Про туесок. И про речку-жилку

ПРО ТУЕСОК. И ПРО РЕЧКУ-ЖИЛКУ.

Бежала, текла речка по лесной низинке. А низинка змейкой огибала лесные
пригорки. Вместе с низинкой эти «змейки» повторяла и речка.

Речку люди называли жилкой, речкой-жилкой. В лесу таких речек было несколько. И они, действительно, как кровеносные сосудики в живом организме, разносили живительную влагу к деревьям и другим лесным растениям в сухое время. А в дождливое - собирали излишнюю влагу-воду. И уносили ее в большую реку.

Речка была недовольна своей судьбой. Ну, не совсем, конечно, недовольна. Но вот, послушайте.

Вначале все у речки было хорошо. Свою жизнь она начала от небольшого ключика- родничка на одном пригорочке. Отсюда вода небольшим ручейком потекла вниз. Мимо солнечных сосен, по лесным, покрытым цветами, лужайкам. Над которыми жужжали трудолюбивые пчелки. Порхали бабочки. И летали друг за другом, словно в догонялки, стрекозы, божьи коровки и другие насекомые.
-Ах, как здесь хорошо! А что вон там журчит, притаившись в цветках-незабудках! Ручей? И вода в нем такая чистая и, наверно, вкусная! – часто слышалось возле молодого ручья.

А дальше по течению в молодой ручей впадали другие, маленькие ручейки.
-Это как ручейкины детишки, – однажды радостно прозвучала об этих ручейках детская догадка.
-Какие же детишки? – подумал ручей. – Не я их рождаю, а они присоединяются ко мне, вливаются в мое течение. Скорее, сестрички, подружки.

Постепенно ручей по низинке опускался с пригорочка все ниже и ниже. И воды в нем все прибывало и прибывало, от подружек-сестричек. И так он превратился в речку-жилку.
Но и цветочные полянки около речки скоро тоже исчезли. А вместе с ними исчезли и пчелки, и бабочки, и стрекозы, и божьи коровки. Остались только непобедимые комары и надоедливая мошкара. Потому что воды в ручье стало много. И она хорошо питала, смачивала почву по бережкам. И вместо луговых цветов стали расти влаголюбивые болотные растения: камыши, тростник, багульник, папоротники, осока. Отодвинулись от речки подальше и благородные сосны, и даже ели, эти деревья не любят, когда в почве много воды. И остались редкие ольха, осина, иногда – малорослые березки. И кустарник – ива, можжевельник, заросли смородины. Солнышко сквозь болотные растения не могло прогреть землю и просушить почву, вода накапливалась в ложбинах, образуя болота и опасные трясины.
-Нет, нам здесь не пройти, смотрите, непроходимые заросли багульника! Настоящее болото, ноги вязнут! Опасная речка, нехорошая речка, откуда она только взялась! – часто теперь можно было слышать, как ругали речку-жилку путники.

Речка от этого очень переживала. Ведь еще совсем недавно, когда она была ручейком, все ею восторгались.
Особенно речку ругали там, где ее пересекала пешеходная тропинка. По которой ходили в лес грибники и ягодники.
-Ах, опять эту речку противную переходить! Не речка, а болото какое-то! Сапожки мои были чистенькие, а теперь какие стали - грязные! И мокрые даже внутри!
-Ой, мой сапог в болотине застрял! Помогите кто-нибудь! Достаньте сапог! Как я без него дальше пойду!

От таких разговоров речке было очень стыдно, она старалась спрятаться в багульнике и осоке. А от этого болото и трясина только увеличивались.

Но однажды к речке-жилке по тропинке пришли дедушка с внуком. С собой они принесли косу, грабли, лопаты, топор, тележку и другие инструменты. БольшИе - дедушкины, и поменьше - для внука. Пришли они, чтобы помочь речке, сделать ее опять счастливой. И людям помочь, чтобы им было удобнее ходить в лес, за грибами и за ягодами. Или просто побродить по лесу.

Вначале дедушка с внуком обкосили траву около речки. И вдоль тропинки. Потом прорыли несколько канавок вдоль нее. Чтобы болотная вода стекла с тропинки и собралась в этих канавках. А там, где вода все-таки осталась, они сделали мостики из бревнышек, принесенных из леса. Землю из канавок они свезли и уложили вдоль речки. Чтобы речка не выходила из своих бережков.

