Первый раз на третий курс или Вся правда о медицинском институте

1 сентября день выдался пасмурный. Ничто не предвещало ничего хорошего…
31 августа я посмотрела расписание (некоторые сделали это ещё в июне, идиоты, непонятно, зачем. Я же стремилась отсрочить неизбежное, насколько это возможно). Итак, бросалось в глаза то, что приходить почти каждый день требовалось к 8.30. Заканчиваем где-то в 17. Ну и конечно, «долгожданные» новинки, призванные «приятно» разнообразить досуг будущих медиков. Патан – патологическая анатомия, если по-серьёзному (кстати, представьте, я только сейчас поняла, что патологоанатом – это специалист именно в данной дисциплине. Раньше как-то не задумывалась: ну патологоанатом и патологоанатом, трупы режет в морге…). Патфиза – она же патологическая физиология (как же мы будем, если даже нормальную физиологию никто не мог выучить?!). Фарма – фармакология – гроза всех студентов-третьекурсников, пока не знаю, почему. Пропедевтика – не нравится мне это название… Общая хирургия - ну тут всё ясно. Из оставшихся истмед – история медицины – самое большое идиотство на свете. Именно сейчас, когда на бедных студентов навалилось всё вышеперечисленное, им очень сильно требуется учить всяких Парацельсов и прочих Галенов, с одной лишь целью – забыть в следующую же секунду после ответа. История медицины и культурологии (о как!), как водится среди предметов, которые на фиг ни кому не сдались, - очень важная кафедра. Проверяют на лекциях и заставляют отрабатывать пропущенные занятия. Лекции, кстати, читают очень примечательные персонажи: кудрявая тетечка с усами, тетечка без передних зубов («Шегодня мы будем проходить вошемнадшатый век в Рошии») или совершенно безумный дед. Половину слов он проговаривает по буквам, неизвестно, зачем, может, считает, что мы совсем дебилы. А половину – с интонацией драматического актера, уволенного из театра за профнепригодность. Одет в костюм цвета детской неожиданности и ботинки точно такого же цвета (блин, почему я не могу найти обувь точно под цвет одежды, а он смог?!). Состоит в обществе православных врачей (мда…). Притом все полтора часа несет какой-то бред, который потом не спрашивают. А ещё по истмеду (единственный предмет) надо писать курсовую. Вот такая кафедра.
Зачет в прошлом семестре стоил одной девушке 4000 рублей.
Ну так, я отвлеклась. Ещё с прошлого года остались ВЭМ (военно-экстремальная медицина, рассказ о ней позже) и микра – микробиология. Мой друг из второго меда считает, что проще выучить телефонный справочник, чем микру. Не знаю, не пробовала.
Именно на микробиологию предстояло явиться первого сентября. К 8.30. Абсолютно не выспавшаяся, не соображающая, что происходит, я ехала в институт. Утро тоже было пасмурное. Я шла, со всем возможным дружелюбием оглядывая детей с букетами и подростков без букетов, но с сигаретами. На Охотном ряду никого из наших не было. Странно. Я уже начала подозревать, что напутала с расписанием, и у нас сейчас какой-нибудь патан на Фрунзенской. (кстати, прецедент был: на первом курсе первое сентября приходилось на среду, а мой одногруппник решил, что раз начинается учебная неделя, то должен быть понедельник. И поехал по расписанию на анатомию. Приперся такой в анатомичку: «где здесь первый курс занимается?» ему говорят: «а первый курс здесь не занимается!». Разбирал там какие-то кости, а мы в это время на немецком тусовались…) Перед корпусом тоже никого из наших. Моя тревога переросла в полнейшую безмятежную уверенность, что сейчас я поеду домой спать. Но нет! На кафедре микры перед кабинетами топчутся сплошь знакомые лица (люди, в смысле). Так странно! Впечатление, что только вчера отсюда вышла, и только вчера их всех видела, соответственно. В прошлом году хоть обнимались и изображали радость на физиономиях. А теперь просто: «А, привет!». Просто, наверное, за эти бесконечные 2 года обучения мы так сроднились, что сокурсники воспринимаются, как неотъемлемая деталь твоих будней…
