Загадочная русская
Вот к примеру. Один мой знакомый, довольно таки порядочный человек решил обзавестись семьей. И девушку себе подобрал из хорошей семьи, не то что бы с манерами всякими, а хозяйственную. Сосватали его, свадебку оформили в лучшем виде и стали они жить как всякая порядочная семья. Хозяйство вести да о детишках подумывать. Житье им определили в избе где раньше их бабушка жила, а сама она перебралась к родителям жениха, это что бы стало быть не мешать молодым. Санька работал в колхозе трактористом, а уж про супругу его сказать мало, что могу, не знаю род ее занятий. Жили бы они так все сто лет в сытости в достатке. Да напасть случилась, колхоз их хиреть начал. А у них двое детишек уже к тому времени было, с работой туго, задержки длительные стали случатся по зарплате. А тут как на счастье свояк из города приехал в гости. Ну и как водится в лучших традициях банька, а после баньки как без застолья с самогоночкой, а там беседы задушевные и прочие обсуждения.
- Стало быть у тебя все хорошо
- Все Санек просто отлично, работаю в организации водителем, шефа вожу, дядька попался хороший. Времени свободного в достатке и машина всегда при тебе. Там если где какой авансик нужен, то без проблем.
- А сколько зарплата.
- Пятнадцать тысяч
- Ого…а у нас все в упадок, даже не знаю, что и делать. Работаешь, работаешь а денег не платят.
- Да бросал бы ты это дело к чертям собачачим.
- Бросить то не долго, а где работать, так хоть в колхозе лесом да сеном можно выбрать.
- И на кой тебе этот лес, что с ним потом то делать, каши из того леса детям не сваришь. Давай к нам в город, с работой я тебе пособлю, переговорю с шефом, может чего подскажет.
- Не знаю, страшновато, а жить где, с семьей как.
- Жить первое время можешь и у меня, там подберем и снимем жилье, а там и семью перевезешь.
- Ой даже и не знаю как быть, страшновато…ладно посмотрим.
- Смотри дело хозяйское.
Через пару дней родственник упылил в свое неописуемое городское благополучие оставив Александра в полном смятении чувств.
Колхоз продолжал свое падение в бездну кризиса, уже начали появляться на горизонте стервятники, беспорядочно кружа над колхозным имуществом в надежде поживится дармовщинкой.
- Может на самом деле в город податься
- И что там делать
- На работу устроюсь, ведь обещал помочь, а потом и вас перевезти как с жильем вопрос решится…ну как
- Ой не знаю, что и сказать, смотри сам
- Поеду, а не понравится вернутся не поздно
Уже через неделю после такого разговора Александр стоял на автовокзале городка куда он прибыл в поисках лучшей доли, обещанной свояком. Городок бы не большой и потому найти родственника не составило большого труда. Проживал он на окраине в покосившемся и прогнившем бараке.
- Оооо… Санек етит твою мать, а ты каким ветром?
Алексей, так звали свояка, был в изрядном подпитье, хотя праздников ни каких, либо других особых причин для этого не было. Будни на дворе, самый, что ни на есть разгар трудовой недели.
- Заходи родственничек, не стесняйся…Лида встречай гостя
Жилье из нутри было еще хуже чем снаружи. Свет еле пробивался через грязные задернутые шторы, запах в жилище стоял такой что даже запущенная форма насморка не спасала и тошнота подкатывала уже с порога.
Лида не сильно обрадовалась приезду Александра, смотрела настороженно. И то верно, чего можно хорошего ждать от сельской родни в городских условиях, ведь они что дети малые. Лезут куда не попадя, всем интересуются, гляди чего и натворят или в историю не хорошую попадут. Нет у них того городского иммунитета, что так необходим для спокойного проживания в поселениях подобного статуса.
- Ну чего стоишь проходи…да брось ты не разувайся, у нас еще не прибрано…Лида ну давай, что ли закуски какой сваргань, а я пока за чекушкой сгоняю.
- Может обойдемся
- Как так обойдемся… я что должен тебя на сухую встречать…нет так не пойдет
- Леш может хватит, уже третий день лопаешь
- Цыц баба… тебя я еще не спрашивал сколь мне и с кем лопать. Не кажной день родня в гости приезжает.
Накинув наспех какую то драную куртежку Алексей выбежал на улицу.
Александр сидел в полной растерянности, не понимая, что происходит. Где представительный и благополучный быт Алексея. Где довольные сытые домочадцы, где все то о чем он так рассказывал приезжая в деревню в гости.
- Лида а Алексей что в отпуске
- Каком отпуске
Горько усмехнувшись, ответила Лида и отвела глаза, что бы гость не увидел подкативших слез.
- Что бы в отпуск пойти надо где то работать, а он сам себе и работа и отпуск
- Как так, он же водителем при каком то начальнике…
- Какой там водитель…ты посмотри на него, кто его с такой рожей к машине то подпустит. А придумывать, это он горазд.
