В Троицк и обратно. Крюйс. Глава 18

ГЛАВА 18 "В ТРОИЦК И ОБРАТНО. 1710 г." из книги В.Таирова "Крюйс" (остальные главы - см. на авт. стр. "Валерий Таиров")

 В феврале 1710 года Пётр приказал Апраксину начать наступление на Выборг, так как поражения не заставили шведского короля склониться к миру, а на предложение Петра – уступить России Выборг и Ревель и сохранить за ней Ингрию с Петербургом – Карл 12 не согласился. На Котлине зимой русским войскам удалось собрать корпус из тринадцати тысяч человек с 24 пушками и 4 мортирами. Перед началом наступления Апраксин проинструктировал Крюйса: вывести в Финский залив и отправить галерную флотилию Боциса в шхеры к финляндским берегам, а затем идти самому в море, выставив дозоры - лишь после возвращения Боциса. Корпус Апраксина двинулся к Выборгу по льду 15 марта, а 23 – осадил Выборг. Однако войска не имели осадной артиллерии, а её можно было под Выборг доставить только морем. Пётр, как шаутбенахт, получил от Апраксина разрешение командовать малыми бригантинами и судами. Флаг Пётр Михайлов держал на шняве «Мункер» и в условиях сплошного льда сопровождал галеры и транспортные суда с оружием и продуктами к войскам, осаждавшим Выборг.

9 мая Пётр сообщил Крюйсу о приходе судов в Выборг:
 «Господин вице-адмирал.
 Вчерашнего дни к вечеру пришёл я со всеми при мне бывшими судами к нашим батареям (которые по обе стороны фарватера) и ради тихости ветра и позняго времени стал на якорь. А о протчих привёз репорт капитан-поручик Пискорский, что галеры и брегантины, и провиантские суда, слава Богу в целости, и только пропала 5 или 4 судна провиантских, однакож хлеб не весь пропал, но выгружен в иные судны… ежели возможно, чтоб с вашего и симсонова кораблей (* с «Олифанта», Андриан Симсон – капитан, прим. авт.) железных пушек шесть или восемь сюды на батареи для фарватера учинённые прислать… Також прошу, дабы о неприятельских кораблях (ежели будут) нам быть известным…»
 с шнявы «Лизетки» от Выборга
 в 9 день мая 1710 Piter»

 Через день Крюйс получил ещё одно письмо о присылке к Выборгу артиллерии, прибывшей с капитан-поручиком Кузиным морем из Нарвы: «…велите ему с тою артиллериею ехать сюда, не мешкав (ибо та артиллерия здесь зело нужна), придав ему канвоер в вид Берёзовых островов…»

 Вице-адмирал продолжал трудиться и над военными инструкциями и артикулами, которые были им начаты ещё несколько лет назад. И вот этот прообраз «Морского устава» был издан в апреле 1710 года, причём окончательную правку делал сам Пётр 1. Была утверждена и присяга: «Божею милостию Петру Первому, царю России и пр., пр. обещаем и присягаем мы верными быть и Его Царского Величества указы, и под властью Его Величества, генералов, адмиралов, адмиральских советников, вице-адмиралов, контр-адмиралов, комендантов, капитанов и иных глав, высокопомянутого Его Величества над нами поставляемых, указы и приказы почитать и послушно и верно исполнять, как честным и добрым людям надлежит, и в прочем поступать по артикулам и учреждениям, для нашей службы сочинённым или впредь сочиняемым. В чём да поможет нам Господь Бог Всемогущий».

