Память народа

Мы часто воспринимаем вчерашний день, летящие, сменяя друг-друга, годы, как историю. Народ же в этом водовороте времени – творец, создающий историю, именно он – связующее звено и хранитель, бережно передающий эту историю из поколения в поколение. Обратите внимание: едва познав в детском возрасте грамоту, овладев письмом и навыками чтения, первыми нашими книгами, которые мы пытаемся одолеть самостоятельно, становятся сказки и образцы устного народного творчества. Они так глубоко проникают и укореняются в нашем сознании, что и много лет спустя услышанные сказки и герои народных эпосов не забываются, оставаясь с нами навсегда, более того, с течением времени, любовь к ним только крепнет. Как сильно в детстве мы мечтали походить на них, точно так же и для наших детей стараемся черпать самые первые уроки жизни и примеры из этой сокровищницы, прививая им мораль и дух, характеры полюбившихся с детства сказочных персонажей.
Мне хочется особо отметить, что именно народная память, почитаемая нами как источники духовной силы, как бесценная сокровищница, любовно уберегла нас от ошибок дней обозримых и отдаленных, с которых я начала свое повествование.
Нам неслыханно повезло, что мы сумели сохранить память народа, наши исторические корни. Она облекла понятия любви, добра, чаяний и хрустально сокровенных помыслов в яркие, искрометные, сказочные формы эпосов, сказок, былин и сберегла их для нас, пронеся через поколения до наших дней. За труды свои народ не требовал ни лавров поэта, или звания писателя, ни славы композитора или регалий ученого. Покрытая язвами, рубцами, переполненная горем и невзгодами, и несмотря на это, сохранившая для нас любимую Родину – это драгоценное наследие, народная память навечно поселяется в каждом доме, в каждом сердце. И мы, принимая эстафету предков, с первых же дней независимости всем своим существом вдыхаем сладостный и пьянящий дух свободы, ибо все это взрастает на благодатной почве памяти народной. И пласты столетий, пропитанные ее силой, ее дыханием, через мудрость эпосов и мелодию песен впечатались в наше глубинное сознание. Независимость одарила крыльями эти животворные песни и сказания.
 «В основе происходящий в нашей жизни преобразований лежит духовное пробуждение нашего народа. Возрождение истинного значения родного языка, материализация в реальной жизни наших традиций, ценностей оказывают свое благотворное воздействие и на настроения наших людей». Основы, о которых упоминал наш Президент, для меня, в первую очередь, означают память народа. Ведь и сегодня, в век компьютерных технологий и космических ракет появись какая-либо проблема, затруднение, на помощь незамедлительно приходят многотерпение, интеллект и вековая мудрость народа. И если вокруг помутнеет разум и путаются мысли, совершаем ошибки в словах и делах, нищает рассудок, мы начинаем искать спасения и поддержки в духовных ценностях, устном народном творчестве, столько часто упоминаемых Президентом.
Допускаю, вы можете возразить, что эти мысли можно было бы изложить, и не облекая их в форму высокопарных метафор. Но по-другому сказать я не могу. И желала бы, чтобы каждый человек относился к этому вопросу подобным образом.
Хотелось бы, чтобы каждый глубоко и ясно осознавал, что несмотря на раны, нанесенные политикой, тотально вторгавшейся на протяжении долгих лет застоя в наши мысли и быт, сломить волю народа и обобрать сокровищницу духовных накоплений и нравственных ценностей не так легко, даже невозможно, по большому счету.
