Сад счастья

 Яркое весеннее солнце и опадающие с фруктовых деревьев лепестки цветов заставляли её прикрывать ладонью глаза. Казалось, что под этим ослепительным солнцем идёт снег. Айна слышала в саду весёлый детский смех, пение птиц и шелест листвы на деревьях. Она посмотрела на играющих под деревьями детей, на счастливого, улыбающегося мужа и, повинуясь порыву переполнявших её чувств, громко крикнула и рассмеялась. Муж, её любимый, мудрый и справедливый муж, посмотрел на неё и тоже улыбнулся. Айна была счастлива. Да, в тот момент она понимала, что это и есть настоящее счастье, и другого она не знает и не хочет. Это счастье было у неё, было...
 Айна облизнула пересохшие губы, открыла глаза и посмотрела на небо. Находясь под впечатлением от воспоминаний, она ожидала, что увидит белые, кружащиеся в воздухе лепестки. Но по небу плыли чёрные, дымящиеся обрывки бумаги. В воздухе пахло гарью. Солнце частично рассеивалось в дыму. Трава и деревья были посыпаны пеплом. Пения птиц слышно небыло. В этот раз эмоции были совсем другими и вызвали только стон... Айна вспомнила о своих родных, о детях и муже. Её стон плавно перешёл в плач, затем - в рёв. Айна помнила, что такое счастье, теперь она узнала и горе. Она была уверена, что её горе безмерно, что пережить его нельзя. Ей не хотелось жить. Она билась всем телом о землю и рыдала, рыдала, пока её не покинули силы. Затем поднялась с земли, села. Отряхнула платье, чёрное, как её горе. Как её сердце и глаза. Ладонь ощутила грубую ткань. Воспоминания не хотели покидать её. Айна вспомнила, что раньше носила светлые платья.... Лепестки цветов падали с деревьев в их саду на её платье и волосы. Муж разрешал ей в доме ходить без платка, ему нравились её чёрные, густые пряди.... Айна посмотрела на выбившиеся из под-платка волосы. Теперь в них проглядывала седина, словно белые лепестки цветов, упавшие с деревьев той весной. Слёзы снова покатились из глаз. Какая-то женщина помогла Айне подняться, участливо что-то говорила. Пригласила к себе и напоила чаем. Выслушала и поплакала вместе с ней. Затем посоветовала пойти к человеку, который помогает таким, как она. Таким, кто потерял всё....
 Когда родители сказали, что ей пора замуж - Айна испугалась. Её отец и мать, конечно, были правоверными мусульманами, но и они понимали, что соблюдение всех канонов в быту - очень сложная задача. Поэтому Айна увидела своего мужа задолго до свадьбы. Салман был стройным и красивым, смелый и честный взгляд смотрел на Айну с любовью и нежностью. К тому же, его семья была довольно зажиточна. Салман получил в Москве образование и, несмотря на свой молодой возраст, пользовался уважением у людей намного старше его. Айна и Салман поженились и стали жить в новом доме. Они посадили молодые деревца в саду и мечтали, как их дети будут играть под тенью этих деревьев. Айна помнила, с какой любовью муж качал на руках первую дочь, помнила, как он ликовал, держа высоко над головой новорождённого сына. Затем уже дети радовались, сначала ещё одной сестрёнке, затем братишке, всеобщему любимцу и баловню. Дети росли, радуя отца и мать. Старшая дочь мечтала пойти по стопам отца, выучиться на зоотехника. Старший сын хотел стать военным. Салман смотрел на жену всё так же, с любовью, и Айна не чувствовала свой возраст.
 Тучи появились на небосклоне их жизни неожиданно. Первое, что Айна запомнила, было то, что муж запретил ей общаться с их соседями. Она даже не поняла, почему. Единственное, чем соседи отличались от Салмана и Айны, была их национальность, они были русскими. Муж был военным, жена - бухгалтером. Айна помнила их глаза, когда однажды утром они, собрав свои вещи в чемоданы, торопливо уезжали на военной машине. Айна встретилась взглядом с их сыном. Не выдержала, выбежала из дома, на ходу заворачивая в полотенце свежие булочки. Присела перед мальчиком, погладила по голове и вложила ему в руки свёрток. Мать и отец того светловолосого мальчика вежливо поблагодарили и попрощались с Айной. Ни они, ни Айна не чувствовали себя врагами, они были просто людьми, просто добрыми соседями. Они не понимали, кому нужна эта вражда... Айна долго провожала взглядом уезжавший УАЗик, в заднее стекло ей махал ручонкой светловолосый русский мальчик с печальными глазами. Первая слезинка прокатилась по лицу Айны. Муж видел всё это в окно, но он ничего ей не сказал. Только глаза его с тех пор стали более серьёзными. Но он всё так же любил её и детей, всё так же Айна чувствовала его заботу и силу.
