К вопросу о критике Артека О. Целебровского. Серия 3. Подчасть 2

 Эпограф тот же.

Итак, продолжим. А что такое есть разнарядка? Это есть возможность принять в элитный пионерский лагерь определенное количество самых-самых лучших в хорошем смысле этого слова. А чем определяется эта самая возможность? Рассудите сами: если за все время существования Всесоюзного пионерского лагеря "Артек" с 1925 года до момента написания откровений "от Целебровского" в газету (примем упрощенно этот период продолжительностью в 75 лет), на лечении, отдыхе, учебе в лагере побывало примерно около 1 миллиона детей, а в 1972-м целебровско-артековском году в СССР насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн. пионеров, то, опять же упрощенно, дав при этом фору Целебровскому и его единомышленникам, математически, без идеологической подоплеки, получим результат: 1 000 000 : 75 = 13333 человека в 1972 году мог принять "Артек" из, напомним, 23 млн. потенциальных желающих. Какова вероятность была для любого советского пионера в том памятном для некоторых году иметь счастье посетить "Артек"? Опять нам на помощь приходит, правда, уже высшая математика и начала анализа: 13333 : 23 000 000 = 0.0006! Вероятность практически равна нулю - вот в чем заключается магия числа: в том, что оно, в отличие от красивых слов, обладает авторитетом точности и беспристрастности! И вот ведь какое счастье привалило нашему активисту - нулю то нулю, да есть еще 6 (шестерка) после 3-х ноликов за запятой - это и называется "разнарядкой". Нельзя объять необъятное, или прыгнуть выше головы, или, имея желание купить корову, не иметь при этом возможности! Или опять это для кого-то остается загадкой? (Примечание от Л. С.: если для некоторых авторов или читателей используемая "ласалевская" методика подсчета "разнарядок" покажется не совсем верной, то для таких сомневающихся мы готовы пойти на компромисс, применив так называемый коэффициент запаса прочности Кпр = 2. В сущности это означает увеличение уровня вероятности с 0.0006 ровно в два раза до 0.0012! Практически ноль умножь хоть в десять раз - он останется практически нулем!)

Кстати, о загадках. Конкретно насчет того, что "до сих пор является загадкой" для некоторых из бывших правофланговых. Здесь придется привести цитату от Целебровского дословно, чтобы кто-нибудь из здравомыслящих читателей не объявил бы критика в искажении исторической действительности, и не без основания. А цитата такая, прошу внимания: "повязали мне на шею красный платочек, назвав его почему-то (!) галстуком". Почему-то? Опять вводное слово со смыслом непонимания не то что происходящего, а непонимание самого смысла одного чуть ли не самого распространенного слова не только из пионерской атрибутики, но и среди представителей такой публики как: начиная с американских ковбоев и заканчивая различными депутатами и многочисленными президентами и генсеками. Соображения от постороннего: если в школе, можно допустить, кто-то не знал или сомневался, почему красный платок называли галстуком, то уж через тридцать лет можно было бы набраться житейского ума или прочитать в первом попавшемся словаре, что слово ГАЛСТУК означает именно шейный платок, полоска ткани, платок или лента, охватывающая шею под воротничком рубашки, блузы и т.п. и завязываемая спереди узлом или бантом. Какая живописная картинка может нарисоваться в сознании людей с богатым воображением после прочтения слов-определений, поясняющих этимологию слова галстук: старшие товарищи повязывают на шею четвероклассника Целебровского красный платок! Отсюда мораль: надо было доверять в свое время старшим товарищам, прислушиваться к ним, чтобы не выглядеть потом в образе фонвизинского Митрофанушки наших дней.

А вот еще один ребус, кроссворд от Целебровского: - "Что нужно было сделать, и кем нужно было быть, чтобы получить путевку в "Артек" бесплатно, до сих пор для меня остается загадкой". Опять загадка! И опять на нее вопрошаемый якобы не нашел разумного ответа. Мы в данном случае совсем не обязаны верить словам рассказчика, задающего такие интересные вопросы и не находящего на них толкования потому, что, если cогласившись с искренним отсутствием объяснения у самого нашего артековца, тогда можно смело назвать искренним враньем все то, что он наговорил в дальнейших главах в своих откровениях об пионере Берлике, посетившим Артек, со слов самого автора, именно бесплатно!

А такие глубокомысленные размышления "отъявленного" пионера о традиционных явлениях, как-будто бы присущих только Советскому государству! Это и отряды, и форма, и песни, и лагеря. В этих размышлениях поражает не столько определенная авторская направленность ума, сколько его бедность, полная неспособность к аналогиям и ассоциациям - ведь во всем мире были и до сих пор есть подобные вещи. Можно подумать, поверив Целебровскому, что в других государствах, отличных от советского типа устройства, не существовало таких вышеназванных явлений. Не поленимся и откроем, к примеру, английский словарь как словарь наиболее распространенного языка в мире. И что же мы там находим! Находим и отряд (detachment), находим и форму (uniform), а также и лагерь (camp). А если все это есть, то должна же быть и песня, как же без песни! И точно, есть и песня - song! Мы уже и не листаем словари немецкие - одни только словосочетания без использования словарей говорят сами за себя для памяти советских людей и народов Европы и мира: " лагеря смерти", "немецкие марши", "отряды СС", "нацистская форма"… Даже в 5-миллионной Финляндии и то встречаем в финском языке muoto, laulu, leiri, joukko (форма, песня, лагерь, отряд). А раз есть слово - значит, существует и явление, выражаемое этим словом. В мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. Это же общеизвестные реальности в любой мало-мальски уважающей себя стране, мыслитель О. Целебровский, а не только присущие Советскому Союзу.

 И чем дальше в дремучий лес, выращенный автором исходного текста "Артека", тем больше наломано им же самим дров в этом лесу. Создается такое впечатление, что уже состоявшийся инженер, писатель, журналист еще со школьной скамьи, будучи и отличником, и активистом - общественником, не понимает смысла произнесенного слова: он употребляет словечко "отъявленный" в сочетании со словом "пионер". Называя себя "отъявленным пионером", не соображая, что есть слова, которые просто недопустимо ставить рядом, в данном случае он и себя самого ставит в неловкое положение. Как утверждают лингвисты, прилагательное "отъявленный" означает известность своими крайне отрицательными качествами, проявляющий эти самые качества. Отъявленным может быть только, например, плут, или мошенник, или негодяй...

 И вот тут становится понятным, почему Л. Толстой, небезызвестный "непротивленец злу насилием", и тот не сдерживал эмоции и выражал свое отношение к таким невежественным проявлениям со стороны некоторых создателей словесных художественных образов, писателей, к их языку повествования, - и тот негодовал в связи с этим так, как это приведено в виде эпиграфа вначале этой, третьей по счету серии, увы, уже подошедшей к концу. Но продолжение следует… и впереди нас ждут такие интересные вещи.

Конец серии N 3.


Рецензии