Нашему народу традиционно свойственно чувство благодарности, природного такта. Этому наследию, взлелеянному нашими предками, мы стараемся следовать неукоснительно. Благодарность, взлелеянная во всякие трудные времена оберегала наш народ, помогая преумножать нажитое с самого малого. Поддерживала пламя жизни, не давая ему угаснуть. И благодарность эта в настоящие дни как воздух необходима каждому из нас. Наша благодарность дала независимость нашему краю, нашему Отечеству. Мы должны быть безмерно благодарны судьбе за то, что она через дар независимости сделала для всех узбекистанцев счастье мирно и размеренно обустраивать быт, свободно трудиться. Быть благодарными, что наше государство со своим богатым культурным, духовно-нравственным наследием, великой историей было признано всем мировым сообществом Благодарными за принятие Конституции Узбекистана – Закона нашего Счастья, гарантирующего нам право быть равными среди равных. Я верю, что среди людей, читающих эти строки, многие безоговорочно согласятся со мной. Хочу сказать им особое спасибо, и напомнить один из основных устоев, принципов этики благодарности. Конституция закрепила за нами более ста прав, гарантирующих нам свободу, мир, здоровье и жизнь, защиту от несправедливости, бедствий, поддержку в тягостные дни. .
 В основе каждого из предпринимаемых шагов, направленных на обеспечение благополучия народа, мира в нашем крае, лежит стремление поострить достойное будущее. Мы должны быть бесконечно благодарными за это, помнить об этом. Я верю, такое это навеки остается в памяти народа, несмотря на количество пролетающих лет. Ибо в основе как внешней, так и внутренней политики нашего государства лежат интересы каждого из нас. Ряды глубоко осознающих это, рассуждающих с этих позиций, испытывая здоровое чувство благодарности этому, чрезвычайно многочисленны.
«Без сомнения, социальная защита населения, считается важнейшим условием неизбежности реформ и является основным, непрерывным направлением… Создание рыночной экономики – не просто самоцель. Конечной целью всех экономических, демократических, политических преобразований является, в первую очередь, создание достойных условий для жизни и деятельности человека». Обозначенные Президентом направления развития страны и общества обеспечивают будущее нашего края, служат гарантом веры нашего народа в завтрашний день, права свободы на труд. С непоколебимой верой в это, без тени сомнения, могу говорить о том, что патриотов, не жалеющих себя в деле создания судьбы Родины и грядущего поколения, бесчисленное множество.
И все же, порою приходится горько сожалеть, что пальцы на руке не всегда одинаковы. Иногда по долгу службы приходится беседовать и выслушивать скорбные слова, произносимые со слезами на глазах приходящих ко мне на депутатский прием людей. Обстоятельно выслушав человека, его сетования, что переходный обрушил на него массу экономических трудностей, что раньше было легче, вижу как он, не зная что предпринять, ищет виноватых в сложившейся ситуации, не спешу с ним соглашаться. Не могут заработать на хлеб насущный, не могут найти работу… Я спрашиваю его, а кто же, по его мнению, собственно, виноват? Хорошо, допустим, мы и помогли ему, выделив некую сумму из благотворительных фондов. Сумма эта однозначно будет потрачена за месяц или дней за десять. А что потом, снова обивать различные пороги с протянутой рукой? Все наши беды в неумении и нежелании трудиться с полной отдачей, полагаясь только на собственный опыт, профессионализм каждый из нас должен изменить свою жизнь, исходя и своих умений и навыков, с непреклонной верой в лучшее… Кому-то из пришедших на прием мои наставления служат положительным уроком, кто-то же в сердцах, недовольный, ругаясь, хлопает дверью. Но ведь в этом правда жизни, суровая действительность, это есть ИСТИНА! Благотворительные фонды, конечно же, не предназначены для здоровых и трудоспособных людей. Пусть трудятся. Почему же свое нежелание работать, свою социальную и профессиональную несостоятельность они ставят виной другим?
