Креатуры первородного греха

Сотворив небо и землю, и населив ее живыми существами, Бог насадил на земле прекрасный сад Эдем и поместил туда первых людей Адама и Еву. Человек стал единственным в мире существом, соединившим в себе дух и материю. Он был сотворен последним, и поэтому считается венцом творения. Но был ли человек в Раю совершенен?

Каждый верующий человек понимает, что библейская история о первородном грехе — это больше, чем притча. От того, как мы понимаем и принимаем, осознаем в себе глубину первородного греха, зависит то, как выглядит наша религиозная жизнь, и что является сутью веры, которую мы исповедуем.

Наиболее популярной сегодня является неоплатоническая концепция грехопадения, ее придерживается большинство людей — как христиан, так и противников христианства. Эта концепция построена на схеме «падение — возвращение» и представлена в следующим образе: в Эдеме все было хорошо, но человеку вздумалось согрешить и произошла катастрофа. Вся дальнейшая история человечества — это попытка вернуть утерянный рай, что удается только через веру во Христа, который искупает наши грехи и возвращает в прежнее, «райское» состояние — это и есть «спасение». Христиан, принимая именно эту версию, признает тем самым, что человек в Раю был совершенен.

У одного из адептов современного «христианского учения» читаем: «Познание зла привело падших людей к животному совокуплению. Рождение детей обеспечило продолжение рода человеческого. Жизнь, вопреки стараниям человекоубийцы — диавола, стала приумножаться и в целом восторжествовала над смертью. Но сами люди уже не могли избавиться от «семени зла».

С того времени и праотцы (Адам и Ева), и их потомки, как «зачатые во грехе», были обречены на неизбежное старение. Не поторопились бы люди познать зло, им бы наверняка был дан иной, целомудренный способ зачатия святых бессмертных наследников. А так, из-за духовного разрыва с Богом человека — «венца творения», в начальном звене цепи распределения животворной благодати Духа Святого смерть вошла во все живые креатуры (создания) и поразила всю биологическую природу.

Сам человек, став смертным, повредился умом, что привело к изменению структуры его сознания. Принятие решений стало не столько умным, сколько самовольным; не по совести, а по желаниям или в порыве бушующих чувств. Согрешив отпадением от Бога, первые Люди передали семя греха своим детям (генетически). И если Адам и Ева никого не убивали, то их сын Каин уже убил брата своего Авеля. И так в каждом поколении люди начали наследовать не только первородный грех (причину старения и смерти), но и грехи родительские, и проклятие рода до четвертого и даже до седьмого колена».

Не будем выяснять, откуда нынешние «православные» авторы так осведомлены о Бессмертных креатурах и смерти, что «повредила всю биологическую природу». Главное, версия о бессмертии выдвигается не как фантастическая, а вполне возможная (при условии, если человек очиститься от греха). Мы имеем возможность наблюдать пропаганду эдакого "религиозного коммунизма", только планы очередного строительства Рая на земле состоят о том, что предполается неким образом остановить старение биологических клеток. Недалеко ушли от этого религиозного романтизма и опыты в современной генетике, разработки по клонированию. Однако, все эти изыскания отражают не приближение людей к святости, а как раз-таки и являются следствием «развращенности и поврежденности умом».

Однако существует и другая концепция, объясняющая грехопадение человека. Концепция эта восходит к древнейшим Святым, и она (как ни странно!) представляется более правдоподобной. Грехопадение человека было предусмотрено Богом, для того, чтобы открыть человеку Путь. Тем самым признается, что в Раю не было все уж так хорошо. Да, человек был безгрешен, но еще очень далек от совершенства — это была невинность несмышленого ребенка. Первородный грех не был вселенской катастрофой, а началом пути — человек «повзрослел» и научился сознательно выбирать добро и отвергать зло, пусть и на горьком опыте...

«Всемирная история есть всемирный суд Божий. Исторический процесс начался с момента избрания частью небесных сил пути самовозвеличивания. Этот процесс направлен в сторону от Бога, и критерием удаления от него является всё более низкое нравственное падение человека. Трагизм растет», — пишет А. Лосев в «Диалектике мифа». Далее, в «Дополнении к диалектике мифа» этот выдающийся русский философ выделяет основные этапы тварного бытия:

(ПЕРИОД I)
1. Первозданный Рай.
2. Грехопадение.

(ПЕРИОД II)
3. Жизнь во грехе.

(ПЕРИОД III)
4. Богочеловечество (включая его историю, т. е. Его приятие и неприятие).
5. Апокалипсис.

(ПЕРИОД IV)
6. Окончательный Рай, или Царство Небесное.
7. Ад.

Мы все, ныне живущие — находимся только во «втором периоде» Божественного замысла, по Лосеву. Рассуждая об этапах человеческого развития, религиозный философ отмечает: «Сравнивая их между собою, мы замечаем, что «жизнь во грехе» представляет для изложения совершенно специфический материал, резко отличный от прочих ступеней. Дело в том, что тут-то как раз и дана та распавшаяся и текучая мифология, которая обычно считается нормальным состоянием мира и человека. Все эти категории пространства, времени, причинности, вся наука с ее многочисленным категориальным аппаратом содержится именно здесь. Это — рабское подчинение данностям, рабское послушание греху. То, что высочайшим и истиннейшим знанием считается отвлеченная наука, есть результат величайшего разрушения бытия и плод коренного растления человеческого духа».

Однако Богу зачем-то необходимо падение человека и его земная история. Для Лосева смысл этого периода истории твари, (собственно всемирной истории) состоит в обретении тварью самосознания, в том, что человек обретает себя как личность, доходит до последних глубин своей личности. Только после этого он способен свободно соединиться с Богом и стать совершенным. Естественно, что совершенство и означает бессмертие.

