Татарочка из деревни

Она родилась в небольшом поселке, который преимущественно населяли русские, если так можно сказать. Она родилась в семье татар. Мать с малолетства учила дочь родному языку. В детский сад ее отдали в возрасте четырех лет, когда ребенок уже знал родной язык. Ее звали Гульназ.

В детском саду девочка поняла, что отличается от других детей. У всех ребятишек были такие простые и замечательные имена – Лена, Света, Таня. У нее же было какое-то непонятное имя, которое отличалось. С таким именем никого в детском саду больше не было. Она стеснялась своего имени.

В школе она ненавидела свое имя. Каждый раз, когда учитель на уроках делал перекличку и называл ее фамилию и имя, у девочки все съеживалось внутри от стеснения за свое имя, ей хотелось, чтобы ее назвали быстро, так чтобы никто не услышал этого.

Однажды на уроке английского языка проходили тему «Семья». Требовалось называть имена и отчества своих родителей. Это было для Гульназ невыразимой мукой. Девочка со страхом ждала, когда очередь дойдет до нее. Она знала, что отчество ее матери вызовет насмешки.

Галина. Имя матери можно было называть на русский манер. С отчеством такой номер не проходил. Анасовна. Будут издеваться. Так и случилось. Как только она произнесла имя и отчество матери, с разных уголков класса стали раздаваться смешки, больно ранившие сердце ребенка. Мама была для нее самым любимым на свете человеком. Сейчас над мамой смеются. Смеются над ее отчеством. «Ананасовна! Ананасовна!» - раздается с задних парт. В горле ком. К глазам девочки подкатывают слезы. Она напрягается, чтобы не разрыдаться. Сдерживает дыхание. Смотрит вниз.

Учитель понимает ситуацию, старается взять происходящее в свои руки:
- Очень красивое отчество. Редкое. И ничего смешного в нем нет.

На перемене продолжают обсуждать отчество мамы Гульназ. Смеются. Девочка уходит в сторону. Ей не хочется общаться со сверстниками. Они жестоки. Они злые. Все они русские. Она одна татарка – белая ворона в стае черных. Они – большинство.

Когда на уроке истории начали проходить тему монголо-татарского нашествия, Гульназ стойко выслушивала насмешки и претензии к ней как представительнице потомков вражеских племен. У нее тогда не хватало смелости рассказать сверстникам о том, что татары Поволжья ничего общего с племенами монголо-татар не имели. Она читала об этом в книгах, которые большинство школьников не читали.

Гульназ все же научилась «дружить» с одноклассниками. Быть изгоем ей не хотелось, а потому она общалась со сверстницами, принимала их подшучивания, понимая, что это плата за то, чтобы быть в социуме.

Школа была позади. Ненавистный поселок тоже позади. Закончив девятый класс, девочка воспользовалась первой же возможностью уехать оттуда в город, не доучиваясь в десятом и одиннадцатом классах. Все случилось само собой, будто Всевышний ведал о ее переживаниях и душевных муках. Мама Гульназ встретила в газете объявление о наборе учащихся в лицей. Среди названных факультетов был факультет иностранных языков, в составе которого отделение английского языка. Английский язык был любимым школьным предметом Гульназ. Он давался ей легко, а его изучение вызывало бурный интерес у девочки.

- Ты бы хотела? – Спросила мама, желая услышать отказ дочери.
- Да, мама, конечно. После лицея я смогу поступить в Университет на этот же факультет.
- Дочь, туда нужно сдавать вступительные экзамены. Ты успеешь подготовиться? – мама уже жалеет о том, что показала объявление дочери.
- Да, мама. Я подготовлюсь.
- Неужели ты так хочешь уехать от нас? – Мама не скрывает огорчения.
- Мама, я не уехать хочу. Я хочу изучать английский язык и идти в университет. Я хочу получать высшее образование. После нашей школы я вряд ли смогу поступить на факультет иностранных языков.
- Наверное. Но у нас в школе тоже сильные учителя. Посоветуйся с Валентиной Андреевной, учителем английского. Что она тебе скажет? Порекомендует ли поступать в этот лицей?
- Конечно, я с ней посоветуюсь.

