразить ему своё искреннее уважение. Он очень продвинул меня в искусстве нанесения повреждений человеческому организму. Тем, кто интересуется моим творчеством, сообщу, что именно его образ представлен в лице тренера по рукопашному бою во «Вторжении с Тастубартии». Очевидно, Лэй, это я только для тебя написал.
Сейчас вставлю кусок текста, который я почти полностью подготовил заранее, когда обдумывал, о чём буду писать (остальное большей частью пишу экспромтом):
«Стенка», вывернутая челюсть, что-то вроде русской динамической медитации (однажды во время неё парень потерял сознание, напугав тренера, но выяснилось, что просто у него болезнь такая), град с неба и шутка Златояра: «Это Перун приветствует нас!», кровь на снегу, абсолютно красные кулаки (но без чувства боли); моя нога, в ударе «брык» сбивающая на землю Громобоя (так парня звали), отлетевшего на пару метров; «затрещина» (так называется этот удар) как защита от некорректно в данном случае выполненной оппонентом затрещины в «проходе через строй»; бой, борьба, удар, удар, удар... Эти полгода были самыми плодотворными в плане моей боевой и физической подготовки. На фотографиях того времени видно, что я в очень неплохой форме. Впоследствии она частично утратилась.
теория: семинары Златояра (зима 2001 — лето 2002), видеофильм с парой его же семинаров.
практика: всё те же семинары, тренировки с друзьями, и — прежде всего — уличная др-р-р-р-рака! Эффективность? Что тут сказать? Техника ударов и бросков, как и прочие технические действия, такие как: удушения, надавливание на глаз как контрприём от удушения, одновременное давление на шею и пах противника, поверженного на землю, и многое другое обеспечивали победу. Победу без особых энергозатрат.
3. Славяно-горицкая борьба (далее — СГБ)
Возникла в 80-х, главный создатель — Александр Константинович Белов. СГБ — объединённый русский стиль, призванный противостоять засилью «привозных» систем боя. Удары ногами, выполненные в русской, отличной от восточной, но такой зрелищной манере на фотоснимках из книги, увиденной в книжном магазине «Москва» на Тверской, раз и навсегда поразили меня. Заодно, видимо, по инерции, меня поразила и концепция языческого политеизма, апологетами которой и являлись Шатунов и Белов (последний — отец-основатель «славянки» — СГБ). В той же «Москве» я уже присматривал книги по язычеству, пока не увидел на торце где-то одной из них почтовый адрес, на который предлагалось присылать деньги. Ха-ха. Чем же это лучше христианства? Даже Алексей «Златояр», который приложил руку к созданию СГБ, отошёл от язычества именно из-за его коммерциализации. Но любовь к природе, истории родной земли и прочему интерес к язычеству во мне воспитал, за что я язычеству благодарен.
теория: книги Белова, Шатунова; семинар где-то за городом; видеофильмы Белова с учебным материалом.
практика: тренировки с друзьями, вышеназванный семинар, бои на улице. Достаточно эффективно, ничего плохого про этот стиль не скажу.
4. Каратэ
Как-то раз, когда мне было семь лет, мы с мамой стояли около рекламного щита, предлагавшего записаться всем желающим в секцию ушу. Вдохновлённый боевиками «восточно-рукопашной» направленности, которые в большом количестве были мной с братом пересмотрены в пионерском лагере к тому времени, я высказал желание заниматься. Мама абсолютно не разбиралась в видах восточных единоборств, как и я в то время (как и почти все в Союзе).
Её знакомый преподавал каратэ в каком-то полуподвальном помещении, но мама ввела меня в заблуждение, сказав, что это ушу.
Таким образом, начиная заниматься каратэ, я думал, что занимаюсь ушу. На первом же занятии мне объяснили, что к чему, и я был даже рад, так как о каратэ в то время я какое-то представление уже имел. Был 89-й год. Мало кто в то время знал, что кроме каратэ и дзюдо существуют другие восточные единоборства. Я занимался около полутора месяцев или месяца, и было мне семь лет.
Того, чему я выучился за это время, хватило на десять лет отработки и совершенствования. Это, конечно, баловство — какой я каратист на самом деле-то?! Но это баловство помогло мне развить силу, растяжку и гибкость, помогавшие отбиться в случае необходимости в те уже навсегда ушедшие годы.
теория: занятия с сэнсеем, учебники Иванова-Катанского, Карамова.
практика: драки школьного периода, когда я был не очень крупного телосложения, но благодаря тренировкам развил способность не проигрывать оппонентам более габаритным.