 Царь посылал Крюйсу одно письмо за другим: 20 мая о посылке прапорщика Манукова к Берёзовым островам для разведки о наличии шведских кораблей, а 22 мая – о присылке в Санкт-Петербург трёх человек, бывших в плену у шведов, и о получении данных о шведском транспорте, посланном генералу Либекеру, от шведских матросов:
 «Господин вице-адмирал!
 Сего дня получил я письмо от господина адмирала, в котором он пишет, что шхута (* -парусное транспортное судно, прим. авт.) неприятельская пришла к Выборху, и привезли наших офицеров и салдат на размену, которую послали к вам. И когда оная к вам прибудет, изволь из оных, в неволе бывших, человека три, кои поумнее, прислать сюды. Также шведских матросов вели, потчиваючи, гораза потпоить порознь и меду других слов о транспорте из Стеколма (*- из Стокгольма, прим. авт.) к Либикеру спросить и выведать из них сколько возможно.
 Из Санктпитербурха
 в 22 день майя 1710 Piter»

В конце мая Пётр пишет Крюйсу о необходимости организации суда над капитан-поручиком Крузом Даниэлем, который был 21 мая послан из Выборга в Санкт-Петербург с отрядом провиантских судов, но наткнулся на неприятеля у Берёзовых островов, бросил корабль и бежал на шлюпке в Выборг: «…что же пишете, что капитан-поручик, который галиот потерял, будто он, не ведаючи, в шведский флот вьехал и первой адмиралу о том ведомость принёс, и то неправда, ибо те, которые ис Швеции приехали, сказывают, что они о том перво адмиралу донесли… О капитан-поручике Крузе и протчих, которыя потеряли три судна с людьми без всякой причины, извольте розыскать накрепко (ибо он то учинил своею глупостью и к неприятелю сам в руки въехал, от чего людей и суды потерял). А ежели, сии лехко будут сужены, то добрым офицерам нельзя будет служить в нашем флоте, также и впредь будет повадка таким, что и больше того будет терять… Piter»

 В конце мая Крюйс прибыл в Петербург по приказанию Петра для решения вопроса об отдаче салютов между русскими и датскими флотами и предложений Юля Юста, датского вице-адмирала и посланника при русском дворе, прибывшего в Россию по заданию короля Фредерика Четвёртого.
 
 14 июня Пётр поздравил Крюйса и весь флот со сдачей шведами Выборга:
 « Господин вице-адмирал!
 Объявляю Вам, что комендант выборгский по изготовлении бреши, не дожидая штурма (* крепости – прим авт.), вчерашненго числа на окорд здался. И того же время наших два баталиона с сей стороны и несколько рот от генерала-маеора Берголца (* - Вильгельм Беркгольц – генерал-майор) на бреши поставлены. А сею дня наш полк будет караулы у шведов всего города принимать. Итако, через взятие сего города, Санкт-Питербурху конечное безопасение получено.
 С тем Вам и всем на флоте обретающимся поздравляю. И прошу сие объявить всем. А что взято артиллерии и амуниции, и протчиво, о том впредь дадим знать.
 Из Выборха в 14 день
 июня 1710. Piter»

 В 1710 году началось строительство шняв в Новой Ладоге, когда Фёдор Салтыков, корабельный подмастерье, получил от Петра 1 чертёж 18-ти пушечной шнявы. Позже шнявы «Диана» и «Наталия» достраивал корабельный подмастерье Г.А.Меньшиков. Длина их достигала 94 футов, а ширина – 25 футов. Крюйс считал, что эти двухмачтовые шнявы лучше переделать в трёхмачтовые фрегаты. С согласия царя одна из шняв была переделана во фрегат с тремя мачтами. А Фёдор Салтыков получил от государя секретную задачу – закупить у судовладельцев за рубежом многопушечные корабли, а затем обеспечить их переход в Россию. В итоге Салтыкову удалось закупить пятнадцать 50-ти пушечных кораблей и пять 32-х пушечных фрегатов. Все закупленные суда доставлялись нанятыми Салтыковым экипажами, для маскировки поднимая иностранные флаги. Потери были на переходе минимальны: каперским судам удалось захватить лишь один корабль и один фрегат.




Продолжение - глава 19 -http://www.proza.ru/2006/11/16-28










 
 


Рецензии
Множество приключений было у Крюйса, и все - интересные.
Хорошо, Валерий.
Добра и успехов.
С теплом

Илана Арад   28.10.2008 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв - рад, что Вам понравилось!

Удачи Вам и успехов!)))

Валерий Таиров   02.05.2022 12:36   Заявить о нарушении