- Обязательно езжай и поступай в этот лицей. У тебя есть все данные для этого. Английский язык – это твое. – Валентина Андреевна, строгий учитель, гроза многих нерадивых учеников, прямолинейна, никогда не переоценивает способностей учащихся, однозначна в своих рекомендациях. - Если потребуется, я могу заручиться за тебя.

- Дочь, там вступительные экзамены включают еще и русский язык. Если ты сдашь экзамен по английскому, но не сдашь экзамен по русскому, тебя не примут. Тебе надо посоветоваться с учителем русского языка.

У учителя русского языка и литературы, Светланы Анатольевны, Гульназ была любимицей, потому что ей хорошо давалось написание сочинений и анализ литературных произведений. Одним из экзаменов девятого класса Гульназ выбрала литературу. Светлане Анатольевне не хотелось терять ученицу раньше времени.

- Зачем тебе этот лицей? Ты что, Гульназ, предашь нашу школу и меня? Тебе не нужно идти в этот лицей. Продолжай учебу здесь.

Кто-то из знакомых Галины Анасовны настоятельно рекомендовал ей отправить дочь учиться в лицей. Женщина делилась проблемой с окружающими, а то была для нее действительно проблема, потому как мать не хотела расставаться с дочерью так рано. Девочке было всего-навсего четырнадцать лет. Как она будет жить одна в чужом городе среди чужих людей? Мнение ближайшей и авторитетной подруги Галины Анасовны стало последней каплей в чашу весов, на которой лежала учеба в лицее.

- Пусть попробует, сдаст экзамены. Если не сдаст, вернется.
- Да, действительно. Пусть попробует, а потом успокоится – ответила Галина Анасовна. Она была убеждена, что дочь не сдаст экзамены, что требования к поступлению в лицей окажутся девочке не по силам.

- Я позвоню в этот лицей и узнаю, с какого числа там будут приемные экзамены. А ты сейчас начни готовиться к ним. Позанимайся с Валентиной Андреевной и Светланой Анатольевной. Без подготовки не сдашь.

- Ладно. Буду заниматься.

Душа Гульназ ликовала в предвкушении возможности вырваться из тяготившей ее социальной среды.

- Дочь, я позвонила, мне сказали, что сейчас принимают документы. Последний срок приема документов – на следующей неделе, во вторник. Там еще нужны черно-белые фотографии три на четыре. Тебе нужно еще успеть сфотографироваться.
- Сфотографируюсь как-нибудь. В городе должно быть много мест, где делают фото на документы.
- Потом еще придется ехать экзамены сдавать.
- Поеду.
- А если не поступишь?
- Значит, продолжу учиться в школе здесь.
- Ну, смотри. Устанешь, перенервничаешь на экзаменах.
- Ничего страшного. Будет полезно.

Вот и прибыла. Старшая сестра, которая учится в этом городе, дала адрес общежития, в котором Гульназ могла остановиться. Завтра нужно успеть сфотографироваться и отвезти документы в лицей.

Успевают. До конца приема документов остается полтора часа. Бегом. Жарко. Документы приняли быстро. Расписание экзаменов. Английский можно сдать прямо сейчас. Преподаватель, принимающий экзамен, еще не ушла. Как? Прямо сейчас? Без подготовки? Завтра уже экзамен по русскому языку – диктант. А послезавтра какое-то тестирование по всем предметам, на интеллект. Страшно. Английский Гульназ идет сдавать прямо сейчас. Преподаватель просит рассказать что-нибудь о себе. Гульназ начинает говорить. Экзаменатор поправляет ее произношение. Да, произношению в школе не обучали. Гульназ продолжает говорить обо всем, что связано с ее жизнью: об интересах, увлечениях, любимых предметах, о любимых книгах и авторах, о том, что знает о других странах – все, что было пройдено по программе, ей удается объединить в органичный рассказ. Экзаменатор задает несколько вопросов, на которые Гульназ отвечает без заминки.

- Кто Ваш учитель по английскому языку?

Гульназ называет имя учителя и добавляет, что это сильный педагог, Заслуженный учитель РФ.

- Заметно. У Вас богатый словарный запас. Вы говорите легко и правильно, только над произношением поработать нужно. Но я ставлю Вам «Отлично».

Гульназ торжествует.

