10. Альма матер - ЛИАП 1947-52гг

 1 9 4 7 г о д . Закончив школу, я приехал в Ленинград за высшим образованием.
Вспоминаю свои первые шаги по легендарному городу. С поезда вышел на площадь перед Московским вокзалом, огляделся по сторонам, по какому-то наитию перешел улицу и остановился на углу другой, грандиозной и красивой, которая потрясла меня своими немыслимыми размерами и великолепной перспективой. Я хотел немедленно увидеть Невский проспект. Спросил прохожего: Где тут Невский-тО прОспект? Прохожий почему-то очень удивился, толи моему вопросу, толи моему оканию, привезенному из нашей глубинки: «Да вот он перед тобой». Так началась первая прогулка по знаменитому прошпекту. Мой вид с чемоданчиком, и моя провинциальная одёжка заставляли ленинградцев оглядываться – вот деревня прикатила. Нагулявшись вдоволь по историческому проспекту, сел в автобус №3 и покатил до конечной остановки, на самую окраину Ленинграда.
       Здесь в конце Московского проспекта разместился Ленинградский институт авиационного приборостроения, ЛИАП. Сюда я подал документы.
       Шансов поступить в такой вуз с моей анкетой было мало. Не помню, понимал я тогда это или нет. Школьные увлечения авиамоделизмом определили мой выбор - авиационный институт. Это было моей страстной юношеская мечтой, которая глушила мрачные опасения.
 В первые дни пребывания в Ленинграде не упускал случая после очередного вступительного экзамена, укатить в центр города и бродить, бродить и ненасытно глазеть и восхищаться. Ленинград казался фантастическим городом. Передо мной, парнишкой из глубинки, открывался огромный культурный мир. Я вдыхал его ауру и становился другим человеком. Одно меня тревожило – поступлю или не поступлю? Мечта сбылась. Сдал экзамены и поступил. Безгранично радовался счастью жить и учиться в этом городе.
 В студенческие годы часто посещал Филармонию. Покупал входной билет на галерку за рубль или два и был счастлив. Здесь слушал многих музыкальных знаменитостей того времени: Симфонический оркестр под управлением Мравинского, пианистов Рихтера, Нейгауза, и других.
--------- * * *----------
       Наш институт занимал здание бывшего монастыря. Три корпуса, расположенные звездой, сходились к круглому строению. Здесь была круговая лестница и знаменитый «пятачок» на последнем этаже, где в переменках и после занятий собирался активный студенческий люд. Чаще всего – спортсмены и болельщики. Обсуждались спортивные новости и мероприятия.
    К учебе на первых курсах я относился весьма серьезно. Прилежно посещал все лекции. Преподавательский состав был весьма квалифицированным. В войну институт эвакуировался в Ташкент и, видимо, эта мера сохранила его кадры. Моими первыми любимыми предметами стали история авиации, высшая математика и начертательная геометрия.
   П е р в ы й  у с п е х. Прекрасные лекции по начертательной геометрии профессора Барановского слушал с большим восторгом. Некоторым сокурсникам начерталка давалась трудно. А мне это было и просто, и даже забавно. Нравилось ломать голову разными геометрическими пространственными построениями. Относился к этому предмету как к интересной игре. На лекциях был активен, задавал вопросы. Профессор меня приметил и на экзамене, мельком посмотрев мои графические ответы по экзаменационному билету, поставил в зачетке «Отлично» и тут же предложил факультативно решить еще одну задачку. Я полчаса пыхтел над этой добавкой, но, наконец, одолел её. Профессор глянул на мои построения, потом на меня, улыбнулся и встал: «Ребята, - сказал он, обращаясь к тем, кто был в аудитории, - минуточку внимания. Вот уже пять лет я на экзаменах некоторым студентам даю дополнительную задачку. И никто до сих пор ее не решил, а вот он – тут профессор указал на меня, - первый, кто с ней справился за полчаса!» Ребята загудели в мою честь. Я был смущен, но счастлив. Весть о моем успехе распространилась по институту. У меня консультировались сокурсники. Не скрою, было приятно. Это был мой первый, можно сказать, научный успех. Потом уже в зрелом возрасте были разные награды, медали и ордена, премии и даже аплодисменты, но этот первый успех остается для меня самым значительным. Тогда я впервые всерьез ощутил и оценил радость творчества и возомнил, что могу заниматься наукой, стать «творянином».
 Иногда в учебном процессе возникали забавные ситуации. Например. Лектор читал будущим радистам лекцию о технических принципах работы телевидения, которое в то время только-только начинало входить в жизнь. В конце одной лекции он задал вопрос: Всем ли понятно, как передается изображение на большое расстояние? Встает девушка и заявляет: Мне понятно, как передается изображение, а вот как при этом еще и звук присутствует, не понимаю. Аудитория взорвалась смехом.
--------- * * * ---------
 А вот еще эпизод на занятиях по черчению. Преподавателем был доцент Сергей Антонов. Да, да, тот самый писатель Сергей Петрович Антонов, который тогда еще не был знаменит, но в бытность нашим преподавателем выпустил свою первую небольшую книжицу, кажется, она называлась «По дорогам идут машины». Мы узнали об этом и сговорились придти с книжками на его занятие. Так и сделали. Выложили еще нечитанные его книжицы на столах и, сложив руки, как паиньки, а губы в ехидную улыбку, глаза немного прищурив, ждали реакции преподавателя. Сергей Петрович прошелся вдоль столов и был весьма смущен, а мы уже в открытую улыбались и демонстративно листали книжицы с показным восторгом.
     Н о в о е  у в л е ч е н и е. На четвертом курсе нам преподавали теорию гироскопа – сердце автопилота - и теорию автоматического регулирования. Теперь эти два курса стали моими любимцами. С увлечением занимаюсь в студенческом кружке при Кафедре гироскопии. Заведующий кафедрой Павлов Всеволод Александрович активно поддерживал наш интерес. Мне нравилось познавать сложные процессы автоматического управления. И это стало моей профессией, которой я отдал ровно 50 лет своей творческой жизни, но, увы, применять свою профессию мне пришлось не в авиации, а в … но об этом потом.

