Почему из России уехали евреи?
http://world.lib.ru/t/trahtenberg_r_m/gorodaigody-133.shtml
ПОЧЕМУ УЕХАЛИ ИЗ РОССИИ В ИЗРАИЛЬ МНОГИЕ ЕВРЕИ, ДАЖЕ САМЫЕ
ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ И БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ?
С таким вопросом рано или позднее встречался каждый оле «призыва 90-92-го». Его с затаённой надеждой задавали настоящие ватики.
Обычно новый израильтянин в первый момент бодро открывал рот для ответа... да так и оставался в этом неловком состоянии – очевидных мыслей оказывалось больше, чем приспособлен принять и обработать наш орган речи.
Избыток ответов заставляет предположить, что нет единственной причины, объясняющей всё.
Подумаем спокойно. Спешить уже некуда.
Для людей религиозных ответ ясен – сбывается одно из самых сияющих пророчеств Торы:
«Тогда возвратит Господь изгнанных и опять соберёт тебя из всех народов, среди которых ты был рассеян, хотя бы был заброшен на краю неба, и оттуда возьмёт тебя.
И приведёт тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею.
И обратит Господь все проклятия эти на врагов твоих и на ненавистников твоих, которые преследовали тебя.
И снова Господь будет радоваться, творя тебе блага, как Он радовался отцам твоим».
Люди, лишённые «блаженства веры», на той родине, как правило, толком и не слыхивали о Книге Книг. Их вытеснило из привычной жизни что-то иное.
Эти люди воспользовались возникшей прорехой в железном занавесе и, сознательно превратив себя в нищих, устремились в неизвестность маленькой страны с большими проблемами.
Что же так неумолимо толкало их на столь тяжёлое решение?
Антисемитизм?
Верно, к 1990 году привычное издевательство родного государства над евреями, продвигающимися согласно талантам в министры, директоры, артисты, учёные, обострилось выпадами улицы.
Горлопаны собирались у Казанского собора, дома в почтовых ящиках находили открытки с угрозами, какие-то подонки звонили по телефону, можно было налететь на агрессивное замечание пьяного в автобусе...
Преследование тебя, как еврея, было обидно, мерзко, оно тревожило, но одно это не могло заставить людей бежать из страны.
Режим, пропитанный принуждением, ложью и страхом?
Вызывало отвращение кривляние маразматических партийных вождей.
Угнетала беззащитность перед всесильной властью, запрет слушать, говорить, читать, видеть и думать.
Осточертели все эти партийно-профсоюзные собрания (принудят выступать). Противно изображать «добровольное» единогласие.
На вопрос из президиума: «Кто против?» – подними-ка руку, один, хотя половина зала внутренне тебя поддержит. В первый момент, а во второй – стаей набросятся.
Устал представляться «активным членом»: улыбайся на воскресниках, делай вид, что воодушевлён картиной, где лично Ильич добровольно несёт бревно.
Детский сад демонстраций: радуйся какому-то революционному празднику, но не попадись не вовремя на глаза начальству - заставят тащить здоровенный портрет гения всех народов.
Махровая демагогия – пристанет мелкий доморощенный партайгеноссе, и не пошлёшь его, куда следует.
Глупо и опасно. Нет, не убьет, не посадит – просто накапает в партком, и скоро почувствуешь: твой курс передают читать другому, хоздоговор не разрешают, поэтому аспирантам доплачивать не сможешь и т.д.
Конечно, опротивело жить под вечным страхом. Конечно, спавшие под наркозом понятия: человеческого достоинства, гордости, свободы – иногда давали о себе знать. Но уже появилась надежда на «перестройку».
Бежать из страны именно из-за угнетения режимом решились бы немногие.
Жажда денег? «Рыба ищет, где глубже?»
Кто-то изобрёл даже термин «колбасная алия». Но к людям, уехавшим в Израиль, а не в Америку или Германию, и особенно во время массовой алии начала 90-х – это неприложимо.
Особой загадкой было поведение жителей Москвы, Ленинграда, Киева.
Евреи из этих столиц Советского Союза отбросили своё исключительное право жить в закрытых для всех остальных граждан империи особых комфортабельных «государствах».