Диктант написан. Результат будет известен через неделю. Тест пройден. Это был обзорный тест по всем предметам школьной программы. Количество набранных баллов будет оглашено также через неделю.

- Ну что, дочь, подала документы? Все в порядке? Успела?
- Да, мама, успела. Я и экзамены уже сдала.
- Как?! Как это – сдала?
- Понимаешь, мама, когда я пришла подавать документы, была последняя неделя, когда принимали и экзамены.
- Да? Мне по телефону этого не сказали.
- Ну, в общем, я их сдала.
- И на какие же оценки? – Мама боится услышать, что дочь могла поступить.
- Английский на «Пять», другие два еще не знаю. Оценки будут известны через неделю. Надо будет позвонить в лицей и узнать.

- Мама, ты звонила в лицей?
- Да. Сказали, что послезавтра результаты будут объявлены. Ты очень огорчишься, если окажется, что ты не поступила?
- Не знаю, мама. Нет – значит, не судьба.

- Дочь, я звонила в лицей, - в голосе матери слышится грусть.
- Я не сдала, да?
- Гульназ, мне сказали, что ты поступила.
- А оценки?
- Не знаю. Сказали, что ты в списке тех, которых приняли.
- Мама, ты не рада?
- Ну что ты, дочь, я, конечно, рада, что ты у меня такая умница. Может, не поедешь туда? Так рано тебе уезжать… Тебе же будет очень тяжело.

Первые полгода учебы в лицее были для Гульназ, словно игра. Она вживалась в новую обстановку. Новые лица учащихся. Новые учителя. Новое место и условия жизни – общежитие. Горячей вод не было. На кухне было всего три электрические двух конфорочные плиты на сто двадцать человек, живших на этаже общежития. Комнаты были перенаселены: в двухместных комнатах жили по трое человек, в трехместных – по четверо. Тяжелые условия не были ей в тягость. Лицеистка воспринимала их как новые испытания на прочность и получала удовольствие от необходимости проявлять стойкость.

Когда учебный год подошел к концу, многие вокруг стали говорить о необходимости нанимать репетиторов на следующий год, чтобы подготовиться к поступлению в Университет.

- Неужели своими силами нельзя поступить? – удивлялась мать Гульназ, теперь уже твердо верившая в способности дочери.
- Говорят, что заваливают, и что за учебное время не достаточно глубоко охватывается программа, которую необходимо знать для поступления.

Галина Анасовна обращается за рекомендациями к преподавателю английского языка. Стоимость занятий высока. Нужны репетиторы по русскому и по английскому. Заниматься с ними означало отдавать половину заработка родителей. Еще нужно на что-то покупать продукты, ездить и покупать одежду. Про одежду пришлось забыть. Продукты покупались самые необходимые. Это было не самое страшное.

Второе занятие у репетитора по русскому языку. На предыдущем занятии лицеистке было задано выучить тему первого параграфа учебника, выполнить ряд практических заданий, подобные которым ей еще не приходилось делать. Оказалось, что выучить тему первого параграфа означало дословную передачу текста учебника со всеми приводившимися там примерами.

- Почему ты не выучила параграф? – Кричит репетитор.
- Я выучила.
- Нет, ты не выучила. Ты должна рассказывать все.
- Я не знала, что нужно выучить наизусть.
- А как ты думала, нужно учить?! – Голос репетитора звенит в ушах девочки. Гульназ не знает, что на это ответить. Она в растерянности.
- Я что, непонятно объяснила тебе твое домашнее задание? Почему другие мои студенты понимают меня правильно? Почему только ты не понимаешь? Ты что, тупая? Почему они учат наизусть, а ты нет? Может, у тебя проблемы с памятью, а? Ты куда метишь, деточка моя?! Ты хоть понимаешь, на какой факультет замахнулась?! - Взгляд учителя прожигает девочку насквозь, до колющей боли в грудной клетке. К горлу подкатывает ком. На глаза ее наворачиваются слезы. Чтобы не разрыдаться, Гульназ задерживает дыхание и, конечно же, не разжимает губы, которые теперь были плотно сжаты, чтобы сдерживать дрожь. Молчание девочки вызывает еще большую ярость у сидящей напротив нее женщины. Чтобы не выдать подкатившие к глазам слезы, Гульназ смотрит вниз.
- Ну что ты молчишь? – Яростно кричит Людмила Николаевна. – Ты слышишь меня?! Посмотри на меня!
Гульназ делает над собой усилие и поднимает взгляд на репетитора.
- Ты теперь поняла, что нужно все полностью учить наизусть? Теперь я понятно тебе объяснила? – Женщина прожигает глаза девочки злобным взглядом.
- Да, - тихо и быстро отвечает Гульназ, чтобы не дать выхода слезам. Она снова сдерживает дыхание. Лицо ее предельно напряжено. Мышцы словно окаменели.