Так вот, микра. Лирическое отступление: больше всего в учебном процессе я ненавижу микроскопы и рисовать. И эти две вещи преследуют меня с самого начала. Сначала была биология. Мы смотрели в микроскоп и переносили увиденное в альбом (в теории). На практике: если ты рисовал то, что видел в микроскоп, преподша говорила: «Что это такое? Откуда это взялось?». Возражения, вроде «я это вижу», не принимались. Если же имел неосторожность нарисовать то, что в учебнике – «Ты срисовываешь с книги! А нужно рисовать то, что видишь!» и так до бесконечности. Я то надеялась, что, сдав экзамен по биологии, попрощаюсь с ненавистными альбомами, карандашами и непонятными рисунками (гы, точно так же, получив аттестат, вопила: «Теперь можно забыть физику!», а придя на первый курс, обнаружила, что буду её изучать!). но нет! Началась гистология. Здесь рисовать требовалось цветными карандашами. Да, ну вообще-то, главным было
увидеть всё, что нужно в микроскоп и уметь рассказать об этом, но на деле занятия проходили так: все срисовывали с плаката на стене рисунок, потом когда препод спрашивал: «А что это у тебя за кружочек?», дружно отвечали: «Эээ», в микроскоп заглядывали эпизодически (не успевали) и увиденное в нем совершенно не совпадало с тем, что мы только что нарисовали. Вот такое кино. Но гистологии тоже пришел конец. И что бы вы думали?! Микра! Тоже нужен альбом. Правда, рисовать нужно не очень много (слава Богу!), больше писать всякую мурню про то, как мы исследовали микробов. Кстати, это на первых порах было очень интересно (исследовать, а не писать, конечно): сажаешь микробов на стеклышко, заливаешь по очереди из разных баночек, не соблюдая время и пропорции, и на тебе – не сдохли, окрасились, видны! Поначалу это вызывало у всех бурный восторг. В прошлом году у нас была очень классная преподша по фамилии Халтурина. Весь семестр мы халтурили, она нас не спрашивала почти, рассказывала всё время что-нибудь сама и отпускала пораньше, что очень ценно в субботу утром. Но надежды на продолжение учебного процесса в таком духе не сбылись. Преподаватель поменялся. Точнее, поменялась. И говорит: «Ну вы, конечно, не приехали вчера на кафедру посмотреть задание? Плохо» (напоминаю: первое сентября на дворе!!!). Мы офигели. Собственно, я находилась в состоянии перманентного офигения от того, что опять нужно учиться, поэтому никаких новых эмоций не испытала. Только в нашем институте тебе предъявят претензии, что первого сентября ты ничего не знаешь, когда это пятница, и во всех нормальных ВУЗах занятия начинаются с понедельника. Кстати, чтобы закрыть тему микры. Это действительно оказалось, как телефонный справочник! Хорошо хоть преподавательница классная. С микробами дело обстояло хуже, чем раньше. Они упорно не делали того, что теоретически должны были. Сажали микробов – вырастала плесень. Тогда наши парни решили не запариваться и посадили плесень. Выросли микробы!!!
Лекцию по микре читают нам вместе с ещё одним потоком. Всего человек 200 с лишним. Где-то к середине я поняла, что пытаюсь вдохнуть и не могу, потому что воздуха просто нет!
На второе сентября уже что-то задали. Я стала орать, что делать ничего не собираюсь (и не сделала, кстати). Вот она, страшная фарма! Оказалось нестрашно: сидели рецептики выписывали, я уже не знала, какое положение занять, чтобы не бухнуться носом в тетрадь и захрапеть. А потом случился вселенский облом. Да, кстати, забыла сказать: у нас при ближайшем рассмотрении оказалось совершенно шибанутое расписание: перерывы по полтора часа, когда между кафедрами один этаж. В деканате (или где там составляют расписание), наверное, думают, что студенты-медики всё время жрут. Недалеко от истины, конечно, но за первые два курса они научились делать это на бегу. А вот спать на бегу ещё ни у кого не получалось! Итак, между фармой и лекцией по патфизе – полтора часа. На улице офигительная погода, день города к тому же. Все хотят гулять, но нет же, первая лекция (какими идиотами мы были!). В общем, если коротко, то её отменили, не предупредив, мы почти целым потоком просидели в лекционном зале минут 20, а потом пришел дядечка и сказал: «Видимо, лекции не будет…» (ага, с понтом коротко получилось ). Ну что тут можно добавить. Только «…..».
