Впечатление от выставки. Очерк

Совершенно случайно, проходя мимо двухэтажного серого дома на одной из тихих центральных улочек нашего города, увидел на стене небольшое объявление:
„ Картины старости и смерти“  Фотографическая выставка Hermine Oberuck“ Время открытия и время закрытия – всего два часа.
В этот час я уже на неё опоздал, да и куда-то торопился, переписал себе фамилию фотографа и время работы выставки в блокнот, который всегда ношу с собой, и отправился дальше по своим делам, по пути думая, что там можно было бы увидеть...
Название выставки меня задело, заинтриговало. Не очень представлял себе как можно показать такую тему визуально, хотя у самого давно уже была мечта попасть в дом престарелых и пофотографировать лица пожилых людей! Вот сидит во мне это желание, и я часто думаю о том, как бы сам смог отобразить их на своих снимках. Но это только одна сторона, которую мне хотелось показать, а вот смерть...
Попав домой уже вечером, первым делом в интернете стал искать какую-либо информацию об авторе выставки, и почти нашел то, что искал! В немецком психиатрическом журнале за 2002 год январского номера была статья про неё и про эту выставку. Но в сети не было самой статьи, а лишь очень короткая аннотация, что с 1991 года и по 1994 журналистка Hermine Oberuck два-три раза в неделю навещала подружку, с которой жила старая мать и фотографировала её последние несколько лет жизни, сделав около двух тысяч снимков. Вот из этих-то работ и состояла вся экспозиция выставки.
Надо сказать, что сам я тоже занимаюсь фотографией и, как я уже писал, тема меня эта занимала довольно-таки давно, потому и решил – обязательно нужно сходить на неё.
На следующий день я уже был у дверей дома, адрес которого был указан в объявлении, и звонил в домофон. Дверь открывать вышли сразу две женщины, говоря мне что-то быстро по-немецки, провели по узким коридорам в помещение, включили свет, несмотря на яркое солнце за окном, и, оставив меня одного, ушли в соседний кабинет.
На стенах небольшой, метров двадцати пяти комнаты, висели фотографии в формате А-4 в простых рамках из алюминия. Надо сказать, что это всё - и небольшая комната, которая служила по всей видимости местом встречи какой-то общественной организации, маленький формат фотографий, отсутствие паспарту на них и прикрепленность снимков к белой бумаге обыкновенными фотографическими уголками - всё вызывало некоторое разочарование. Однако спустя несколько минут, когда я погрузился в тот мир, который показала журналистка и фотограф Хермина Оберюкт, всё это ощущение ушло, растворилось, становилось настолько не важным и не существенным, что я бы про это и не рассказывал, но упоминаю только лишь для того, чтобы было понятно, сколь велико моё впечатление от того, что я увидел.
Надо сказать ещё одну вещь ... Западное искусство фотографии, на мой взгляд, имеет одну особенность, немного отличающую от традиций русской фотографии. Если коротко, то в нем нет каких-то табу на показ человека.
Поэтому, например, меня первое время жизни в Германии шокировали картины, где показывали зрителю то, что обычно в русском искусстве принято скрывать от чужого взгляда.
Вот и на этот раз тоже было как-то не очень удобно смотреть на некоторые снимки, где показано голое тело девяностотрехлетней женщины, которой помогают купаться, которую по утрам одевают, расчесывают....
Но потом ты понимаешь, что это жизнь, что если ты закроешь глаза, не будешь это видеть, она от этого не изменится и не станет ни хуже, ни лучше.
Позже, несколько часов спустя, размышляя о том, а надо ли это все было показывать, соизмеряя свои ощущения с увиденным, понимаешь – надо.
Я увидел старость с её неизбежным концом. Да ещё старость женщины. Женщины, которую звали Johanna Gaefe, которая родилась в 1899 году и умерла в 1994, увидел последние годы её жизни, увидел и её смерть.
Впечатление от увиденного было, конечно же, тяжелым и ошарашивающим, но и, несмотря на это, очень позитивным.
Искусство изображения – это, мне так кажется, искусство показа того, что есть вокруг нашей жизни, что человек не видит уже, привыкнув, или на что просто не хватает времени или душевного опыта. Художник, будь то живописец или фотограф, своим внимательным взглядом замечает эти вещи и показывает нам то, к чему мы привыкли, на что уже не обращали внимание, расширяя наш окружающий внутренний мир, обогащая его. И для меня самым важным показателем, когда я вижу произведение искусства, является вопрос – что хотел показать этим художник? Какой смысл вкладывает он в свою работу, и вкладывает ли он вообще в неё какой-то смысл?
Возможно, я сейчас об этом слишком банально и примитивно говорю, но такой критерий выработался у меня давно. У специалистов-искусствоведов восприятие художественных работ, конечно же, совсем другое.
Так вот, лично у меня было такое ощущение после того, как я посмотрел эти работы, что мне была дана возможность заглянуть в мир старости. В мир УХОДА.
В своем рассказе про посещение выставки я не стал описывать то, что было изображено на черно-белых снимках, наверное, это и не нужно, ведь говорят же  – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать!)
Но мне хотелось описать те чувства, те эмоции, которые я испытал в тот день, и которые есть во мне до сих пор. И я, по всей видимости, прихватив с собой кого-нибудь из друзей, обязательно схожу ещё раз в тот дом, стоящий на тихой улочке в самом центре нашего города.
Затронули мою душу эти картины, и мне хочется разобраться в этом глубже – чем затронули и почему.
А не это ли и есть смысл и цель искусства?




© Copyright: Чешенов, 2003
Свидетельство о публикации №2312290011
Список читателей


Рецензии