- Проверяем упражнения. Читай.

Гульназ делает глубокий вдох и такой же глубокий выдох. Нужно расслабиться, чтобы не дрожал голос. Она начинает читать. Доходят до того упражнения, задание которого девочка не смогла осилить.

- Ты и с этим не готова?! – Раздается громом голос репетитора, и молнии ее глаз ударяют в сидящую напротив девочку.
- Я не поняла, что нужно делать. Я не сделала только это упражнение.
- Только это упражнение?! - Вскрикивает Людмила Николаевна. – Ты издеваешься надо мной?! Ты не выучила параграф и не сделала упражнение! Ты не готова ни с теоретической, ни с практической частями домашнего задания! Ты сегодня вообще не готова! Ты понимаешь?! Как ты посмела вообще прийти сегодня ко мне неподготовленная?

Снова ком к горлу. Снова колет в грудной клетке. Снова сводит дыхание. Снова покалывание в глазах от напряженного сдерживания подступающих слез. Снова каменеют мышцы лица. Снова взгляд в пол. Мгновенная мысль в голове девочки: «Сейчас репетитор откажется со мной заниматься. Как я сообщу об этом своим родителям? Какой стыд! Какой позор! Я непутевая дочь… Я не смогу потом поступать на факультет иностранных языков. Все будет кончено. Как же я не поняла, что нужно было выучить всю тему слово в слово? Ну почему я хоть как-нибудь, пусть неправильно, не попыталась сделать это упражнение? Что же мне теперь делать?»

- Тебе не стыдно? – Резкий голос учителя становится последним ударом, ломающим молчаливую выдержку девочки, и ее тело содрогается в рыдании. Гульназ плачет. Дрожат ее губы. Дрожат ее щеки. Слезы безудержно текут и падают на пол.
- Ты что ревешь?

Гульназ не отвечает. Она не в состоянии сейчас что-либо говорить. Этот урок для нее словно пытка. Унижение и отчаяние. Девочка до боли сжимает губы, чтобы остановить дрожь и всхлипывания.
- Ну ладно, успокойся. Перестань плакать. Иди в ванную, умойся, - произносит женщина металлическим голосом.

Когда Гульназ вернулась из ванной в комнату пыток, она, взяв себя в руки, обратилась к Людмиле Николаевне:

- Простите меня, пожалуйста. Я в следующий раз выучу все наизусть. Я теперь буду делать все упражнения, буду стараться разбираться в заданиях. – Последняя фраза была полной чепухой, и Гульназ это хорошо понимала. Невозможно разобраться в задании, которое никогда не выполнялось, и которое никогда не разъяснялось. Но сейчас не это было важно. – Пожалуйста, не отказывайтесь заниматься со мной!
- Ладно. Я посмотрю, как ты дальше будешь готовиться.

Занятия с репетитором по английскому языку проходили ровно и спокойно.

Ко дню учителя родители Гульназ купили подарки для репетиторов дочери. Подарки нужно было делать на все праздники. Сначала поехали поздравлять преподавателя английского языка.

- Ну, как успехи у дочери? Как она занимается? – спрашивает Галина Анасовна.
- Все в порядке. У нее нет проблем. Знания хорошие. Нужно только над грамматикой работать и учить все темы по экзаменационной программе. Занимается она добросовестно. Я считаю, что все в порядке.
- Рада это слышать. Дочь, а ты старайся. Не подводи нас.

