Почему из России уехали евреи?

  Параграф 92 из книги автора "Прозрение". Более полная публикация см.: lib.ru, Заграница, Прозрение, параграф 92. Можно с фото в Интернете:
http://world.lib.ru/t/trahtenberg_r_m/gorodaigody-133.shtml

ПОЧЕМУ УЕХАЛИ ИЗ РОССИИ В ИЗРАИЛЬ МНОГИЕ ЕВРЕИ, ДАЖЕ САМЫЕ
 ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ И БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ?
 
 С таким вопросом рано или позднее встречался каждый оле «призыва 90-92-го». Его с затаённой надеждой задавали настоящие ватики.

 Обычно новый израильтянин в первый момент бодро открывал рот для ответа... да так и оставался в этом неловком состоянии – очевидных мыслей оказывалось больше, чем приспособлен принять и обработать наш орган речи.

 Избыток ответов заставляет предположить, что нет единственной причины, объясняющей всё.
 Подумаем спокойно. Спешить уже некуда.

 Для людей религиозных ответ ясен – сбывается одно из самых сияющих пророчеств Торы:
 «Тогда возвратит Господь изгнанных и опять соберёт тебя из всех народов, среди которых ты был рассеян, хотя бы был заброшен на краю неба, и оттуда возьмёт тебя.
 И приведёт тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею.
 И обратит Господь все проклятия эти на врагов твоих и на ненавистников твоих, которые преследовали тебя.
 И снова Господь будет радоваться, творя тебе блага, как Он радовался отцам твоим».

 Люди, лишённые «блаженства веры», на той родине, как правило, толком и не слыхивали о Книге Книг. Их вытеснило из привычной жизни что-то иное.

 Эти люди воспользовались возникшей прорехой в железном занавесе и, сознательно превратив себя в нищих, устремились в неизвестность маленькой страны с большими проблемами.
 Что же так неумолимо толкало их на столь тяжёлое решение?

 Антисемитизм?
 Верно, к 1990 году привычное издевательство родного государства над евреями, продвигающимися согласно талантам в министры, директоры, артисты, учёные, обострилось выпадами улицы.
 Горлопаны собирались у Казанского собора, дома в почтовых ящиках находили открытки с угрозами, какие-то подонки звонили по телефону, можно было налететь на агрессивное замечание пьяного в автобусе...
 Преследование тебя, как еврея, было обидно, мерзко, оно тревожило, но одно это не могло заставить людей бежать из страны.

 Режим, пропитанный принуждением, ложью и страхом?
 Вызывало отвращение кривляние маразматических партийных вождей.
 Угнетала беззащитность перед всесильной властью, запрет слушать, говорить, читать, видеть и думать.
 Осточертели все эти партийно-профсоюзные собрания (принудят выступать). Противно изображать «добровольное» единогласие.
 На вопрос из президиума: «Кто против?» – подними-ка руку, один, хотя половина зала внутренне тебя поддержит. В первый момент, а во второй – стаей набросятся.
 Устал представляться «активным членом»: улыбайся на воскресниках, делай вид, что воодушевлён картиной, где лично Ильич добровольно несёт бревно.
 Детский сад демонстраций: радуйся какому-то революционному празднику, но не попадись не вовремя на глаза начальству - заставят тащить здоровенный портрет гения всех народов.
 Махровая демагогия – пристанет мелкий доморощенный партайгеноссе, и не пошлёшь его, куда следует.
 Глупо и опасно. Нет, не убьет, не посадит – просто накапает в партком, и скоро почувствуешь: твой курс передают читать другому, хоздоговор не разрешают, поэтому аспирантам доплачивать не сможешь и т.д.
 Конечно, опротивело жить под вечным страхом. Конечно, спавшие под наркозом понятия: человеческого достоинства, гордости, свободы – иногда давали о себе знать. Но уже появилась надежда на «перестройку».
 Бежать из страны именно из-за угнетения режимом решились бы немногие.

 Жажда денег? «Рыба ищет, где глубже?»
 Кто-то изобрёл даже термин «колбасная алия». Но к людям, уехавшим в Израиль, а не в Америку или Германию, и особенно во время массовой алии начала 90-х – это неприложимо.