- Так а на что живете то
- Так на что…связался тут он с одними ухарями, вроде метал начали сдавать. Так что толку, все что получают то и пропивают. По началу вроде все нормально пошло и детей к школе одели и сами кое что прикупили, стали вроде как на жилье откладывать…он тогда к вам то и приезжал, а когда вернулся все кувырком и пошло. Поймали их на заводе, что то они там из оборудования сломали, просидели в милиции трое суток, вот сейчас ждем суда…ой не знаю что будет, и дружки его ни как не отстанут, считай каждый день водку лопают. В доме хоть шаром кати…
- А детвора где?
- В школе…пробовала я на работу устраиваться так без прописки даже продавцом в ларек не берут, а этот работать по нормальному не хочет. Тут на днях приезжали какие то крутые, сказали если ущерб не выплатит то мол башку оторвут. А откуда денег взять. А этот все харахорится.
Во дворе послышались голоса, громче всех было слышно Алексея
-Пошли пошли, у меня родственник с деревни приехал…не ваше дело, хочу и пью…да звоните, напугали…ага прямо сейчас. Николай да плюнь ты на них заходи.
Скрипнули половицы в коридоре, и на пороге появился Алексей в сопровождении незнакомца
- Лидка, встречай еще одного гостя…
-Ну и чего ты притащил его…опять, нажретесь как свиньи, ходи потом за вами
- Ты дуру не гоняй, садись Николай, знакомься, это Саня, Саня это Николай…Лид дай на стол чего загрызть.
- А чего я тебе дам, в доме нет ни чего
- Лид ты мне кровь не сворачивай, не порти мне мое хорошее настроение, ставь на стол чего есть
Минут через пять на столе появилась более чем скромная закуска. Какая то жареная рыба и салат из непонятных ингредиентов, с хлебом в доме была напряженка. Выставив сие разносолы на стол покрытый потрепанной и заляпанной скатертью Лида ушла в дальнюю комнату и долго потом не выходила.
- Ну вот, а то прямо стыдоба перед людьми, закусить в доме нечем…все есть…ну что по рюмашке что ли за встречу.
Чокнулись выпили, потом опять выпили. Водка бала вонючая и даже не менее ужасная закуска не могла перебить отвратительный запах напитка.
- Сань ну давай рассказывай как у вас там жизнь строится.
- Да как, ни как, колхоз развалился работы нет, так, то что по хозяйству имеешь тем и живем.
- Хреново…так ты к нам гости или по делу.
-Да так проведать приехал…посмотреть. Может с работой, что поискать.
- С работой проблем нет, это я тебе помогу.
- Куда ты там поможешь себе то помочь не можешь, не слушай его Саша…трепло
- Цыц баба, много бы ты понимала, меня на работу хоть завтра зовут…просто по условиям не сошлись, вот и все. Сейчас они думают
- Ну-ну…думают
- Сиди там и не вякай… а ты сам куда если что хотел бы устроится
- Да я не знаю, думал может ты, что подскажешь
- Подскажу, завтра сходим на автобазу, у меня там главный механик знакомый и переговорим. Ну а ты че Колек загрустил…наливай а то уйду.
Чокнулись выпили, потом опять выпили. За окном понемногу начало темнеть, закуска на столе давно уже закончилась чего не скажешь о водке. Хотя ее место давно уже занял самогон, до ужаса вонючий. В комнате стоял смрад из табачного дыма и других запахов неизвестного происхождения. Николай дремал на столе, подложив под голову руки. Алексей что-то невнятно бормотал о том как скоро и счастливо они заживут и что все вокруг дерьмо по его выражению, будут вспоминать как кошмарный сон. Лида ушла к соседке. Дверь в прихожей скрипнула и на пороге образовалось двое мальчишек, в которых Александр с трудом признал своих малолетних племянников.
-О здорово огрызки…эк…нагулялись
Настороженные взгляды детей скользнули по комнате
- А мама где?
- Мама? Шляется ваша мама где-то. Че у порога стоите хату студите. Поздоровайтесь с дядькой Сашей-то. Или не признали родню охлопки.
- Здраствуйте дядя Саша
- Привет ребята.
- Пап а мама где
- Да где-где…наверное у соседки
Старший из ребетишек, ему было лет двенадцать выскочил на улицу и минуты через две-три вернулся назад, следом зашла и Лида.
- Ну все хорош…пора и честь знать, слыш… Саша давай я тебе в зале постелю…а ты давай дружка выпроваживай…вон он уже и ног не чует
- Цыц дура…тебя не спросил…мы может еще будем сидеть.
- Леш может я спать уже пойду, а то завтра идти по работе
- Ты Санек не бзди, все устроим…я сейчас еще бутылочку соображу
- Куда тебе еще, еле на ногах паразит стоишь
- Я кому сказал не вякать…
Алексей встал из-за стола и шатаясь пошел на выход
- Вот паразит, опять до пол ночи чертей гонять будет…а вы что встали особого приглашения ждете, раздевайтесь и умываться.
- Мам а есть че поесть
- Есть, если отец все не слопал
Кирилл с Данькой быстро побросали веши в угол и гремя рукомойником стали смывать уличную грязь с рук и лица.