 Однажды ночью Айна с мужем проснулись от громкого шума на улице. Они подошли к окну и наблюдали следующую картину: толпа молодых людей в военной форме шла по улице, периодически стреляя в воздух из автоматов и громко крича о величии Аллаха. Айна спросила у мужа: разве Аллах нуждается в восхвалении его с помощью оружия? Тогда Салман первый раз резко прикрикнул на жену, сказал, чтобы Айна держала язык за зубами. Потом, остыв, он извинился. Салман был всё-таки добрым и нежным, а главное - справедливым. Утром он собрал всю семью за столом и сказал, что он должен на некоторое время уехать. Очень долго тянулся тот месяц для Айны и детей. Часто ей казалось, что Салман вернулся, и она бежала открывать дверь. И вот, наконец, когда она в очередной раз открыла дверь, то увидела за ней любимого мужа, любимого Салмана. Они долго обнимались. Дети радовались приезду отца, веселились и кричали. Салман подарил всем подарки и долго рассказывал о каком-то далёком российском городе. Айна опечалилась. Она тогда ещё не поняла, что её расстроило, но женская интуиция подсказывала ей что-то недоброе. Их семья начала долгие сборы. Салман сказал, что они уедут надолго, но не навсегда. И вот пришёл тот день, когда Айна вышла прощаться с садом. Она ходила между подросших деревьев, гладила их повзрослевшие стволы и шептала саду, что она ещё вернётся сюда. Обязательно вернётся.
 Они поселились в большом деревянном доме, муж начал работать на крупном предприятии. Дети пошли в местную школу. Постепенно они познакомились с соседями. Айна поняла, что русские люди добрые и приветливые. Что женщины так же любят своих мужей и детей, как и она. У мужа появились русские приятели, у детей тоже завязались отношения с местными ребятами. Затем Салман занялся бизнесом. В доме появился достаток, которого не было даже дома. Появился автомобиль, затем второй, у старшего сына. Постепенно все тревоги и печали Айны ушли. Только во сне она всё также гуляла по их саду, ловила опадающие лепестки и слушала пение птиц.
 Поначалу Айна не придала значения тому, что к ним стали приезжать не знакомые им земляки. Они приезжали в-основном в темноте, по темноте и уезжали. Муж вел с ними долгие беседы. После их отъезда Салман некоторое время был в печали. Обсуждать эти приезды с женой Салман не хотел. Но Айна и так догадывалась, что гости просили у мужа денег. А затем поняла, и для чего они им, и почему муж не мог отказать гостям. Со временем бизнес мужа стал приносить всё меньше и меньше средств. Он снова перешёл работать на предприятие. Но и там платили небольшую зарплату. Айна поняла, что для их семьи наступили трудные времена. Муж стал часто раздражаться и грустить. Айна старалась успокоить его и детей. Она очень хотела сохранить в их доме, в их семье, ту обстановку, которой они все вместе радовались.
 Гости стали приезжать чаще, разговоры с ними шли более долгие и громкие. Муж после этих разговоров был всё более и более грустным. Однажды ночью он разбудил Айну и тихонько, чтобы не слышали дети, сказал ей о том, что на Родине идёт война, что гости приезжали за деньгами. И что теперь, когда у него нет денег, гости требуют его личного участия в освободительной войне. Они говорят, что образованные и уважаемые люди очень востребованны на этой войне, и что он, правоверный мусульманин, просто обязан участвовать в борьбе за независимость их Родины. Айна проплакала остаток ночи, она поняла, что для мужа этот вопрос был решён. Салман собрался быстро, на следующий вечер за ним приехали очередные гости, перед самым отъездом произошёл конфликт. Гости с мужем долго и громко ругались во дворе. Наконец, печальный Салман вошёл в дом и, опустив глаза, сказал, что старшему сыну придётся поехать с ним. Айна начала громко кричать и ругать гостей. Но гости лишь приказали мужу заставить замолчать свою жену. Они были из более знатного и древнего тейпа. Айна так же, как там, на родине, стояла и провожала машину. Она плакала, слёзы текли по её щекам. Сквозь заднее стекло она видела печальные глаза мужа и испуганный взгляд на бледном лице сына. Она долго сидела в доме, обняв детей. Она не плакала больше.... Женщина должна сохранять в доме очаг, несмотря ни на что. Пока есть тот, для кого она будет это делать.
