Статья о творчестве Владимира Гореликова 2007 г

ПОЭЗИЯ ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
о книгах стихов В. Гореликова «Хмурое поднебесье» и «Ближний свет»

Обе книги петербургского ученого, профессора Горного института Владимира Гореликова похожи и тематически и по форме, несмотря на то что между ними почти пятнадцать лет. Явных следов развития мы не увидим, т. к. автор сформировался задолго до выхода в печать. Это не хорошо, и не плохо. Это данность.
Владимир Гореликов остается верен себе, своему взгляду на печальное положение, в котором оказалась его страна и народ, после разорительной «перестройки». Взгляду, полному горечи и печали, но все же не безнадежному. Даже констатируя всеобщее запустение, он верит, что «теплые дни» для России и для каждого из нас в отдельности все-таки наступят:

Досками плотно,
До теплых дней
Забиты окна
На сто гвоздей.

И лег, как в спячку
На ржавый бок
Молчун-собачка
Дверной замок.

Боль за страну и людей — главный мотив, определяющий характер поэтических книжек автора. Это достойная позиция не хнычущего и стенающего обывателя, потерявшего куцые льготы и эфемерные привилегии, а настоящего патриота, понимающего, что происходит вокруг, и способного выразить это в слове без истерики и ложного пафоса.
У Владимира Гореликова вообще обостренное чувство собственного несовершенства и несовершенства времени, в которое ему выпало жить. Пишет он об этом правдиво и откровенно:

И больно было тополям
Смотреть, как на дороге
О души наши, как о хлам,
Смеясь, мы вытирали ноги…

Что касается сегодняшнего времени, то в творчестве Гореликова это особая статья. Тут его дарование раскрывается в полной мере:

Больная эпоха!..
Закон что глухарь,
В вещуньях — сорока,
В светилах — фонарь.

И ведь как это верно, если вспомнить нашу новейшую историю. И в вещуньях у нас новодворские с жириновскими, и в светилах сахаровы, да лихачевы. Причем, поэт видит, что для России эти времена наступили не внезапно. Он чувствует историю и не склонен заниматься мифотворчеством:

Не слышно в полях Гамаюна,
На церкви не видно креста.
Здесь предки низвергли Перуна,
Потомки забыли Христа.

При этом у него нет и огульного низверения нашего прошлого, что стало непременным атрибутом исторических изысканий. Почти откровением выглядят в наши смутные времена его вроде бы простые, но выстраданные строки:

Сталинских лет комсомольцы
Эпохой своею гордые!
Время, в обидах не ройся,
Сраму не имут мертвые.

При этом поэтизация прошлого все-таки присутствует. Так, он обращается к крестившему Русь князю Владимиру, от лица всех униженных и оскорбленных русских людей с просьбой, которая заканчивается уж совсем неординарно, по-поэтически неожиданно:

Все сдано ворам
Да ушкуйникам.
Будь отцом ты нам,
Будь заступником!

Силой зла и тьмы
Русь расшатана…
А из века мы —
Из двадцатого.

Вот это петиция! Связь времен в действии. Причем для Владимира Гореликова это не просто поэтическая находка. Для него такой поворот дела — реальность, а просьба к Владимиру — состояние души. Сказано это так убедительно, что кажется — не оставит Ясно Солнышко своих потомков.
И совсем в другом по мелодике стихотворении поэт пишет с той же болью:

И присев на край заката,
Под навесом облаков
Буду медленно и свято
Вспоминать язык волхвов.

Значит, не все так беспросветно на родине поэта. Есть что помнить и что беречь. Есть за что постоять, даже при сознании, что от него мало что зависит. От этого позиция становится лишь тверже.
Из минусов можно отметить некоторую лубочность авторской интонации. Иногда выбранный частушечный лад, не подходит теме, требующей большей жесткости и серьезности. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные «винные ларечки», «книжечки заката» и «платьица березок», снижают общий трагический настрой. Особенно это заметно, когда дело касается самых болевых строк:

Нет квартиры? Ну и ладно,
Нет прописки? Ну и что ж?
На всю НОЧКУ за бесплатно
Упаду в густую рожь.
……………………………
Там не требуют прописки.
С кротким словом на устах
Там Христос, как самых близких,
Привечает всех бродяг.

Не всегда оправданно, на мой взгляд, он сбивает чередование рифм в традиционных четырехстрочных строфах и свободно относится к количеству стоп в строке, что задевает слух, привыкший к ритмическому единообразию.
Бывает, автор допускает в своей поэтической речи штампы. К слову золотой у него особое отношение: «золото листвы», «золото заката» (это сочетание встречается несколько раз), «Ангел Златые Власа», «золотая адмиралтейская игла» и т. д.
Но все это мелочи. Владимир Гореликов умеет построить поэтический образ. И хотя образность для него не главное, он запросто может сказать, что на озере «рябь, как помехи на телеэкране», а о лирической героине: «И плавают детства лебеди // В озере ваших глаз». Об опустившихся на дно жизни: «целуют стакан», а о падшей женщине, что она «Загнала душу в угол…». А так он видит гибель природы от человеческих рук:

Задохнулись от дыма поля,
И рванув на груди рубашки
Под бульдозер легли тополя,
Заслоняя собой ромашки.

Всеобщая урбанизация вызывает в поэте чувство досады и стремление противостоять ей. Так метафорично изображен конфликт механизмов и природы:

Возле густых покосов,
Пьян от кривых дорог,
Трактор чумазым носом
В сена уткнулся стог.

Иногда удачные сравнения даже перекочевывают из первой книжки во вторую. Например, в «Хмуром поднебесье»:

И словно кладбища кресты,
На крышах шиферных антенны

перекликается с «Ближним светом»:

Вот и стынет антенна над крышей,
Как в туманы заброшенный крест.

Есть у Владимира Гореликова излюбленный прием — сталкивание противоположных понятий для раскрытия тонких душевных переживаний. Этакая антитеза. Соединяя подчас антагонистические явления, он добивается прекрасных результатов:

И в снежинках воздух —
Как привет из детства…
Хорошо, морозно.
И тепло для сердца.

Или: «Уходил я отсюда — сын, // А вернулся назад — бродяга», «Как безоблачно чист небосвод, // Как в сознанье темно и дождливо». Иногда этот прием становится даже предугадываемым, но не менее убедительным: «Как не выстужен отчий дом, // Все равно он теплее чужого».
Перечислять все подобные удачи, нет надобности, и все-таки приведу еще:

И снится ль, в самом деле,
Отпевают старухи
Меня, не усопшего в теле,
Усопшего в духе.

Стихи Владимира Гореликова — пример неброского, внутреннего, полного драматизма сопротивления своим слабостям и общей подлой действительности.
А главное — хочется верить что «хмурое поднебесье», несмотря ни на что, не может затмить «ближний свет».

10.01.2007 г.


Рецензии