На злобу дня грядущего, от дня насущного

 На злобу дня грядущего, от дня насущного. Часть1
Начать я хочу с того, что в наши дни стало своеобразным воплощением идей Дж. Оруэлла, и в частности его пророческого романа «1984». В этом произведении антиутопии Оруэлл описывает государство будущего, 1984года. Государство в котором все и вся подчинено тотальному надзору со стороны управляющих структур и небольшой правящей элиты, во главе которой стоит, так называемый, старший брат- диктатор, всевидящее око которого присматривает за каждым действием и помыслом всех без исключения граждан, т.е. людей некоего среднего класса, обеспеченных хорошим жильем, работой, правом присутствия на всеобщих собраниях, праздниках воспевающих величие и непогрешимость государства, общественных казнях, зрелищах для масс и.т.д.
Другой класс людей называемых Оруэллом проллы, живет за чертой бедности, в трущобах, отгороженных от центральной части города. В принципе проллы предоставлены сами себе, на них не обращают особого внимания, они существуют в своем мире, где царит пьянство, проституция, бедность….
Возвращаясь к тому, чем я собственно хочу начать, а начну я с некоего сравнения, попытаюсь провести параллель между тем, что изобразил Оруэлл и нашим современным миром. В каждом доме жителя города в романе Оруэлла присутствует такая своеобразная камера наблюдения за человеком, названная «телекран»
За обывателем наблюдают, и наблюдают постоянно. Могут сделать замечание, могут наказать, могут ликвидировать. Сейчас, пусть не в такой форме, но телекран есть практически у каждого и имя ему телевизор. Средство пропаганды, средство манипуляции сознанием индивида то, что в состоянии отвлечь его от серьезных мыслей и насущных проблем, привести в состояние некоего ступора, заставив тупо уставиться в мерцающий экран, часто переключать каналы и потреблять те мысли, которые и должен получать, с точки зрения власти человек.
Постоянно меняющиеся, неискренние, полумертвые лица, шуты и клоуны, криво ухмыляющиеся, всячески кривляющиеся с экрана, шутки от которых становится противно, лица, не выражающие часто ничего, кроме искусственно созданных, низких помыслов и эмоций. Эдакое общество всеобщего развлечения…
Наше мышление, наше сознание и даже подсознание постоянно засоряется, притупляется, по чьему-то указанию, по чьей-то воли. Кому-то очень удобно «кормить» нас грязью и бредом с экранов телевизоров. Обилие развлекательного, вида телепередач, где мозг человека полностью «отключается», перестает мыслить, как бы засыпает. Ток шоу, вечные выяснения отношений между какими-то странными людьми, проблемы не стоящие ничего.
Представим ситуацию: среднестатистический человек возвращается с работы, возвращается уставший, опустошенный как физически, так и духовно. И что он делает? Ужинает, сидя у телевизора и часто проводит весь свой оставшийся вечер подобным образом. И так, практически постоянно, изо дня в день. Что же происходит с человеком. Его зомбируют, бесцеремонно промывают ему мозги. Не нужно мыслить, не нужно создавать. Главное получать и обеспечивать себя, как можно большим количеством материальных благ: одеждой, пищей, бытовой техникой, совершенно ненужными предметами интерьера. Одним словом, продолжать прожигать дальше свою жизнь, добровольно все более, становясь механизмом, винтиком огромной машины, которая незаметно порабощает его с каждым днем. У него уже нет времени на то, чтобы почитать книгу, выйти на улицу, отправиться подальше от шума города, побыть на едине с природой, звездным небом, подумать, помечтать… Он всесторонне зависти от необходимости всегда иметь работу, ибо лишившись ее, он лишается зарплаты, и через какое-то время становится не в состоянии ни то что купить себе что-то, но даже оплачивать множество налогов, которыми его облагают. Он может лишиться, как следствие, даже места своего проживания и, в конце концов, оказаться просто на улице. Мы подчинены и закованы невидимыми цепями общества, хотя часто не осознаем этого. И вся наша жизнь предсказуема, легко предугадываема, однообразна. Дни летят, мы стареем и идем к концу своего путешествия, так ничего и не узнав, не создав….
Но возвращаясь к телевизору. Можно видеть огромное количество различных информационных передач, новостных каналов. Наше мнение о том, что происходит в нашей стране, формируется средствами массовой информации, которые в большинстве своем подчинены государству. Часто мы относимся негативно, к каким-либо известным политическим деятелям и фигурам общественно значимым, только исходя из того, что нам о них рассказали, поведали с телеэкрана.
И наоборот, вызывают симпатию, часто те, кто «должен вызывать симпатию» по мнению тех, кто формирует нас, формирует общественное мнение. И так все время.
Пока у нас еще остается некоторая возможность выбора. Большинство литературных трудов в принципе общедоступны, мы можем начать размышлять над проблемами вечными, непреходящими, такими как смысл существования человека, над всем тем, над чем размышляли до нас многие мыслители, философы, поэты. Мы все еще можем начать слушать настоящую, не коммерческую музыку, ориентированную на небольшой круг слушателей, которые смогут понять истинное искусство и порыв души творца. Мы многое еще можем, но хотим ли мы этого? Нужно ли нам чистое искусство, или мы выберем легкий путь, заполнения времени нашей быстротечной жизни, бездушным мусором, который валится на нас со всех сторон и призывает не думать, а лишь послушно потреблять, уподобляясь при этом самому отвратительному существу, которое только может быть – обывателю.
Ведь путь познания – познания самого себя, познание внешнего и внутреннего мира, чрезвычайно тернист. И нас не ждет здесь ничто легкое, и легкодоступное. Придется страдать, биться за глоток свежего воздуха, сражаться, в первую очередь с самим собой. Итак, что нас ждет, это зависит в первую очередь от нас самих, ибо наше общество еще не столь тоталитарно, тотально подчинено, как это описывается в различных антиутопиях, хотя мы все же идем по пути, ведущему нас именно в такие условия существования, когда за нами будут постоянно наблюдать и ограничивать нашу свободу, не только дела, но и мысли, не только действия, но и творчества.
Кстати, огромное количество видеокамер наблюдения, установленных повсюду практически во всех развитых странах, так же говорит о многом. В метро, на улицах, даже в подъездах наших жилищ, почти везде. Иногда мы наблюдаем за собой, чаще же наблюдают за нами….
 


Рецензии