Остров как отторжение

Вчерась грянуло православное Рождество, и видимо для того, чтобы прибавить духовности одуревшей и окосевшей от новогодних праздников аудитории, национальное телебаченье решило выдать на гора распиаренный во все уши мега-хит кинопроката, полный глубокого смысла и иносказаний "Остров".
Сделав парочку коктейлей "Кровавая Мэри", ибо только этот напиток возвращал меня к жизни после бездуховного времяпровождения, я решила честно, от начала и до конца проштудировать сей киношедевр, чтобы не выглядеть в глазах своих друзей и знакомых вконец отставшей от жизни.
Скажу откровенно, первые полчаса мне хотелось от души дать ногой по бедному и ни в чем не повинному телеящику, до того нудно и неинтересно развивалось действие. Но третий коктейль примирил меня с действительностью, и даже стали вырисовываться кое-какие выводы, которые в дальнейшем будут являться моим сугубо личным мнением.
Итак, что мы видим? На острове, вернее в Соловецком монастыре, обретается некий старец, отец Анатолий, творящий, якобы чудеса и исцеляющий болезных и калечных. Сразу возникают вопросы, почему отец, у него что, есть богословское образование и рукоположение? Самое большее на что он тянет - это брат Анатолий. Никогда не была знакома с жизнью реальных монахов, зато знакома с людьми глубоко верующими, соблюдающими все посты и обряды (ко мне это не относится), но то что я увидела, произвело двойственное впечатление. Но начну с самого начала.
Анатолий, будучи молодым матросом, совершает гнусный и безнравственный поступок. Попав в плен, он вначале предает, а затем стреляет в своего боевого товарища, причем делает это совершенно омерзительным и отвратным образом. К слову сказать, в ходе жизненного опыта было замечено, что люди в основном не меняются. Если они с молоду были гнилые и подлые, то потом эти качества только усиливаются, святостью здесь и не пахнет, а уж образ мессии и рядом не стоял.
Далее, режиссер хотел показать, что человек, осознав глубину своего падения, решает как бы сам себе вынести приговор за содеянное, и обрекает себя на монашеский образ жизни и заточение на острове, попутно начинает всячески чудить, ставить диагнозы и пророчествовать. На самом деле он является военным преступником и скрывается от уголовного преследования. Да и друзья-матросы его за это явно бы не похвалили и по головке не погладили.
К примеру, эпизод с больным мальчиком. Невооруженным взглядом видно, что у ребенка или туберкулез кости, либо того хуже саркома. Это вовсе не психосоматическое заболевание, которое можно вылечить глубоким потрясением или самовнушением. Старец с доброй улыбкой, помоляся, отбирает у детёныша костыли, типа, ходи теперь сам. Может быть он и походит какое-то время, но долго ли?
Весёлое, полное оптимизма напутствие для своей прихожанки:"Продавай, подруга, всё, в особенности свинюшку, и езжай к пропавшему без вести мужу во Францию, он тебя ждёть!" Ну, скажите мне, с какого дуба он рухнул, чтобы так далеко посылать человека? Он вообще понимал, что будет с бедной женщиной, когда она, продав свое имущество, приедет во Францию и никакого мужа там не обнаружит?
Приходит к нему за советом хронически берёменная девушка. "А мальчик-то у тебя родится - золотой!", - глаголет старец, а если девочка? Зная быт деревни, их захмычки и ухватки, полагаю, что девицу потом всю дорогу будут посылать по матушке, заклеймят беспутной и гулящей, а уж по-нормальному замуж ей вообще не светит. В общем отец Анатолий делает то же, что и в молодости, прикидываясь юродивым, всячески гадит и паскудит людям.
Особой фишкой является акт сожжения мягких хороших сапог отца-настоятеля и дальнейшее выкуривание его из кочегарки. Видимо, чтобы быть глубоко хорошим, духовным и верующим человеком, нужно ходить в одних носках и молиться, стоя задом к иконам. Об этом я уже просто не могу говорить.
Ну, что еще хотелось бы осветить в данном контексте. На остров приезжает недострелянный в молодости боевой товарищ Тихон, ставший адмиралом. Вот, видно, какой хреновый человечишко, перед фашистами гордо держался, не предавал, доплыл с простреленной рукой, до адмиралов дорос, а это вам не хрен собачий. Но зашибись какой духовностью не обладал. За это его Бог наказал одержимостью дочери, полученной в результате душевного потрясения после гибели мужа на подводной лодке.
На этом хотелось бы остановиться особо. Что есть бесноватость(одержимость дьяволом)? Это допущение в свою душу(разум) беса, и взращивание его в течение какого-то времени. Ну, опять-таки серьезное психическое расстройство. И воздействие при излечении или при обряде экзорсизма в основном происходит на разум, при введении больного в трансовое состояние. Шаманы для этого едят поганки и обкуриваются всякой гадостью. Я балдею, девочка не знала, что из неё будут изгонять беса, побегала маленько по снежку, попряталась за камнями (а старец в енто время истово молился), потом рухнула на снег, и бес был изгнан. Давно я так не смеялась.
Пронзительно глядя в глаза Тихона, и изо всех сил телепатируя ему мысль "что ж ты, гад, жив остался, а я не знал и всю жизнь из-за тебя мучился", отец Анатолий отпускает ему и себе грехи, потом ложится в ящик и помирает. Финиш. Остается ощущение псевдодуховности и подражания Тарковскому.
Вот так я и развлекаюсь, попутно повышая свой культурный уровень и общественное самосознание. ИМХО