Только опыт может дать человеку совершенство. Именно в этом и был замысел Бога. Человек должен по собственной воле соединиться со Христом, приход которого также был обусловлен замыслом Бога, а не тем, что «злодеяния человечества достигли критической массы», как любят выражаться многие христиане, придавая тем самым сверх важность человеческому эгоизму.

Первозданная «райская» сущность человека распалась, отдавая себя на волю иного, ибо без иного нельзя отличить себя от иного, то есть нельзя выразить себя для себя, понять себя. Окончательный Рай или Царство Небесное — это не тот Первозданный Рай, рисующийся нам в образе цветущего сада с обнаженными Адамом и Евой. Святые уже никогда не снимут с себя одежды.

Невозможно поверить, что Бог выпустил человека из Рая, словно птенцов, «погулять на свободе», потом испугался и в собственном бессилии послал на землю Своего Сына, чтобы Он «вернул человеку потерянный Рай». Разве Бог был бессилен? Но странно, как много «мужей» повторяют снова и снова этот детский лепет, извращая Божественный Замысел!

Христос говорит на кресте: «Боже мой, почто меня оставил?» А это было намерением Бога — довести человека до полного отпадения и оторванности его существа. Отпадения! Когда человек пройдет через это — наступает конец истории, для каждого человека в отдельности, как наступит конец истории и для человечества вообще.

Бог проводит человека через последний предел, через последнее отпадение, через полный мрак и ужас, потому как только дойдя до последних глубин, а значит и отпадения, человек способен осознать необходимость обратного движения — собирания себя в Боге. Только тогда он будет способен не отпадать, когда преодолеет это отпадение и увидит, что тьмы не существует, что все есть свет, что все есть Бог.

Только так человек познает Любовь.

Суть грехопадения заключается в том, чтобы дать человечеству свободу, с тем, чтобы человек принял Учение. Христос искупает наши грехи не просто так: Он указывает нам путь Истины и приглашает нас следовать за собою. В финале же этого пути — перспектива намного более возвышенная, чем Эдем.

Таким образом, Грехопадение человека можно рассматривать позитивно, если, конечно человек имеет мужество извлекать из своих ошибок правильные выводы. Вера, вместо непрерывного воздыхания о своих слабостях, становится увлекательным путешествием.

Путешествие это не только увлекательно, но и опасно. Что же? Истинное православие никогда не было «сюсюканьем младенцев», каким оно представляется многим. И здесь уместны слова Святителя Тихона (Задонского): «Истинные христиане в этом мире живут, как путники, странники и пришельцы; и всегда на Небесное отечество верой и душевными очами взирают и того достигнуть стремятся. Будь же и ты в мире этом странником и пришельцем, и непрестанно на отечество свое Небесное взирай, и таковое получить старайся. Жизнь наша в мире сем — не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку». («Духовные наставления»)

***

Bесь человеческий опыт, опыт истории — это, прежде всего, опыт человеческого греха. Но почему в современной традиции христианства принято называть семь «главных» грехов?

В Евангелии действительно есть нечто, что может служить источником определения «семи грехов». Например «семь бесов, изгнанных из Марии Магдалены» (Лк 8:2; Мк 16:9). Но уже в другом известном месте мы читаем о возвращении беса с «другими семью злыми духами», которые поселяются в человеке, после изгнания одного (Мф 12:45; Лк 11:26), хотя в этом случае — сумма этих бесов составляет восемь (может быть поэтому Эвагрий и Иоанн Лествичник говорят о восьми грехах?).

Перечисляя грехи, Иисус упоминает прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злобу, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство... (Мк 7:21-22; Мф 15:19-20) — двенадцать, а в других местах и более!

У Апостола Петра грехов мало: «... злоба, коварство, лицемерие, зависть, злословие ...» (1 Петр 2:1) — только пять. Зато Павел куда более щедр на определение человеческих несовершенств. Этот апостол называет прелюбодеяние, блуд, нечистоту, непотребство, идолослужение, волшебство, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5:19-21). Трижды семь.

Древние знания говорят о том, что традиция о семи грехах вовсе не христианская… Корни этой традиции уходят в гностическую астрологию, связанную с верой в планетарных богов (архонтов). Как известно, египетские жрецы знали только семь планет.

Получается, придавать большую серьезность «семерке» нас учит вовсе не Христос, а Гермес Трижды-Величайший. Как говорил этот великий Алхимик: «Великое Делание есть у вас и с вами, так что, находя его в себе, где оно находится постоянно, вы его имеете всегда...» (Гермес, «Семь глав»).

Именно в этом «Делании» и следует искать причину одного — главного — греха: того, что человек все еще не с Богом.


Рецензии
Статья интересная. Хотя понимание первородного греха, предлагаемой как альтернатива пониманию "биологическому" (оно конечно, тоже никуда не годится) вряд ли адеватно.

Александр Храмов   19.01.2007 19:48     Заявить о нарушении
ВРЕМЯ.

вот что адекватно, но эти рассуждения за гранью живущего во времени (в первородном грехе) разума.

С уважением,
(хотя я не соглашусь с вашими нападками на феномен православного юродства и старчества - речь о ваших публикациях).

Алесь Красавин   19.01.2007 22:10   Заявить о нарушении
Ну, время, конечно же, непосредственно связано со грехом (см. Соловьева и Бердяева) - а что касается отношения к старчеству и юродству: я имел уже длительные выяснения отношений (как раз вызванное этим текстом про "Остров", так что оно мне уже преизрядно надоело и я думаю можно найти другие темы для разговора.

Александр Храмов   20.01.2007 16:06   Заявить о нарушении