Вообще, кроме того, что с нами обращаются как со скотом (см.выше), есть ещё парочка (десятков) глобальных недостатков нашего института, а именно: ОТРАБОТКИ! Никто никогда не понимает, что это такое. Я говорю: «не могу забить, надо будет отрабатывать»
 - Как отрабатывать? (у всех, видимо, неприличные ассоциации)
 - Ну приходить вечером и делать то, что делали на занятии. Отвечать там…
 - А если проболел?
 - Тоже
 - А если справка есть?
 - Никого не колебет.
На самом деле, это ужасно. Если, к примеру, нормально так поболеть недельку с пользой для души и тела, чтобы вокруг суетились родственники и отпаивали горячим чаем, отработок накопится дай Бог. Поэтому все и прутся в институт больные, заражая других. В падлу тратить потом свободное время (его и так не хватает) на сидение на отработках.
Второе: белые халаты!! Теперь мы хоть на лекциях можем сидеть без них, а на первом курсе куда там: вы на лекции, оденьте халаты! Соответственно, все твои попытки выглядеть стильно (круто, модно, сексуально, как хотите…) потонут в недрах белого халата. Плюс: его же нужно таскать с собой. Положим, все эти 800-страничные талмуды формата А4 (учебники, в смысле) в институт можно не носить и ходить с маленькой сумкой, но халат! Даже беспощадно смятый он туда не влезет. А теперь ещё нужно брать сменку (в больницу). Как мы говорили на первом курсе: студент-медик это человек с кучей пакетов, булкой, которую он жует на ходу, и безумным взглядом. Да плюс: он всё время куда-то бежит.
Ещё одно: постоянные зачеты. Это нормальный студент живет от сессии до сессии. А студент-медик живет от выходных до выходных. Да и то. На втором курсе, к примеру, было просто сказкой куда-нибудь выбраться. А так – все выходные сидишь и зубришь анатомию. И самое ужасное: теперь-то всё равно никто ничего не помнит!
Так вот, зачеты. Они идут практически постоянно, причем (такая подлость) обычно все в одну неделю. Ну зато в следующие 7 дней никто с гарантией не будет ничего делать. Кстати, насчет расписания. Я говорила, что оно шибанутое. Беру свои слова обратно! У нас каждый день один какой-нибудь важный семинар, остальное лекции или там история медицины. А у других потоков (мажорных, как ни странно) в один день чуть ли не по три страшных семинара. Вот и представьте, если все зачеты в одну неделю…
А в этом году наш институт подписал Болонскую (в народе, болванскую) конвенцию, и теперь у нас рейтинговая система. Суть такова (обычно никто не понимает, может, это я непонятно объясняю… попробую ещё раз): чтобы получить «отлично» за экзамен (любой), надо набрать 95-100 баллов. Причем непосредственно на экзамене ты получаешь максимум 40, а остальное - в течение 2 семестров за всякие тесты, устные ответы и коллоквиумы (это типа котрольных). Причем весь этот рейтинг преподам так же в новинку, как и нам. Отсюда всякие странности. Вот, к примеру, патологическая физиология (патшиза). Они, по-моему, только и делают, что заседают и принимают новые положения о рейтинге. Но это никому не помогает. Скорее наоборот.
Вообще максимум за занятие можно получить 1,5 балла – 1 за устный ответ, 0,5 за тест. И даже в этом узком, казалось бы, диапазоне наши любимые преподаватели умудряются разгуляться. Наша ставит 0.25, 0.5, 0.75 или 1. Другие ставят оценки, потом переводя их в баллы. 5 – это 1 балл, 5 с минусом – 0.9, 4 с плюсом 0.8, 4 просто – ещё сколько-то, 4 с минусом – меньше и тому подобное. А теперь попробуйте понять, чем отличаются ответы на 4 с минусом и 3 с плюсом, и тем более – на 5 с минусом и 4 с плюсом! Да, кстати, фишка: за семестр надо набрать 30 баллов. Занятий всего 18, ну первое можно вычеркнуть, потому что к нему никто не готовился. Получается 17, из них 2 коллоквиума по 4.5 балла максимум. Такая простая арифметика. А теперь арифметика ещё проще: сейчас специально поделила на калькуляторе – чтобы получить желанные 30 баллов (с учетом написания коллоквиумов на максимум, что практически нереально), надо каждое занятие набирать ровно 1.4. А многие преподы в принципе никому никогда не ставят 1 балл. Наша вот ставит – повезло, но у неё другая фишка: точнее, у неё много фишек. Например, она знает только то, что написано в монументальном труде заведующего кафедрой, и на все вопросы отвечает: «Посмотрите в учебнике, там всё есть». Но, вообще говоря, она не единственная. К примеру, один заслуженный профессор признает только атлас собственного сочинения (на розовой бумаге фиолетовыми буквами – я не шучу. Напоминает дневник для девочек, знаете, такой: «вклей сюда фотографию друга, а в секретный конвертик напиши имя того, кто тебе нравится»). Так он своим студентам задает вопрос (ответить на который они не могут) и говорит: «Ну открой атлас на 98 странице, там же всё написано! В белом квадратике читай! Правильно! Теперь ниже читай!» Этот профессор, кстати, ставит оценки, которые, по идее, потом надо перевести в баллы, только вот студентам их не сообщает. Так что в конце семестра – сюрпрайзз! – у вас 10 баллов.