Рецензии
Ника, мне кажется, Вам просто непонятен художественный язык, на котором это сделано, он не вызывает у Вас эмоций. Возможно Вам не хватает не столько знаний и кругозора, сколько собственного эмоционального опыта, богажа и глубины собственных переживаний, чтобы судить о таком произведении, чтобы его прочувствовать. Вам, как ребенку, еще ни разу не любившему, неинтересно читать про любовь. Подрастете, поймете, дай Бог не слишком дорогой ценой. С уважением.

София Прус   19.02.2007 21:52     Заявить о нарушении
Наверное, вы правы, София. Может быть я действительно еще не доросла, попробую пересмотреть фильм через некоторое время, в более спокойной обстановке...)))
Большое Вам спасибо за отклик, мне всегда очень приятно выражение любого логически обоснованного мнения, ведь для этого и существует творчество, чтобы у разных людей оно вызывало разные чувства и эмоции.
С благодарностью.

Ника Ростоцкая   19.02.2007 22:26   Заявить о нарушении
Уважаемая София!
Знакомство с Вашим творчеством произвело на меня большое впечатление, очень многое мне понравилось, некоторые вещи вызывают вопросы, но в целом, сразу видно, что это мысли взрослого, умного и глубоко чувствующего человека. Поэтому я попытаюсь более развернуто ответить на Вашу вчерашнюю реценцию.
Я уже начинаю чувствовать себя неким Салманом Рушди, посмевшим попрать законы шариата. А ведь было высказано всего лишь личное, никому не навязываемое мнение о просто ФИЛЬМЕ, художественном произведении созданном просто ЧЕЛОВЕКОМ Павлом Лунгиным. Вы же не станете утверждать, что Лунгин - апостол, провозгласивший непререкаемую истину, а изображение на экране - это икона стиля? Кстати, среди моих знакомых много людей, которым картина понравилась, хотя у них и нет большого жизненного опыта за плечами, перенесенных страданий и потрясений. И я, зная их в принципе довольно ограниченный кругозор, не обвиняю в непонимании того, что поняла, допустим, я. А вот теперь мне бы хотелось, если Вам нетрудно, конечно, оттолкнувшись от осознания того, что я тоже человек, перенесший в жизни много страданий, таких, что и врагу не пожелаешь, а "любови" свои не описываю только жалея читателей (не хочу, чтобы у них шарики за ролики заехали), обосновать и аргументировать, ну хотя бы один из отмеченных мной эпизодов. Чтобы было легче, я возьму на себя смелость задать некоторые вопросы:

1. Представьте на месте Тихона кого-нибудь из ваших родственников, простили бы Вы в этом случае убийцу и предателя, даже, если он трижды раскаялся?

2. Представьте себя на месте женщины, продающей своё имущество и уезжающей в Париж.

3. Представьте себя на месте матери больного ребёнка, ведущего его не к врачу, а к шарлатану. По-моему, наше поколение и общество уже и так в достаточной степени пострадало от новоявленных мессий и криминальных пророков, взять те же секты "Белое братство", "Свидетели Иеговы", и т.д., чтобы ему навязывали историю о предательстве, превращенном в подвижничество.

Ну, вот мне бы и хотелось обсудить эти темы. С уважением.

Ника Ростоцкая   20.02.2007 11:57   Заявить о нарушении
Ника, попробую, с учетом, что мое мнение тоже не истина в последней инстанции:
В данном случае, убийца и предатель сам пострадал не меньше, а гавное, раскаялся, он принял наказание добровольно. "Убитый" почти не пострадал и прожил более счастливую и благополучную жизнь. Проигравших не пинают, поверженный враг, уже не враг. Если было бы наоборот, если бы путем предательства и убийства он обеспечил свое благополучие, не простила бы. А так, простила бы точно, я вообще легко прощаю.