Приехали и к Людмиле Андреевне. Мама Гульназ задает тот же вопрос.
- Ну, что Вам сказать? Не очень я довольна ее способностями. Много ошибок делает в заданиях. Практические разборы у нее страдают. А на вступительных экзаменах практические задания будут очень сложные.
«Да мы эти разборы в школе не делали в таком развернутом виде, - думает про себя Гульназ. – Где я могла этому научиться?!»
- Я понимаю, татарочка из деревни, русский язык для нее неродной. Наверное, проблемы устранить не удастся. Это на генетическом уровне. Может быть, не стоит Вам ее на факультет иностранных языков направлять? Там очень высокие требования к русскому языку, а ее знания сейчас тянут на слабую «троечку».
«У меня в лицее твердая «четверка» по русскому языку и в школе проблем не было. Почему она так говорит?» - Гульназ недоумевает.
Галина Анасовна в растерянности, с негодованием смотрит на дочь.

- Ну что ж ты так, Гульназ? В школе, вроде бы, учитель русского языка хвалила ее, - говорит мама, обращаясь к репетитору.
- Ну, для сельской школы ее знания, может, и хорошие, но для поступления в университет, да еще на такой факультет, на который Вы хотите, таких знаний мало, а денег у Вас, чтобы купить экзамен, наверняка нет? – Учитель вопрошающе смотрит на Галину Анасовну.
- Да нет, мы же простые медработники. Бюджетники. Зарплаты у нас небольшие. – С грустью отвечает женщина.
- Вы подумайте, тогда, может быть, ей пойти на исторический факультет или на филологический? Я там смогу Вам помочь. – На этих факультетах она преподавала.

Нагрузки в лицее стали выше. По профильным предметам задавалось много домашнего задания, да и не по профильным тоже. Девочка учила уроки до поздней ночи, а точнее, до раннего утра. Раз в неделю Гульназ установила «подготовительную» ночь, в которую совсем не ложилась спать. Она готовилась к занятиям с Людмилой Николаевной и к контрольным работам, которые регулярно устраивались в лицее. Чашка крепкого кофе с лимоном, настольная лампа, спящие соседки по комнате в общежитии были ее спутниками во время учебной подготовки.
Всякий раз, когда лицеистка добиралась до постели, она испытывала такое блаженство от простого касания простыни и подушки и накрывания тела одеялом, что соседки по комнате завидовали ей.

Занятия русского языка девочка посещала теперь в паре с другой ученицей, которая собиралась поступать на отделение французского языка. Нина была из обеспеченной семьи. Ее старшая сестра уже прежде занималась с Людмилой Николаевной и теперь училась в университете. Нина была приветливая, улыбчивая девочка.

Зима. Таксофон на стене жилого дома неподалеку от общежития. Гульназ набирает номер телефона общежития, в котором живет ее сестра. Нужно договориться о том, чтобы прийти помыться там в душе. В их общежитии горячей воды не было, а дверь в душевую вообще была заколочена. На телефон отвечает вахтер. Все вахтеры хорошо знают сестру лицеистки. Та живет на втором этаже. Нужно позвать ее к телефону. Обычно, вахтер громко и пронзительно кличет.

Глаза Гульназ закрыты. Тепло. Что-то снится.
- Алло.
В ответ молчание.
- Алло! – доносится до слуха Гульназ далекий, но знакомый голос.
- Алло! Алло! Говорите громче! Я Вас не слышу!
- Алло! Это я, Гульназ.
- Что-то я сразу тебя не слышала, - говорит ее сестра.
- Я… Я уснула.
- Где уснула?
- Ну здесь, возле автомата. Тебя долго звали.
- Но на улице же зима. Как ты могла уснуть? Тем более, стоя…
- Да, устаю очень. Можно к тебе завтра приехать помыться?

Новый год, Международный Женский День – праздники, на которые Гульназ с матерью поздравляли репетиторов и делали какие-то подарки.

- Все хорошо. Идем по программе. Нужно к экзаменам все темы, которые мы учим, повторить. По грамматике делаем тесты постоянно. Ошибки бывают, но она их исправляет. – Репетитор по английскому языку спокойна и доброжелательна. – Гульназ должна знать все правила. Я не буду оказывать никакой протекции на приемных экзаменах. Я только помогаю систематизировать ее знания и помогаю отработать практические знания по грамматике. Девочка способная, понимающая. С памятью проблем нет.
- Спасибо Вам, Татьяна Сергеевна.

