Учим новые слова и развиваем речь

Зверята кушают и спят

Разложите на полу карточки с изображениями разных животных.

Возьмите малыша за ручку и ходите с ним по комнате (или по всей квартире). Увидев карточку, возьмите её, назовите животное, изобразите, как оно говорит и двигается. Побуждайте малыша к совместным действиям! «Посмотри, кого мы встретили! Это кошка. Кошка мяукает мяу-мяу. А как кошка бегает? Давай побегаем как она!» Встаньте на четвереньки, побегайте и помяукайте. Помните, чтобы привлечь внимание малыша необходимо утрировать все Ваши действия. Не стесняйтесь, ведь Вы обучаете своего ребёнка! «Киска проголодалась. Она хочет кушать. Как киска пьет молочко? Ням-ням!» Изобразите, как киска наклоняется к миске, и “полакайте” молочко. Покажите малышу, как кошка потягивается и говорит: «Мур-мур!» «А теперь киса хочет спать. Как она спит? Бай-бай!» - изобразите спящую кошку, потом идите к другому животному.

Игра даёт возможность малышу больше узнать о животных и их повадках, развивает театральные способности, стимулирует к речи.




Настоящая кроватка

Вам понадобятся карточки с изображением мебели: стул, стол, шкаф, детская кроватка, диван, кресло и т.д.

Возьмите в руки одну карточку. Объясните малышу, что на ней изображено, вместе отнесите и положите (или приклейте на малярный скотч) карточку к соответствующей мебели в комнате. «Посмотри, на картинке детская кроватка! А где твоя кроватка? Давай приклеим к ней карточку! Вот как здорово: настоящая кроватка и на картинке кроватка». Другую карточку дайте малышу, пусть он сам найдёт нужный предмет в комнате. Если ребёнок замешкался, помогите ему, но карточку не забирайте, пусть он сам принесёт её и наклеит, это повысит его самооценку: «Где у нас диван? Побежали к нему!» - возьмите малыша за ручку и вместе подбегите к дивану: «Вот наш диван! Мы приклеим к нему карточку…» Постарайтесь, чтобы мебель, о которой идёт речь, находилась в поле зрения малыша.

Как вариант: можно искать соответствующую мебель по всей квартире.

Игра развивает внимательность, учит ребёнка сопоставлять картинку и предмет, знакомит с окружающей обстановкой.




Прыгалки по овощам

Разложите на полу карточки одной тематики с изображением овощей, животных, или игрушек, в зависимости от того, какие слова хотите потренировать.

Прыгайте (или бегайте) с малышом по карточкам, называя их! Если малыш еще маленький, возьмите его за ручку и бегайте вместе с ним, пусть ваши действия будут совместными: «Мы бежим на ананас!» - вместе с малышом встаньте на соответствующую картинку, дайте ребёнку возможность увидеть карточку, на которой он стоит. Ему хватит и нескольких секунд, чтобы у него в памяти отложилось изображение, не тяните долго, иначе малыш потеряет интерес. Позже разделяйте действия: «Мама прыгает на банан!» - прыгните на карточку и стойте на ней: «Саша, бежит на… арбуз!» - делайте небольшие паузы прежде, чем назвать ключевое слово, это привлечёт внимание ребёнка и поможет ему лучше сконцентрироваться на задании. Впоследствии, когда малыш будет хорошо ориентироваться в словах одной группы, карточки можно перемешивать с другими картинками.

Игра позволит малышу значительно пополнить свой словарный запас, кроме того, она развивает внимательность, зрительную память и координацию движения.




Где же хомячок?

Разложите пред малышом множество карточек картинками вверх.

Представьте, что вы ищите разных животных или какие-либо вещи и никак не можете их найти! Попросите малыша помочь Вам: «А где же хомяк? Куда же он пропал? Помоги мне, пожалуйста, найти хомячка! Вот он! Какой ты молодец, что нашёл его! Спасибо тебе, малыш!» Продолжайте искать остальные вещи.

Малышу очень понравится игра. Она даст ему возможность почувствовать себя маминым помощником, кроме того, игра развивает внимательность.




А у меня трактор!

Положите перед собой стопку разных карточек картинками вниз.

Достаньте одну карточку и скажите «У мамы яблоко!» - попросите малыша тоже взять картинку: «А у Эда – трактор!» По очереди переворачивайте картинки и называйте слова. Прежде, чем сказать ключевое слово, делайте паузу, побуждая малыша к речи.

Упражнение расширяет словарный запас, стимулирует и развивает речь.




Помидор здесь – помидора нет!

Возьмите несколько карточек (не больше 8), положите их стопкой картинками вниз.

Переверните одну карточку и скажите: «Помидор здесь!» - попросите малыша тоже достать карточку: «И стул здесь!» - когда все карточки лежат перед вами, переверните одну из них картинкой вниз и удивитесь: «О! Помидора нет!» - теперь очередь малыша перевернуть карточку. Побуждайте его проговаривать действия: «Свеклы нет!»

Задание развивает речь и формирует чувство языка.




Сказка с подсказкой

Прочитав ребёнку его любимую сказку или стихотворение, изобразите на маленьких карточках персонажей, которые участвовали в сказке. Например, из круга и подрисованных усов, глазок и ушек получится милая кошка. Рисуйте вместе с малышом, пусть он принимает участие в творчестве!

Теперь вы сможете вместе рассказывать сказки без книжек, используя нарисованных героев. Выкладывайте их перед малышом, по ходу их появления в сказке. Через некоторое время, показав ребёнку очередную карточку, сделайте небольшую паузу, стимулируя малыша самому произнести ключевое слово: «Вот снесла как-то курочка…» - и если ребёнок затрудняется ответить, дополните сами: «яичко!»

Вы будете не только стимулировать малыша к речи, но и заложите основы пересказа. Такие маленькие карточки можно брать с собой куда угодно: и на улицу, и в гости. Можно придумывать новые сказки с имеющимися у вас персонажами и инсценировать их!


Рецензии