5. Нунчаку-до
Две палочки, соединённые цепью или шнуром, использовавшиеся окинавскими крестьянами для перемолки риса и превращённые в инструмент для разбивания прикрытых шлемами голов самураев, имели и имеют аналоги в разных странах мира. Например, Брюс Ли занимался сначала филиппинской разновидностью боя на нунчаках, основы которого ему объяснил его друг и ученик Д. Иносанто. Впоследствии, как я слышал, Брюс своего учителя превзошёл. Драка обоих мастеров на нунчаках осталась запечатлённой на плёнку в фильме «Игра Смерти».
Тот же сэнсей (знакомый моей мамы) подарил мне на тринадцать лет самодельные нунчаки, причём боевые, то есть с палочками, сделанными из дерева. Сейчас я кручу обычно «безопасные» нунчаку, купленные за тысячу рублей в магазине соответствующей направленности. Если кому интересно из москвичей, это у метро «Павелецкая», могу объяснить подробнее. Палочки «безопасных» нунчаку изготовлены из пластика или пластмассы, обмотанных смягчающим слоем какого-то материала. Ими себе повреждения не нанесёшь. А вот боевые нунчаку опасны не только для противника, но и для их хозяина, что хорошо показано в фильме Б. Ли «Возвращение дракона». Стаж работы с нунчаку — одиннадцать лет.
теория: книги А.Р. Комлева; работа с людьми, которые могли что-то показать из техники.
практика: лет в 13-ть пришлось ударить человека. Хорошо, что в тринадцать!
6. Кунг-фу
Про какие-то основы стиля кунг-фу вин-чунь читал у Брюса, но по-настоящему не практиковал.
7. Таэквондо
Очень зрелищные удары ногами. Собирался пойти в секцию, но почему-то не пошёл. В основном — видел на экране.
8. Айкидо
Слышал байку о том, что Стивен Сигал готов драться с любым, кто не побоится бросить ему вызов. Все побоялись. Видимо, не зря. Друг показывал пару приёмов, но он и сам-то не очень крутой айкидока.
9. Ниндзюцу
В книгах по ниндзюцу нашёл полезную информацию если не о самих методиках боя, то о развитии и укреплении различных систем организма.
теория: книги каких-то авторов, уже не помню.
практика: медитация, бег (наконец-то научился быстро бегать, правильно используя органы дыхания).
10. Тайский бокс
Не занимался, но подсматривал раньше с другом, как ребята занимаются. Хороший стиль.
11. Сават и шоссон
Французские стили драки ногами. Видел удары савата на фотографиях.
теория: информация из книг Шатунова и Брюса (последний составлял ДКД, используя элементы многих стилей).
Не практиковал.
12. Стиль Кадочникова
Когда я смотрел запись семинара, кое-что в этом стиле показалось мне неэффективным.
теория: учебный видеофильм; художественный фильм про этот стиль.
практика: кое-что применял.
13. Кикбоксинг
Все смотрели Ван Дама, что греха таить… Но позаниматься кикбоксингом мне не довелось.
14. Дзюдо
С дзюдоистом как-то раз немного поспаринговался в спортивных целях, не до определённого победителя, а просто чтоб посмотреть стили друг друга и сравнить. Думаю, оба узнали что-то новое.
15. Самбо
Созданный Харлампиевым (не в одиночку, само собой) в первой половине 20-го века стиль очень популярен и поныне. Безусловно, заслуженно.
теория: видел учебный фильм.
практика отсутствует.
16. Капоэйра
К. возникла, если верить четырёхтомнику о боевых искусствах некоего Панченко, как вид боевого искусства, которым пользовались рабы в Бразилии для побега от белых угнетателей, причём ноги использовались, так как руки были связаны. Прообраз вида зародился ещё в Африке. В ритуальных боях между пальцами ног зажимались лезвия, и бойцы могли нанести друг другу серьёзные повреждения.
Однажды этот стиль обсуждался на телевидении в программе Глеба Музрукова. Тогда на программу был приглашён какой-то мастер этого стиля, который поделился информацией об истории и технике капоэйры.
Недавно в трамвае я услышал такую фразу: «Качаться — это только масса. Капоэйра — это здорово, это танцы...» Что ж, справедливое замечание.
теория: в основном — фильмы Дакаскоса, видеоигры.
какая-либо практика отсутствует.
17. Ушу
Глеб Музруков, который, как я понял, является главой Всероссийской Федерации ушу, вёл как-то с другим комментатором репортаж с чемпионата по этому виду боевых искусств. Было полезно посмотреть да послушать.
теория: читал, что попадалось в разных книгах по боевым искусствам.
практика: практиковал одно время комплекс из тай-цзи цюань, который был описан в книге Карамова.
Думаю, хватит.


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.