Восточная сказка, ч. 16

Часть 16. Первое сражение с кыпчаками Шукюровыми.

Приближался ноябрь 1236 года. Возвращался Александр, Великий Князь всея Руси, с дружиною в Киев. В дороге захворал сильно он. Действие яда стало сказываться. Но был в дружине его знахарь народный, воевода Степан. Знал все травы, снадобья, растения он, чтоб от хвори лечить. Дал он травы ему девятисила. Полегчало князю. Так доехали они до дворца княжеского. А там другие князья да воеводы уж ждут, не дождутся заступника своего. Собрал всю свою волюшку Князь Александр, всю свою силушку и взял на себя командование Армией русскою.
А в то время доскакало войско шукюровское под фальшивыми знаменами ордынскими до Мурома. Остановилось войско монгольское, не привыкшее к холоду лютому, раскинуло походные юрты, стали греть костры, чтобы согреться.
Собрал Александр народ с дружинами и сказал свое слово перед боем, чтобы бились с врагом лютым, не жалея живота своего. Говорил он князьям, что не войско Батыя стоит перед ними, а бандиты кыпчаки взбунтовавшиеся. Да не поверили ему князья. А что до народа простого, так ему все одно было тогда, с кем биться. Ведь бывало, и своих русских бивали, кто на землю Мурома посягал. Войску Батыя до Киева еще день пути было, как началось сражение. Сначала вышли богатыри пред войсками. От Шукюра вышел здоровенный богатырь Адалят. Вес его был не менее чем у кобылы. От русского войска вышел богатырь Рустам – Илья Муромец. Крикнул зычным голосом Рустам так, что содрогнулись монголы, и щиты друг о друга задребезжали. Подошел к нему Адалят, топнул своей слоновой ножищей так, что подбросило Рустама, и упал он навзничь. Склонился над ним Адалят, чтобы нанести смертельный удар в сердце русскому богатырю. Но в последний момент изловчился Рустам, вскочил на ноги и нанес удар сеченый по шее противнику. Тот на миг завращал выпученными глазами, а Рустам, не давая ему опомниться, подпрыгнув, треснул пяткой ноги в зубы великану. Адалят засопел. Изо рта его сочилась кровь. Но он не упал и продолжал надвигаться всей своей тушей на ловкого и сильного Рустама. В руках у мокрого от пота разбойника сверкнул кинжал.… Адалят сделал прыжок, который трудно было от него ожидать, учитывая его невероятную массу. В одно мгновение Рустам отскочил в сторону, а гигант рухнул всей своей тушей об острый торчащий из земли камень. Расчет Рустама оказался верным. Адалят более не поднялся. Он был мертв. Воодушевленные русские дружины бросились на войско монголов, но в них полетели тысячи стрел. Прикрываясь щитами, дружины продолжали медленно все же наступать. Но справиться с таким громадным прекрасно вооруженным войском было не просто. К полудню дружинам пришлось отступить и сделать небольшую передышку. Войско Шукюра тоже решило воспользоваться временной передышкой, чтобы подтянуть силы из тыла. Ливший как из ведра дождь прекратился. Выглянуло яркое солнце, в лучах которого с расстояния птичьего полета открылось поле сражения, покрытое телами раненых и убитых воинов и коней. Бочки со смолой нефтяною, которой пропитывались стрелы, монголы-кыпчаки подтягивали на специальных повозках. Нефтяная смола использовалась так же, как горючее для разжигания костров, чтобы согреться в холодное время. Рустам забрался на высокую скалу, с которой ему видно было построение войск противника. Поразмышляв с минуту, Рустам вскочил на коня и подскакал к князю Александру, наблюдавшему со своего коня за ходом сражения. Шепнув что-то князю и получив одобрительный кивок, Рустам вместе с двумя дружинниками ринулся к перелеску, где была спрятано в повозке под сеном странное сооружение, внешне напоминающее большую тарелку. Втроем они разворошили сено и вытащили три больших вогнутых зеркала, опиравшихся на треножники. Сев на коней, трое всадников отскакали друг от друга на расстояние полета стрелы и расположили под углом примерно в 30 градусов друг к другу зеркала так, что солнечные лучи, отраженные от них сходились в одну точку. В эту точку на земле Рустам положил какое-то странное стекло, через которое проходил отраженный от трех зеркал луч. Это стекло напоминало большую линзу, и после такой линзы, начиная с двадцати шагов, воздух разогревался до температуры, приближающейся к температуре пламени. Направление такого луча смерти регулировалось поворотом линзы.
Когда воздух после линзы был достаточно разогрет, Рустам повернул луч прямо на бочки со смолою. Луч света и потока жара ослепил и привел в шок сотни две воинов, находившихся недалеко от бочки с нефтью. Одновременно были пущены несколько горящих стрел в бочки. Жидкость смолистая вспыхнула, и бочки, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга, начали взрываться одна за другой. Войско Шукюра в смятении дрогнуло и начало отступать. Конные дружины, воспользовавшись замешательством, взяли инициативу боя в свои руки и погнали кыпчаков к югу. Несколько часов скакали кыпчаки врассыпную, скрываясь отрядами в перелесках. Где-то начинались стихийные схватки. Но кыпчакам удалось уйти от преследования, вновь воссоединившись в низовьях Днепра. В маневренности кыпчакам нельзя было отказать. Однако в спешке они потеряли много оружия, в том числе привезенного из Китая.
Окрыленные успехом сражения, русские князья засели пировать победу. А в это время Шукюр решил ночью напасть на пирующие русские дружины...

Продолжение следует…


Рецензии
Интересное изобретение с зеркалами.
Вообще-то я читаю за бои и думаю, ну как таки природой мужчины и женщины устроены разными. А если бы изначально не восседала у мозгах такая мысль воевать. Ну откуда она взялась? Почему. Чувство превосходства, жадность и прочее? И почему в Библии сразу с гуманности не начинаются люди?

Светлана Блоха   18.12.2008 22:50     Заявить о нарушении
"Степень агрессивности" Бога, сначала в Торе, позже, в Библии и Коране, если проследить по хронологии описываемых событий, меняется. Ощущается некий пргресс в сторону гуманизации Бога... Ясно ведь, что искажение слышимого с небес, написанное под диктовку свыше человеческой рукой, всегда носит некоторый субъективный характер отображения. Но метафизика, по мере приобретения знаний, уступает место все более объективному восприятию пространства и времени, без привнесения мифологических образов. Сказка - это лишь инструмент, который дает возможность задуматься и исследовать, то есть, догадываться... и испытывать.

Rashid   23.12.2008 11:04   Заявить о нарушении