Чем можно завершить весь этот набор несвязанных фактов? Если раньше экзамен был лотереей – к какому преподу попадешься, злобному или не очень, то теперь в неё (я бы даже сказала: в полный лохотрон) превращается весь процесс обучения – кто будет вести в течение семестра, соответственно, сколько баллов удастся заработать блеянием на заданные темы, и кто – принимать экзамен. Это нечестно!!!
Вообще, всем, кто хочет к нам поступать (вот безумцы!), могу сказать вот что: да здравствует наш институт, самый нечестный институт в мире! (про негуманный молчу!) Только сюда (ну не совсем, есть ещё второй и третий меды) все врачи запихивают драгоценных чад, и в результате больше половины студентов просто гоняют балду уже который год, вызывая недоумение у всех остальных – зачем было поступать сюда, занимая место тех, кто шестой год сдает экзамены (есть и такие, они ещё и после медучилищ часто, честное слово, блаженные люди) и не может поступить. Точнее, не берут. Только здесь все гордятся блатом и оплаченными экзаменами и сообщают точные суммы (когда я рассказала об этом друзьям из других ВУЗов, они охренели, говорят, у нас это держится в страшном секрете). Только здесь (не, ну, наверное, не только, но всё же) существует группа-фантом, которую никто не видел, а она есть. Точнее, дипломы для них есть…
Ну что, достаточно саморекламы?
Короче, если не смеяться над собой и относиться ко всему вышеперечисленному серьезно, можно сойти с ума. К примеру, преподаватель по общей хирургии Лёшик (о, это супер-мужчина) раз в две недели устраивает нам семинар «Понизь свою самооценку» (а все психологи на своих заняты обратным!). Спрашивает то, что мы вообще не должны знать или должны, но забыли, приправляя это всяческими эпитетами в наш адрес… Спустя положенные два с половиной часа, мы чувствуем себя кончеными дебилами. Блин, я не знаю, зачем он пошел преподавать. Я же не иду в отряд космонавтов. А он такой же педагог, как я – покоритель Вселенной. Кстати сказать, общая хирургия – это самая бесполезная трата времени из всех экзаменационных предметов. Чаще всего преподаватели появляются на занятиях через час после начала (в лучшем случае), ну правильно, они же хирурги, у них работа. На работу – операции – они частенько таскают свои группы. Вот это меня возмущает до глубины души. Абсолютно бесполезная тема, т.к. ничего не видно, и потом даже если бы мы что-нибудь увидели, какой толк? Происходит вот что: мы приходим в операционную в тех же халатах и шапках, в которых пребываем на других кафедрах (в частности, на микробиологии, там разводят микробов, помните), в бахилах, которые никто никогда не стирал, и масках третьей свежести. Стоим там и распыляем в атмосферу микробов и созерцаем спины хирургов, которые вскрывают пациенту живот. Иногда кто-нибудь сжалится и подведет поближе, и тогда мы созерцаем пациента и кровавое месиво у него в животе. Но это ненадолго.
Хотя, начав изучать общую хирургию, я стала просто боготворить хирургов. Потому что, учитывая миллиарды микробов повсюду, просто непонятно, как они умудряются делать свои операции без постоянных летальных исходов. Вы знаете, что микробов обнаружили даже в ведре с дезинфекционным раствором?!
