Рецензия Белый олеандр

Фильм, в котором бушуют нешуточные женские страсти и forever... - торжество феминизма.

Коллажи, которые мы рисуем – есть суть нашей жизни. Шесть непростых лет жизни главной героини юной Астрид Магнуссен отражены в ряде открытых чемоданов, нутро которых представляет собой коллаж с ней происходивших событий. С этого начинается фильм «Белый олеандр». Продолжение же весьма интригует.

Лента английского режиссера Питера Космински – рефлекторно сложная психологическая мелодрама, смотрящаяся на одном дыхании. В фильме нет затянутых сцен, динамичный видеоряд мгновенно переключает внимание зрителя на неслучайные эпизод или картинку, не позволяя самостоятельно развивать и додумывать сюжет.
К восторгу феминисток (впрочем, не только) все мужские роли вынесены на второй план, и являются, всего лишь фоном для блистательной игры Элисон Ломан (Астрид) и Мишель Пфайффер (ее мать Ингрид)
В числе других актеров – Рене Зеллвегер (Дневник Бриджит Джонс», «Чикаго»), Робин Райт Пенн («Форрест Гамп», «Она прекрасна»), а также Билли Коннолли, Патрик Фьюджит, Коул Хаузер, Ноэ Уайл.

Итак, фильм... Беспечная и счастливая калифорнийская жизнь 12-летней девочки Астрид и ее очаровательной матери Ингрид, однажды разбивается вдребезги из-за появления в их жизни загадочного художника Барри Колкера. При этом сам роман его и матери героини только обозначен несколькими мимолетными сценами и заканчивается он, едва начавшись, изменой ветреного художника. Скоро выясняется, что зря он это сделал. Творческая натура Ингрид не терпит полутонов, и разрешить любовный треугольник с невыясненным третьим углом, талантливая художница решает, окрасив его в белый цвет олеандра, сок которого со свежесрезанных веток чрезвычайно ядовит.
С этого момента идиллическая пастораль жизни героини и ее матери окончательно перечеркнута. Месть Ингрид начинается с уничтожения файлов, содержащих многолетнюю работу Барри, что вызывает его необузданный гнев и попытку ворваться с ножом в руке в их дом. Заканчивается же его отравлением. Самой сцены убийства в фильме нет, - есть стоящие в стакане молока или молочного коктейля срезанные ветки белого олеандра, за которыми героине и ее матери пришлось ехать аж в Мексику. Те из зрителей, кто интересуются тонкостями технологии умерщвления, из этого эпизода полезного почерпнут немного. Однако этого и не надо, ибо на самом деле это фильм о неконтролируемом вторжении внешнего мира в неокрепшую подростковую психику.
Таким образом, интрига-любовь матери перерастает в ее интригу-месть и в полную интригу дальнейшей жизни 12-летней девочки. Изменник повержен, мать приговаривается к 35-летнему заключению особо строго режима и с этого момента девочку плотно опекает жестокость, насилие и даже смерть.
С этого момента для нее уже нет места значению правильных слов там, где властвует первобытная суть вещей. Именно так.
Астрид попадает под опеку в незнакомую и не вполне благополучную семью, где хватает своих проблем. Намечается ее роман с плотником – сожителем опекунши. Из мимолетных сцен сложно сделать вывод, насколько «успешно» выступила 12-летняя девочка в роли Лолиты - их неуловимая фиксация либидо, весьма пластичное секс-влечение друг к другу было малозаметно и аморфно. Тем не менее, из-за ревности опекунши она получает пулю в плечо. Бросив раненную девочку истекать кровью, плотник с опекуншей скрываются в неизвестном направлении.
Затем художественно одаренная Астрид оказывается в спецшколе для неблагополучных детей, условия жизни в которых напоминают, скорее, зону. Здесь ей также предстоит постоять за себя. Ее следующая по счету опекунша Клэр (Рене Зеллвегер), с которой Астрид очень близко сходится, из-за проблем в личной жизни кончает жизнь самоубийством. Вследствие чего героиню опять ждет спецшкола и потом еще одна опекунша.
Внешние факторы фактически играют Астрид в пинг-понг, и при этом имеет место ее неудачная попытка приобщиться к Богу. Во главе же дикой охоты на любовь и душу ребенка оказывается родная мать, которая не желает уступать ее даже добродетельным внешним факторам. Ингрид упорно занята бичеванием морали, пытается замкнуть видение мира дочери исключительно на себя - агрессивно феминистический подход, которому в итоге не суждено сломать девочку. Вообще, нравственным нацизмом в фильме пронизано абсолютно все, исходящее от матери. Ведь не оставление другому шанса на выбор и есть нацизм.
В итоге внутренний мир девочки пронизан одиночеством, но прессингуемая судьбой со всех сторон она все же не оказалась мечущейся куропаткой в лапах плотоядно хохочущего филина. А благодаря своим интеллектуальным и художественным способностям, в конце концов, обретает не только свое место в жизни, но и любовь.