… В одной из публицистики я вела речь о Биби-опа, не устававшей твердить мне о негожести носить красный галстук. Хочу дополнить свои размышления и воспоминания примерами из жизненного пути этой святой женщины, ее мироощущениями, и особенно, ее пониманием идей независимости, реалий нашего дня, верой и надеждой в день грядущий, хочу поделиться содержанием и моралью наших бесед. Ее разговоры подобны страничкам живой энциклопедии. Она прекрасно помнит все этапы и события своей жизни. Не только помнит, но и оценивает из, делает выводы. Выводы ее основывались на непреклонной вере в крах советской системы, в чем она нас самозабвенно убеждала и окружающих. Наш недавний с ней разговор воскресил в моей памяти давно минувшие дни…
Мы хорошо себе представляем место и роль кишлака Шурахан, что расположен в Турткульском районе, в формировании и сегодняшнем становлении Каракалпакстана, не только социально-экономическом, духовно-культурном, но и в политико-идеологическом контексте данного населенного пункта. Биби-опа родилась и выросла там… Сейчас живет в Турткуле. Наша беседа с ней берет свое начало с момента введения порядка нормированного распределения продтоваров населению махалли, где проживала Биби-опа. В тот день она получила в сельском магазине пакет с мукой. «Люди меня поражают, – говорит опа, – зачем толпиться, создавать хаос и беспорядок, муки ведь в любом случает хватит на всех. Все учтено и рассчитано. Так нет же, пока дойдет очередь, чего только не наслушаешься. Кто-то понимает, еще кто-то наговорит всего. Вначале я молча слушала их. Кто-то одобряет сложившееся положение вещей, кто-то возмущается, даже можно услышать что-то вроде, мол: что, это и есть хваленая независимость, с утра стоим, а уже обед». На этом месте Биби-опа перевела дух, и продолжила.
До подобных людей достучаться нелегко, но я все же высказалась. Слушайте, вы можете быть хоть немного благодарными, если пройтись по сусекам у вас дома несомненно обнаружатся еще 4-5 мешков муки. Стыда у вас нет, так и здесь вы пытаетесь урвать где подешевле, неблагодарные…
Слушая эту женщину, наши сердца преполняются удовлетворением от представленных независимостью возможностей для народа. Она рассказывала как одергивала тех, кто винил во всем независимость, прерывала недовольных, верещавших о дороговизне, и я, слушая ее, уверовала в то, сколь глубоко проникли в сознание людей понятия о свободе, чувстве самосознания…
Отец Биби-опа также родился и вырос в Шурахане. Грянувшая в конце 20-х прошлого века коллективизация, политика подведения под меч раскулачивания свела на нет счастье семьи и добро, нажитое честным трудом, растоптала их судьбы. Латыф Абдураимов был главой самодостаточной семьи. В хозяйстве были 2 верблюда, 2 коня, крупный рогатый скот, овцы и козы, земли в 12 танабов (примерно 5,5 га) и дехканские орудия труда.
Ранней весной, с началом посевной Латыф ака собирал вокруг себя 10-15 дехкан из соседних домов и успевал вовремя засеять землю. В то время в основном выращивали кукурузу, овес, пшеницу и бахчевые. На значительной части этих земель были разбиты также и плодоносные сады.
В один из этих дней на пороге дома появились зловещие силуэты вестников большевистской власти в лице исполнителей решения движения по раскулачиванию. Все нажитое Латыф ака было конфисковано и роздано беднякам.
Здесь я задала ей вопрос: – Если все конфискованное в те дни было распределено между бедными, если им досталось наследство состоятельных и зажиточных семей в виде денег, драгоценностей, скота и утвари, так почему же на протяжении семидесяти лет эти бедняки на стали зажиточными, и вообще, почему в таком случае из нашего лексикона не сгинули понятия бедности и нищеты, ответьте мне пожалуйста. Вот вы сказали, что ваш отец привлекал к посевной несколько человек, труд которых, без сомнения, им достойно оплачивался. Наверное, часть состояния вашего отца отошла и к ним? – «Конечно же, – молвила Биби-опа, – я могу ответить на твой вопрос. Был у отца сосед по прозвищу Реим-шамма. Их в семье было 15 человек, они работали на наших землях. «Благодаря» советской власти мой отец оказался в плачевном положении, и большая часть его состояния перешла к Реим-шамме. Потеряв от внезапно свалившегося на него счастья рассудок, он выставил нас из дома, предварительно избив нас. Не забыла, и наверное никогда не смогу забыть, как моя пожилая мать проклинала его…
В этом месте мне придется уточнить. Наш отец ранее уже давал Реим-шамме в пользование два с половиной танаба земли. Он же, вместо того, чтобы всей семьей трудиться на ней, пустил все на самотек, оставил землю бесхозной, не справлялся, по лености и отсутствию усердия, с работой, и как следствие, со временем вновь приходил клянчить еду и деньги у отца.