Что ещё рассказать? Ах, да, военная и экстремальная медицина. Я отношусь к тем счастливчикам, которые не подписали контракт с Минобороны, а значит, не хотят быть офицерами запаса, а значит, не хотят проходить практику в военном госпитале, а значит, избавлены от усиленного изучения ВЭМа. А наши будущие офицеры (90% девчонок, кстати) получают эту хрень по полной программе с устными ответами у доски, изучением каких-то опознавательных знаков (все надолго запомнили знаки «открытая щель» и «закрытая щель», очень смеялись) и прочим бредом. Характеризует эту кафедру один эпизод: в прошлом году ещё ВЭМ у нас начинался в 8.30, а за ним следовал перерыв полтора часа. Мы попросили лектора по фамилии Отришко (кстати, фамилии у них как на подбор, видимо, отбирают по этому критерию: Путило, Бабило, Собакарь…) перенести начало на 9, на что он разразился тирадой следующего содержания: «Если на других кафедрах бардак и вам переносят занятия, то на нашей кафедре – порядок, поэтому приходить мы будем по расписанию, к 8.30!» И на следующее же занятие он пришел … с опозданием на час. Вот такой порядок на кафедре. И, кстати, если бы мы ушли, выждав 15 или даже 30 минут (все всегда кричат, что преподавателя положено ждать 15 минут, потом уходить), то всем бы влепили отработку. В нашем институте правовые нормы никого не волнуют.
Следующий лектор (Отришко канул сами знаете куда) был хорош тем, что отпускал нас минут через 30-40 после начала. (Ага, и два с половиной часа студенты ошивались кто где до следующего занятия). Мы предложили ему читать по несколько тем за раз и закончить курс раньше, но нет, у них же на кафедре порядок, забыли? Как проходили лекции (картина маслом): этот мужик сидит (даже встать на удосужился) перед ним нев….ная стопка листов А4. Он: «Гражданская оборона – это комплекс мероприятий… воаоаа (смачный зевок), направленных наааа (ещё зевок), так, это вам не надо (откладывает листы в сторону), это тоже, это тоже… так, а это запишите». Но потом появился настоящий безумец. Он продержал нас положенные три часа и ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ ЧИТАЛ ЛЕКЦИЮ в очень быстром темпе. Это была такая пытка, что мы бы выдали все военные тайны, только бы он перестал.
Потом началась медицина катастроф. Вы, может, думаете, что это интересно? Хрен два. Это тетечка занудным голосом читает занудные лекции, оперируя следующими понятиями: СДЯВ, ВСМК, РСЧС, ПДБВ, БСМП и проч. И все они что-то означают, и мы должны знать, что. Зачем она пыталась устроить 5 занятий подряд. Начиналось всё с: «Кто готовился к зачету, поднимите руки!» и мы прятали руки под попы. Она говорила: «Ладно, тогда мне придется устроить тест/устный опрос/контрольную работу» - вариантов много. Ещё один раз она задала нам 150 страниц учебника (представляете, читать про СДЯВ, БЗДЯВ и иже с ними!). За пропущенное занятие надо было сделать доклад. Она ещё пеняла нам на то, что доклады неинтересные! Правда, все сказали, что мой доклад был интересным. Ну, он про землетрясение, посему содержал много подробностей типа «дети, погибшие в своих кроватках», «глаз на ниточке» и «чудом освободившиеся заключенные, которые направились к винному магазину, чтобы его ограбить» - а это, как известно, вызывает повышенное внимание. Но приближалась зачетная неделя, а это значит, что и по ВЭМу потребуется заветная закорючка. А мы предполагали, что эта тетка так просто никому ничего не поставит. Я предлагала взять её в заложники и пытать, мы даже всякие изощренные пытки придумали. Но зачет таки получили, что-то как-то ответив (я не отвечала, гнусно обманула тетку, но об этом неохота рассказывать…)
Даже и не знаю, о чем ещё рассказать… Пора, наверное, заканчивать. Если всё продолжится в том же духе, я напишу ещё «Первый раз на 4 курс», из которого вы узнаете всю правду о больницах. А пока…
А пока у вас есть ещё года 3, чтобы поправить здоровье, укрепить иммунитет, потому что с такими врачами излечение вам явно не грозит. Гы-гы-гы, это шутка! А если серьезно, отвыкайте болеть!
ЗЫ: а если нужны ещё аргументы, прочитайте рассказ «Человек-дыра» и навсегда попрощайтесь с мыслью попадаться в больницу с инфарктом. Очередной привет от Степочки: сердце после инфаркта окостеневает (становится костью то бишь) и лечить это нужно антибиотиками. Зачем? на всякий случай.


Всегда ваша
Я


Рецензии