Они потеряли прекрасные (теперь всем понятно) квартиры – центральное отопление, мусоропровод, горячая вода, лифт, паркет, высокие потолки – и всё за мизерную плату.
Расскажи – не поверят о покинутой красивой даче в лесу, у озера или реки с рыбалкой.
А как её завоёвал, о блате, взятках – и не расскажешь.
А музейно красивое чистое метро, такого и близко нет в Лондоне, Париже или Нью-Йорке.
А пригородные электропоезда, отправляющиеся во все концы каждые 3-5 минут.
А престижная работа и уверенное положение среди людей.
Ну и как все – оставили нажитые жизнью не одного поколения картины, мебель, фамильное серебро, деньги, пенсии, семейные архивы, могилы родителей.
Вместо уже имевшихся благ они встречали новое общество с незнакомым языком, проблемы найти даже чёрную работу, съёмные квартиры и хозяев, непривычную жару, пространства цивилизованные, но – ни речки, ни настоящего леса! Море – но не Сочи.
Нет, поиск житейских благ не вёл этих людей в путь.
Еврейский патриотизм?
Да, после Шестидневной войны евреи Советского Союза стали иными, они распрямились, в печальных глазах появился новый свет.
Да и все окружающие с удивлением и уважением взглянули на ещё вчера казавшихся такими жалкими потомков народа, сумевшего сегодня, вместо ожидаемого вырезания, вмиг и в пух разбить злобные арабские армии при всей азартной советской поддержке.
Помните, все повторяли анекдот:
«Проснулся, слышу по радио – арабы ринулись на Израиль.
Пью кофе, передают – израильская авиация уничтожила все их самолёты.
Выхожу на работу, говорят – еврейские танки на берегу Суэцкого канала.
Вхожу в метро – они уже здесь!»
И всё-таки одного этого было недостаточно, чтобы сорвать семьи с веками обжитых уютных мест.
Может быть, ровная жизнь – скучна?
Внутри нас есть что-то, заставляющее стремиться к «перемене мест»?
Испытанный способ понять настоящее – оглянуться на прошлое.
О, здесь нам повезло! Книга Книг рассказывает о жизни еврейского народа три тысячи лет назад.
После сорока лет блуждания по Синаю преемник Моисея Йеошуа ввёл евреев в обещанную Богом землю и распределил её в точном соответствии с картой, продиктованной Всевышним.
И установился покой и мир истинной свободы:
«Каждый делал то, что ему нравилось».
Но прошло некоторое время, и народ заволновался. Захотел, чтобы вместо Господа его судили обычные судьи. Их авторитет не признавался всеми.
Начались споры и раздоры. Снова зароптали люди: «Дайте нам царя, как у других народов!»
И пояснил им Бог:
"Дам вам царя, но его обычаи таковы, что сыновей ваших он приставит к колесницам своим, и они будут бегать перед ними и за ними.
И поставит вам начальников.
И будете пахать его пашню, и жать ему жатву, и делать ему принадлежности для колесниц его.
И дочерей ваших возьмёт в стряпухи.
И лучшие поля ваши и виноградники отдаст слугам своим.
И от урожая вашего возьмёт часть и отдаст царедворцам своим.
И сами вы будете ему рабами.
И возопите вы из-за царя вашего, но не ответит вам Господь".
Но сказал народ – нет! Только царь пусть будет над нами.
Слышу хор возмущённых голосов:
«Он хочет сказать, что мы уехали от скуки!»
Тише, тише – но свою долю скипидарчика она вложила?
А почему покончил с собой, достигнув полного благополучия, Кандид у Вольтера?
Зачем лез под пули чеченцев Лермонтов?
Отчего находится столько желающих участвовать в ослепительном аттракционе – привязаться резинкой за ноги и сигануть головой вниз с моста?
Да, посмотрите на ребёнка, у которого чувства и действия естественны. Сколько времени он просидит без увлекающего занятия? Минуту, две? А затем никакой силой, угрозой и подкупом его не удержать.
Осмелюсь предложить пострадавшему и осчастливленному читателю продолжить этот перечень великих и смешных поводов нашего исхода.
Свидетельство о публикации №207012600329