Доченька, не сомневайся, они так и не стали богаче, зажиточней после этого, скоро отца моего как кулака, куда-то увезли, мы же оказались на улице, постоянно подверглись притеснениям и унижениям Реима-шаммы. Моя матушка мечтала увидеть, когда же зло будет наказано и справедливость восторжествует. Но ей этого не довелось увидеть, я была свидетелем краха этой семьи, весь их упадок протекал перед моим взором. Им не суждено было не только преумножить, но даже хотя бы и сохранить доставшееся им от нашего отца состояние, семья Раима-шаммы запустила землю, не уберегла за скотину и хозяйство. Вначале жили, проедая присвоенное чужое добро, после, пошли по миру. Мы ничего не знали куда и за какие грехи увезли отца. Некоторое время спустя их, уже в качестве арестантов, привлекли к тяжелейшим физическим работам в ауле Мискин, что в Турткуле, на строительстве канала Пахтаарна. Жизнь их была хуже собачьей».
…Вспоминая об этих тяжелых днях своего детства, Биби-опа припомнила строки очень популярных в народе песен, передававшихся тогда из уст в уста:
Шесть десятков дней держал в плену нас Мискин,
Ветра с ревом нагоняли на нас пески,
Безвылазно во тьме, корчевавшим камыши Пахтаарны
Всевышний, не дай нам, безродным, искалечить свои судьбы.

Гнали из Мискина в пропасть Харом околевать
Ненавистные колотушки глину месить
Кричали надсадно нам – что уселись, бегом – во рвы
Всевышний, не дай нам, безродным, искалечить свои судьбы.

Кормчий Кадыр гонит судно по Арне
Аллаха арестанты просят о помощи извне
Ведь «почести» им великие оказаны
Всевышний, не дай нам, безродным, искалечить свои судьбы.

Сапарбай-голубятник, богачи-рабочие
Султанбай разжигает костер, пахарь-Суванбай,
Одни лишь русский управляет сто одним
Всевышний, не дай нам, безродным, искалечить свои судьбы.

Немало в кооперативах горькой муки
Кто ел ее, загибался от мук болезни
Кому слезы жалобные твои нужны
Всевышний, не дай нам, безродным, искалечить свои судьбы.