 Особой загадкой было поведение жителей Москвы, Ленинграда, Киева.
 Евреи из этих столиц Советского Союза отбросили своё исключительное право жить в закрытых для всех остальных граждан империи особых комфортабельных «государствах».
 Они потеряли прекрасные (теперь всем понятно) квартиры – центральное отопление, мусоропровод, горячая вода, лифт, паркет, высокие потолки – и всё за мизерную плату.
 Расскажи – не поверят о покинутой красивой даче в лесу, у озера или реки с рыбалкой.
 А как её завоёвал, о блате, взятках – и не расскажешь.
 А музейно красивое чистое метро, такого и близко нет в Лондоне, Париже или Нью-Йорке.
 А пригородные электропоезда, отправляющиеся во все концы каждые 3-5 минут.
 А престижная работа и уверенное положение среди людей.
 Ну и как все – оставили нажитые жизнью не одного поколения картины, мебель, фамильное серебро, деньги, пенсии, семейные архивы, могилы родителей.
 Вместо уже имевшихся благ они встречали новое общество с незнакомым языком, проблемы найти даже чёрную работу, съёмные квартиры и хозяев, непривычную жару, пространства цивилизованные, но – ни речки, ни настоящего леса! Море – но не Сочи.
 Нет, поиск житейских благ не вёл этих людей в путь.

 Еврейский патриотизм?
 Да, после Шестидневной войны евреи Советского Союза стали иными, они распрямились, в печальных глазах появился новый свет.
 Да и все окружающие с удивлением и уважением взглянули на ещё вчера казавшихся такими жалкими потомков народа, сумевшего сегодня, вместо ожидаемого вырезания, вмиг и в пух разбить злобные арабские армии при всей азартной советской поддержке.
 Помните, все повторяли анекдот:
 «Проснулся, слышу по радио – арабы ринулись на Израиль.
 Пью кофе, передают – израильская авиация уничтожила все их самолёты.
 Выхожу на работу, говорят – еврейские танки на берегу Суэцкого канала.
 Вхожу в метро – они уже здесь!»
 И всё-таки одного этого было недостаточно, чтобы сорвать семьи с веками обжитых уютных мест.

 Может быть, ровная жизнь – скучна?
 Внутри нас есть что-то, заставляющее стремиться к «перемене мест»?
 Испытанный способ понять настоящее – оглянуться на прошлое.

 О, здесь нам повезло! Книга Книг рассказывает о жизни еврейского народа три тысячи лет назад.
 После сорока лет блуждания по Синаю преемник Моисея Йеошуа ввёл евреев в обещанную Богом землю и распределил её в точном соответствии с картой, продиктованной Всевышним.
 И установился покой и мир истинной свободы:

 «Каждый делал то, что ему нравилось».

 Но прошло некоторое время, и народ заволновался. Захотел, чтобы вместо Господа его судили обычные судьи. Их авторитет не признавался всеми.
 Начались споры и раздоры. Снова зароптали люди: «Дайте нам царя, как у других народов!»

 И пояснил им Бог:

 "Дам вам царя, но его обычаи таковы, что сыновей ваших он приставит к колесницам своим, и они будут бегать перед ними и за ними.
 И поставит вам начальников.
 И будете пахать его пашню, и жать ему жатву, и делать ему принадлежности для колесниц его.
 И дочерей ваших возьмёт в стряпухи.
 И лучшие поля ваши и виноградники отдаст слугам своим.
 И от урожая вашего возьмёт часть и отдаст царедворцам своим.
 И сами вы будете ему рабами.
 И возопите вы из-за царя вашего, но не ответит вам Господь".
 
 Но сказал народ – нет! Только царь пусть будет над нами.

 Слышу хор возмущённых голосов:
 «Он хочет сказать, что мы уехали от скуки!»
 Тише, тише – но свою долю скипидарчика она вложила?

 А почему покончил с собой, достигнув полного благополучия, Кандид у Вольтера?
 Зачем лез под пули чеченцев Лермонтов?
 Отчего находится столько желающих участвовать в ослепительном аттракционе – привязаться резинкой за ноги и сигануть головой вниз с моста?
 Да, посмотрите на ребёнка, у которого чувства и действия естественны. Сколько времени он просидит без увлекающего занятия? Минуту, две? А затем никакой силой, угрозой и подкупом его не удержать.

 Осмелюсь предложить пострадавшему и осчастливленному читателю продолжить этот перечень великих и смешных поводов нашего исхода.


Рецензии