Семь сроков зрелости души. Крушение надежд

Первые три ступеньки взросления души – Пробуждение, Изъяны конструкции и Изъяны Программы – это всего лишь первый лестничный пролет, начальный, относительно прямой участок пути до первого Поворота.
Вопреки тому, что даже и этот участок осиливают далеко не все, при наличии Желания Идти преодолевается он если и не бодрым шагом, то – достаточно уверенно и без особых духовных метаний. Продолжительность Первой Триады у каждого, естественно, своя, но вычислить некую усредненную, опорную оценку – не составит особого труда: что-то между одной третью и половиной сознательной жизни. Для того, чтобы убедиться в приемлемой для практических целей точности полученной оценки, вполне достаточно на 10 – 15 примерах отследить зависимость тематики значимых глашатаев в данной предметной области от их возраста на момент соответствующей публикации, и – определить момент перелома.
Ибо итоговый результат триады – именно перелом, очередное глобальное изменение мировосприятия. И дело даже не в том, что большинство Изъянов Программы оказываются, на поверку, вечноживущими или подобными птице Феникс. Это – шалость по сравнению с действительно кошмарным выводом: при ближайшем рассмотрении Программа оказывается всего лишь очередной Конструкцией. Пусть неимоверно сложной, запутанной и динамически обусловленной, но – всего лишь Конструкцией.
Аванс просветления, выданный счастливому покорителю третьей ступеньки, оборачивается дымным пшиком короткого фейерверка, растаявшим без следа. Практическая Целесообразность Вечных Истин сходит на нет и превращается в томительное разочарование своей неспособностью грамотно их применить.
Это – узловая, переломная точка Пути, здесь он разветвляется. Кто-то возвращается к началу третьей ступени и мучительно ищет выход из закольцованного участка Лестницы. Теперь уже этот участок не вызывает такого умиления, как раньше, ибо ныне он – не предположение всего лишь, а твой Крест, нести который как долго – одному Богу известно. Кто-то соскальзывает в уют и комфорт второй ступени, утешая себя сугубой практичностью своего разочарования: «Любая Программа – это всего лишь сложная Конструкция. Спираль эволюции Духа сделает еще один виток и – в очередной раз – вернется к началу Пути, обогатившись новыми знаниями и опытом. Это и есть – движение вперед».
Тот же, кому суждено продолжить Путь, будет допущен к первым крупицам сокровенного знания: разочарование и утрата надежды – это два качественно разных состояния, ибо отсутствие надежды, само по себе, не отменяет желания идти. Весь фокус в том, что это знание – сокровенное знание – невозможно передать другому, используя всего лишь словесные Конструкции. Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту.
И вот тогда – душа делает еще один шаг вперед и поднимается еще на одну ступеньку. Имя ей – Крушение Надежд. Если говорить упрощенно, то четвертая ступенька – это еще один, абсолютно необходимый этап отдохновения Духа, но уже – на совершенно ином качественном уровне. Если же говорить образно, то это – Урок Смирения Посвященного, последний этап ученичества перед освоением доступного не каждому знания. И от того, насколько успешным будет сие ученичество, зависит – будет ли Путь.
Основное содержание этого этапа взросления души – попытка усмирения гордыни. Кратко суть духовных метаний на этой ступеньке можно выразить следующим монологом, который – от человека к человеку – меняется весьма незначительно: «Господи, зачем я здесь? Для чего Ты дал мне разум, обучил премудростям Пути, и – оставил меня? Неужели моя стезя – чистилище земной Мерзости, принять которую я не могу, а изменить оную – у меня просто нет сил? Если Ты требуешь от меня жертвы, дай мне знак – какой именно жертвы. Я пойму, я очень хочу понять, только не остави мя, Господи…».
На этой ступеньке душа не только занимается самобичеванием, но и осмысливает пройденный Путь, возвращаясь, раз за разом, к анализу аспектов своего собственного взросления: Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог, Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог… Когда приходит срок увидеть пятую ступень, сознание отворачивается от очевидности – настолько непривычным оказывается то Знание, которое – новым Содержанием укладывается в новую Форму.
То, что мы считали Изъянами – ибо такова и была суть испытания – вовсе не Изъяны, а изначальные элементы устройства этого мира, его Суть. Но настоящим потрясением оказывается даже не это, а понимание того простого факта, что молчание Господа – не прихоть Высших Сил, а Закон Взросления Души: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Не все принимают решение подняться на пятую ступеньку. Ибо ничего хорошего – в человеческом понимании - нас там не ждет. Именно поэтому четвертая ступень - это граница восприятия (в каноническом виде) устойчивых культов и мировых религий: узкоконфессиональный Господь слишком тяжел, чтобы шагнуть с Ним на вышестоящие ступени.
Кроме того, перед порогом пятой ступени и разум и душа впервые обнаруживают возможность наличия нескольких правильных ответов на единственный – простой – вопрос. При этом больше всего повергает в смущение именно то обстоятельство, что правильных ответов может быть более двух, но все они, однако – каждый с каждым – диаметрально противоположны.
Классическое мысленное упражнение четвертой ступени. Если от каждого народа, поклоняющегося определенному Лику Господа, взять по одному праведнику, авторитет которого у соплеменников непререкаем, кто из них окажется правым в споре о том, как именно следует поклоняться Господу : православный, католик, мусульманин, иудей, буддист, индуист или представитель восточных философских концепций? Весь фокус тут в том, что – в зависимости от выбора, который делает душа – любой ответ правильный:
- прав – кто-то один (конкретно);
- прав – каждый по-своему (и этого вполне достаточно);
- правых нет вообще.
Начиная с четвертой ступени Желание Продолжать Путь связывается с выбором ценностных ориентаций души. Конкретно для четвертой ступеньки выбор сей весьма прост и очевиден: в чем совершенствоваться – в вере или в знании?
Подавляющее большинство делает выбор в пользу веры – в ее каноническом узкоконфессиональном виде, в пользу прекращения дальнейшего восхождения. Это и - не плохо, и – не хорошо, это – просто есть, таковы реалии Пути. Позиция эта, в общем и целом – понятна, поскольку исходит из соображений максимальной безопасности: лучше – смирение, антропоморфный взгляд на мир, и – пусть узкоконфессиональный, но – Господь, чем объятия Сатаны


Рецензии