---------* * *---------
 
 



 


Рецензии
Интересная у вас биография. В моей тоже есть нечто похожее - закончил НЭТИ (Новосибирск), тоже любил начерталку, сдал на "5", нравились предметы - ТОЭ, "Основы электроники", "термех". Но это общеобразовательное, далее пошли тоже интересные ТАР, ЭВМ - это был конец 60-ых.
Получил специальность 0606 - Автоматика и телемеханика, работал в системе СОАН СССР, к.т.н., но спортивных успехов нет, люблю плавание, лыжи.
У вас успехов больше - я вам завидую как раз этой самой "белой завистью" и горжусь вашими достижениями - мы люди технических наук, из общего огорода!
Интересуюсь многими побочными науками - Социологией, Психологией, Историей, Эволюцией мира, материалистическим Мировоззрением.

Алекс Савин   12.03.2014 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Очень рад был узнать, что мы "из общего огорода" Даже специальность у нас одна. Интересы близкие,но ваш спектр интересов намного шире моего. Я не завидую, потому что уже поздно завидовать. С уважением и добрыми пожеланиями.

Болеслав Вольтер   12.03.2014 22:45   Заявить о нарушении
Рад взаимопониманию!
Приглашаю почитать на Прозе мою книгу "Житейское мировоззрение,философия жизни". Без хвастовства скажу - она дважды была номинирована на премию на нашем портале. Может вам понравится и пообщаемся по этим вопросам?
Попутно - вопрос по гироскопам. Я читал интереснейшие мемуары Чертока Б.Е. "Первопроходчество", где он говорит и о гироскопических системах ракет. Пишет, что для раскрутки гироскопа до 30 тыс оборотов в секунду требуется до 15 минут. Это же очень много, если боевая тревога по ракетным частям.
Вопрос - какие гироскопы сейчас применяют кроме механических?

Алекс Савин   13.03.2014 11:08   Заявить о нарушении
Начну с гироскопов. Они были моим увлечением в студенческие годы. Но работать по специальности "Автопилоты" мне не довелось. За многие годы с тех пор, потерял свою квалификацию по этим приборам и поэтому ответить содержательно на ваш вопрос не имею морального права. Но, вспоминая студенческие работы, скажу гироскоп разгоняется очень быстро, ему не нужны 15 минут на это, да в этом и нет особой необходимости, гироскоп и с меньшей скоростью будет работать, как надо.
Теперь о "Житейском мировозрении..." Я успел только просмотреть, но не все прочесть. Мое первое впечатление - это фундаментальный научно-философский- писательский труд. Поздравляю и преклоняюсь пред вашим творением.Если мне хватит пороха содержательно высказать(в чем я сомневаюсь),свое мнение, сделаю это. Да, надо бы это опубликовать и в бумажном варианте. Желаю новых успехов.


Болеслав Вольтер   13.03.2014 17:45   Заявить о нарушении
В редакции "Вузовская книга" мне сказали - спроса не будет, не рентабельно.
Теперь ведь больше читают Акунина, Пелевина, Дарью Донцову и др.
А мировоззрение им как пятая нога зайцу.
Спасибо за отзыв. Да мне вполне достаточно, что ею интересуются на Прозе - значит я не зря трудился.

Алекс Савин   13.03.2014 18:58   Заявить о нарушении
По гироскопам: так пишет Черток (он у них отвечал за приборную часть) - нужна была большая навигационная точность для больших ракет - лунников и др. Якобы для этого скорость вращения была на пределе прочности. Теперь вроде есть оптические и другие.
Меня гироскопы тоже интересовали - мы с детьми сделали макет на трех рамках с раскруткой шнуром. Здорово гудел и вращался около минуты. Ориентацию держал хорошо! Теперь их (с моторчиком) можно купить в магазине.

Алекс Савин   13.03.2014 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.