Я еще не пересказала всей нашей беседы, но сначала хотела бы поделиться с Вами некоторыми своими размышлениями. Почему, по какой причине некоторые люди, проявляют слабость, не найдя в себе силы противостоять трудностям дня настоящего, ностальгируют по советскому периоду. Рассказ этой простой старушки о событиях ее далеко и далеко не безоблачного детства, пронесенные сквозь всю ее жизнь, заставляя рыдать и страдать ее и поныне, не давая вырваться из оков истязающих ее сердце воспоминаний сиротского прошлого, «дарованного» им советской властью. Ведь ее отец никогда не зарился на чужое, нажил свое состояние честным трудом и праведными деяниями, а не обманно или воровским путем. Мирная и счастливая жизнь были плодами самоотверженного и тяжелого труда. Результаты этих трудов несостоятельные воспринимали как роскошь и богатство, которое нужно раздать нищим, а дом, возведенный в течение всей жизни заняли непонятные госучреждения… Где это слыхано… Разве это не есть беззаконие и произвол? Хорошо, скажем, советская власть и защитила слабых и обездоленных. Но ведь это не помогло беднякам избавиться от нищеты, напротив, они стали еще изворотливее, непрестанно рыщущими в поисках нетрудовых доходов людьми, самое главное, в конце концов и это ведь не помогло, они так и остались бедными. А советская власть приучила их сквозь призму догмы «вся власть трудящимся», подобно трутням, есть и не работать. А еще они утверждают, что были времена, где царила дешевизна. Но за счет чего? А за счет того, что все было на удовлетворение лишь элементарных потребностей – сделать сытыми, одеть и обуть, но при этом палец о палец не ударялся, чтобы привить народу ростки свободомыслия. Следовала четкая установка, которую необходимо было выполнить, а об остальном заботилось государство. Что же мы получили в результате? В итоге советская власть так и не сделала всех богатыми и зажиточными, напротив, все погрязли в нищете, в том числе и состоятельные ранее люди. Тьма окутала наши сердца и души, культура обеднела, мы превратились в черствых слепцов…
Сказанные мной слова наполнили слезами очи старухи. «Скажи так людям, – просила она. – Понятливых людей много, сколько на земле семей, подобно моей, страдали тогда, они ценят настоящее. Я верю, они не боятся работы, создают и преумножают свои богатства неустанно трудясь, не обвиняя в своих неудачах окружающих и государство. Даже если это так, все равно скажи людям. Приведи им такой пример. Была я маленькой девочкой, ничего еще не умела. Но тем не менее, несмотря на то, что отца в 29 лет, невиновного, подмяло под безжалостную мясорубку советской власти, только я и брат, выжили. Сейчас я в городе, но свет в ауле моего отца горит и поныне. Независимость быстро помогла нам встать на ноги. Удивляюсь безалаберности (неприспособленности) некоторых. Не знают простейших путей заработать. Я, например, четыре года назад занималась следующим…
Эти слова пожилой женщины невольно вызвали на моем лице слабую улыбку: что же такого она делала, подумалось мне. Она же, немного рассерженная моим выражением лица, попросила меня дослушать. В конце зимы на рынках можно купить телят по сходной цене. Их выводят на продажу, так как заканчивается корм и сено. Я дала сыну денег, отложенных с пенсии, и попросила купить двух телят, что он и сделал. Вот так мы и поступаем, в конце зимы – начале весны покупаем молодых телят, откармливаем их до осени, у нас есть подворье, хозяйство, так что с кормом проблем обычно не было. А осенью продаем за хорошие ден
 Раз такой пожилой человек, к тому же женщина, убеленная сединой, сумела самостоятельно постичь элементарные законы рынка, скорее всего в ее кровь и сознание впитались народные пословицы: «Без труда не выудишь и рыбку из пруда», «Труд красит человека».
Думаю, вы уже поняли причину, по которой я привожу здесь эту беседу. Надеюсь, мне удалось на этом примере еще раз раскрыть истинную мощь памяти народной. Ибо день настоящий, вбирая в себя уроки дней вчерашних, благих дел, совершенных хорошими людьми, навечно запечатленных в памяти народа, вынесшими его из различных потрясений, ведет нас в будущее. Из памяти народа, я глубоко в этом убеждена, не исчезнут и самые первые дни нашей независимости. Напротив, они, без сомнения, послужат будущему поколению яркой путеводной звездой к счастливым дням. Выражаясь словами нашего Президента, то: «Патриотизм людей находит свое выражение в бережном отношении к славной истории, достоинству, культуре и традициям горячо любимого народа. В жизни случается всякое, иногда может придавить груз несправедливости, обиды и оскорблений, но даже тогда, в сердцах оскорблять Родину и соотечественников есть не что иное, как неверие. Народ никогда этого не простит».
Нукус 1994 год


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.