Человек уходит...

Загадка? Возможно. Вспоминая, Тина пыталась разгадать её. Ни один из встреченных ею по жизни людей не вызывал у неё таких противоречивых чувств. Это был интерес к человеку, в чём-то близкому, но так и не понятому до конца.

В Тинином отношении к ней присутствовали сочувствие, благодарность, раздражение, удивление, привязанность и в то же время желание вырваться из гипнотического плена странных и сложных отношений.
Уже много лет Тина ничего о ней не знала, да и, находясь рядом, она знала о ней только то, что ей позволялось знать, то есть то, что она видела своими глазами, могла понять и оценить.

... Прошло несколько дней нового учебного года в седьмом «Б», когда в дверях класса появилась директор школы Вера Ивановна. Она завела в класс за плечи невысокую девочку в серой невзрачной ручной вязки кофточке. Новенькая с тревогой вглядывалась в лица своих будущих одноклассников.

Из-под изогнутых дугой бровей и тёмных ресниц на них слегка исподлобья смотрели ярко голубые глаза, а скуластое лицо обрамляли пепельные худенькие растрёпанные косички. Весь облик был трогателен своей беззащитностью и растерянностью, а в лице было что-то птичье, даже хищное, но не без девичьей прелести. Так в Тининой жизни появилась Маша.

Почему первой, с кем новенькая заговорила в классе, оказалась она, ответить трудно, но, узнав её по жизни, Тина могла заключить, что её выбор был не случайным.
Новенькая осваивалась, а Тина со временем узнавала о ней то, что та позволяла узнать о себе. Она часто приводила Тину в их странную, размещённую в полуподвале, вытянутую, как пенал, квартиру в центре города: кухня с выходом наружу во двор, и две длинные, одна за другой небольшие комнаты. Из окна плохо освещённой комнаты можно было видеть лишь ноги снующих мимо горожан.

Родители новой подруги были родом из небольшого городка под Киевом.
Отец Маши погиб на фронте вскоре после её рождения, а мать – военный врач прошла медицинскую службу на фронте, а после войны работала в санчасти советских вооружённых сил в Германии. К моменту знакомства с Тиной, мама Маши, милейшая женщина и прекрасный отзывчивый человек, вышла вторично замуж и родила сына. Подруга ревностно любила мать, но не могла простить ей так быстро забытого погибшего отца.

Возможно, здесь и лежат истоки многих загадок, сформировавших её в человека сложного, неуживчивого и непримиримого. Как Тина смогла заметить и заключить из её скупых рассказов , отчима Маша ненавидела, считая его недостойной заменой отцу, которого не помнила и знала только по рассказам родственников.

У Маши была патологическая неприязнь к людям с некрасивой в общечеловеческом смысле внешностью. Отчим красотой не блистал, но удочерил её и добросовестно выполнял обязанности отца. Семья отчима приняла её мать с Машей в придачу без распростёртых объятий. В семье появились проблемы во взаимоотношениях, а девочка,с обострённым чувством справедливости и категоричностью, как следствие, затаила против отчима и его семьи злобу. Неприятие сквозило в каждом её ироническом взгляде и каждом слове, обращённом к нему и всему, что было с ним связано на всю оставшуюся жизнь.

А вот своего маленького брата, отцом которого был её отчим, она преданно и беззаветно любила, ради него была готова на любую жертву. Когда Маша неделями не появлялась на уроках, Тина знала, это болеет Толик, и она с ним нянчится, заменяя работавшую с утра до вечера мать. Крепким здоровьем сама Маша тоже не отличалась, часто попадала в детскую больницу. Тина прибегала к ней, приносила ей уроки, общаясь с ней через решётку больничного садика, посвящала во все школьные новости, помогала навёрстывать пропущенное. Тине не хватало их привычого общения, совместных прогулок, поэтому каждую свободную минутку она проводила с ней.

При математическом складе ума, в целом Маша была гуманитарием, как и Тина, они вместе много читали,открывая для себя мир книг, обменивались впечатлениями, заучивали наизусть стихи любимых поэтов. Гуляя по городу, девочки наперебой их декламировали, поправляя и посмеиваясь над неточностью или неверно восстановленной строчкой. Среди поэтов у них появились свои кумиры и изгои. В мнениях и привязанностях Маша была категорична и нетерпима к чужому мнению, иногда даже несколько высокомерна. Обладая хорошо подвешенным языком и ясным чётким мышлением, она была интересным собеседником.