Теперь с Парижем. Мы ведь не знаем, последовала ли она совету старца. Но если она все же пошла на такую жертву, то значит, не могла носить в душе эту тяжесть, и старец это видел. Бывает так, что близкий человек погибает, но это никак не осознать, такое состояние одно из тяжелейших психологически. Даже если в Париже никого не окажется, она осознает окончательно, что его уже нет, и что она сделала все возможное, и освободится от чувства вины. Чувство вины считается психологами несовместимым с жизнью. И чем черт не шутит, может быть, и устроится она в Париже, с чистой-то душой проще начинать жизнь заново.

Конечно,Ника, ни мы, ни режиссеры все-таки не медики, чтобы судить о том, что могло бы помочь мальчику. В том варианте мне кажется есть небольшая натяжка, а в приципе некоторые параличи конечностей носят психологическую природу и легко снимаются внушением.

София Прус   20.02.2007 15:11   Заявить о нарушении
Кстати, о последнем эпизоде с исцелением молоденькой женщины. Я не увидела здесь ничего сверхъестественного. Это случай, когда травмирующее событие вытесняется из сознания, человек либо не осознает, либо не помнит несчастья. Поэтому женщина сначала так неестественно весела. Старец вызывает у нее катарсис, осознание: это когда переживание, вытесненное в подсознание человека, вновь осознается и переживается. Без такого осознания и повторного переживания невозможно вернуться к нормальной жизни, обычная психотерапия. Просто старец пришел к этому интуитивно.

София Прус   20.02.2007 15:19   Заявить о нарушении
Добрый вечер, София!
Именно такой обмен мнениями я и называю конструктивным диалогом...)))
Большое спасибо за столь подробный и интересный ответ. Мне, на самом деле вовсе не было так важно вовлечь Вас в дискуссию, т.к. переубеждать взрослого сложившегося в своих взглядах на жизнь человека - нет более неблагодарного и портящего километры нервов занятия. Не могу сказать, что мне близок Ваш ответ на первый вопрос. Не то, чтобы не по душе, нет, такое мировоззрение характеризует Вас, как человека доброго, даже где-то немного приверженца толстовской философии "непротивления злу насилием". Даже, если это и не так, то различие наших убеждений не настолько страшно, каким может показаться, ни под одну статью УК Российской Федерации оно не попадает.)))Просто мы РАЗНЫЕ ЛЮДИ, и я уважаю Вас за ВАШИ мысли.
А вот то, что человек, позиционирующий себя как пророк, не несет НИКАКОЙ ответственности за свои советы, вот, что по-настоящему страшно. То, что его прогнозы или сбудутся или не сбудутся 50/50, это и так понятно. Я всё-таки стараюсь рассматривать этот фильм с позиций реализма, и где-то даже соц.реализма.
Эпизод с девушкой. Я была почти готова принять Вашу точку зрения, если бы не разговор с одним посвященным в религиозные тонкости товарищем. Он время от времени посещает Псково-Печерский монастырь и знаком с подробностями правильного экзорсизма. Так вот, при одержимости бесом, как об этом явлении рассказывается в первоисточниках, действительно больные ведут себя как и эта девушка. "Перекукарекивание" - это как бы бесы между собой перекликаются. А вот обряд изгнания должен происходить обязательно в церкви или монастыре, идёт долгая отчитка, и бес так не хочет выходить из человека, так его, болезного колбасит, что словами передать невозможно. ))))Короче говоря, сама я в эти рассказы не очень-то верю и рассматриваю с позиций марксистско-ленинской философии...)))
София, еще раз большое спасибо, загляну вскоре на Вашу страничку (если пригласите). С уважением.

Ника Ростоцкая   21.02.2007 00:50   Заявить о нарушении
Ну вот, Ника, почти договорились. Что касается изгнания бесов, то я , честно говоря, не знаю, что такое правильный экзорсизм, но как психолог могу утверждать, что речь идет об одном и том же, только называемом разными терминами, а именно, о катарсисе, о неожиданном осознании чего -то, что есть в подсознании человека, и переживании по этому поводу. Можно называть это изгнанием бесов, в конце концов, человеку малообразовнному так понятнее.
Герой не позиционирует себя как пророк, о нем просто идет такая молва. Он не занимается саморекламой, как нынешние экстрасенсы, например. А что касается отвественности, то у верующих людей ее хватает, они чувствуют отвественность перед Богом, и понимают, что есть грех.Спасибо, Ника, за интересное общение.

София Прус   21.02.2007 02:23   Заявить о нарушении
Взаимно, София. Удачи!

Ника Ростоцкая   21.02.2007 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.