Россия и ес
Однако этот фактор имеет свои негативные стороны. Мы можем легко предположить, что в случае вступления РФ в ЕС, мы будем вынуждены переориентировать поставки нефти, газа и ряда других полезных ископаемых на Запад. Ресурсы Ковыкты и Штокманна , очевидно, придется направить, помимо внутреннего рынка, в Европу и в США. Что не может не сказаться отрицательно на взаимоотношениях России с Китаем и Индией, которые приняли активное участие в скупке акций компании «Роснефть», а потому претендуют на часть нефтяных запасов этих месторождений. Азиатско-Тихоокеанский регион является самым динамично развивающимся регионом, а потому осложнение отношений на этом направлении России не нужно. Помимо этого, нельзя не отметить, что России придется существенно понизить цены на сырье для своих партнеров по ЕС, что может плохо сказаться на нашей экономике, которая в огромной мере зависит от «нефтедолларов».
Разумеется, вступление в ЕС в перспективе повлечет за собой и переход в зону европейской валюты. Подобные шаги позволят сделать экономику России более устойчивой, менее зависящей от курса доллара. Так же это благотворно отразится на положении российских предпринимателей, работающих на импорт, поскольку, с одной стороны, они получат более простой выход на европейские рынки сбыта, а с другой, - станут менее зависимы от укрепления национальной валюты, перестанут терять на этом часть прибыли. Возможные контраргументы, касающиеся того, что единая европейская валюта не сможет стать удовлетворительным средством оплаты в РФ, не выдерживают при тщательном рассмотрении критики. Население уже давно перевело часть своих сбережений в евро, а потому подобные нововведения не отразятся коренным образом на сознании людей.
Но каковы же минусы? Они в том, что вхождение в зону евро повлечет за собой повышение зависимости российской экономики от экономики ЕС. А та, в свою очередь, является крайне не однородным пространством.
Рассмотрим этот аспект более подробно. Прежде всего, внутри ЕС не существует органического единства. Страны-участницы делятся на «старых» членов и на те страны, которые приняты недавно. При этом между ними не наблюдается согласия по целому ряду основных вопросов. Подобное неравенство имеет место и в области экономики. Единое экономическое пространство влечет за собой и единые стандарты жизни, недопущение дискриминационного ценообразования и так далее. На практике последствия этих процессов можно наблюдать в странах, которые недавно вступили в ЕС. Цены растут во всех сферах: продукты питания, здравоохранение, коммунальные услуги. В то же время сам прирост ВВП и зарплат остается на прежнем уровне. Все это ведет к крайне не благоприятным последствиям. Разумеется, ЕС отладил механизмы помощи «молодым» членам, но чем больше становится членов в ЕС, тем все сложнее становится оказывать поддержку, искусственно поддерживать экономику. А потому все сложнее и длительнее становится сам процесс вступления, что наглядно продемонстрировал опыт Румынии и Болгарии, перед которыми ЕС поставил самые строгие требования к скорейшему улучшению экономического состояния.
В случае же России, когда экономика отличается огромными масштабами, и задача быстрого улучшения экономического состояния, и попытка сторонней поддержки выглядят в ближайшем будущем бесполезными. А потому, можно утверждать, что вступление в ЕС может привести к непредсказуемым экономическим последствиям.
Теперь рассмотрим перспективу вступления в ЕС с точки зрения безопасности.
Как уже отмечалось выше, в ЕС нет согласия между действительными членами, однако консенсус основан во многом на том, что «старые» члены ЕС все-таки имеют больший вес в мировой политике, поскольку являются членами иных международных организаций, в том числе, СБ ООН. Помимо этого, их экономика куда как более благополучна, нежели экономика большинства «новых» членов, которые видят главной своей задачей улучшение макроэкономических показателей, а потому готовы отказаться от великодержавной риторики. А теперь давайте представим, что Россия вступила в ЕС. Наше государство всегда отличалось имперскими амбициями, а потому стоит ожидать, что Россия начнет пытаться диктовать ЕС свои условия. Прежде всего, в области поставок сырья. А это лишь станет дестабилизирующим фактором и для ЕС, и для РФ.
