Сватовство

 Было это давно. Еще в прошлом веке. Часть участников этого события ушло в мир иной. Но и не так давно, если еще остались те, кто помнят это сватовство.
 Мне было 25. Работала я тогда преподавателем в институте. Приехала к родителям в гости зимой, на несколько дней: наверное, догуливать летний отпуск. В небольшой поселок, километров 500 от города Владивостока.
 Мама еще продолжала работать в школе, а отец ушел на пенсию по состоянию здоровья, еле выкарабкавшись после второго инфаркта. Купили они дачу со старым домиком. Завели курей, гусей, пасеку. Дедушка по линии отца был пасечником в совхозе когда-то. Вот и начал отец себя лечить пчелиными продуктами. Съездил к родне на Украину. Привез саженцев, черенков. Посадил яблони, груши, виноград. Дело в том, что в Приморье суровый климат с резкими перепадами температуры весной. Часто полу культурные плодовые деревья вымерзали. А на севере края растут, в основном, дикие плоды. Но у него в саду через несколько лет появились яблоки, груши, виноград по размеру и вкусу, похожие на западные. А вино домашнее такое вкусное получалось, не сравнить с тем, чем нас «травят» в магазинах за умеренные цены.
 И вот мы с отцом сидим за столом, обедаем, пьем это самое вино за мой приезд и закусываем строганиной. Ведем беседы на разные темы. Он в школе в последние годы историю преподавал. Да и коммунистом был, как это считалось обязательным в то время. Но, видимо, слабое вино было на первый взгляд слабым. Уже со второй рюмки не только язык стал по свободней, а тембр наших голосов достиг уровня, что они были слышны не только в кухне. А мы так увлеклись, что не слышали, как мать вошла, открыв своим ключом дверь. Заходит в кухню и мне строгим голосом:
- Ты, почему на отца кричишь?
- Да она не кричит. Это мы так разговариваем.
- Ничего себе разговариваете, что на лестничной площадке вас слышно, особенно Олькин голос.
- Да ладно тебе, мать, садись с нами. Пробуй вино. Очень вкусное в этом году получилось.
 Мы с отцом выпили еще по одной, чтобы матери поддержать компанию. Звонок в дверь. Мама пошла открывать. Мы с отцом тоже стали подниматься. Но вино не только развязало нам языки, но еще и по ногам шибануло. Хотя не на столько шибануло. И не уверенной походкой мы с ним к двери потянулись. Приехали их друзья из районного центра в гости, примерно их ровесники. Мужчина и женщина. И видим мы такую картину. Женщина держит на руках расшитый рушник, а на нем круглый хлеб, каравай. Вроде, так на Руси называли? Здороваются. Мы отвечаем. И мужчина начинает говорить:
- У вас товар, у нас – купец. У вас княгиня, у нас – князь.
 Затем, идет немая сцена довольно таки продолжительное время. Наша сторона в недоумении. На что наша мать шутки плохо понимала, а анекдоты так вообще при ней рассказывать было не возможно. Но почему-то она первая рассмеялась. Нам тоже показалось, что люди так решили оригинально пошутить.
 Но, когда мы увидели лица гостей, оскорбленных нашей реакцией на их речь, мы поняли, что вино «ударило» не только по ногам, но и по нашим головам.
- Конечно, наверное, мы не ко двору: у вашей Ольги образование высшее, а у нашего Юрки только техникум?
 Мать первая пришла в себя.
- Да ну что вы. Мы просто не поняли. Думали, что вы шутите. Раздевайтесь, проходите в дом, мы как раз обедаем. За столом и поговорим.
 Чуть позже все прояснилось.
- Да понимаете, наш Юра вашу дочку младшую уже давно любит. Хочет жениться на ней. Вот нас прислал сватать ее.
 У меня вмиг весь хмель куда-то испарился. И память окунала в то «давно». А с того «давно», без малого, семь лет прошло. И их сына я видела всего два раза в жизни. В первый раз это было на Новогодней вечеринке встречи с одноклассниками, на первом курсе института. Я училась с ними пол последних года в десятом классе, а он - до девятого, а потом поступил в техникум в Хабаровск. Помню, что он мне тогда очень понравился. Даже сердце екнуло. Разъехались по разным сторонам. Мне показалось, что и я ему понравилась. Но почему-то он адрес не спросил. А я потом ждала и надеялась, что он через родителей узнает и напишет мне. Но не написал.
 Прошло пол года. На первое мая мы опять приехали в гости к родителям. Юра как-то узнал и пригласил в кино. После кино танцы были в клубе по случаю праздников. Но мы там были с час всего. За все это время он меня так не разу и не пригласил на танец. Вначале подошли ко мне какие-то парни. Я отказалась, сославшись, что я не одна. А он промолчал. И сам не пригласил. Потом я Юру на белый танец пригласила. В то время на танцах так было принято, что первым приглашает на танец парень девушку. А девушка только на белый танец, когда ведущий вечера сделает такое объявление.
 Проводил до дома. Адрес не спросил. Опять разъехались по разным городам. Немного еще прождала. Писем так и не было. Погоревала, погрустила. Студенчество – веселая пора. Поклонники, кавалеры появились. А в 20 лет влюбилась.
 - Ольга, ты помнишь Юрку? Это отец отвлек от воспоминаний.
 - Да, помню. Он учился в том классе, где я заканчивала школу, но видела его, на первом курсе и все.
- Вот, он жениться на тебе хочет. Что скажешь?
- Да отец, погоди, пусть дети сами разберутся. Надо дать адрес ее, а Юра пусть напишет. Сейчас молодежь не очень-то родителей слушает. А это уже мама «сватам»:
- А мы не против: вашу семью хорошо знаем, давно дружим. Но пусть дети сами решают.