Главный мостик, из нескольких, самых больших, бревнышек, они сделали через саму речку. И возле него, на берегу, они построили скамейку. Чтобы уставшие люди могли посидеть, отдохнуть. И, самое важное, - из берестяной полоски они сделали туесок для воды. И повесили его на вбитый в землю колышек возле скамейки. Чтобы путник мог зачерпнуть воду из ручья и попить.

Конечно, основную помощь речке выполнил дедушка. А внук, он помогал. И радовался, мальчику нравилось делать доброе. Его звонкий голосок трогательно вплетался в дыхание леса. И от этого дедушке, и всему вокруг, - было хорошо!

Мальчик был уверен, с дедушкой они делают самое важное дело на свете. Не зря же на свежескошенную траву вдруг налетели белые бабочки. И басовито загудел возле открывшихся цветков и молодых ягод смородины любопытный шмель. И ветерок принес издалека душистый запах разогретой сосновой хвои. Но, главное, люди теперь уже не будут мучиться, пересекая болотистую низинку. По которой текла речка-жилка.

Весело зажурчала своими струями и речка. Она опять увидела и голубое небо, и ласковое солнышко.

***

Я уже давно не люблю просматривать свои старые фотографии. Чего их смотреть, сейчас я совсем другой, старый.

Но несколько фотографий я иногда достаю из коробки–хранилища моей прежней жизни. Вот, например, эту.
Я в спортивном выгоревшем летнем костюме и в соломенной шляпе. Сижу на скамейке, возле речушки. Солнечный день, вёдро. Кругом лес. Я пью из берестяного туеска. Наверно, в туеске дырочки, и вода обливает мою одежду. Мне весело. Рядом на скамейке корзина, полная белых грибов, боровиков. Под скамейкой спряталась от мошкары моя собака, Зита.

Я помню это место. Раньше, когда больше использовался гужевой транспорт, и еще было мало машин, здесь проходила дорога из окрестных деревень в наш поселок. Дорога более короткая, чем другие. Поэтому и любили здесь ездить на конских повозках. Дорогу через низину, через речку-жилку, гатили. Делая стлань из цельных деревьев и земли.

Для машин такая переправа не была пригодной. Поэтому в машинное время стлань перестали подправлять, чинить. И она постепенно обветшала и разрушилась. И дороги здесь не стало. Сохранилась только труднопроходимая тропинка. Помню, в детстве, мама всегда предупреждала нас: «Речку-жилку переходите осторожно, внимательно, не торопитесь, не завязните там!». Это когда мы шли в лес за грибами-ягодами.

И вот теперь, на фотографии, я сижу на удобной скамейке, на солнышке, и улыбаюсь, «рот до ушей». Конечно, я молодой, вот и улыбаюсь. Но дело не только в этом. Добрый человек обустроил тропинку, сделал мостик и скамейку рядом. И, главное, подарил людям березовый туесок золотистый, из которого пить воду – вкуснее не бывает! Люди берегли подарок, тот туесок. И аккуратно вешали его на колышек. И он радовал путника все лето.

А началось все, как мне рассказали соседи, с маленького мальчика. Который часто ходил «по грибы, по ягоды» со своим дедушкой. Через опасную низину дедушка переносил внука на руках. А мальчик хотел переходить сам. И вот он однажды вдруг сказал.
-Дедушка, давай с тобой починим эту тропинку. У меня есть большая машина-самосвал, лопатки есть, ведерко. А у тебя – тележка, коса и другие инструменты. Вдвоем мы с тобой сумеем это сделать. Чтобы бабушка Валя, наша соседка, и другие бабушки и тети не мучились здесь. Не теряли в болотине свои сапожки. Давай!

Может быть, мальчик сказал про это как-то по-другому, я уже не помню точно. Но знаю, вот тогда, скоро, и пришли в лес, с инструментом, дедушка и внук. И тропинка превратилась из плохой в хорошую. А речка-жилка стала опять счастливой. Но главное, возле скамейки, на колышке, появился тогда золотистый берестяной туесок. Вода в котором становилась всегда самой вкусной на свете.

А у меня появилась вот эта самая фотография.


Рецензии
От Ваших рассказов-воспоминаний-размышлений просто светлеет на душе!
Спасибо вам, Феликс!
С теплом - Людмила

Людмила Клёнова   13.09.2007 23:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Счастья Вам!

Феликс Россохин   20.09.2007 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.