Капиталист

Капиталист

 Это сейчас рыночные отношения принимаются, как само собой разумеющиеся и многие снисходительно улыбаются по поводу планового ведения хозяйства. Но в 1948 году на одной шестой части нашей планеты все это было не столь очевидно. Я занимался в третьем классе мужской краснодарской школы. Прошло три года после окончания войны, отец служил в Севастополе во флоте. Мне из-за слабых легких врачи рекомендовали прервать на год занятия, в крайнем случае учиться разрешалось, но без особого усердия, чтобы не перетрудился, то есть будь, как будет: ребенок все же останется при деле и, может быть, не потеряет год в школе.
 Я считал, что врачи переусердствовали с диагнозами, правда, я переболел тяжелым воспалением легких, но это все уже позади, сейчас я никаких хворей не ощущал. Поскольку мне рекомендовали побольше бывать на воздухе, я все время пропадал во дворе с мальчишками, или читал дома книжки из школьной библиотеки.
Домашние задания делались на скорую руку кое-как. Вокруг было столько интересного, притягательного. Результат проявился тут же в многочисленных двойках, что меня совершенно не расстраивало. Жизнь прекрасна!
 Мама не знала, что делать: с одной стороны, следовало как-то повысить успеваемость, с другой стороны, никаких заставляний в учебе не допускалось.
 И однажды после серии двоек она повела серьезный разговор. Между мною и мамой заключалось тайное соглашение, которое мы обязались не разглашать. С тех пор прошел изрядный срок в 55 лет, но только сейчас секретность с того соглашения за давностью времени снята. Тем более, что государственные интересы это не затрагивает. А тогда педагогика была полностью забыта, хотя ещё вопрос, как на это посмотреть. Дальше начинались рыночные отношения. Их идея мне понравилась, хотя на первых порах и вызывала опасения: вдруг окажусь несостоятельным.
 Мне был дан в кредит первоначальный капитал -5 рублей. Я должен был ответственно к нему подходить и не тратить сразу же, хотя, в принципе, мог тратить и сразу.
 Затем в действие вступала такая арифметика: если я получал пятерку, я зарабатывал 1 рубль, если четверку –50 копеек, тройка никак не оценивалась, а вот за двойку я уже платил 50 копеек, за единицу платить приходилось 1 рубль. Вот для чего был учреждён первоначальный капитал –кредит.
 В то время антипедагогическое действие соглашения проявлялось очень явно, поэтому то оно и было секретным.
 Как и водится у людей ответственных и честных, соглашение было устным, слово договаривающихся сторон было незыблемым.
 В течении двух –трёх недель после этого деньги переходили из одних рук в другие и обратно, а потом маме все чаще и чаще приходилось лезть в кошелек. Мой капитал рос, и я спокойно мог его тратить на мороженое и кино. Резко повысилась моя активность и на уроках, так как неожиданно мне потребовалось большее количество оценок, ведь если выученный материал не оценивался, то, затраченные усилия и время пропадали, как я считал, бесцельно. Капитал должен приумножаться.
 Бывали времена, когда мама не могла сразу же расплатиться и я великодушно «давал» ей деньги в долг. И очень этим гордился. Рыночные отношения процветали.
 К концу четверти моя успеваемость заметно повысилась, после чего мама к моему великому сожалению расторгла наше секретное соглашение. Так что капиталистом я пробыл совсем немного, где-то полторы четверти.
 И хотя рыночные отношения в учёбе нами больше никогда не использовались, приобретенное тогда ускорение продолжало действовать ещё долгое время, так, что я даже закончил школу с медалью.
 А может быть такие отношения следовало бы узаконить?
 17.05.03


Рецензии