В фильме вполне достаточно динамичных временных и пространственных срезов. Весьма показателен синтез двух сцен, когда поездка в автомобиле с чиновницей из службы опеки мысленно перемещает во времени героиню в автомобиль с матерью в тот момент, когда та планировала убийство Барри. Из фоновых событий присутствует скандинавски светлые волосы двух главных героинь, особенно контрастно смотрящихся в сценах с присутствием темноволосых тюремных охранников. А также наблюдение чертящих небо метеорных потоков, серый тюремный двор, белая комната в доме патронатной семьи, пробежка по серо-белому пляжу. Последним же испытанием для героини должно стать ее лжесвидетельствование в суде в пользу матери, однако мать не принимает эту жертву и остается отбывать свой срок.
Из игры актеров особо хочется отметить работу Элисон Ломан («Где скрывается правда», «Крупная рыба», последняя лента - «Подруга для Дель Торо»). В «Белом олеандре» она - мультидиапазонная актриса, достоверно играющая, как наивную девочку 12 лет, так и 18-летнюю стилизацию бестии в юбке. Причем, иллюзия изменения возраста абсолютно полная. Однако во всех ситуациях ее образ чрезвычайно трогателен и симпатичен.
При этом основная идея фильма, на мой взгляд, это не морализаторство, а именно феминизация. Мужчины в ее, совсем юной жизни, оказываются или совратителями, или просто негодяями, или же, в лучшем случае, слабыми союзниками.
Да, в фильме имеется небольшой поиск применимости внешней морали, и есть поиск самой себя. При этом ряд кинокритиков совершенно напрасно соотнесли его к разряду мыльных опер. В отличие от данного жанра в «БО» видеоряд намного динамичней, более концентрированный во времени психологический экшн. В итоге получаем добротную, сюжетно незатасканную голливудщину, которая не слабо вставляет не только в голову, но и в сердце.

К лицензионному DVD с фильмом всего одно, но существенное замечание. Странно, что первую обложку украсили кроме Мишель Пфайффер, лишь имена Рене Зеллвегер и Робин Райт Пенн, хотя «БО» - это чистое соло Элисон Ломан.

Справедливости ради надо сказать и о самом романе Джанет Фитч. (Janet Fitch, “White Oleander”. Little, Brown and Company, 1994г.), который стал одним из лучших образцов современной женской литературы. Причем произведением мелодраматичным, нетривиальным и продвинутым в психологическом плане. Эта книга явилась для писательницы дебютом, и достаточно продолжительное время она возглавляла чарты продаж книжных интернет-магазинов. Достаточно сказать, что она разошлась тиражом в 1,5 миллиона экземпляров.
Критики почти безоговорочно признали «Белый олеандр» элегантной и остроумной прозой, а писательницу прекрасным стилистом. Один из фрагментов романа был включен в сборник «Лучшие американские рассказы 1994 года». В итоге, в общем-то, не сентиментальный «Белый олеандр» стал одним из лучших романов года. Как признание несомненных достоинств «Белого олеандра» стало включение его в список «рекомендуемой литературы» книжного клуба Опры Уинфри.

И несколько слов о режиссере Питере Космински.
По сведениям ВВС, еще в декабре 4 канал британского телевидения заказал студии «Daybreak Pictures» художественную телеэкранизацию истории неразгаданного отравления Александра Литвиненко. Режиссером и автором сценария выбран Питер Космински («Воины», «Проект»). Надо напомнить, что он также является автором фильма «Ревизор» о самоубийстве советника по вооружениям Минобороны Великобритании Дэвида Келли в 2003 году. За эту картину режиссер получил две престижные награды Британской академии кино- и телеискусства. А с учетом зрительского успеха «Белого олеандра», вполне понятно, что именно Космински обладает уникальным видением экранизации подобных сложных и резонансных тем.


Рецензии