 Гости теперь приезжали очень редко. Они молча пили чай, молча давали Айне деньги и уезжали. На все вопросы Айны относительно мужа и сына они не отвечали. Рассказывали только общие новости. Однажды провожать очередного гостя вышла старшая дочь. Назад она не вернулась.... Айна выбежала во двор, но машина гостя была уже далеко. Яркий зелёный шарф дочери она успела разглядеть сквозь заднее стекло... Айна опять плакала. Она знала, что дочь очень любила отца, во всём ему подражала и всегда хотела быть рядом с ним. Даже на войне. Айна поняла её. А может, это сердце уже огрубело... Теперь она сидела, обнимая всех детей одновременно. Она закрывала глаза и вспоминала... Айна опять была в своём саду, она обнимала детей и опять белые лепестки сыпались на их лица. Они опять были счастливы.....
 Деньги, которые привозили гости, кончались очень быстро. Теперь уже не Айна помогала соседям, а наоборот, соседи часто приглашали её и детей в гости и вкусно кормили. Иногда в их дом заходили милиционеры, они расспрашивали про мужа. Что-то писали и уходили. Жизнь текла пересыхающим ручейком. Каждый новый день был труднее вчерашнего и приносил с собой только новые трудности и хлопоты. Однажды совпали два не радостных события - очередной приезд гостей и тяжёлое заболевание сына. Проводив гостей, Айна поспешила в больницу. Врач заверил её, что мальчик будет находиться в больнице довольно долго. И Айна решилась... Попросив соседок присмотреть за сыном, она с дочерью решила поехать домой. Чем ближе они подъезжали к родине, тем отчётливее ощущалась та тяжёлая обстановка, о которой иногда рассказывали гости. Всё чаще их останавливали милиционеры и всё тщательнее их досматривали. Всё больше появлялось военных. Всё меньше встречалось улыбающихся людей. На одной из станций Айна потеряла свою дочь... Несколько суток она искала девочку, расспрашивала многочисленных милиционеров, военных, проводников и пассажиров. Прожив почти неделю на этой станции, Айна поняла, что её поиски тщетны. С тяжёлым сердцем и почти с полным отсутствием денег она поехала дальше. Родина встретила её неприветливо. Она не ожидала увидеть такое... Города разрушены, по улицам ходили вооружённые люди. Тех, у кого в руках не было оружия, часто останавливали и проверяли те, у кого это оружие было. По ночам слышались звуки боёв. Айна искала родственников и какую-нибудь информацию о муже, сыне и дочери. Очень много родственников просто пропали, их дома были разрушены. Те немногочисленные, что уцелели, стали совсем другими людьми. Молчаливыми, неулыбчивыми и неприветливыми. Люди с оружием в руках часто кричали о величии Аллаха, но жить по законам ислама отнюдь не спешили. Вся обстановка на Родине произвела на Айну очень гнетущее впечатление. Она решила добраться до своего дома, до своего цветущего сада, узнать какую-нибудь информацию о родных и уехать назад, в тот далёкий, неродной, но такой приветливый российский городок. Где так спокойно, хоть и трудно.
 Её дома и сада больше не было... Как сказали соседи, в результате авиационного удара от дома остался только фундамент, сад выгорел. Остались только обугленные стволы деревьев. Никогда ещё Айна так не плакала. Слёзы промочили даже платье на груди, казалось, что их горячие капли жгли самое сердце. Она ходила по бывшему саду, закрывала глаза и вспоминала. Вспоминала счастливые дни, смех детей, лицо мужа.... Она кричала, взывала к Аллаху: за что он послал ей эти испытания? Ради чего она должна жить дальше? Айне было очень тяжело и больно. Когда она добралась до своего посёлка - ей встретилась бывшая соседка, пожилая женщина. Она узнала Айну и со слезами рассказала ей судьбу её родных. Салман, её горячо любимый муж, был полевым командиром. Однажды он попал в окружение федеральных войск и не захотел сдаваться.... Сына бандиты, или, как их теперь называли, боевики, учили минировать дороги. Во время одного минирования его заметил русский снайпер.... Дочь погибла где-то в России. Её убили при задержании, как террористку-смертницу.