На ужин детям досталось немного жареной картошки и каких-то консервов. Александр сидел в углу и тупо смотрел по сторонам. До его сознания понемногу начала доходить суть происходящего. Он с ужасом начал понимать, что все о чем говорил ему Алексей по приезду в деревню, все чем он похвалялся, чистой воды вранье. Покошенный барак, затурканная в безнадеге жена, полуголодные и раздетые дети, неизвестно когда последний раз видевшие колбасу и сыр. И без просветное пьянство. Комок начинал подкатывать к горлу, Россея матушка, до чего ты довела своего мужика или он сам себя довел до такого безумства. Ведь не война же на дворе, на дворе-то двадцать первый век. Откуда же все это, люди милые. Откуда. Как понять все это, нет сил смотреть, не то что бы понимать. Александр смотрел на детей и не как не мог понять чего в них не хватает, нет чего-то что отличает их от взрослых. И только на утро, когда опять стоял на вокзале в ожидания автобуса, до своей деревни, его обожгла мысль. В глазах детей не было отражения детства, это были глаза людей взрослых и уже многое повидавших, и увиденное ими ни коим образом не вписывалось в то, что мы называем детскими воспоминаниями. Лишь изредка в них проскакивает огонек, наверное это случается тогда когда они вспоминают о маме, о теплой и чистой постели, о папе, о семейных праздниках. Когда они вспоминают все то что называется детством. Огонек как искорка вспыхивает и угасает.
Он так и не смог уснуть всю ночь, ворочаясь, проваливаясь в дремоту и опять вырываясь из нее. Очнувщись когда на дворе было уже светло, он встал наспех умылся и стал собиратся в обратный путь
- Саш а ты куда?
Спросила вошедшая Лида
- Да я наверное домой поеду…а Алексей где?
- А он вчерась как за бутылкой ушел, так и не было…да шляется где нибудь, если опять чего не натворил.
- А дети?
- Ребятишки-то, да умотали с ребятами гулять…им бы в школу, да паразиты портфели с учебниками один истрепал, другой говорит украли, а без учебников в школу не пускают, говорят что надо купить в замен новых, пока так вот и живем…ты там Саш дома пока не говори чего лишнего, даст Бог образуется…
- Не переживай…все нормально, может вам опять назад…в деревню, там все же по проще.
- Да я уж предлагала, так он ни в какую…может чайку в дорогу
- Спасибо, пойду я, не хочу опоздать.
- Ну с Богом.
- И тебе всего хорошего…Алексею скажи, что бы не обижался. Потом может если, что приеду. Ну пока
Эх люди человеки. Чего же вам не хватает-то и руки есть и голова вроде соображает, а все не как у людей. По обросли, что пни болотные мхом и сидите ни чего вокруг себя не видите, а ведь живете-то ровно как поросята в хлеву. Где сели там и на гадили. Да и Бог бы с вами то, детишек жалко, им то за что такая доля. Ведь живут они средь вас и считают, что нормально это. Нормально, что голодным спать можно лечь, нормально, что отец пьяница, мать неряха, нормально живя среди людей озираться на них, что бы какая скотина тебя не ударила и не пнула. Что же вы делаете, с чем же они пойдут в жизнь, что смогут сделать они доброго и хорошего, ведь не построят они дом, потому как не знают подобного примера от родителя своего, не воспитают они детей своих созидателями, потому как кроме разрухи не видели в жизни своей ни чего большего. Не будут чтить мать свою и отца, потому как не заложено в них уважение с детства. Редкий кто из них вырвется из этого порочного круга.
Из горьких размышлений Александра вырвал чей-то голос
- Дядь, а дядь…
Александр обернулся. Рядом с ним стоял мальчонка лет семи. В драной куртке и не по размеру ботинках. Весь чумазый. С затравленным взглядом как у собачонки.
- Дядь, а дядь дай на хлебушек.
- Кирилл…а, ты…
- Я…мы…а вы домой?
К горлу опять подкатил комок. Комок, такой величины, что вырвись он, им можно было бы придавить все человечество. Слезы, да разве можно стеснятся их, слез, разве можно ими смыть позор за то, что в мирное время есть голодные и бездомные дети. Сердце разрывается, да пусть разорвется от стыда. Что же вы люди творите, где вы люди, остались ли вы вообще. И как вас после этого людьми то назвать.
Пошарив в кармане, Александр достал две сторублевки и отдал Кириллу. Тот схватил и метнулся в толпу. Слезы застилали глаза. Мимо проплывали размытые силуэты мало чем похожие на людей, на людей среди которых когда то сам вырос Александр, людей память о которых еще свежа в его памяти.
Свидетельство о публикации №207011500082
Самое страшное в этом - безразличие людей к происходящему. Все стараются отгородиться от этой проблемы, лишь единицы стремятся улучшить ситуацию.
Эту тему необходимо затрагивать! Спасибо!
Лирик М 21.01.2007 16:15 Заявить о нарушении