- В целом я довольна тем, как занимается Гульназ. Приходит всегда подготовленная. С грамматическими разборами стало намного лучше. Ошибки бывают очень редко, но все-таки бывают. Думаю, это неисправимо. Все-таки татарочка, к тому же из деревни, она очень усердная, старается, но человеку, для которого русский язык неродной, нельзя понять все тонкости русского языка. Нина тоже ошибается, но у нее совсем другие ошибки – по невнимательности. А вообще, Гульназ очень старается. Молодец. Меня только смущает, что девочка такая закрытая, неразговорчивая. Вот Нина, с которой они в паре занимаются, всегда улыбается и разговаривает. Гульназ молчит, ничего никогда не рассказывает.
- Не знаю даже, что Вам сказать, Людмила Николаевна. – Смущенно говорит мать Гульназ. – Она и в школе была скромная, не очень-то разговорчивая. Такой уж у нее характер. Вы уж на нее не обижайтесь.
«Как же я должна с ней общаться? – думает про себя Гульназ. – Она ненавидит меня из-за моей национальности. Всякий раз подчеркивает это. С чего я должна с ней откровенничать? И о чем?»
- Ладно, но Вы все же подумайте насчет поступления на иностранные языки. Гульназ может не потянуть. Если вы трезво оцените свои возможности, если вам никто не сможет помочь деньгами для поступления – обращайтесь. Я за небольшую символическую плату помогу ей поступить на филологический или на исторический.

Вступительные экзамены. Конкурс на отделение английского языка – шестнадцать человек на место. Откуда такая бешеная популярность факультета? Всего экзаменов четыре. Первый экзамен – письменный по английскому языку. Огромная часть абитуриентов не справляются с ним. Уже на этом этапе половина из тех, которые направились на отделение английского языка, решили сменить направление пути. Второй экзамен – устный по английскому языку. Третий – изложение. Теперь поступающих на отделение английского совсем мало. Остается последний экзамен – устный по русскому языку, которым некогда грозно пугала Людмила Николаевна татарочку из деревни. Если Гульназ завалят на нем – будет возможность подать апелляцию. Чтобы не поступить, нужно было сдать его на «тройку», потому что предыдущие три экзамена были на «отлично». Проходной балл был девятнадцать. Допускалась одна «четверка». По правилам Гульназ, как приезжая из сельской местности, имела право на послабление в один балл, но справку из местной школы о том, что Гульназ приехала в город оттуда, давать отказались. Гульназ шла на факультет по общим условиям.

Она набрала двадцать баллов из требовавшихся девятнадцати.

На первом курсе университета на День Учителя Гульназ навестила обеих преподавательниц с коробками конфет и букетами цветов в знак благодарности за их репетиторский труд.

- Я так рада была за тебя! Я так горда тобой! Ты умница! – говорила Людмила Николаевна, принимая цветы и конфеты.
- Спасибо Вам, - со сдержанной улыбкой сказала Гульназ.


Пятый курс. Выпускные экзамены. Устный экзамен по английскому языку только что сдан. В зачетку ставится отметка «отлично».
- Гульназ, тебе необходимо продолжать заниматься языком, - произносит пожилая преподавательница кафедры английского языка, принимавшая экзамен. – У тебя для этого все данные. Ты умничка. Успехов тебе. У тебя все получится.


- Гульназ, посмотри мое письмо для «Связьинформа», - просит Сергей, руководитель отдела в фирме, где Гульназ работает после окончания университета. – Проверь, пожалуйста, нет ли там ошибок. Ты среди нас дружишь с русским языком.


19.01.2007


Рецензии
Сэлам, Голшат! Бик кызык хикэя!
Очень интересная повесть!
Наверное, у всех городских (и не только) есть "такая история" про себя.
Не понимаю одного - откуда такая ненависть у этих людей ко всему нерусскому? Откуда такая варварская нетерпимость? Если это называется "дружбой народов" - то чур меня!
Неужели произошедшее 800 (!) лет назад не даёт покоя по сей день? Тогда это клинический диагноз.
Аллах всё видит - детские слёзы татарских детей - им нет прощения.
Когда слышу рус.яз на улице - темные стороны моей души силятся выплеснуться наружу, душа моя негодует. Да, я его ненавижу. Ненавижу, как только можно ненавидеть. Я нетолерантен? Пожалуй, ...хорошие учителя были. В школе.