Помимо этого, существует еще одна серьезная опасность. Страны-члены ЕС хоть и имеют подчас на своей территории тлеющие национальные конфликты, тем не менее, их масштабы несравнимы с конфликтами (реальными или потенциальными) на территории России. Однако тенденцией в Европе является отход от классического подхода к концепции государственного суверенитета, когда основные постулаты Вестфальской модели уже не действуют. Идет размывание государственности в ЕС. В рамках небольших территорий европейских государств подобные процессы не несут никакой угрозы целостности. А вот в России, существующей на основании Федеративного Договора, подобные меры могут привести к ужасным последствиям. Попытка выстраивания пресловутой «властной вертикали», конечно, замедлит процесс распада РФ на отдельные государства, но отвратить его не сможет. О экономической эффективности отдельных небольших государств в сравнении с огромной Федерацией говорить смысла не имеет, однако подобный распад едва ли может пройти бескровно.
Еще одна существенная проблема состоит в том, что Россия будет вынуждена передать часть полномочий в военной области специальному Корпусу ЕС. Конечно, объединение в перспективе способно создать мощнейший союз в Евразии, который сможет эффективно контролировать как ситуацию на Ближнем Востоке, так и в зоне АТР. Но стоит отметить, что ВС ЕС подчинены НАТО. А события последних лет выявили негативное отношение населения РФ к НАТО. Да и сам я не рискну передать часть наших ВС в руки НАТО, поскольку это ставит под угрозу возможность РФ самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику.
Вы возразите, что ряд стран встали на путь «зависимого развития» и сейчас успешно развиваются. Однако не стоит забывать, что, говоря о России, нужно делать ссылку на ментальность русского народа и на обширные территории.
Описанные выше проблемы чреваты так же внесением дисбаланса в систему управления, вероятна даже утрата контроля над страной.
Нельзя не упомянуть так же и об особом пути развития России. Резонно отметить, что позиция «собственного пути России» в последнее время стала предметом спекуляций, однако отбросить ее так просто мы не имеем права. Не является секретом то, что Россия вобрала в себя образцы как западной, так и восточной культур. Это повлияло и на то, что Россия сотрудничала на протяжении всей своей новой истории как с Европой, так и со странами Арабского мира, странами АТР. Ментальность русского народа отличается от ментальности европейцев, население России пока еще не усвоило те ценности, на которых построено общество в развитых странах Европы.
Возникает закономерный вопрос, неужели в Восточной Европе страны бывшего соц.лагеря достигли такого уровня развития? Полагаю, что нет. Полагаю, большинство стран Восточной Европы, кроме, быть может, Польши, поторопились во вступлением.
Население России в большей своей массе пока не способно воспринять вступление России в ЕС. Тут стоит отвлечься от рассуждений о экономической выгоде и тому подобном. Несомненно, вступление в ЕС – очень важный шаг, которого каждый из нас, вероятно, очень желает. Однако не стоит забывать о людях. Справиться с социальными последствиями вступления в ЕС мы можем оказаться неспособны.
Как я указывал выше, сама Россия способна причинить немалый вред ЕС. Во-первых, через территорию России проходит мощный трафик наркотиков и контрабанды. Во-вторых, «нелегалы» из Средней Азии приезжают в Россию на заработки. Теперь давайте предположим, что границы стали прозрачными. С одной стороны, весь нелегальный оборот получит новые рынки в Европе и частично устремится туда. С другой стороны, огромное количество «нелегалов» станет использовать Россию лишь как перевалочный пункт для того, чтобы перебраться в Европу. Это нанесет не только ущерб ЕС, но и РФ, поскольку часть экономики (особенно розничная торговля) держится на «нелегалах».
Не стоит забывать и о разном уровне политической культуры, который в России невысок не только у населения, но и у чиновников. России необходимо, для начала, совладать с внутренними проблемами.
Проанализировав все факты, я предлагаю высказаться ПРОТИВ вступления России в ЕС. И это связано не только с угрозами для страны или имперскими амбициями…
Я бы очень хотел, чтобы наша страна стала частью развитого европейского сообщества. И само европейское сообщество не против. Опросы показывают, что более половины европейцев выступают за подобное объединение. Однако Россия пока очевидно не готова к вступлению в ЕС. Слишком катастрофическими могут стать последствия для культуры, безопасности, отношений с неевропейскими партнерами. И, прежде всего, слишком серьезен риск, когда на кону жизни живых людей.
Чаадаев писал, что Петр Великий кинул России плащ цивилизации, а Россия, подняв его, не сумела достойно использовать. Не хотелось бы повторить подобную ошибку. И потому я призываю вас СЕЙЧАС голосовать против вступления в ЕС, хотя я верю и очень надеюсь, что рано или поздно вступление в ЕС станет возможным, а Россия успешно интегрируется в европейское сообщество.
Свидетельство о публикации №207012000110