О пользе самоволки

ЧАСТЬ 1. КАРАУЛ В ГОРАХ
Километрах в 15-20-ти от военного городка, в седловине гор Копет-Дага, располагались военные склады местного гарнизона. По слухам было там взрывчатки столько, что вполне хватило достать до города, случись ненароком врыв. Кроме того, по воинской части ходили упорные слухи, что лет пять тому назад на склады было совершено нападение басмачей, которые вырезали весь караул. Послали туда на охрану молодых солдатиков, только-только с гражданки, неоперившихся юнцов. Естественно, последних перед заступлением в течение дня «напахали» так, что те буквально валились с ног. Конечно, в ночь их всех сморило, а уставший солдат в армии засыпает даже стоя.
В моем понимании, согласно всем советским фильмам о становлении советской власти в Средней Азии всех басмачей уничтожили еще в гражданскую войну в двадцатых годах прошлого века. С удивлением узнал я в начале семидесятых, что бандиты эти (или идейные борцы с неверными, как они себя называли) все еще благополучно здравствуют и доставляют властям, подчас довольно существенные хлопоты.
Так вот, откусив колючую проволоку, что окружала складские постройки, эти ребятки, обезвредив предварительно двух бодрствующих на постах караульных, проникли в караульное помещение. Дальнейшее было делом техники. Вынув из оставленных рядом автоматов Калашникова шомпола, вставляли их одним концом в уши спавших и сильно ударяли сверху по тупому концу… Мгновенная и страшная смерть.

ЧАСТЬ 2. БАСМАЧЕСКИЙ КОЛОДЕЦ
В километре от военного городка начинались предгорья Копет-Дага. В выходные дни старослужащие частенько уходили туда в самоволку. В основном, для фотографирования в дембельский альбом. Многие были призваны из средней полосы России и натуральных гор никогда не выдели. А здесь такая возможность.
Как-то, в одну из самоволок, вволю нафотографировавшись и нагулявшись в горах, мы присели отдохнуть на состоящий из отдельных крупных булыжников небольшой холм у входа в ущелье. Был он несколько необычен правильностью своих форм, но тогда, уставшие, мы не обратили на это никакого внимания. Каждый облюбовал себе по большому камню, на которых разместилась на отдых вся наша группа из пяти человек. Лишь одному из нас, Николаю из Рязани не понравились каменные импровизированные «стулья» и он решил расположиться с комфортом, соорудив из подручного природного материала какое-то подобие кресла. Для этого он решил стащить с холма вниз несколько камней, попросив нас помочь. Естественно, все устали и отказались, тем более, что задерживаться долго не имело смысла, дабы не опоздать на ужин. Пробурчав себе под нос какое-то ругательство, наш любитель комфорта взобрался на холм и стал сбрасывать оттуда камни. Остальные молча наблюдали из-под армейских панам, снисходительно посмеиваясь. Зачем было тратить столько сил в сильную жару на бессмысленное занятие?
Неожиданно под камнями на солнце сверкнул металл. Это показалось нашему Сизифу интересным и он позвал посмотреть нас. Заинтересовавшись, мы все вместе разбросали булыжники. Нашему взору предстал металлический конус с дверью и висячим замком на ней. Сбив замок скальными обломками, мы окрыли дверь и заглянули внутрь. Вертикально вниз уходил колодец, глубиной метров двадцать. На дне его тускло отсвечивала маслянистым черным цветом вода. Но зачем прятать колодец? Непонятно.
Решили обследовать открытое нами сооружение. Двое молодых солдат сбегали в часть и вернулись с веревками, палками и соляркой. Обмотав палки портянками и намочив концы их в солярке, мы приготовили факелы. Спустились вниз, вдвоем с Николаем.
Нашему взору открылись два туннеля, один в сторону гор с небольшим арыком посередине, по которому вода поступала в колодец, другой вел в сторону города. Мы зажгли факелы и отправились по проходу высотой около метра семидесяти сантиметров. Во мне метр семьдесят восемь, поэтому идти пришлось несколько наклонившись. Туннель имел ухоженный вид, то тут, то там попадались оставленные саперные лопаты.
Туннель все не кончался, становилось страшновато, однако зуд любопытства гнал нас вперед. Наконец, метров через триста по нашим подсчетам, мы вышли в довольно просторный грот, пещерную залу, высотой метра три-четыре и метров пятнадцать диаметром. Из противоположной каменной стены сочился родник, наполнявший небольшое озерцо-лужицу и вытекающий затем из него по исчезающему в туннеле арыку. Видимо мы уткнулись в основание горы.
По обеим сторонам озерца стояли какие-то ящики. Вскрыв один из них, мы обомлели. В ящиках аккуратно были уложены… боевые гранаты.
Не сговариваясь, мы кинулись обратно, выбрались из колодца и бегом в расположение части.
На следующее утро рассказали о находке нашему командиру взвода, старлею. Через несколько часов вызвали нас к военным дознавателям из гарнизона. Таиться не стали, рассказали все, как было. Думали, накажут нас за самоволку. Но прошел день, другой, неделя, все оставалось на своих местах. Начали успокаиваться, как вдруг, на утреннем полковом разводе комполка командует: «Сержанты такие-то, выйти из строя!» и называет наши с Николаем фамилии. Ну, думаю, кранты. Прямо отсюда и на губу, то есть на гауптвахту отправят. Понурили было головы перед строем, а командир объявляет: «За отличное исполнение воинского долга объявить в качестве поощрения обоим отпуск на родину десять дней».
Мы только выдохнуть смогли: «Служим Советскому Союзу!».

Как потом оказалось, мы обнаружили похищенные пять лет назад при нападении басмачей на воинские склады в горах, гранаты. Так слухи нашли свое подтверждение, а самоволка оказалась не преступлением.


Рецензии
Действительно: победителей не судят, как гласит пословица!

Анатолий Бешенцев   15.01.2011 20:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий.
С теплом,

Игорь Панфилов   16.01.2011 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.