Казалось, их связывает много общего, но, как это ни удивительно, время показало, что это не так. Преградой между ними оказались их, по-разному сложившиеся детские судьбы.
 У Тины был нормальный дом, любящие родители, друзья.
Машин мир был устроен по-другому. Замученная работой и заботами о маленьком сыне и нездоровом муже, Машина мама не могла дарить ей столько заботы и внимания, как мама Тины.

Машина мама не отличалась умением вести дом и заботится о детях. Подруге постоянно нечего было надеть, и Тина вместе с ней колдовали над мамиными платьями, подшивали, подгоняли, как умели мамины старые вещи, чтобы Маша смогла выйти на улицу.

Поэтому Маша пропадала у Тины дома, где ей всегда были рады, окружали теплом и вниманием. Тина замечала, как теплели Машины глаза, и добрел взгляд, когда она беседовала с Тиниными родителями, заинтересовано её выслушивавшими.
Иногда она приходила к ним вместе с братишкой, и им занимались все Тинины домашние. Маша была хороша собой, очень фотогенична. Мальчики в неё влюблялись, но Тина не смогла вспомнить, чтобы она удостоила кого-либо из них своим вниманием. В школе, кроме Тины, так близко ни с кем из девочек не дружила, часто над ними подтрунивала и считала ограниченными. А если намечались какие-то отношения, то вскоре Маша неожиданно переключалась на их родителей, а с подругами била горшки. Друзья появлялись и исчезали, слишком строго и беспощадно она судила их, не все хотели выдерживать её завышенные, а иногда и капризные требования.

Возможно, причина была в том, что жизненного опыта у Маши было больше, чем у её сверстников. Тина замечала, что дружит она больше с людьми, которые могут быть ей в чём-то полезными, даже в части советов, это были люди намного старше Маши, родители её соучениц и соучеников. Не исключено, что она искала недостающего ей в семье внимания или понимания, и Тина никогда не осуждала её.

Со своим подростковым эгоизмом, не исключено, что Тина не всегда понимала её проблемы. Иногда, в порыве откровенности, она изливала Тине душу, жалуясь на скупость родителей, не удовлетворявших запросы повзрослевшей девушки.
Когда Тина пыталась смягчить её запал в отношении к ним, Машино раздражение обращалось на подругу.
- Что ты понимаешь в жизни? Ты ни в чём не нуждаешься, не знаешь, что значит просить у мамы 30 копеек на трамвай. О тебе заботятся родители. Кто думал о том, что ты оденешь, и как будешь выглядеть? Твоя мама, а я должна думать обо всём сама, - раздражённо парировала она.
 Тина чувствовала в её голосе и поведении ревнивые нотки,и хотя ей было неприятно слышать это, не обижалась. В тот момент она ей искренне сочувствовала, сознавала, что они - подруги и могут говорить друг с другом обо всём наболевшем.

После выпускного вечера девочки встречались всё реже: Тина готовилась к поступлению в институт, а Маша куда-то постоянно исчезала. Маша всегда мечтала быть врачом, как её мама, но с её графой и подготовкой это было иллюзией. Предприняв безуспешную попытку поступления в медицинский, она на следующий год неожиданно поступила в иняз университета.
Из неё получился бы прекрасный врач. Она была способным человеком, а отзывчивости и умения сострадать, ей было не занимать.

Правда, это её качество тоже переходило иногда в свою противоположность. Она казалась Тине чутким человеком, умеющим приносить себя в жертву, если это требовалось. Когда у кого-то случалось несчастье или неприятность, Маша всегда была рядом. Она, как будто, была настроена на эту волну. Когда серьёзно заболел отец Тины, она, почувствовав это каким-то седьмым чувством, пришла на помощь, связала с лучшим специалистом, который смог помочь.

Боль, несчастье – это была её стихия, она жила в ожидании их, а вот в радости её никогда не было рядом. А если появлялась, то вела себя безучастно и не найдя себе места, на празднике жизни, быстро ретировалась. На Тинину свадьбу она пришла с опозданием. Небрежно бросила на стул подарок со словами:
- Это тебе, мама там что-то купила, я не знаю.
Тину обдало холодом, но виду она не подала.
После неудачи с мединститутом Маша год проработала в больнице, под руководством известного врача-невропатолога и интересного человека. Он стал её кумиром, на которого она молилась. Может, это и была её единственная любовь, но у него была семья, жена, сын, и её любовь в его планы не входила.