 Уехала во Владивосток. А через неделю получаю письмо, которого я так ждала семь лет назад.
 «Здравствуй, Оля! Ты, наверное, колдунья и приворожила меня? Уже семь лет прошло. А я не о ком не могу думать, не с кем не могу встречаться. Думаю только о тебе. Я тебя люблю. Выходи за меня за муж. Юра.»
 
 Прислушалось к сердцу, а оно молчит. Любовь, как искра: или гаснет от сильного ветра, или умирает от не достатка кислорода, так и не разгоревшись в пламя. Семь дней собиралась и все не решалась ответить. Но написала, а потом долго себя терзала угрызениями, но не смогла солгать.

 «Здравствуй, Юра! Меня уже не очень удивило твое письмо после сватовства твоими родителями. И нет обиды, что ты не сам приехал. Я тебя понимаю. Сама в таком положении нахожусь. Семь лет прошло. Теперь нет смысла скрывать. Да, ты мне нравился тогда. Я ждала, что ты напишешь. Но чувства притупились со временем. Ты очень хороший парень. Я бы хотела тебя полюбить. Но я люблю другого. И тоже с этим ничего не могу поделать. Ты встретишь девушку, - она тебя полюбит. Ты достоин, чтобы тебя любили, а не только - позволяли себя любить. Прости меня, если сможешь. Оля»

 
 
 


Рецензии
Интересная история получилась у Вас, Ольга. Помнить надо не только о себе , но и чувствах другого человека и лучше сказать всю правду сразу.
Успехов Вам. По-моему, мы землячки.С уважением.

Галина Михалева   07.10.2007 03:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина!
Я тоже заметила, что мы землячки. Была у Вас на страничке. Хорошо пишете. Хотя, в основном, и грустные вещи. Но и такая литература нужна, на мой взгляд: чтобы мы не черствели душой.
Я знаю от Владимира Войновского, что прозоряне из Владивостока встречаются, иногда. Может быть, и нам стоит встретиться в реальности, если Вы, конечно, не против? У меня, собственно, пошел новый жизненный этап: меняюсь сама и меняю окружение. В моем окружении нет плохих людей, но они меняются только внешне. А тем людям, которым свойственно меняться на протяжении одной земной жизни, в старых рамках общения становится тесно. Вот и ищем себе подобных. В данном случае тех, кто, имея другую профессию, вдруг начал писать.

« Помнить надо не только о себе, но и чувствах другого человека и лучше сказать всю правду сразу.»

Согласна с Вами. Я не собирала поклонников для коллекции: мое самолюбие это не тешило. Действительно, ведь, мужчины тоже люди и умеют страдать и бояться.
Но мы, девушки, воспитанные на книгах Чехова и Тургенева, боялись проявлять инициативу сами: это считалось, неприлично. Впрочем, не все так поступали и в то время.
Вы меня подтолкнули еще на одно воспоминание. Этот влюбленный признался через 7 лет. Но был другой, одноклассник, который ухитрился признаться в любви только через 30 лет. Красивый парень, умный и порядочный. Редкое сочетание. В него были влюблены половина девчонок в школе от 10 до 17 лет. Отдать ему должное, он не издевался над теми, активными и навязчивыми, девушками. Как-то деликатно выкручивался и не с кем не встречался. Мне он тоже сильно нравился. Но было жалко этих девчонок, да и гордость не позволяла так себя навязчиво вести, как они.
И его признание через 30 лет меня в шок повергло: «Так что же ты наделал? Почему молчал? Ведь и я была в тебя влюблена.»
- Я боялся, что ты и меня отвергнешь: я видел, как ты отшивала всех подряд.
- А ты не подумал о том, что потому и отшивала, что нравился мне как раз ты, и я боялась первая проявлять свои чувства? Ведь это же должен был делать мужчина? Как в книгах классиков писалось? Мы же в одной школе учились, одни книги читали?

Вот так тоже в жизни бывает. Теперь у него семья. У меня дочка. А прошлое уже не воротить. Впрочем, любить можно и не один раз. Вон, А.С. Пушкин всех своих женщин любил. ))))) Улыбаюсь.

И Вам, Галина, желаю успехов и счастья: любить и быть любимой.
С уважением,

Ольга Борисова   07.10.2007 04:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.