Детские шалости или протест

В память человека всегда что-то врезается, а потом всплывает…и совсем непонятно почему. Наверное, это у неё такое свойство.
Алексею Боброву вдруг вспомнились последние дни, которые он провёл в военном училище. Экзамены сданы, до торжественного расставания с Альма-матер, остались считанные дни. Энергии у выпускников было хоть отбавляй. Поэтому и шалили, и чудили. Как бы напоследок.
Учёба в военном учебном заведении разительно отличается от обычного Вуза. Армия любого государства предназначена для сохранения государственного строя. Поэтому курсантов готовят к тому, что они предназначены для выполнения строго определённой задачи. Если будет нужно, они безропотно должны исполнить свой долг, и, если этого потребует государство, должны его выполнить даже ценой своей жизни.
Вспоминая прожитое, Алексей стал по иному относиться к армии, с которой его связывали, проведённые на военной службе годы. Он сейчас прекрасно понимал, что в армии молодых людей учат убивать. Убывать других людей, когда для этого будет получен приказ. Да, жизнь сложна. Бывают ситуации, когда необходима сила, которая может защищать обычных людей. Но эта сила – тоже люди. Обученные, подготовленные и вооружённые оружием и специальным снаряжением. Их миссия незавидна.
Во время учёбы курсантам военных заведений, кроме воинской специальности, прививают определённые навыки. Кроме идеологии, они должны уметь безропотно подчиняться своим командирам. Это насаждается железной рукой, которая не знает ни милости, ни пощады. Жизнь за забором, ломка характеров, ожесточение, а порой и уничтожение личности – это правда начала военной службы каждого офицера. За время учёбы каждый и них, и не один раз, испытывал боль от несправедливого наказания, от огульных и необоснованных придирок и т.п. Поэтому, за время учёбы, молодые парни не всегда доброжелательно относились к своим командирам. Терпели, порой боялись, из-за возможного неминуемого наказания за какие-либо проступки, но только потому, что выходов в такой ситуации только два – или смириться и терпеть, или уйти.
Но, пройдя школу начального обучения, курсанты, уже достаточно огрубевшие и получившие определённые навыки военной профессии, иногда шутили над своими грозными руководителями. Хотя порою смех бывал сквозь слёзы.
Командир учебного батальона курсантов, в котором учился Алексей, имел обыкновение по утрам приходить на службу, проходя по узкой бровке асфальта, положенного рядом со зданием.
Ещё не лейтенанты, но уже и не курсанты, по его приказанию собрались для утреннего построения. Как правило, цель такого мероприятия заключалась в том, чтобы проверить, все ли живы и здоровы, не совершили ли чего-то такого, за что потом спросят у руководства училища, ну и т.д.
За время учёбы неоднократно совсем молодые ещё люди совершали поступки, смысл которых заключался в том, что они протестовали. Протестовали против казёнщины, порой глупых, на их взгляд, порядков, излишней жесткости, а порой и просто против самодурства.
В соседнем батальоне, желая досадить одному из командиров курсантских рот, прозвище которого было Муха, сделали следующее. Рядом с казарменным помещением находилась котельная с высоченной трубой. На её вершине были установлены громоотводы. Один из курсантов влез на эту трубу, повесил на громоотвод сапог и белой краской нарисовал муху. Но, в связи с тем, что снизу его произведение рассмотреть было сложно, он добавил и надпись большими и неровными буквами – МУХА. Буквы были неровные, потому что писать на высоте было достаточно сложно, без специальных защитных приспособлений и к тому же было темно. Подобное творчество не поощрялось.
На следующий день всё училище покатывалось со смеху от увиденного. Виновного, естественно, не нашли. Через день произведение было удалено. За то, что кто-то сможет подняться наверх, снять сапог и закрасить надпись, начальник училища пообещал краткосрочный отпуск. Смельчак нашелся скоро. Им был автор происшествия. Поднялся наверх, уничтожил все следы, а потом убыл в отпуск. Такие обещания всегда выполнялись.
Так вот Алексею пришло на память как они провели утро перед построением.
Зная, как приходит на службу их полковник, решили пошутить. Наполнили водой 17-ти литровый бак для питьевой воды, разместили его на подоконнике 3 этажа и стали ждать появления командира. Построение назначил он. А это было неприятно, хотелось свободы.
События происходили летом, жарким июльским днём, поэтому покушения на здоровье не было.
Когда командир батальона проходил под окнами казармы, на него вылили воду. При падении вода имеет свойство рассеиваться, поэтому полковника окатило с головы до ног. От неожиданности он замер, потом поднял голову наверх, чтобы увидеть того, кто это сделал. Из окна третьего этажа на него внимательно кто-то смотрел, но кто, понять было невозможно. На выглядывающем в окно курсанте была надета резиновая маска от противогаза. Через несколько мгновений практически все будущие лейтенанты появились в окнах 4-го этажа и приветствовали мокрого полковника громким смехом и возгласами. Построение не состоялось. Командир курсантского батальона пошёл домой переодеваться, а выпускники разошлись по своим делам.
Пришли на память и другие подобные случаи. Соседний батальон «хоронил» своего комбата. Добыли гроб, положили в него курсанта, батальон выстроился на плацу училища, впереди поставили воспитанника училищного оркестра с кларнетом, который исполнял траурный марш и около часа вышагивали по асфальту.
Традицией считалось перед выпускным днём начистить ваксой сапоги Статуе отважного первопроходца. Никакие попытки изловить исполнителей результатов не давали. Наверное, потому, что традиции нарушать было нельзя. По сути это был протест против существующих порядков. Молодые люди выражали его так, как это им было доступно.
И сейчас, вспоминая внезапно всплывшие в памяти события, Алексей понял для себя одно. Кем бы ты ни был и какую бы должность ни занимал, ты должен всегда оставаться человеком. Тогда никто и никогда не выльет тебе воду на голову, и не будет имитировать твои похороны. В каждой шутке есть своя доля правды.


Рецензии
Всё, что вы описали, по-другому и не назовёшь: детские шалости. Пусть они будут последними легкомысленными поступками в жизни курсантов. А в остальном желательно, чтобы они следовали долгу и инструкции. Устав написан кровью, и все правила проверены жизнью. Нарушение инструкции в угоду ложной трактовке человечности приводит к тяжким последствиям. Не считаю, что командиры были до такой степени самодуры. Оставаться человеком надо, но смотря что в это понятие вкладывать. Мне, как обывателю, спокойнее, если те, кто меня защищают,не нарушают устав. Это мой отзыв читательский. К тексту замечаний нет. Понравилось.

Ваша Шаша   27.11.2011 18:15     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Всё так,)

С уважением,

Александр Безопасный   28.11.2011 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.