Тина никогда не видела её ни с кем из мужчин. Может, она на что-то надеялась в глубине души, поэтому все попытки познакомить её с кем-то из друзей успехом не увенчались. Она воспринимала это, как вмешательство в её личную жизнь, а Тине хотелось всего лишь ей помочь избежать одиночества. Маше уже было к сорока, а своей семьи по-прежнему не было. Её личная жизнь для Тины всегда была покрыта мраком, она никого никогда не впускала в неё.

Маша постоянно разыскивала своих незнакомых родственников, также быстро в них разочаровывалась и расставалась. Иногда у неё появлялись какие-то новые друзья или подруги, потом также неожиданно исчезали. Она крутилась в обществе творческих людей, поэтов, художников, но близко ни с кем из них не сходилась. Среди её знакомых, с которыми она общалась, почему-то было много людей, которые бывали у Тины в доме или имели к её семье какое-то отношение. Но это Тина узнавала от них, а не от неё, что её неприятно поражало.

Шло время. Машины родители получили трёхкомнатную квартиру в новом доме.
Тина с радостью помогала ей перебираться и благоустраиваться. У неё появилась своя комната, а потом после смерти отчима она осталась одна с мамой.
К этому времени её брат уже учился в университете в Таллине. Всё, что нужно было сделать для его устройства на новом месте, было сделано Машиными усилиями.
 Казалось, что эту родственную связь ничто не может разорвать или нарушить. Тем не менее, время показало, что это не так.

С мамой их отношения к тому времени зашли в тупик, они жили, как два совершенно чужих человека, в постоянных ссорах и распрях, доходивших до рукоприкладства.
С родственниками мамы, жившими с ними рядом, Маша тоже не контактировала,предъявляя к ним завышенные требования. Свою обиду на них, охотно изливала Тине, хотя их отношения тогда Тину уже в чём-то напрягали.
Когда умирала её мама, приехал из Эстонии Машин брат. С ним провела она эти тяжёлые минуты, после чего они не смогли поделить наследство и расстались врагами на всю оставшуюся жизнь.

Её хрупкая связь с Тиной, державшаяся на воспоминаниях юности, тоже едва теплилась, подогреваясь редкими телефонными звонками.
Как-то в течение нескольких месяцев Тина не могла застать Машу дома, и телефон её молчал. Но однажды она позвонила и с упрёком заметила, что Тина занята только своей семьёй и не интересуется её жизнью.
У Тины был тогда трудный период, и она пыталась объяснить своё невнимание к подруге тем, что у неё я недавно умерла мама, что сын в армии...
Тина не могла понять, почему так случилось, но в тот вечер Маша выплеснула на неё всё, что,видимо, в ней копилось за долгие годы их предполагаемой дружбы.
Маша узнала о себе много интересного:, что избалована жизнью и любовью близких, что никогда ни в чём не нуждалась. А в дом к ним Маша приходила общаться с Тининым отцом, обаятельным и много знающим человеком, а вовсе не с ней...

Тина молча опустила трубку на рычаг. Больше они не виделись. Так Маша исчезла из жизни Тины , оставшись для неё неразгаданной болезненной загадкой.
Через полгода Тина встретила Машину двоюродную сестру, и с удивлением узнала, что Маша уехала, то ли в Америку, то ли в Канаду, туда, где живет её кумир.Её длительное отсутствие дома накануне их разрыва было связано с подготовкой к важным переменам в её жизни, на которые она уже решилась.
Свои новые координаты она никому не сообщила, по-видимому, пытаясь выбросить из памяти всех, с кем общалась в прошлом.

« Человек уходит, и затихают в пространстве его шаги. Но иногда они ещё долго звучат во времени…»(c)Ф.Кривин


Январь 2006г.


Рецензии
Такие люди как Маша встречаются нередко - обозленные на весь мир с рождения, они несчастны потому что злы, а не потому что кто-то виноват в их неудачах.Отношения с ними - как вампир с донором. И у меня была такая подруга - и вот так же загадочно прервала все отношения. Но если честно - я не слишком расстраиваюсь.

Майя Басова   01.11.2010 20:44     Заявить о нарушении
Вы правы, Майя!Вначале Тина искала причину, конечно, искала свою вину, но время все расставило на свои места и огорчения ушли в прошлое. Только иногда еще слышны шаги... ведь юность не перепишешь.

Эва Замалина   01.11.2010 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.