Ба Ру   10.07.2009 10:15     Заявить о нарушении
Чтобы управлять своим народом, его правители науськивают на другие этносы. Естественно, исподтишка, а официально - на возвеличивании своего этноса, своего народа. Если у вас есть ненависть к расским, то, чем бы Вы это не оправдывали, Вы помогаете элите ненавидимого Вами этноса (народа). Именно этого они и добиваются. Я не только дружил с татарскими детьми, немецкими. Мне и в голову не приходило смеяться над их обычаями, тем более вменять в вину им деяния их соплеменников не только когда-то, но и на тот момент. Как-то принимал само собою разумеющимся то, что Гитлер отвечал только за свои действия, а Сталин - за свои. Если они оба не совершали конкретных деяний подпадающих под уголовные преступления (убийства и прочие такие), то преступниками для меня они не являлись. Виноват палач. Его не оправдывает то, что он получает зарплату или награды. Для меня виноват каждый, кто непосредственно стреляет, рубит, колет, травит и вешает. Виноват исполнитель, который подвизался на такую работу. За свои действия я отвечаю независимо от того, кто и как, кто и что мне сказал-приказал. А
ненависть - это вообще не для тех, кого я считаю людьми.
Собственно, если я какое-то существо считаю себе равным, то и оно полностью отвечает за свои действия. Если ответственность с него снимается мною, то это существо ниже меня, т.е. оно аналогично животному, но можно ли ненавидеть животных? Нет, конечно. Я убиваю комара без всякой ненависти. Хочу я того или нет, но ненавидя я поднимаю над собой ненавидимых мною. Ненависть - удел слабых. Создавая для нас условия, в которых мы учимся ненавидеть, нас нашими же усилиями делают нас слабыми. Я много жил среди тех, кто меня ненавидел. Но я не поддавался искушению ненавидеть их. Именно потому я побеждал и освобождался от ненавидящих меня. Просто, как от комаров, без ненависти, но с некоторой жалостью к ним. Они не принадлежали даже себе.

Николай Маг   17.09.2009 20:52   Заявить о нарушении
Ненависть - неконструктивное воплощение энергии человека, за исключением тех случаев, когда она толкает на достижение успеха. Я благодарна этой женщине, преподавателю русского языка и литературы, за то чувство унижения, которое двигало меня к цели. Она сделала для меня благо. Кстати, свое настоящее имя я не упоминаю ни в одном из произведений.

Полина Лукавая   05.01.2010 01:48   Заявить о нарушении
Если бы я стал ненавидеть русских, оправдывая свою ненависть моей целью - достижение успеха, то его бы я так и не достигнул. Вообще, мерзости, совершаемые другими людьми, не могут быть приняты в качестве оправдания меня, когда я совершаю мерзости. Кора Земли - это некоторая совокупность океанов, морей и участков суши. Все это не имеет границ, которые условны, которыеи есть на политической карте мира. Есть берег Черного моря, но нет берега турецкого или грузинского. Если бы турки уничтожили грузин, то пропал ли бы грузинский берег, став турецким? Его и не было, как и турецкого. Грузин и турок отличаются по природе, как отличается часть берега на севере моря от части на юге. Но это не причина для ненависти их друг друга. Просто те, кто пользуются ими, используют и их природные различия, чтобы, направляя друг против друга, пользоваться ими в качестве рабов. Вы же просто не можете, в силу интеллектуальной слабости, быть выше всего этого, оставаясь рабами. Это ваш выбор. Кто против?

Николай Маг   05.01.2010 04:31   Заявить о нарушении
Николай, если Вы читали рассказ, то должны были заметить, что он не о ненависти. Он о том, как чувство унижения и ущемления национального чувства привело к достижению определенного успеха в определенной отрасли знаний. Не зря сложили пословицу: "через тернии к звездам". Чаще всего достижение успеха в чем-то пролегает через боль.
Признательна за Ваше внимание. Правда, у меня создалось впечатление, что рассказ Вы не читали, а только реплики Ба Ру. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
С уважением,
автор.

Полина Лукавая   14.01.2010 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.