 И вот сейчас Айна, выплакав все слёзы, шла к уважаемому человеку, шла потому, что она больше никуда идти не хотела, шла потому, что хотела умереть в своём саду, среди сгоревших деревьев. Шла, потому что у неё почти ничего не осталось. Только сын... Она не хотела идти, но та добрая женщина, что напоила Айну чаем, что поплакала вместе с ней, та женщина сказала, что у уважаемого человека есть возможность позвонить в Россию, позвонить соседке и узнать о здоровье сына. Поправив на голове платок, она вошла в неприметный дом. Её встретили хорошо, накормили. Дали возможность позвонить по спутниковому телефону. В её сердце появилась радость, сын поправлялся. Соседка сказала, что он уже выходит на улицу и очень скучает по отцу и матери. Айна снова заплакала: как ей сказать сыну, что ни отца, ни сестёр с братом у него больше нет? Она задала этот вопрос тому уважаемому человеку, который вежливо и спокойно беседовал с ней. Он сказал, что с сыном он поговорит сам, что нужно как можно скорее привозить его сюда. Ещё он сказал, что после всего того, что с Айной совершили русские она как правоверная мусульманка просто не может ходить по родной земле спокойно. Что она должна приложить все свои силы, чтобы как можно быстрее освободить свою Родину от иноверцев. Уважаемый человек говорил долго, монотонность и правильные слова постепенно делали своё дело. Айне теперь и правда казалось, что во всех её бедах виноваты только российские военные. Двое суток она провела в доме уважаемого человека. Она вышла из него совершенно другой, любовь к тому, чего у неё больше не было, осталась и стала как будто сильнее. Но появилась и стала столь же сильной ненависть к тем, кто лишил Айну всего. Уважаемый человек пообещал ей перевезти сына на родину, продолжить его лечение тут. Он обещал заботу и помощь. Только Айна должна доказать готовность к борьбе за освобождение их независимой Ичкерии. И сейчас она шла на поиски российского офицера. Любого...
 Молодой лейтенант, с голубыми глазами и светлыми волосами, стоял на дороге и проверял проезжающий транспорт. Рядом с ним находился один боец, тоже совсем молоденький. Ещё в придорожной зелёнке лежал снайпер. Айна приближалась к блок-посту не спеша, её длинные одежды скрывали автомат. Скользнув по приближающейся немолодой чеченке взглядом, лейтенант не заподозрил ничего необычного. По мере приближения к военным, уверенность Айны в своих действиях постепенно угасала. Но передумать она уже не могла. Её путь был только вперёд. До стоящего офицера оставалось не больше двадцати шагов, он как раз отпустил очередной потрёпанный жигулёнок. Пора... Айна распахнула платье, рывком подняла автомат и направила его на лейтенанта.
 Она снова увидела тот взгляд, взгляд того белобрысого русского мальчика, которого она провожала со слезами на глазах, которому она отдала свой хлеб. А может, это были глаза её мужа или сына, в тот день, когда они уезжали на войну. Да, теперь Айна знала, что это был взгляд тоски. И приближающейся смерти... Айна больше не хотела никогда видеть этот взгляд. Она заплакала, заревела раненной, умирающей тигрицей. Лейтенант поднял обе руки, показывая что он безоружен. Стоящий рядом с ним боец напрягся и побледнел, его оружие висело за спиной. Айна перестала кричать. Посмотрела прямо в глаза лейтенанту. Да, она больше никогда не хочет видеть взгляд того, кто потерял всё. Не хочет и не будет.. Она улыбнулась лейтенанту. Или это был тот русский мальчик со свёртком в руках... Айна опустила автомат, закрыла глаза и протянула руку к белобрысой голове. Снайпер плавно, как учили его в учебке, нажал на спусковой крючок... Русский мальчик вздрогнул, полотенце с завёрнутым в него хлебом выпало, развернулось. Свежие булочки упали в песок...
 Айна лежала на пыльной дороге, в последних мыслях она была дома. В их саду снова пели птицы, снова весело смеялись дети, играя с отцом. Снова шумела листва высоких деревьев. И снова по её лицу нежно скользили белые лепестки цветов, опадающие с деревьев. Она всё так же была счастлива...
 


Рецензии
Саня,рад тебя встретить тут. Войну снаружи видели многие,хотябы ознакомительно с экрана.Войну внутри самого себя-только те,кого она коснулась напрямую. Пиши дальше.

Влад Исмагилов   30.06.2009 23:45     Заявить о нарушении
Владка, я очень рад тебя тут видеть! Очень рад!!!

Александр Хмурый   01.07.2009 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.